Мечты и жизнь группы ят-ха

Вячеслав Шляхов
ЯТ-ХА. Ятха. Я-Т-Ха!
Выговариваю спокойно. Как выдох.
Здорово получается. В этом мире я рад любым знакомствам.

  И с кем я только не встречался? С политиками, художниками, бизнесменами, конгрессменами, министрами,…короче говоря, пока еще не встречался только с группой ЯТ-ХА.
Да, я был на первом выступлении этой группы в Иркутске год назад. Немного об этом написал. Альберт Кувезин, Евгений Ткачев, Шолбан Монгуш, Алексей Саая. Все профессиональные музыканты, кроме Монгуша – он дипломированный экономист! Но как играет!!! Ну и все. А сейчас, вот они рядом, доступные, смешливые, ироничные и совсем не сценические. А мне другого и не надо. За многие годы работы, я не привык выстраивать мои интервью по заранее спланированному сценарию. И не читаю никогда заранее о человеке, не хочу портить ему возможность пощекотать свое «я». Свое «эго». Я уважаю спонтанность. Я люблю беседу. А не вопросы типа: «Горловое пение - это импровизация или этнос?»  Или: «Шаманский бубен - это, ударный инструмент?»  Слушайте, где учат этих журналистов, задающих такие вопросы. Даже страшно представить, что я подхожу к Ангеле Меркель, и спрашиваю: « Вы родились в Германии или в ГДР?!»  Но в России  именно так  принято спрашивать.
А я напишу про другое. Что я чувствую, и что вижу. А я вижу  перед собой взрослых грамотных людей, музыкантов, и не «пройдох от музыки». Не коммерсантов. Музыкантов! Уверенных и сомневающихся. Талантливых, и готовых на компромиссы. Как меня достали наши советские шаблоны, устанавливающие единую для всех правду. Я задаю вопросы, которые просто интересны для меня, и по опыту знаю, что это интересно для моих читателей. Один из молодых журналистов недовольно делает мне замечание, что только я один задаю свои вопросы. Попробовал бы он поработать на Западе, ожидая очереди, так бы и сидел до окончания пресс-конференции. Задаю Альберту Кувезину очередной  вопрос: «Считаете ли Вы, что вы  такие же люди, как и ваши зрители?» И ребята, соблюдая определенную иерархию, отвечают: «Это наши зрители, мы им всегда благодарны, без них мы были бы ничем.»  Более двадцати пяти лет назад пути создателей группы переплелись, и в далеком 91-ом году появился первый альбом, первое CD. В Москве, в 1992 году, на этом пути повстречался музыкантам из Тувы -  русский Евгений Ткачев. И повисли на нем все ударные инструменты, в том числе и шаманский бубен.
Как рассказал Альберт Кувезин, неизменный лидер группы, гитарист, певец: « Для тувинцев бубен - это, летающий конь, способный переносить шамана в край умерших предков.» Чем не летающая тарелка? Так вот Евгений освоил приемы создания этих бубнов. Скажу прямо – в православии иконы не может писать человек, не верящий в бога. И, в Туве, не может брать в руки бубен человек, не посвященный в таинство шаманства. Альберт мягко сформулировал – Есть депутат,…и есть депутат- коммерсант, есть президент…и есть президент демагог, есть шаман …и есть шаман - шоумен. Так вот Евгений заслужил это право истинного шамана. Русский, выросший в Туве, в далекой деревушке, получил согласие от шаманов на изготовление шаманских бубнов. Вот такая загадочная душа у наших родственных народов. Далекий город Кызыл. Не скрою, слышал о нем раза два, но не бывал там. Слышал про горловое пение. Слышал…На первом концерте, в иркутском Джаз клубе «Чикаго», я впервые это услышал рядом с собой. Это был странный симбиоз первобытных звуков и ритмов, порой совершенно неорганизованных, но при звучании горлового пения, приобретавших удивительную гармонию. Какофония звуков превращалась в волну эмоций и единения. Зрители попадали, в какое то пространство не совместимое с данным временем, с данной жизнью. Это было не просто здорово, это было неподражаемо. Я пытался найти в этой музыке знакомые тяжелые ритмы эпатажной группы «Ramstein», современный фольклор аборигенов Австралии, монгольские и филиппинские корни азиатского рока. Но этого там не было. Это был не просто человеческий рычащий крик или душераздирающие поддержки голоса соло - гитарой. Вдруг, при исполнении Албертом и Шолбаном этнических мелодий, раздвигались стены и возникали сцены из жизни вольного и счастливого народа.
 Я задал вопрос: «А вообще как перевести название ЯТ-ХА? Что это такое?» Альберт ответил: « Мы и сами не знаем, просто возникло это сочетание от нескольких звуков. Конечно, есть напоминание определенной фразы – Большой брат и малые братья. Типа – большая Россия и Бедная Тува,…но оказалось, что наш малый брат оказался богаче большого брата. Вот тебе и реальность жизни.» Смеется.   Альберт Кувезин ранее создал другую тувинскую группу Хун Хур Ту. Она является основателем направлений этно-рока, этно-панка, рут рока. Честно говоря, я не стал бы таким образом характеризовать направление такой музыки. Потому что в ней присутствуют  элементы, «techno», джаза и даже классики. И различные эксперименты такого рода продолжаются до сих пор. Кроме этого, вообще после распада СССР, появилось множество экспериментальных течений именно азиатских форм фольклора. Естественно с привлечением традиционных народных инструментов, традиции песнопения, тактики создания современных аранжировок и использования исторического фольклорного  наследства. В Германии есть группы «тродель» модерна. Во Франции – альпийско-тирольские песнопения с использование пастушьих мотивов и инструментов.   Скорее всего, это дань моды в создании  экспериментально - этнического  рока.
Евгений Ткачев, которому на днях исполняется 55 лет, и который является самым возрастным участником  группы, рассказал о своих планах, в частности о создании альбома по мотивам песнопения старообрядцев. Импонирует то, что он не старается  себя отдельно афишировать и не кричит о своей гениальности на весь мир. Скромно, очень тихо и медленно  рассказывает о будущем. Я пристаю к нему с вопросом: « Не хотелось ли ему остаться, например, в Голландии? Или во Франции, где группа уже была с концертами?» Знаю же сколько «наших попсовых» давно живут уже не на Родине, хотя во - всю песни поют о России.   А Женя отвечает, не замечая подвоха в моем вопросе,: « Мне бы домой, в деревню. Свежий ветер там, снег. Свобода.»  Вот так то! Вот вам и настоящий человек! И клипы он сам о группе снимает, сам сценарии пишет, режиссирует. Бородатый, на вид уставший человек, но такой душевно опрятный, домашний, уютный. Спрашиваю: « Понимают ли тебя молодые люди?» Отвечает: « Они стараются! И один мой сын учится в консерватории по классу виолончели, уже принимал участие в создании нашего альбома.» Альберт продолжает: « У нас общий дом - это Кызыл. Конечно, Женя живет в Москве, мы в Туве. Но мы ближе, чем наша родня. Мы единомышленники.»
  Алексей Саая, бас-гитарист, кларнет, великолепный бэк - вокал, поддерживает своих коллег. Он тихий спокойный парень, немногословен, сдержан. Но от него зависит многое в действиях группы. Он как раз создает те музыкальные декорации, которые позволяют группе раскрыться полностью. Почти все джазовые вставки в проекты - его рук дело.
Более 25-ти лет группа побывала в различных точках нашего земного шарика. Естественно задаю вопрос, где лучше публика? В России или в Европе? Альберт рассказывает: « В Европе спокойнее, там публика готова на ура принимать все откровенно экспериментальное, творчески оправданное, не эгоистичное по отношению к местному фольклору.  В Америке публика непосредственная. Могут вскочить и петь вместе с нами, или просто кричать. Свистят, топают ногами, но это так здорово. В Китае публика сдержанная, тихая, так и ждем от них только поклонов. Хотя бывают и исключения. Европейцы просто «балдеют» на концертах. Все новое и неожиданное – это их стихия.»
За плечами у группы десятки участий в  международных фестивалях. В 1995 году один из первых альбомов попадает в первую десятку World Musik. Затем в Ethno Musik, Europa Chart и Europa  World Musik. Один из альбомов «Поэты и маяки» занял первое место в европейском фестивале 2011 года.
Группе довелось участвовать в различных музыкальных проектах совместно с группой The Chieftans, Chicago Simpfony Orchester, Trance Global Underground, Asian Dub Foundation. И российский музыкальный пласт не оставил группу без внимания – успешными были выступления с Гариком Сукачевым, с группой «Алиса»  и многими другими.
Главное, что участники группы не пытаются «в тупую» продать себя публике, они ведут с ней открытый диалог, напрямую выявляя все углы и противоположности. Шолбан Монгуш тихим голосом рассказывает о его участии в группе, явно пытаясь не доминировать в коллективе. Но достаточно послушать  его пение и сразу становится заметным его равноправие со всеми членами группы. Его голос завораживает. Ребята общаются между собой как старые друзья, равные по таланту и силе духа. Кстати говоря, Шолбан Монгуш единственный из группы, еще не получившим звание заслуженного артиста. Но он единственный играет на игиле (тувинский смычковый инструмент), так что скоро и он будет заслуженным. За всеми годами работы коллектива стоит, тяжелый труд, постоянные переезды, потери и поражения. Но именно сейчас им приятно вспомнить прошедшее время. Они его прожили. Как сказал Евгений Ткачев – на одном дыхании. И как это здорово, видеть опять эту группу в Иркутске, где есть свои поклонники, почитатели и фанаты.