Созвездие Лиры - гусли Божие

Светлана Сизько
 «Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на ременах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаия 9:6).
 «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю:
 «Мой совет состоится, и все , что мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю»  (Исаия 46:10-11).
 «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится  Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы  придут и поклонятся  пред  Тобою, ибо открылись суды Твои» ( Откровение.15:2-4).

 В атласе Иоганна Байера Уранометрия (1603 год )  звезда  Вега (альфа Лиры) изображена в клюве орла, держащего лиру.
 Юрист  из Аугсбурга Юлиус Шиллер издал в 1627 г. атлас созвездий звездного неба под заглавием «Христианское звездное небо»,  в котором   он  героев языческих легенд   заменил  персонажами из  Библии. В созвездии Лиры  у него  расположены Ясли Младенца Иисуса .
 Вот почему  я повторяюсь снова : «Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на ременах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».
 Но, как видно из дальнейшего, не вняли пророческому Божественному гласу: «Я воззвал орла от востока… исполнителя определения Моего» и  позже,  в Атласе звездного неба  Яна Гевелия ( год издания 1690)  Лира уже  в когтях коршуна .
 Вот, в связи с чем, дается новое определение созвездию Лиры -  ангельское попечительство.
 В библейских комментариях пишется, что под орлом подразумевается Кир, персидский царь, который в 539 г. до н.э. захватил Вавилон.
 История свидетельствует, что  в то время  Кир позволил иудеям, находящимся  в вавилонском  плену,  вернуться в Иерусалим и восстановить Храм. Он дал им все сокровища Храма, вывезенные Навуходоносором и  подарил большую сумму денег.  Пророк Исаия утверждал, что Кир избран Богом для того, чтобы освободить  пленных евреев ( Езд.1,1-6,14; Ис.44,28-45,6; Дан.6,28)
 Подобную информацию можно прочитать в Иосифа Клавдия «Иудейские древности»:
 http://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/aj/11.html

 Созвездие Лиры (лат. Lyra) – небольшое созвездие северного полушария,  лежащее между Геркулесом и Лебедем. Занимает на небе площадь в 286.5 квадратного градуса и содержит 75 звезд, видимых невооруженным глазом. Античная традиция связывает это созвездие с мифами об Орфее, певце и музыканте, лиру для которого изготовил Гермес из панциря черепахи. В рисунке созвездия иногда объединяется несколько древнегреческих  мифов.
 Лира — любимый музыкальный инструмент в Древней Греции. Под лирой подразумевался любой инструмент семейства лир — хелис ( букв. черепаха), барбит , форминга, кифара . В узком смысле лирой назывался хелис (простейшая из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутым воловьей кожей). Техника игры на всех античных лирах примерно одинакова: музыкант держал инструментом под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Обучение игре на лире было базовой частью образования гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.
 В оригинальном тексте Нового Завета на греческом языке в Откр. 5:8; 15:2, написано слово «кифары», которое на русский язык переведено как  «гусли».

 Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI-V вв. до н.э. было семь струн, позднее в «экспериментальных» инструментах их количество увеличилось до 11-12. Применялась как сольный или аккомпанирующий инструмент. Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаредом. Кифара считалась инструментом Аполлона.
 Музыкальные инструменты, изобретение которых приписывается Иувалу (Быт.4:21), употреблялись с древнейших времен вместе с танцами и пением. В Ветхом Завете к струнным инструментам относятся «киннор» и «небель». Еврейское слово «киннор» в русском переводе имеет значения: арфа, гусли, цитра. «Киннор» -  первый музыкальный инструмент, упоминаемый в Библии в Бытие 4:21.
 Игрою на «кинноре» Давид служил Саулу (1Цар.16:23); пленные евреи  в Вавилоне повесили свои «кинноры» на вербах при реках (Пс.136:2) и.т.п.
 Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.
 Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.
 Первые упоминания о гуслях у славян встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич и др. В Слове о полку Игореве упоминается гусляр-сказитель XI века Боян.
 Таким образом, можно сделать вывод, что «киннары»,  «кифары», «арфы», «лиры», «гусли» суть  есть -струнные  музыкальные инструменты, которые на сегодняшний день нашли свое отражение в Святом Писании.

 В средних широтах России созвездие Лиры видно круглый год, однако, лучшие условия наблюдения — с мая по октябрь. Частично скрывается за горизонтом зимой и полностью -на юге России, но видно сразу после захода Солнца или перед рассветом.
 В созвездии находится кольцевая планетарная туманность (М57), 1100 св.лет;
 М56 - шаровое скопление, 33 000 св.лет.

 Вега – самая яркая звезда в созвездии Лиры, пятая по яркости ночного неба  (Вегу затмевают только Сириус, Канопус, Альфа Центавра и Арктур) и вторая (после Арктура) – в Северном полушарии, имеет светимость в 50 раз выше солнечной. Из-за прецессии (колебания земной оси), примерно 14 000 лет назад Вега была Полярной звездой, и будет ей снова в далёком будущем. 
 Вега –горячая белая звезда- в 2,5 раза превосходит в поперечнике Солнце. Еще в 1837 году В. Струве успешно определил расстояние до Веги , близкое к современному  (8 парсек) или 25 световых лет.
 Во многих отношениях (блеск, цвет, спектр) звезды служит астрономическим эталоном.
      В настоящее время Вега является самой изученной звездой ночного неба. Яркость звезды долгое время принималась за точку отсчета при измерении звездных величин.
      Это относительно молодая звезда, но очень быстро вращается вокруг своей оси, в сто раз быстрее Солнца. В настоящее время с Земли Вега наблюдается почти с полюса, и поэтому она кажется яркой бело-голубой звездой. 
 Вместе с яркими звездами Денеб (альфа Лебедя) и Альтаир (альфа Орла) Вега образует известный астеризм – «летний треугольник». На светлом сумеречном летнем небе  первыми появляются эти три звезды.  В более же темные августовские ночи рядом с голубой Вегой и чуть пониже видны четыре неяркие звезды, образующие  вершины воображаемого паралеллограмма, который ассоциируется с музыкальным инструментом- лирой.
 Ещё ассирийцы называли Вегу «Даян-сейм», что в переводе на русский язык означает «судья неба».
 Арабы называли созвездие  "падающий орел" (или коршун), Вега - от арабского "ал-Ваки", "падающий".
 Есть множество и других названий.
 Вега и другие звезды  созвездия  Лиры ( в большинстве по сайту http://www.garshin.ru/):
 1. Альфа Лиры, Вега – бело - голубая звезда главной последовательности (АО), 25 св.лет {0,03}.
 2. Бета Лиры, Шелиак - затменная двойная (В8), 882 св.года {3,3-4,4 + 7,2}.
 3. Гамма Лиры, Сулафат - бело-голубой гигант (В9), 635 св. лет {3,2}.
 4. Дельта Лиры - двойная, видимая невооружённым глазом; красный сверхгигант и белый карлик (М4 + В2), 900 + 1080 св.лет {5,6 + 4,2}.
 5.  Эпсилон Лиры,  - двойная, видимая невооружённым глазом; в телескоп - кратная звезда из четырёх компонентов; спектроскопия показывает наличие пятого компонента (А2 + А4 + А3 + А5), 161 св.год {5,0 + 6,1 + 5,2+ 5,5}.
 6. Дзета Лиры - двойная для наблюдений в бинокль(АО+FO), 152 св.года {4,4}.
 7. 13(R) Лиры- холодный красный гигант, меняющий  блеск в пределах от 4,0 m до 5,0 m со средним периодом, близким  к 50 дням.

 На картинке фотографии звезд, сделанные автором  в разное время 2011-2012 гг. с помощью  фотоаппарата Canon PowerShot A580 через объектив бинокля БПЦ 10х50 Беркут -10 .
 Астрофотография созвездия Лиры Николая Александровича 24 .09. 2005 года с выдержкой 16 секунд.

 Ангельское распределение звезд созвездия Лиры:
 1. Альфа Лиры, Вега – Александру Колоколову
http://www.stihi.ru/avtor/zvonov
 2. Бета Лиры, Шелиак – Борису Пастернаку
 3. Гамма Лиры, Сулафат – Иосифу, Осипу Мендельштам
 http://slova.org.ru/mandelshtam/about/
 4. Дельта 1 Лиры – Лазарю, Леониду Утесову
   http://100v.com.ua/ru/Leonid-Utyosov-person
 5. Дельта 2 Лиры – Федору Шаляпину
 http://www.tonnel.ru/?l=fonoteka&main=278
 6. Эпсилон 1 Лиры – Александру Пушкину
 http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/163225/Кипренский
 7. Эпсилон 2 Лиры – Алексею Сальникофф
http://www.stihi.ru/avtor/legnum
 8. Дзета Лиры – Игорю Кингу
http://www.stihi.ru/avtor/ramo
 9. Эта Лиры, Аладфар – Сергею Есенину
   http://www.sergesenin.ru/
 10. Тэта Лиры – Александру Блоку
 11. Каппа Лиры- Кобзарю, Тарасу Шевченко
 http://taras-shevchenko.in.ua/foto.html
 12. Лямбда Лиры – Михаилу Ломоносову
 http://class-fizika.narod.ru/port15.htm
 13. Ню1 Лиры-Василию Тредиаковскому
 14. Ню2 Лиры – Сергею Веберу
http://www.stihi.ru/avtor/serweb
 15. 13(R) Лиры – Скитальцу, Степану Петрову
 http://az.lib.ru/s/skitalec/
 http://obsharovka1.narod.ru/histori/skitalec.htm
 16. HR 7142 Лиры  - Бестелесному Ангелу
 http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=358&did=327

 Краткая историческая справка об Ангелах- поэтах и не только поэтах, а тех, кому теперь удерживать звезды созвездия Лиры.
 1. Скиталец (имя при рождении Степан Гаврилович Петров; 9 ноября (28 октября) 1869, село Обшаровка, Самарский уезд, Самарская губерния — 25 июня 1941, Москва) — русский писатель, поэт и прозаик.
 Родился в семье столяра, который был также гусляром. Играл на гуслях и сам Скиталец.
 Свои детские впечатления об отце Скиталец отразил в автобиографической повести „Сквозь строй" (1901). Писать стихи начал с двенадцати лет. В четырнадцати лет написал поэму, которую на публикацию не пропустила цензура.
 Учился в Самарской учительской семинарии, но был из нее  исключён за «неблагонадёжность».
 Принимал участие в революционном движении, в 1888, 1901, 1902 и 1905 подвергался арестам. С 1908 отошёл от революционной деятельности.
 В 1898 познакомился с Горьким, который оказал на него большое влияние. В 1900-х печатался в сборниках организованного Горьким издательства «Знание», в различных газетах и журналах. В письме  к матери  7 июня 1902 года В. И. Ленин писал: „Горького, Скитальца получил и читал с очень большим интересом. И сам читал и другим давал".
 Скиталец-поэт часто выступал со своими произведениями на вечерах, концертах. Чтение стихотворений „Гусляр" и „Нет, я не с вами, своим напрасно..." на литературно-музыкальном концерте в Москве в декабре 1902 года вылилось в бурную революционную демонстрацию.
   В 1902—1907 годах  вышли три тома произведений Скитальца, в 1912 — ещё 3. В 1916—1919 — собрание сочинений в 8-ми томах.
 Повесть „Огарки",  вызвала горячий интерес у современников и ожесточенные споры в критике.  А. А. Блок в статье „О реалистах"  дал высокую оценку повести. В твор» честве писателя Блок услышал „горьковскую ноту — дерзкий задор и сосредоточенную пристальность взгляда"'.
 В поэзии Скитальца мы слышим набат:
 «Голос  услышите мой,
 К вам проникающий в души.
  С гор я сойду силачом
 И — драгоценную ношу —
  Слово, как пламя и гром,
 Я принесу вам и брошу!»
 В начале Первой мировой войны отправился санитаром на фронт. Опубликовал несколько очерков и рассказов, в которых выступил с осуждением войны.
 Положительно отнесся к Февральской революции, Октябрьскую революцию не принял. В 1921 эмигрировал в Китай. С 1922 по 1934 год жил в Харбине. Продолжал активную литературную деятельность, с 1928 публиковался в советских журналах.
 17 июня 1934 вернулся в Москву. Неоднократно встречался с Горьким, занимался литературной и общественной деятельностью. Принимал участие в работе Первого съезда советских писателей (без права решающего голоса).
 Скиталец  в литературе своего времени занимал видное место: его песни распевались революционной молодежью России, а „Прощальное слово", положенное на музыку композитором М. А. Слоновым, прочно вошло в репертуар Ф. И. Шаляпина.

 2. Фёдор Иванович Шаляпин (13 февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж) — русский оперный и камерный певец. Легенда русской оперной сцены, певец-самоучка, репертуар которого включал около 70 басовых оперных партий и до 400 песен, романсов, и других жанров камерно- вокальной  музыки. Он создал своеобразный «театр романса», привнеся в свое исполнение элемент театральности. Оперный режиссер («Дон Кихот», Массне, «Хованщина» Мусоргского). Снимался  в кино («Иван Грозный», «Дон Кихот»). Скульптор, художник, график. Написал автобиографию «Страницы моей жизни» и книгу «Маска и  душа».
 В. Немирович-Данченко в своих воспоминаниях писал: «Про Шаляпина кто-то сказал: «Когда Бог  создавал его, то был  в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».
 Будущий великий певец родился в крестьянской семье и уже на следующий день ребенка крестили, поскольку родители  Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна, опасались, что  он может умереть в младенчестве. С восьми лет он  уже пел в  старинной церкви  Св. Варлаама  в Казани и учился играть на скрипке. Вспоминая свое творческое восхождение певчего в архиерейском хоре, Шаляпин писал: «Не хватает человеческих слов, чтобы выразить, как таинственно  соединены в русском церковном пении два полюса  радости и печали, и где между ними черта, и как одно переходит в другое…Приходя в церковь и слыша «Христос воскресе из мертвых!» чувствую, как я вознесен. Я хочу сказать, что короткое время не чувствую земли , стою как бы в воздухе. Церковная песня  живет неразрывно с той простой равнинной песней, которая подобно колоколу, сотрясает сумрак жизни».
 Позже Шаляпин  был солистом Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра.
 Максим Горький сказал о нем так: «В русском искусстве Шаляпин- эпоха, как Пушкин».

 3. Александр Сергеевич Пушкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.
 А. Пушкин, стоящий у истоков  новой русской литературы, был удостоен  потомками самой высокой чести , о которой только может мечтать поэт: его именем названа целая  историческая эпоха, узнаваемая по одному слову – «пушкинская». Все, кто с ним общался стали  именоваться пушкинскими современниками. Такова притягательная сила гения, давшего имя не только веку, но совершившего в нем великие открытия. Среди них – русский язык во всем его совершенстве и великолепии.
 Его отец – отставной  майор Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. «Родословная матери моей ,- писал поэт, -еще любопытнее. Дед ее негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал  его из своего сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького  Ибрагима в Вильне , в 1707 году, с польскою королевою, супругой Августа, и дал ему фамилию Ганнибал…До 1716 года Гаиннибал находился  неотлучно при особе государя, спал в его токарне, сопровождал его во всех походах; потом послан в Париж, где несколько времени обучался в военном училище…Государь пожаловал Ганнибала в бомбардирскую роту Преображенского полка капитан-лейтенантом.»
 В 1811 году при помощи влиятельных людей отец устроил сына в открывшийся в то время Царскосельский лицей, куда попасть было очень трудно. В 1815 году  на экзамене  Пушкин восхитил Державина своими стихами «Воспоминания в Царском Селе».
 В 1818 году стал деятельным членом  «Зеленой лампы», являвшейся как бы литературным отделением общества декабристов. За написание оды «Вольность» по распоряжению царя Александра 1 , но и при ходатайстве  поэтов Жуковского и Крылова был сослан  в ссылку не в Сибирь, а  на южную окраину России. Затем последовала следующая ссылка – в усадьбу отца , село Михайловское Псковской губернии.
 Декабрьские события 1825 года прошли вдали от Пушкина, хотя он был знаком со многими декабристами, а спустя два года после событий на Сенатской площади он напишет свое знаменитое стихотворение «В Сибирь»- послание к друзьям –декабристам.
 18 февраля  1831 года состоялось венчание поэта  с первой московской красавицей Натальей Гончаровой. Высшее общество  никогда не относилось к поэту  искренне и доброжелательно, а после женитьбы травля только усилилась. Пушкина не любили за  своевольный характер, едкие эпиграммы, завидовали его литературной славе, о нем злословили и сплетничали.
 28 января 1837 года  на дуэли с приемным сыном французского  посланника Жоржа Дантеса Пушкин был смертельно ранен.
  Резонансом на гибель поэта явилось стихотворение «Смерть поэта» Михаила Лермонтова ( приводится в сокращенном варианте):
 «Погиб поэт! — невольник чести —
    Пал, оклеветанный молвой,
   С свинцом в груди и жаждой мести,
         Поникнув гордой головой!..
         Не вынесла душа поэта
         Позора мелочных обид,
         Восстал он против мнений света
         Один, как прежде... и убит!...

 ... Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
 Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
      Он, с юных лет постигнувший людей?..
 И прежний сняв венок, — они венец терновый,
 Увитый лаврами, надели на него...

 ... Но есть и божий суд, наперсники разврата!
      Есть грозный суд: он ждет;
      Он не доступен звону злата,
 И мысли и дела он знает наперед.
 Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
      Оно вам не поможет вновь,
 И вы не смоете всей вашей черной кровью
      Поэта праведную кровь!»

 Земная жтизнь поэта  оказалась до боли короткой. Но вслед за его гибелью началась другая, бессмертная жизнь пушкинских творений, отмеченная поистине всенародной любовью и славой.

 4. Василий Кириллович Тредиаковский (22.2(5.3).1703, Астрахань, - 6(17).8.1768, Петербург)  известный русский учёный, писатель  и поэт XVIII века, реформатор русского стихосложения.
 Родился в семье священника. В 1723 г. тайком бежал из школы монахов-капуцинов в Славяно-греко-латинскую академию, а затем дальше – за границу. В Голландии он обучался языкам и знакомился с западной литературой, а в Париже слушал математические и философские лекции. В Россию вернулся  в 1730  и напечатал перевод аллегорического французского романа П.Тальмана «Езда в остров Любви» с приложением своих любовных стихов, что способствовало ему получить место переводчика в Академии наук. В  1745-59 академик (был уволен из-за столкновений с академическим начальством).
 Собственно, с Тредиаковского начинается лирика, а его работы «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) –языковая реформа, в которой нуждалась русская поэзия. Реформа стихосложения, которую разрабатывал Тредиаковский, была построена на акцентной системе русского языка и во многом определила дальнейшее развитие русской поэзии. Однако сам поэт был непоследователен (для коротких стихов он сохранил силлабику), и его реформа была завершена М.В.Ломоносовым. В 1748 опубликовал «Разговор об орфографии» - первый в русской науке опыт изучения фонетического строя русской речи; теорию поэтического перевода изложил в сборнике «Сочинения и переводы как стихами так и прозою», куда вошёл и его стихотворный перевод «Поэтического искусства» Буало. В сочинении «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755) Тредиаковский  дал исторический очерк силлабической поэзии. Написал философскую поэму «Феоптия» (1750-1753). Перевёл ряд исторических книг и роман Ф.Фенелона «Приключения Телемаха» (опубликован в 1766 под названием «Тилемахида») разработанным им особым стихотворным размером - русским гекзаметром, который позднее использовали Н.И.Гнедич и В.А.Жуковский. Стиховедческие изыскания Тредиаковского ценили А.Н.Радищев и А.С.Пушкин.
 Собственно говоря, из Тредиаковского вышли все поэты России, но по настоящему раскованным языком, полным прелести и гармонии, охватывающем все порядки, впервые заговорил Ломоносов.

 5. Михаил (Михайло) Васильевич Ломоносов (8 (19) 11. 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4(15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя)
 - гениальный русский ученый-энциклопедист,  один из основоположников современного естествознания, поэт, заложивший основы русского литературного языка, выдающийся поборник отечественного просвещения, химик и физик;  вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле; астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).
 Ломоносов решительно поддержал реформу русского поэтического языка, начатую Тредиаковским. В 1739 г., посылая в Петербург оду «На взятие Хотина», он приложил к  рукописи  сочиненное им «Письмо о правилах российского стихотворчества». Опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых.
 «С высот надзвездной Музыкии,
 К нам ангелами занесен,
 Он крепче всех твердынь России,
 Славнее всех ее знамен.
 Из памяти изгрызли годы,
 За что  и кто в Хотине пал,-
 Но первый звук хотинской оды
 Нам первым криком жизни стал»,-
  В. Ходасевич «Не ямбом ли четырехстопным» ( http://www.klassika.ru/stihi/xodasevich/ne-yambom-li.html )
 Первым «младенческим криком» была торжественная ода М.В. Ломоносова «Ода блаженная памяти  государыне Анне Ивановне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года».
 Эта ода заложила твердый фундамент для реформы русского стихосложения, начатой старшим современником Ломоносова В.К. Тредиаковским. В «Новом и кратком способе к сложению российских стихов» (1735) Тредиаковский впервые предложил основывать построение стихотворной строки не только на традиционном силлабическом принципе, но и на регулярном чередовании ударений. В 1736 г., отправляясь из Петербурга в Германию, Ломоносов взял с собой Способ» Тредиаковского. В своем «Письме  о правилах российского стихотворства» (1739) Ломоносов принял чередование ударных и безударных слогов, отверг правила силлабической версификации, которые сохранялись в системе Тредиаковского. Ломоносов признал трехсложные размеры (за исключением амфибрахия), узаконил мужскую и дактилическую рифму и допустил варианты стихотворной строки от двух до шести стоп. Он отверг утверждение, что хорей — это естественная стопа для русской просодии, и выбрал ямб как размер наиболее соответствующий торжественной оде: «Чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимаяся тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают. Оных нигде не можно лучше употреблять, как в торжественных одах... »
 Отправляя свой теоретический трактат в комиссию Российской Академии Наук, занимавшуюся вопросами русского языка и литературы, Ломоносов приложил к нему «Оду на взятие Хотина» как иллюстрацию принципов, изложенных в «Письме».

 6. Тарас Григорьевич Шевченко ( 25.02 (9.03) 1814, село Моринцы, Киевская губерния (ныне Черкасская область) Украина — 26.02 (10 .03) 1861, Санкт-Петербург), известный также как Кобзарь — украинский художник; поэт, мыслитель, революционный демократ.  Академик российской Императорской Академии художеств (1860). Его талант проявился в написании стихов и прозы на русском и украинском языках, художественном и графическом творчестве, общественной деятельности, философии, политике, фольклористике.
 «Кобзарь» это сборник его стихотворений.
 Тарас Шевченко был одним из величайших мастеров украинского изобразительного искусства. Он работал в областях станковой живописи, графики, монументально-декоративной росписи и скульптуры, в совершенстве владел техникой акварели, масла, офорта, рисунка карандашом и пером.
 Сборник   стихотворений на украинском языке «Кобзарь»  это  литературное наследие Шевченко.
 Рядом исследователей Шевченко причисляется, помимо украинской, также и к русской литературе.
 Имя Тараса Шевченко известно во всем мире: во многих странах ему установлены памятники, его произведения переведены почти на все языки мира, его именем в Украине названы учебные заведения, театры, площади, улицы, города. Национальная опера Украины, Киевский национальный университет, центральный бульвар города Киева носят имя выдающегося сына украинского народа - Тараса Шевченко.
 Родился в  Григория Ивановича Шевченко, крепостного крестьянина помещика П. В. Энгельгардта.
 Шевченко писал в своей автобиографии: «Сговорившись предварительно с моим помещиком, Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Виельгорского, устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года».
 В  1846 году Шевченко стал поклонником формировавшегося тогда в Киеве Кирилло-Мефодиевского общества, состоявшего из молодых людей, интересовавшихся развитием славянских народностей, в частности украинской. Участники этого кружка, в числе 10 человек, были арестованы, обвинены в составлении политического общества и понесли разные кары, причём больше всего досталось Шевченко за его нелегальные стихотворения: по рекрутской повинности он был направлен рядовым, на военную службу, в Оренбургский край, с запретом писать и рисовать.
 Освобождение Шевченко состоялось в 1857 году благодаря настойчивым за него ходатайствам вице-президента Академии художеств графа Ф. П. Толстого и его супруги графини А. И. Толстой.
 По возвращении из ссылки много работал как гравёр (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди). Создал ряд глубоких по  психологи портретов, эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана.
 7. Александр Александрович Блок (16 (28) 11.1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7.07.1921, Петроград, РСФСР) — русский поэт, критик.
 Отец — юрист, профессор права Варшавского университета, мать- писательница и переводчица, дочь ректора петербургского университета А. Н Бекетова, известного ботаника.  Детские годы провел в семье деда. В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл Ante Lucem (1898-1900) и в сборник «За гранью прошлых дней» (1920), а также цикл «Через двенадцать лет» (1909-14). Из-за романтической влюбленности стал увлекаться поэзией Владимира Соловьева.
  Окончил Введенскую гимназию в Петербурге  и поступил в 1898 на юридический факультет Петербургского университета, однако в 1901 перевелся на историко-филологический факультет и окончил его в  1906 по славяно-русскому отделению.
  Блок женился на дочери российского химика Дмитрия Ивановича Менделеева . Венчание  с Любовью Дмитриевной состоялось 17 (30) августа 1903 года.
 Писать стихи Блок начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» (1903) состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов.
 Творческое наследие Блока огромно как до революции так и после.
 После Октябрьской революции Александр Блок недвусмысленно заявляет о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» — «Может и обязана», напечатав в январе 1918 в левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», открывавшийся статьей «Интеллигенция и революция», а через месяц — поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».
 На вечере, посвященном пятилетию  смерти Блока был такой эпизод.  Поэт и критик Иннокентий Оксенов объявил, что от Блока  ничего не останется, кроме поэмы «Двенадцать». А председательствовавший тогда  Федор Сологуб разволнованный ответил: «Как! Только «Двенадцать»! А я прихожу на могилу Блока и читаю вслух его «Клеопатру» . Разве это стихотворение ничего не говорит вам...?»
 Блок был первым кто признал стихи Сергея Есенина.

     8. Сергей Александрович Есенин (21(3.10).09. 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925, Ленинград) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма.
 В детстве воспитывался у деда по матери. Чтоб закалять мальчишку его  садили на лошадь без седла или бросали как щенка в воду с отплывшей на глубину лотки. Поэтому бесстрашие и озорство Есенину  были присущи с детства.
 В 1912 году он окончил земское училище и учительскую школу в Спас-Клепиках, потом уехал в Москву . Работал в конторе, в типографии, участвовал в Суриковском литературно –музыкальном кружке, учился в Народном университете А.Л. Шанявского. В 1915 году поехал в Петербург  и имел личное знакомство с известными поэтами.  Есенин вспоминал: «Первый, кого я видел, был Блок, второй-Городецкий.  Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я в первый раз видел живого поэта».
 В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу и благодаря хлопотам друзей получил назначение  санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд . В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его очень известным.
 С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—1923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921). Очень нашумевшее стихотворение Есенина «Сорокауст».
 Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле — важнейший принцип художественной композиции Есенина.
 Из жизни Есенин ушел трагически.
 9. Осип Эмильевич Мандельштам (имя при рождении — Иосиф; 3 (15) января 1891, Варшава — 27 декабря 1938, лагерный пункт Вторая речка во Владивостоке) — русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик.
 Родился в Варшаве в купеческой семье.  Окончил Тенишевское  училище в Петербурге.  С 1907 по  лето 1908 года жил в Париже. Побывал в Швейцарии и Италии. В 1912 году поступил на филологический факультет Петербургского университета. В литературную  жизнь Мандельштама ввел В. Гиппиус,  его друг. В 1909 году в «Аполлоне» появились его первые стихи, а в1912 г. он состоял уже в объединении акмаистов. Современники отмечали, что он был прекрасным собеседником. С необычайной легкостью выучивал  иностранные языки. «Божественную комедию» Данте читал наизусть  страницами по- итальянски. 
 В 1913 году вышла книга его стихов «Камень». Поэзия Мандельштама насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Это относится и к  «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликованый в 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликовано в 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. В середине двадцатых он работал в основном над автобилграфической прозой: «шум времени» (1925), «Египетская марка» (1928). Под содействием Н.И. Бухарина в 1928 г был опубликован сборник Мандельштама «Стихотворения». Последняя опубликованная при жизни поэта «путешествие в Армению»  вызвала разгромную рецензию на страницах «Правды».
 В ноябре 1933 года, накануне открытия Первого Всесоюзного съезда советских писателей Осип Мандельштам, яростно ненавидевший  И.В. Сталина, написал  на него пасквильный памфлет в стихах , оскорбительный для его чести и достоинства: Поэта арестовали спустя шесть месяцев, в мае 1934 года.
 Жена  Мандельштама Надежда писала об этом: «Тогда никто не сомневался, что за эти стихи он поплатится жизнью». Но поэта не расстреляли, а сослали на три года в отдалённый уральский городок Чердынь.
 Необычным было и то, что жене поэта разрешили сопровождать мужа для совместного проживания в месте ссылки. Спустя некоторое время Надежда Мандельштам обратилась лично к Сталину с телеграммой, заключавшей просьбу перевести их в другой, более цивилизованный город. Дело было вновь пересмотрено, и такое разрешение Мандельштамам было дано. Мандельштамы поехали в Воронеж, где находились до 1937 года, то есть до конца ссылки.
 В 1937 же году Осип Мандельштам пишет в честь Сталина свою знаменитую «Оду».
 В 1937 году Мандельштам с женой возвращаются из воронежской ссылки в Москву. Однако, в  мае 1938 года  по доносу последовал второй арест Мандельштама. На этот раз его осудили сроком на пять лет с формулировкой «за контрреволюционную деятельность». Через четыре месяца, 27 декабря 1938 года Мандельштам скончался в больнице для заключённых.
 10. Борис Леонидович Пастернак (29 января (10 февраля) 1890, Москва –  30 мая 1960, Переделкино, под Москвой)— русский  поэт, писатель, переводчик.
 Родился  в семье художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В 1908, окончив с отличием 5-ую классическую гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета, но весной 1909 перевёлся на философское отделение историко-филологического. C 1903 по 1909 занимался музыкой и прошёл курс композиторского отделения консерватории, в 1909 начал писать стихи и прозу. Летом 1912 учился в Марбургском университете в семинарах Германа Когена, П.Наторпа, Н.Гартмана, но, отказавшись от продолжения философской карьеры, сделал выбор в пользу литературы. В 1913 дебютировал в печати, напечатав 5 стихотворений в альманахе «Лирика». В том же году окончил Московский университет со степенью кандидата, но за дипломом не явился . В 1914 выпустил первый сборник стихов «Близнец в тучах». Был домашним учителем в домах Юргиса Балтрушайтиса и коммерсанта М.Д.Филиппа – вплоть до антинемецкого погрома в 1915, разорившего последнего и уничтожившего книги и рукописи Пастернака. Входил в литературную группу «Центрифуга». В 1916 работал на уральских химических заводах конторщиком и одновременно гувернёром в семье директора завода Л.Я.Карпова. В 1922–1923 ездил в Германию, в 1931 – в Грузию, остальное время, не считая коротких поездок, жил в Москве и позже – в Переделкине, полностью посвятив себя литературе. Автор книг стихов Поверх барьеров (1917), Сестра моя – жизнь (1922), Темы и вариации (1923), Девятьсот пятый год (1927), Второе рождение (1932), Стихотворения в одном томе (1933), На ранних поездах (1943), Земной простор (1945), Избранные стихи и поэмы (1945), Избранное (1948; 25-тысячный тираж, вышедший в «Золотой серии советской литературы», уничтожен по распоряжению Фадеева). Много переводил: наиболее известны переводы Шекспира (Гамлет, Ромео и Джульетта, Король Лир и др.), Фауста Гёте и грузинской поэзии. В 1957 в Италии вышел роман Доктор Живаго, который стал бестселлером и был переведён на многие языки; в 1958 Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Начавшаяся травля вынудила его отказаться от премии; он был исключён из Союза писателей, общемосковское собрание писателей ходатайствовало перед правительством о лишении его гражданства. Травля привела к болезни, оказавшейся смертельной. В 1989 медаль и диплом Нобелевской премии были получены сыном Евгением Борисовичем Пастернаком, в 1989–1992 в издательстве «Художественная литература» вышло пятитомное собрание сочинений, в 2004–2005 – полное собрание сочинений в 11 томах.

 11. Леонид Осипович Утёсов (настоящее имя Лазарь  Иосифович Вайсбейн; 9 (21) марта 1895, г. Одесса — 9 марта 1982, Москва) — выдающийся деятель искусства, эстрадный певец, киноактер, музыкант, дирижер, руководитель джазового оркестра, народный артист СССР.
 Лазарю Вайсбейну посчастливилось стать более чем эстрадным певцом – он стал частью жизни целых четырех поколений, а его творческая жизнь продолжалась без малого семьдесят лет. Пение Утёсова хотели слышать все, от мала до велика, включая первых лиц государства, а спетые им песни люди помнят не по именам их авторов, а как «песни Утёсова». «Песня старого извозчика» в годы Великой Отечественной войны служила радиомаяком для одного из авиационных полков. Юрий Гагарин ждал своего взлета под пение Утёсова.
 Леонид Осипович из богатой еврейской семьи. К 15 годам он превосходно владел многими музыкальными инструментами, часто играл на еврейских свадьбах, пел в синагоге.
 Поступил в Одессе в коммерческое училище, но не окончил учебу. С 1909 года работал в бродячем цирке, с 1912 года - в Кременчугском театре миниатюр (именно тогда впервые стал выступать под псевдонимом Утесов). В 1917 году переехал в Москву, где создал небольшой оркестр, с которым выступал в летнем саду «Эрмитаж».
 В 1919 впервые состоялся его дебют в кино - в фильме "Лейтенант Шмидт - борец за свободу". Спустя 10 лет, в 1929 году в Ленинграде Утесов организовал ставший впоследствии знаменитым свой джаз-оркестр "Теа-джаз". В "Теа-джазе" Утесов делал практически все: дирижировал, выполнял обязанности конферансье, пел, танцевал, играл на скрипке... В те времена это был абсолютно новый эстрадный жанр, и Утесов стал знаменит. В 1934 году на киноэкраны вышел первый советский звуковой музыкальный фильм - кинокомедия "Веселые ребята", в котором Утесов сыграл роль главного героя Кости Потехина - (музыку к картине писал Дунаевский, тексты песен — Владимир Лебедев-Кумач). Успех фильма принёс Утёсову огромную популярность и известность по всей стране.
 С 1936 года в выступлениях джаз-оркестра под управлением Л.О.Утесова стала принимать участие его дочь  — Эдит Леонидовна Утёсова.
 В 1942 году Утесову было присвоено звание "Заслуженный артист РСФСР", в 1947 - почетное звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР". В 1965 году  стал первым артистом эстрады, которому было присвоено звание "Народный артист СССР". С 1966 года, в связи с ухудшившимся состоянием здоровья, Утесов больше не участвовал в концертной деятельности. Однако в оставшиеся годы он продолжал руководить оркестром, был частым гостем во многих телевизионных передачах. Последнее выступление Утесова состоялось в 1981 году.

 Страницы  современных мне поэтов Александра Колоколова, Алексея Сальникофф, Игоря Кинга, Сергея Вебера имеются на Стихиру, потому с их творчеством можно ознайомиться по указанным ссылкам.
 Бестелесному Ангелу я выделила звездочку Лиры под номером HR 7142. В числе прочих он будет незримо удерживать Лиру или Гусли Божьи.
 И, наконец, подборка стихотворений перечисленных поэтов.
 1. ПРОЩАЛЬНОЕ СЛОВО. Скиталец.

                Ну, товарищи, должны расстаться мы:
                Выпускают вас из матушки-тюрьмы.
                Вам теперь на волю вольную лететь,
                Мне - за крепкою решеткою сидеть.
                Жаль, послал бы я поклоны, да, ей-ей,
                Уж давно лишился близких и друзей;
                Хоть любил когда-то жарче я огня,
                Да теперь уже забыли про меня.
                Поклонитесь вольной воле да ветрам,
                Всем поволжским златоглавым городам,
                Поклонитесь Волге матушке-реке
                Да кабатчику в царевом кабаке.               
                1901 г.
 http://az.lib.ru/s/skitalec/text_0010.shtml

 2. УЗНИК. Александр Пушкин

  Сижу за решеткой в темнице сырой.
  Вскормленный в неволе орел молодой,
  Мой грустный товарищ, махая крылом,
  Кровавую пищу клюет под окном,

  Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
  Как будто со мною задумал одно;
  Зовет меня взглядом и криком своим
  И вымолвить хочет: "Давай улетим!

  Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
  Туда, где за тучей белеет гора,
  Туда, где синеют морские края,
  Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.."
 http://www.library.vladimir.ru/stixi2/pushkin13.htm

 3. ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК. Александр Колоколов

  Вы - читайте! читайте!
  Я? На том берегу?
  Буквы крепче, чем кальций?
  Вас зову - не зову
  Это очень опасно
  Здесь отсутствует брод
  И всё туже мой красный
  Зашивается рот.
  --
  Из кусков мозаику?
  Не сложить!
  Кай, мой мальчик маленький
  Это - жизнь...
  Герда, моя девочка
  Видно мне
  Ледяной верёвочкой
  Доля? Не...
  --
  Крылья-руки крестом раскинув
  Вниз с обрыва. Глянь. Люди-птицы.
  И мелькают их спины.
  Спины.
  И мелькают их лица.
  Лица.
  Протяну к ним свою ладошку:
  - Заберите того, кто в клетке
  Вместе с вами мне можно. можно?
  Полетать. Да хотя бы редко
  Вы же все мне, ну как родные
  Все из той, из краплёной стаи
  Где бросая вас над долиной
  Двумя пальцами Бог листает.
http://www.stihi.ru/2012/04/29/703

 4. ДЕКАБРИСТ.  Осип Мандельштам

  "Тому свидетельство языческий сенат,-
  Сии дела не умирают"
  Он раскурил чубук и запахнул халат,
  А рядом в шахматы играют.

  Честолюбивый сон он променял на сруб
  В глухом урочище Сибири,
  И вычурный чубук у ядовитых губ,
  Сказавших правду в скорбном мире.

  Шумели в первый раз германские дубы,
  Европа плакала в тенетах,
  Квадриги черные вставали на дыбы
  На триумфальных поворотах.

  Бывало, голубой в стаканах пунш горит,
  С широким шумом самовара
  Подруга рейнская тихонько говорит,
  Вольнолюбивая гитара.

  Еще волнуются живые голоса
  О сладкой вольности гражданства,
  Но жертвы не хотят слепые небеса,
  Вернее труд и постоянство.

  Все перепуталось, и некому сказать,
  Что, постепенно холодея,
  Все перепуталось, и сладко повторять:
  Россия, Лета, Лорелея.
 5. СВОБОДА СМОТРИТ В СИНЕВУ. Александр Блок

 Свобода смотрит в синеву.
  Окно открыто. Воздух резок.
  За желто-красную листву
  Уходит месяца отрезок.

  Он будет ночью - светлый серп,
  Сверкающий на жатве ночи.
  Его закат, его ущерб
  В последний раз ласкает очи.

  Как и тогда, звенит окно.
  Но голос мой, как воздух свежий,
  Пропел давно, замолк давно
  Под тростником у прибережий.

  Как бледен месяц в синеве,
  Как золотится тонкий волос...
  Как там качается в листве
  Забытый, блеклый, мертвый колос.
 1902 г.
 http://www.stihi-classic.ru/vers.php?id=5630

 6. КРАЙ ЛЮБИМЫЙ, СЕРДЦУ СНЯТСЯ… Сергей Есенин

 Край любимый! Сердцу снятся
 Скирды солнца в водах лонных.
 Я хотел бы затеряться
 В зеленях твоих стозвонных.

 По меже, на переметке,
  Резеда и риза кашки.
  И вызванивают в четки
  Ивы - кроткие монашки.

  Курит облаком болото,
  Гарь в небесном коромысле.
  С тихой тайной для кого-то
  Затаил я в сердце мысли.

  Все встречаю, все приемлю,
  Рад и счастлив душу вынуть.
  Я пришел на эту землю,
  Чтоб скорей ее покинуть.
 1914
 http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/es1/es1-039-.htm
 7. ГОЙ ТЫ РУСЬ МОЯ РОДНАЯ… Сергей Есенин

 Гой ты, Русь, моя родная,
  Хаты — в ризах образа...
  Не видать конца и края —
  Только синь сосет глаза.

 Как захожий богомолец,
  Я смотрю твои поля.
  А у низеньких околиц
  Звонно чахнут тополя.

 Пахнет яблоком и медом
  По церквам твой кроткий Спас.
  И гудит за корогодом
  На лугах веселый пляс.

 Побегу по мятой стежке
  На приволь зеленых лех,
  Мне навстречу, как сережки,
  Прозвенит девичий смех.

 Если крикнет рать святая:
 "Кинь ты Русь, живи в раю!"
 Я скажу: "Не надо рая,
 Дайте родину мою".
 1914
 http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/es1/es1-050-.htm
 8. ФЕВРАЛЬ. ДОСТАТЬ ЧЕРНИЛ И ПЛАКАТЬ. Борис Пастернак

 Февраль. Достать чернил и плакать.
 Писать о феврале навзрыд,
 Пока грохочущая слякоть
 Весною черною горит.

 Достать пролетку. За шесть гривен
 Чрез благовест, чрез клик колес
 Перенестись туда, где ливень
 Еще шумней чернил и слез.

 Где, как обугленные груши,
 С деревьев тысячи грачей
 Сорвутся в лужи и обрушат
 Сухую грусть на дно очей.

 Под ней проталины чернеют,
 И ветер криками изрыт,
 И чем случайней, тем вернее,
 Слагаются стихи навзрыд.
 http://muravei.livejournal.com/2619.html

 9. УМЕРЕТЬ МОЛОДЫМ  Игорь Кинг
  памяти Яна Вайса
  "Умру молодым" -- помнишь, пел ты на крыше?
  Играли  под пальцами струн переборы...
  Смотри, гитарист -- как ты пел, так и вышло:
  Нелепо, бессмысленно, страшно и скоро.

  Ах, как же ты в блюзе растягивал соло!
  Гитара  гудела так знойно-тягуче.
  И вдруг из минора... в мажор рок-н-ролла!
  Восторженно best! -- мы кричали -- ты лучший!
  Теплело забытое пиво в бокалах,
  И плыл ты (на облаке?)в дыме табачном...
  И пела гитара и, плача, смеялась...
  И девочки млели... а был ты не мачо.
  Но ты улетаешь на облаке дымном,
  Гитарой разломанной машешь -- до встречи!
  Хочу, как и ты, умереть молодым я...
  Забей мне (как в пабе) на небе местечко.

  На арфах играют в раю херувимы,
  А ты контрабандой протащишь гитару,
  Ударишь по струнам... по рюмочке примем...
  "Умру молодым" -- ты и умер... не старым.
http://www.stihi.ru/2003/05/13-15


 10. ЗАПОВІТ.  Т.Г.Шевченко (на укр.. языке)

 Як умру, то поховайте
 Мене на могилі,
 Серед степу широкого,
 На Вкраїні милій,
 Щоб лани широкополі,
 І Дніпро, і кручі
 Було видно, було чути,
 Як реве ревучий.
 Як понесе з України
 У синєє море
 Кров ворожу... отоді я
 І лани і гори —
 Все покину і полину
 До самого Бога
 Молитися... а до того
 Я не знаю бога.
 Поховайте та вставайте,
 Кайдани порвіте
 І вражою злою кров'ю
 Волю окропіте.
 І мене в сім'ї великій,
 В сім'ї вольній, новій,
 Не забудьте пом'янути
  Не злим тихим словом.
 http://svatovo.ws/shevchenko_verses_zapovit.html

 11. ЗАВЕТ . Т. Шевченко ( в рус. переводе)
 Как умру, похороните
  На Украйне милой,
  Посреди широкой степи
  Выройте могилу,
  Чтоб лежать мне на кургане,
  Над рекой могучей,
  Чтобы слышать, как бушует
  Старый Днепр под кручей.
  И когда с полей Украйны
   Кровь врагов постылых
  Понесет он… вот тогда я
  Встану из могилы —
  Подымусь я и достигну
  Божьего порога,
  Помолюся… А покуда
  Я не знаю бога.
  Схороните и вставайте,
  Цепи разорвите,
  Злою вражескою кровью
   Волю окропите.
  И меня в семье великой,
  В семье вольной, новой,
  Не забудьте — помяните 
 Добрым тихим словом.
 http://ru.wikipedia.org/wiki/Завет_(стихотворение)

 12. АНГЕЛОК, ТОТ КОТОРЫЙ ЗА ПРАВЫМ Сергей Вебер

  Почему не "горю" я, а "тлею ?"
  Мне б туда , где пасётся Пегас
  Ничего, что верхом не умею,
  Запрягу я его в тарантас.

  И умчусь вдаль я в том тарантасе,
  Помашу на прощанье рукой.
  "Потеснитесь скорей  на Парнасе !
  Гений едет, не Вебер какой !"

  Ангелочек, который за правым,
  Мне по левому хлопнул плечу.
  "Так куда ты собрался, за славой ?
  Что ж езжай, а я прочь полечу..."

  "Всё равно ты  потом не расслышишь,
  Голос мой за гуденьем толпы.
  Слава рвёт людям запросто "крыши,"
  Позабудешь кто друг, где "понты."

  Я подумал - зачем  мне та слава ?
  Без неё жизнь моя "бьёт ключом."
  Я хочу, чтобы век  мой малый,
  Ангел мой был всегда за плечом.

http://www.stihi.ru/2010/02/24/9326

 13. СОНЕТ. Василий Тредиаковский.

 Желает человек блаженства непреложно.
  Сему - высокий чин, и сила тем, и честь;
  Тот счастия себе в богатстве чая ложно,
  Приумножает всё, обилие что есть.

  Роскошствуя иной сластями, сколько можно,
  Не видя ж, ослеплен, какая в оных лесть,
  Благополучна мнит себя неосторожно;
  И их на всякий час стремится выше взнесть.

  Ах! чувствует он сам тьмы целы недостатка,
  И множество свое зрит малым без придатка:
  Хотя достиг конца, но мил едва успех.

  Иль тщетно дал ему хотения содетель?
  О смертный! умудрись: безмерность кажда грех,
  А средство всех довольств - едина дебродетель.
 http://www.stihi-rus.ru/1/Trediakovskiy/38.htm



 14. СОТВОРЕНИЕ ПЕСНИ...Сальникофф Алексей
         
  Отсидела душа и отмаялась
  В крепком теле десятка три лет,
  Полетела по свету, отчаялась,
  Что владелец её лишь поэт.
  В дальнем мире, в межзвёздных скитаниях,
  Где не видно ни бездн и ни круч,
  От Земли на больших расстояниях
  Встретил душу – от Музыки Луч.

  Мы имели беседы недолгие,
  И талантами были равны,
  Шутки наши весёлые, колкие
  Нам обоим вдруг стали нужны.
  Лира так нам играла Божественно,
  Что запела стихами душа,
  И с любовью, легко и торжественно,
  Эта песня лилась, не спеша.
  Каждой ночью с душой музыкальною
  Я встречаюсь, как будто во сне,
  Песни с нею творю уникальные,
  Что звучат на Земле по весне.
http://www.stihi.ru/2012/06/14/5073

 15.  УСТАМИ ДВИЖЕТ БОГ… М. Ломоносов

 Устами движет бог; я с ним начну вещать.
  Я тайности свои и небеса отверзу,
  Свидения ума священного открою.
  Я дело стану петь, несведомое прежним!
  Ходить превыше звезд влечет меня охота,
  И облаком нестись, презрев земную низкость.
  1747
 
 16. Я ЗНАК БЕССМЕРТИЯ СЕБЕ ВОЗДВИГНУЛ… М. Ломоносов

  Я знак бессмертия себе воздвигнул
  Превыше пирамид и крепче меди,
  Что бурный Аквилон сотреть не может,
  Ни множество веков, ни едка древность.
  Не вовсе я умру; но смерть оставит
  Велику часть мою, как жизнь скончаю.
  Я буду возрастать повсюду славой,
  Пока великий Рим владеет светом.
  Где быстрыми шумит струями Авфид,
  Где Давнус царствовал в простом народе,
  Отечество мое молчать не будет,
  Что мне беззнатной род препятством не был,
  Чтоб внесть в Италию стихи эольски
  И перьвому звенеть Алцейской лирой.
  Взгордися праведной заслугой, муза,
  И увенчай главу дельфийским лавром.
  1747
 http://www.stihi-classic.ru/vers.php?id=5714


 Литература и источники для написания:
 1. Новая Женевская учебная Библия.Нanssler-Verlag,1998. Русское издание под редакцией Цорна В.А.
 2. Новый завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык.  Российское Библейское общество, Санкт-Петербург, 2002
 3. Библейская энциклопедия. Изд-е 2-е. Российское Библейское общество, 1995
 4. Э. Нюстрем. Библейский словарь. «Библия для всех»., Санкт-Петербург, 2004
 5. Г.М.Прашкевич Самые знаменитые поэты России.-М.: Вече, 2001
 6. 500 знаменитых людей планеты. Харьков. ФОЛИО. 2006
 7. Ю.Ф. Зигель. Сокровища звездного неба.-М.: Наука, 1987
 8. http://www.muz-urok.ru/dr_greciya.htm
 9.  http://www.stihi.ru/2010/11/28/455
 10. http://az.lib.ru/s/skitalec/
 11.  http://obsharovka1.narod.ru/histori/skitalec.htm
 12. http://www.astromyth.ru/ 
 13. http://www.astronet.ru/db/msg/1190093 
 14.  http://www.astronet.ru/db/msg/1165883
 15. http://az.lib.ru/s/skitalec/
 16. http://obsharovka1.narod.ru/histori/skitalec.htm
 17. http://bezdnazvezd.blogspot.com/2009/07/blog-post_4694.html
 18.  http://100v.com.ua/ru/Leonid-Utyosov-person
 19.  http://t-smertina.narod.ru/litphoto/blok/blok_20_1907.jpg
 20. http://taras-shevchenko.in.ua/foto.html
 21. http://www.tonnel.ru/?l=fonoteka&main=278
 22. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/163225/Кипренский
 23. http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=358&did=327
 24. http://www.sergesenin.ru/
 25. 26. http://www.poesis.ru/poeti-poezia/pasternak/biograph.htm
 27. http://slova.org.ru/mandelshtam/about/
 28. http://www.stalin.su/book.php?action=header&id=51
 29. http://class-fizika.narod.ru/port15.htm
 30.  31. ВИКИПЕДИЯ

 Ввиду объемного материала статья может содержать орфографические ошибки. Просьба при чтении обращать внимание. Указать можно в рецензии или по почте выслать на  sveta_uchenik@mail.ru
 И еще рекомендация . Картинка в  мониторе комьютера  может  отображаться  не вся  полностью, а частично. Чтобы увидеть ее в полную величину нужно в  правом нижнем углу экрана  компьютера прокруткой сделать меньше изображение или  изменение масштаба .

 03.07.2012 г.


© Copyright: Светлана Сизько, 2012
 Свидетельство о публикации №112070307417