Погоня с продолжением

Федор Быханов
Последний в ту весну буран начался с вечера на субботу, накануне дня выборов. И к открытию избирательных участков бийские улицы выгля¬дели принаряженными, скрывая под белизной свежевыпавшего снега черные проталины.
В пригороде контраст оказался не столь разительным. Особенно в поселке Боровом - куда не доставали «зимние» дымы ТЭЦ. И прежние сугробы еще мало отличались от нового покрова, стремительно набегавшего под колеса милицейского «УАЗика»...
Был повод спешить следственной оперативной группе, чтобы прибыть еще до появления прохожих и успеть осмотреть местность вокруг сельского магазина и подходы к нему. Так всегда делается в подобных случаях - незаконного проникновения.
В Боровом воскресенью отдали должное.
В редких домах горел свет, когда случайно был обнаружен пролом в стене общественного здания. Осматривая его, старший дознаватель Сергей Владимирович Негоденко не мог не отметить предусмотрительность преступников, чьи следы четко отпечатывались на снегу, уводя за поселок и теряясь в живучих рассветных сумерках:
–  Кладка из некачественного кирпича позволила без особых помех проделать в ней полуметровое отверстие, достаточное для лаза, через который вытащили все самое ценное.
Того же мнения был и оперативник, выехавший вместе с Негоденко:
– Точно знали, где орудовать ломом.
Сам инструмент нашелся неподалеку, выброшенный за ненадобностью взломщика.
Пока же изучали остальные улики, милиционеры еще раз подивились дьявольской хитрости своих ночных «оппонентов».
–  На дело пошли не в городе, где в канун выборов повышена бдительность личного состава правоохранительных органов, – родилось предположение у сыщиков по поводу хитрого замысла преступников. –  Да еще надеялись, что снег скроет путь отхода.
Однако им не повезло.
Буран прекратился ещё до того, как удалось обчистить сельмаг. И цепочка следов двух злоумышленников, выдавая их, тянулась к направлению города.
Пустившись вдогонку, преследователи по отпечаткам мешков на снегу отмечали места, где отдыхали преступники, сбросив с плеч добычу в 10 тысяч рублей. Сами Сергей Владимирович и его спутники словно не замечали усталости на своем многокилометровом пути по снегу, покрывавшему ледовый панцирь реки Бия, желая одного - настигнуть беглецов еще до того, как начнутся улицы города...
Вообще-то должность сотрудника отдела дознания подразумевает в основном, как говорится, «кабинетную» работу с подследственными. Когда же и случаются выезды на место происшествия, то лишь с целюь кропотливого сбора дополнительной информации поиска свидетелей.
Как это было для Негоденко в начале его служебной карьеры в качестве дознавателя. Осенью 1993 года молодому сотруднику поручили разобраться в том, что произошло в вагоне трамвая шестого маршрута, следовавшего из центра города в его заречную часть с кварталами домов частной застройки?
 Там молодой человек в состоянии ал¬когольного опьянения устроил дебош. Избил кондуктора, вагоновожатого и кое-кого из пассажиров. А, будучи задержанным, наотрез все отрицал. Заставив С. В. Негоденко (возбудившего уголовное дело) искать свидетелей, проводить очные ставки, назначать экспертизы. В том числе - по пятну крови, оставленному на стекле трамвая.
Собранная тогда доказательная база позволила убедить суд, и виновный получил по закону наказание. И подобных материалов каждому дознавателю в год поступает до сотни, из которых около половины, как правило, удается направить на рассмотрение в суд.
Однако в милицейской практике не обойтись только рамками «служебных обязанностей». Приходится каждому точно по графику проводить смены в дежурной части, где в любую минуту может пригодиться все, чему учат офицера - искать и находить улики, идти по следу, обезвреживать, если понадобится, преступников.
Как это случилось в то мартовское утро, обернувшееся долгим преследованием от поселка Боровое спешивших раствориться в городской толчее «потрошителей» сельмага.
Подобные нагрузки не в диковинку рослому, физически крепкому уроженцу алтайской глубинки. Еще школьником немало походил по полям вместе с отцом - Владимиром Ивановичем, много лет работавшего главным агрономом в селе Орехово Бурлинского района.
В армии (куда Сергея призвали после первого курса политехнического института) зенитная батарея, где он был старшиной, отличилась на войсковых учениях под Тамбовом. И, увольняясь в запас, кавалер знаков «За отличие в службе» первой и второй степени старший сержант Негоденко вряд ли предполагал, что годы «срочной» в прославленной дивизии имени Дзержинского были только прологом его будущей карьеры офицера милиции.
Тот перерыв в учебе обернулся для вернувшегося на гражданку и восстановившегося в ВУЗе студента не только отставанием от сокурсников. Но и стал поистине счастливым. Так как в новой группе изучающих технологию химического машиностроения механического факультета Бийского филиала АПИ имени Ползунова встретился со своей будущей женой Светланой. Она подарила ему дочку Алену, в этом году пошедшую во второй класс.
И впервые соприкоснулся с тем, что потом станет призванием - охраной правопорядка. Когда на протяжении всей учебы активно участвовал в работе студенческого оперативного отряда, дежурил в «опорном пункте» милиции на переулке Мартьянова.
Так что знал, на что соглашался, когда, будучи дипломированным инженером-технологом, мастером участка спецпродукции Бийского олеумного завода, получил приглашение на милицейскую службу.
Рекомендовал его тогда опытнейший розыскник, начальник отдела уголовного розыска Восточного РОВД, будущий подполковник милиции Анатолий Иванович Максимов. Затем была помощь (в ту пору старшего дознавателя, а потом следователя следственного управления при УВД города) Надежды Петровны Хрущевой.
Помнит Негоденко и прежние уроки профессионального мастерства, встречаясь с бывшим коллегой,  вышедшим на заслуженный отдых, подполковником милиции Сергеем Дмитриевичем Кирилловым.
Да и сам не остается в долгу.
К той поре, за без малого десятилетнюю службу майор милиции Негоденко помог освоиться многим будущим, как и он сам, старшим дознавателям. Таким как капитан милиции Николай Алексеевич Галкин или лейтенант милиции Дмитрий Александрович Мищенко. Да и потом его школу проходили недавние выпускники вузов Оксана Попова, Наталья Сухинская, Татьяна Смирнова, Наталья Барыбина.
Как, впрочем, и другие. Ведь в отделе дознания Бийского УВД (после случившегося не так давно, расширения штатов) два десятка новичков, требующих поддержки таких мастеров своего дела, как Негоденко.
… Та погоня за ворами по мартовскому следу тоже учит многому. Хотя и растянулась она, как оказалось, почти на ... год.
Подвела преследователей (и невольно выручила беглецов) ... активность бийских избирателей. Сотни людей, отправившись пораньше отдать свои голоса за Главу Бийска и депутатов городской Думы, прошли по улице Ручейной (куда с реки поднялись нагруженные мешками преступники). Окончательно затоптав следы - единственный ориентир в поиске.
Но судьба еще преподнесет Сергею Владимировичу Негоденко своеобразный «рождественский     подарок».
В новогодние праздники двухтысячного года, заступив на смену в дежурной части, именно он первым начинал дознание по поводу перестрелки, случившейся в ночь на 7 января. Тогда двое неизвестных, скрываясь от наряда милиции, применили огнестрельное оружие.
Была ранена служебно-розыскная собака, рукав проводника пробороздил заряд картечи. На пять выстрелов из неустановленного оружия милиционеры выпустили тогда восемь пуль. И хотя одному из сообщников удалось скрыться, другой - А. Г. Бурлаков 1970 года рождения, был задержан на улице Заводской.
Пройдя по следам, откуда вышли эти двое, криминалисты оказались тогда в доме по улице ...Ручейной. Той самой, где когда-то затерялись следы взломщиков из поселка Боровое. Более того, в частном доме, где эти двое хранили большое количество оружия, взрывное устройство, заготовки стволов для самопалов и кустарных пистолетов и прочего, имелось немало краденных ими вещей.
В том числе бытовая электроника, а также множество упаковок специй - перца, лаврового листа, солянки и других мелкоштучных продуктов.
Совпадение с перечнем похищенного из сельмага в Боровом отметил изучавший протокол изъятия Негоденко. Он предположил, что именно «квартиранты» частного дома на улице Ручейной и совершили кражу в ночь на воскресенье - день выборов.
И не ошибся.
В ходе дальнейшего расследования удалось доказать и этот, и другие эпизоды преступной деятельности Кулакова и его находящегося в розыске сообщника.
Вроде бы - совпадение, что дважды пересеклись пути преступников с одним и тем же офицером милиции.
–  Но будь на его месте любой другой, результат оказался бы тем же самым, – считает Сергей Владимирович. - Ведь в бийской милиции немало настоящих профессионалов.
Зримой оценкой таких людей стало чествование лучших на юбилее двухсотлетия МВД России, где в числе других отличившихся был награжден и старший дознаватель отдела дознания УВД города Бийска, майор милиции С.В. Негоденко.