Ритм и танцевальная пластика у Нико Пиросмани

Лариса Тарханова-Чхеидзе
   Нико Пиросмани всемирно признан, как уникальное явление в грузинской, в мировой живописи, и во всей культурной и искусствоведческой сфере. Его живопись принадлежит особому направлению. А своеобразная манера письма напоминает фресковую живопись. Творческая индивидуальность Пиросмани притягивала и продолжает притягивать. О нем слагались легенды, посвящались стихи и песни, а его портреты творились великими художниками! Пиросмани не оставил равнодушными многие сферы искусства. Занимательно,
что некоторые из них даже отразились в творчестве самого художника. Невидимая на первый взгляд связь между вещами, событиями и людьми интересным образом объединяется в картинах Пиросмани. В них имеется ритм и пластика: цветовая, музыкальная и танцевальная. Встречаются даже изображения фрагментов танцев…
    Художественно, с оттенком романтизма и ощутимой грустинкой воплощает Пиросмани среду, в которой он обитал. Олицетворяет образы различных человеческих персонажей и животных. Фактически, он живописец своей эпохи. И передает её своим внутренним видением, повинуясь божественной природе естества и прислушиваясь только к зову своего сердца. Он – самородок! У него свой стиль раскрывать глубину образов, наделяя их собственным мироощущением и эмоциональностью. Поэтому они влекут к себе и узнаваемы.
   Интерес представляют многоплановые и многосюжетные работы-панно, где раскрыты пейзажи, картинки городской и сельской жизни. Всё это напоено национальными традициями. Композиция в них построена в повествовательной форме, порой напоминающей театрализованные действия. В основном, художник двигается по стезе природных законов равновесия и симметрии,  достигая при этом определенного ритма и пластики, чем создает эмоциональный настрой.
   Автор мастерски создает ощущаемый внутренний, зримый и звучащий ритм. Именно сочетанием различного рода ритмов, придающим живописной картине красочную изобразительность, искусно творится художником природная пластичность самих предметов и людей. В одних случаях он творит его симметрично расположенными предметами, как в картине «Натюрморт».В других, это создается линиями рисунка, обладающими особенной пластичностью. А пластический ритм передает ощутимую музыкальность, чьё присутствие изумляет в картине «Большой марани в лесу». В ней наблюдается лирическая симфония ритмично нанесенных желто-зеленых мазков, воспроизводящих музыкальный ритм. Она звучит в вихревой игре мазков в линиях деревьев, ветвей и листьев.
 Ритм достигается автором и цветовым спектром. Так ритмичные белые линии, накладываемые по всей картине «Кутеж трех князей на лужайке», касаются буквально каждого предмета. Весь белый тон создает, если можно так сказать, «белый ритм». В черно-красном сочетании художник создает ритм в картинах «Кутеж пяти князей» и «Кутеж четырех горожан». В них подключается и танцевальный ритм: фигуры смотрятся как ритмично выстроенное «хороводное» действо. А руки создают впечатление танцевального движения. Это особенно отражено в картине «Крцаниси». Люди, сидящие хороводным строем за столом, определенно дают ощущение танцевальной ритмовки. Аналогичное чувство вызывают даже их одеяния и стройный ряд симметрично расположенных бутылок и закусок.
   Ритмичное чередование фигур персонажей, предметы и сочетание пластично нанесенных контрастных цветов наблюдается и в других картинах с тематикой «кутежей». Всё в целом, созвучно танцевальной пластике хороводных движений. Повсюду, почти у всех людей руки раскрыты в пластичном танцевальном движении. Пластика этих «танцевальных» рядов повсюду напоминает древние грузинские перхули. Эти картины представляют собой т. н. «институт» грузинского застолья, которому сопутствуют изображения танцев, обычных для праздничных зрелищ. Глядя на них, явно слышим застольную, звучание мелодий и ритмов той эпохи, звуки баятов, задушевно исполняемых музыкальными ансамблями «даста»: зурна, дудуки и барабан. А в других картинах музыканты играют на таре, дайре, кяманче, саламури, доли, пандури, шарманке, гармонике. Запечатлен пример песенного сопровождения, и даже граммофон!       
Практически, на картинах буквально проиллюстрированы все те народные музыкальные инструменты, которые служили аккомпанементом к танцам в эпоху Пиросмани.
   Танцевальность мы находим не только в пластических движениях людей и предметов, но и в изображениях самих грузинских танцев. Картины Пиросмани демонстрируют многие популярные в те времена женские и мужские танцы. Образец женского сольного танца «Лекури» имеется в панорамной картине «Свадьба в Грузии былых времен». Его пляшет девушка под сопровождением гармоники и дайры. Подобие женского соло танца встречается и в «Кутеже перед двухэтажным домом». На балконах обоих этажей дома празднуют парадно разодетые дворяне: мужчины и женщины. На нижнем этаже одна из женщин играет на дайре. На верхнем этаже с шарфом в руке стоит молодая девушка в грациозном танцевальном движении.
   Живя долгое время в Тбилиси, Нико Пиросмани вобрал в себя его неповторимый колорит. Мастер кисти оживил и увековечил на своих живописных полотнах танцы, популярные в старом Тбилиси: «Лекури», «Багдадури», «Кинтоури» и даже «калважиани» «Картули». Два танцующих кинто изображены в картине «Ишачий мост».  Они независимы друг от друга, и находятся в разных фрагментах полотна. И как бы соревнуются меж собой в исполнении танца «Кинтоури». один пляшет в сопровождении музыкального ансамбля, а другой – под аккомпанемент шарманки. Причем, отображают два различных приема движений из этого танца.
   Если присмотреться к отдельным фрагментам всей картины, то увидим не только танцы двух кинто. Повсюду группы пирующих людей и за столами, и в лодках, изображены с поднятыми в танцевальном движении руками. Получается впечатление кругового хоровода! Таким образом, вся картина целиком выглядит, как хороводное действо с замкнутым кругом.
   Многоплановая картина «Праздник святого Георгия в Болниси» замечательна тем, что на ней запечатлен фрагмент танца. Мужчина в красной рубахе, подпоясанной серебряным поясом, с красным платком багдади танцует под сопровождением даста «Багдадури». На этой картине обрисован интересный эпизод. На кровле накрыт стол, а за ним сидят женщины!.. Это описание старых национальных обычаев. Издревле, в Грузии женщины также принимали участие в пиршествах, сидели за столом, и  танцевали.
   Рассмотрим многосюжетную картину «Праздник на реке Цхенисцкали». Изображен прекрасный пейзаж. Имеются зарисовки рыбной ловли, охоты и прочего. Центральную часть картины занимает дорога. Главная идея картины – празднество. Чуть левее центра картины на дороге изображен пляшущий мужчина. Две женщины, идущие перед танцующим, аккомпанируют ему: одна играет на гармонике, а вторая на бубне. По композиционному рисунку и движению рук, можно определить, что изображен грузинский мужской танец «Лекури» (некогда именуемый "Лезгинка"). Все отдельные сюжеты, фигурки на заднем плане и даже толпа людей на переднем плане перед рекой, показаны в уменьшенном виде. А вся группа с танцором воспроизведена автором в крупном размере, хоть и находится за ними на втором плане. С точки зрения законов перспективы данный факт нелогичен. Но, по-видимому, это было специально задумано автором, чтобы подчеркнуть значимость танца, и воспринимать его, как важнейшей узловой фрагмент всего живописного полотна.
   В картине «Церковный праздник в Картли» автор повествует о народных обычаях, соблюдаемых и сохраненных с древнейших времен. Когда на праздниках традиционно исполнялся женско-мужской дуэт «Картули». Пиросмани запечатлел начальный эпизод танца, т.е. момент отступления партнера на полупальцах, который следует после его поклона во время приглашения девушки. Убеждаемся, как превосходно отразились танцы в живописи Пиросмани. Но, вспомним, как исключение, картину «Актриса Маргарита». В отличие от других изображений, портрет танцовщицы творец  изобразил не во время исполнения ею танца. Актриса с букетом цветов изображена на фоне темно-голубого неба.  Наделенная автором чистотой естественной природы, она сама, как цветок стоит среди полевых цветов. Пиросмани привносит в образ особый поэтический аромат, аромат романтики. Он как бы поет Маргарите свой живописный романс. Видимо, по этой причине после просмотра «Маргариты» на мировых выставках,  Пиросмани превозносят во всем мире не только как художника, но и как трубадура, воспевающего образ молодости и любви. Вот что вдохновило многих, заимствовав эту историю любви, описать ее в рассказах, стихах и воспеть в популярной песне «Миллион, миллион, алых роз», несравненно исполненной первой звездой России Аллой Пугачевой. Поэтому и несет в себе картина такое количество профессионально и тонко переданных художником эмоциональных, эстетических и символических информаций.
   Поэтические картины Пиросмани – своеобразное воспевание эпохи, досуга и развлечений жителей Тбилиси и его родной Кахетии. От его картин исходит подлинный национальный дух и душевное тепло художника. Как по танцам зрителю удается судить о культуре и традициях народа, так по работам Пиросмани можно восстановить, и его эпоху, и национальные традиции!
   Несомненно, в картинах выявляются интереснейшие явления, объединенные единым ритмом: танцевальная и живописная пластичность линий, представлены музыканты и музыкальные инструменты, а главное встречается живописное изображение танцев и танцоров. Поэтому его картины  хотелось бы именовать живописно-поэтической танцевально-музыкальной летописью Грузии в эпоху Пиросмани.