Букукунские сказки. Часть 2. Глава 16. Секрет Волш

Шварц Сергей
Глава 16.
Секрет Волшебной страны

Как ни странно, теперь путь к дому Цвета показался подружкам прямым и коротким, хотя на самом деле путники немало петляли и ушли прилично в сторону от центра города – той части, где стоял дацан. Это было потому, что на удивление похожий на старичка Хрон шёл уверенно и быстро, пружинистым шагом, Бо семенил следом, порой неуверенно ступая на свои большие ступни, ну а подружкам и вовсе оставалось почти бежать, не смотря по сторонам.

- Ну вот, пожалуйте, - остановился вдруг Цвет, и его спутники непроизвольно одновременно перевели дух. 

Они стояли перед симпатичной деревенской избушкой, совсем не такой, какими были дома у Бо или Хрона. Домик оказался аккуратным, небольшим, плотно собранным из очищенных брёвен, с резными наличниками на окнах и завитушками по сторонам. Казалось, даже снег, лежащий вокруг, да и на всём доме со всех сторон, не мешает им любоваться, а наоборот, дополняет простую сельскую красоту пушистым искристым украшением. Пожалуй, это было единственное место в Волшебной стране, где наступившая вечная зима не создала мрак и безнадёжность, а наоборот принесла снежную сказку – так здесь было уютно и красочно, несмотря на почти чёрно-белый окружающий фон.
 
Дверь вдруг скрипнула и распахнулась, на пороге неожиданно возник хозяин – забавный худой человечек в острой шапке с оторочкой, весёлыми синими глазами на вытянутом добром лице, с которого, казалось, никогда не сходит приветливая улыбка. Одет он был в высокие меховые сапоги и заправленные в них серые брюки. Поверх вязаной кофты  была одета синяя бархатная куртка с белой пушистой оторочкой по краям. Выглядел человечек празднично, хотя одет был неярко. Подружки ощутили, что от него веет добротой и гостеприимством – так по-доброму глядели на гостей синие глаза из-под белой оторочки шапки.  Человечек первым обратился к гостям:

- Здравствуйте, здравствуйте, друзья! Старина Бо! Дружище Хрон!  - приобнял он старых знакомых. А затем обратился к подружкам:

- Ну а вы, сударыни, стало быть, Коня и Функа, не так ли?

Подружки с удивлением переглянулись.

- Вообще-то нет, мы Фоня, и Нунка, - озадаченно проговорила Фоня, - А откуда вы о нас узнали?

- Простите, перепутал! – улыбаясь ответил Цвет, - Это у меня с детства. Ещё в школе - возьму, и почему-то одну цифру в задаче поменяю. Решаю-решаю, а ответ не сходится! Ну, будем знакомы, меня зовут Цвет, и я к вашим услугам, леди!

Подружки переглянулись и прыснули.

- Леди! – проговорила Фоня, - А что это такое?

- О, так называют дам высшего света! Когда у нас ещё действовала почта, нам часто приходили письма издалека, которые начинались так: «Леди и джентльмены!». Тамошние гномы многое переняли от людей, даже выражения. А мы теперь употребляем их выражения в случаях особого почтения, – пояснявший вопрос Бо учтиво поклонился.

- Спасибо! Ну какие уж мы «дамы высшего света» - простые девочки. Я – сова, а вот Нунка – простая маленькая катунка.
 
- Ой, а можно спросить, - вступила в разговор Нунка, - А откуда вы всё же про нас узнали?

Цвет улыбнулся и ответил:

- А об этом я расскажу вам, дорогие друзья только тогда, когда вы пожалуете ко мне в гости. Прошу, заходите в дом.

Он гостеприимно распахнул дверь, и вся делегация – сначала Хрон, Бо, затем подружки, вошли внутрь. Цвет аккуратно затворил за собою.

Внутри  дом оказался таким же необычайно уютным, как и снаружи. Отшлифованные доски стен, окрашенные в желтовато-солнечный цвет, словно лучились теплом, создавая ощущение большой летней поляны, которое дополнялось обилием разноцветных фиалок, растущих на подоконниках и подставках-полочках у окон.  Посередине комнаты стоял невысокий деревянный стол, такого же цвета, как и стены, вокруг него – удобные деревянные стулья. На столе лежали какие-то бумаги, множество карандашей и ручек, стоял большой чайник и чашка с блюдцем. Но самое странное было с краю – ближе к окнам южной стороны  покоился высокий глиняный горшок, накрытый прозрачным стеклянным колпаком, под которым сиротливо виднелся одинокий зеленовато-коричневый росток.
 
- Прошу, - гостеприимно провёл рукой Цвет, обращаясь к гостям, приглашая их пройти к столу. Все с удовольствием расселись в деревянные высокие стулья, и Фоня с нетерпением вновь спросила профессора – откуда он мог знать их имена. Цвет мягко улыбнулся, придвинул гостям большую чашку с печеньем, поставил на печь в углу чайник с кипятком, насыпал в керамический заварник каких-то трав, наконец, отщипнул от одного цветка на окне листочек, положил в чай, и, наконец, подготовившись к началу чаепития, тоже сел за стол к гостям.

- Дорогие мои, - обратился он к подружкам, - Мои друзья, - обвел рукой Бо и Хрона, - наверное, уже рассказали вам немного обо мне, поэтому начну с того, что когда-то, во времена появления Волшебной страны, я повстречал удивительного человека. Был он невысокого роста, шёл с котомкой за плечами, одет – в длиннополый халат с широкими рукавами, а на голове имел небольшую круглую шапку. Лицо у него было круглое и доброе, когда мы повстречались – он улыбнулся, так что глаза у него превратились в щёлки, и представился: «–Буд-ду!». Я с почтением поклонился, и протянул на встречу руки – так принято у гномов приветствовать гостей, называя своё имя. Человек рассмеялся и спросил, почему я протягиваю к нему руки? Мне стало весело, и я ответил, что хочу таким образом пригласить его на нашу любимую родину – гору Сохондо. Он поблагодарил меня, и попросил показать ему её, если возможно. Я ответил, что конечно же можно – ничего не мешает доброму гостю прибыть в нашу страну, и провёл ближайшей дорогой к самому центральному входу в штольни. По пути нам попадались низкие можжевельники с фиолетовыми ягодами, очень похожая на них шикша, всё это очень интересовало Буд-ду, он пробовал ягоды шикши и звонко смеялся, когда я отводил его руку от можжевельника – ведь его нельзя есть так же, как эти ягоды. Он восхищался цветам – синим горечавкам и нежным белым и розовым примулам, вспыхивающим алым огнём тут и там лилиям, белоснежным пионам. Помню, особенно его поразили нескончаемые подушки золотого корня, перемежающиеся огоньками – они росли прямо на камнях вдоль горных ручьёв. «– Сколько же здесь золота!» – восклицал он, указывая на золотой корень, и я тихо посмеивался в ворот – такой странный гость встретился впервые.
 
- Наконец, когда мы пришли в центр вершины, откуда открылся удивительный вид на долину Букукунья, Буд-ду раскинул в стороны руки, и в порыве ветра словно воспарил над цветущей землёй – так мне показалось. А может быть, это было на самом деле?

   На лице Цвета сияла улыбка от прекрасных воспоминаний. Он смотрел вперёд, но не видел сидящих перед ним – перед ним простирались горы, цветущие луга и тёмные ковры леса далеко внизу, кружили хороводы бабочек, стремительно летали птицы, и, конечно же, стоял маленький странный человечек, раскинувший миру руки и слившийся с ним в лучах полуденного солнца. Затянувшееся молчание прервало шипение закипевшей воды на печке. Цвет встрепенулся, но его остановил Бо «– Я сам!» – и, поднявшись со стула, проворно ухватил чайник за ручку и заполнил дымящимся кипятком приготовленную заварку. Тут же в комнате появился лёгкий травяной запах, растворившийся по мере того, как Бо наполнял водой заварник: травяной аромат сменился лиственничным терпким смолистым дымом, затем смешался с медовым пьянящим, слегка похожим на багульниковый аромат какого-то цветка, и, наконец, победно сверкнул ярким мятным вкусом, как бы завершившим чайное представление. Тем временем, Цвет продолжил:

- Прошу прощения, я слишком увлёкся воспоминаниями, и, наверное, утомил вас. Очень уж мне хотелось рассказать, что наша страна когда-то была самой природой, а внезапно появившийся Буд-ду – был просто частью той самой природы. Мы ещё долго стояли на вершине, Буд-ду расспрашивал меня о разных мелочах, а я описывал ему, как часто здесь идёт дождь, да почему гном Намор так сильно любит следить за жуками, живущими по берегам снежных ручьёв, да так, что часто оказывался на ночь среди снегов – не успевал засветло выбраться оттуда. Как ни странно, Буд-ду всё это интересовало, до последней мелочи. А уж когда он услышал про Намора, оживился: «- Это замечательно! Это совсем хорошо!» – почему-то рассмеялся он, и попросил проводить его в наш подземный город, в штольню.
 
- Друзья, прошу вас, пейте чай! Пробуйте моё фирменное печенье. Кстати, то, которое кружочками – не моё. Это тетушки Си. Она – известная мастерица по разным домашним делам, в том числе и выпечке!

Бо и Хрон согласно закивали головами, переговариваясь, кому какое печенье тётушки Си нравится больше.
 
Подружки вели себя скромно, поэтому не прерывали разговор хозяев, было видно, что они давно уже так не гостили и с таким удовольствием не пили в компании чай. Однако же светская беседа затянулась, и Нунка, переглянувшись с Фоней, от скромности втянув голову в плечи, и оттого став ещё более незаметной, пискнула:

- Профессор Цвет, смею вам напомнить, не расскажете ли, как вы о нас узнали?

Разговор за столом прервался, собеседники с любопытством выслушали Нунку, а потом взглянули на Цвета. Тот, аккуратно поставив чашку на блюдце, задумчиво посмотрел на дымящийся в ней чай и проговорил:

- Прошу прощения, я увлёкся воспоминаниями, хотя, собственно именно они проливают свет на события последнего времени, как я понимаю. Ведь именно Буд-ду назвал мне ваши имена.

В комнате воцарилась тишина. Все вопросительно смотрели на Цвета, одни - не понимая, почему он не сказал о грядущем пришествии гостий раньше, другие – почему же он немедленно не рассказывает как быть дальше и что надо сделать, чтобы вернуться домой!

- Понимаю, понимаю вопросы в ваших глазах! Но поймите и меня: во-первых, когда Буд-ду говорил о подобных вещах, я не очень-то понимал, о чём идёт речь, а потом… каюсь, не очень-то внимательно его слушал. Мне казалось, речь идёт о каких-то его странствиях, мечтах о будущем… Скажите, как я мог знать, что это вовсе были не мечты и воспоминания, а тихим, добрым тоном он просто рассказывал мне будущее? Да и многие этого не понимали. Ведь когда он спустился в штольню, и встретился с жителями подземного города, его все слушали с интересом и с радостью согласились построить Храм и Город Волшебной страны. И никто не обратил внимание на его слова про вихрь, холодную стужу, которая может забраться в Волшебную страну, проникнув в сердца людей… Так ведь, коллеги?

И Бо, и Хрон задумчиво и печально закивали головами.

- Так вот,  как-то в прекрасный весенний солнечный день мы сидели с Буд-ду на вершине и наблюдали как поднимается лодка-крыша дацана. Картина была такой потрясающей, что хотелось говорить только самые хорошие слова. Что-то такое я и сказал монаху. Он улыбнулся, хотя по его узким глазам невозможно было понять – радуется он, или печалится, и сказал, что многое ещё предстоит  пережить, но в трудную минуту помощи стоит ждать от лесных жителей – Нунки и Фони – это я уж сам переврал ваши имена, простите, по рассеянности.

- Ой, да не страшно! Мы не обиделись! – воскликнула Фоня, - А что он ещё сказал про нас? Как нам помочь бы быстренько, да домой вернуться? Боюсь, дедушка с бабушкой будут ругаться. Да и Нунку тётушка Нутрия по голове не погладит, уж точно.
 
Цвет только молча развел руками.
 
- Простите, милые, но я не помню! Видите ли, не придавал я тогда значения словам Буд-ду, а зря. Помню только отрывочно: что вы придёте почему-то зимой, вместе с моими друзьями Бо и Хроном, а я должен вам буду всё рассказать. А что всё – не помню. Поэтому вот рассказал всё, что осталось в памяти.
 
Фоня с досады встряхнула крыльями.

- И что же нам теперь делать? Кого ещё спрашивать? Так мы весь город обойдём по гостям – в сердцах воскликнула она. – Миленький профессор, ну может вы хоть что-нибудь вспомните, ну может Буд-ду сказал, как нам вернуться домой, а?
 
- Я стараюсь, стараюсь, дорогие мои, но столько времени прошло… Вот помню только отрывочно какую-то несуразицу. Например, чтобы я обязательно поговорил с Намором о том, чтобы он попросил Неброна показать дорогу отсюда туда и обратно. Я, честно говоря, совсем забыл про это, но, наверное, время побеседовать с любителем жуков настало. А ещё, я помню такую притчу, которую рассказал Буд-ду, когда мы прятались от грозы. Я спросил его: правда ли бывает так, когда всё заканчивается, и что делать, чтобы всё начать сначала? И он рассказал мне такую историю.

В одном красивом большом лесу, где жило много самых разных зверей, птиц, самых маленьких букашек и больших пузатых довольных жизнью свиней, вечно нежащихся в болотистой грязи на солнце, жизнь шла своим чередом и не доставляла хлопот жителям. Каждый был занят своим делом: собирал нектар, пел песни, стрекотал, воспитывал подрастающее поколение. Однажды к жителям леса обратилась пустыня, лежащая за много-много дней пути в жарком безжизненном месте. Она сказала:
 
- Добрые жители, совсем плохо стало у нас в пустыне. Высохли последние колючки, разбежались звери, разлетелись птицы, затихли насекомые. Даже песка не стало – под чистую выдуло всё ветром-суховеем. Одна только и осталась плотная земля в глубоких трещинах-ранах. Помогите, дайте, пожалуйста, немного вашей воды, ваших щедрых растений, вашей доброты. Может быть тогда мы победим суховей, и у нас вместо грустной пустыни станет цветущая земля.
 
Долго совещались жители леса. Никому не хотелось уходить с насиженных мест, растения опасались, что не смогут победить высохшую почву корнями и погибнут, а вода говорила, что в такой жаре тут же превратится в пар. Но тут вышел вперёд старый  лось, и сказал:

- Братья, мы должны помочь пустыне. Не по нашей вине она появилась, но по нашей вине может шириться. Знаю, всем вам жалко покидать свои насиженные гнёзда и норы, поэтому пойду туда я. Сколько смогу, сколько хватит моих сил – всё отдам, чтобы пустыня ожила.
 
Заволновались жители, загудели. Как можно было отпустить в опасный путь старого мудрого лося? Все помнили, как он учил плавать их детей, дарил дудочки из прутиков, растущих на самом верху в кроне, и как защищал всех в случаях опасности. Долго спорили, и решили: в пустыню пойдут все. Только не сразу, а небольшими отрядами. Те, кто пробудет там месяц, вернутся обратно, им на смену пойдут другие. Так, понемногу, они смогут обжить её, возродить её так, что все вернутся обратно. Они испросили разрешения у леса и пообещали, что не оставят его без внимания. Тот длагословил их на доброе дело.
 
- Спасибо, добрые создания! – воскликнула пустыня, - Спасибо и тебе, лес! Я буду вечно помнить вашу доброту, и обещаю, если потребуется, во что бы то ни было, помогу вам, чего бы мне это не стоило.
 
Итак, первый отряд направился в пустыню. Лоси и олени на рогах несли саженцы деревьев, свиньи, урча, тащили полные котомки желудей и кореньев трав, птицы в клювах несли семена разных растений, а многочисленные ручейки устремили воду в засушливую даль.

Через какое-то время пустыня расцвела не хуже старого леса. Там образовалось своё большое озеро, разрослись деревья и травы. Над ними часто стали собираться тучи и лились весёлые летние дожди. Часть животных так и не вернулась обратно – остались на новом месте, обзавелись там потомством. Вдобавок к ним вернулись убежавшие и улетевшие из пустыни ранее местные жители. Жизнь вернулась и расцвела пышным цветом.
 
Но вот в один день над старым лесом сгустились чёрные тучи. Они разразились страшной грозой: громыхали раскаты грома, сверкали ужасные молнии, поджигавшие сухую траву и деревья. Начался пожар. С ужасом все побежали прочь, спасаясь от стихии. Погибли растения. Сгорели дома и гнёзда у животных. На месте некогда цветущего зелёного леса появилась чёрная безжизненная гарь. Все разбежались кто куда: живность – к далеким родственникам, растения унесли ветром свои семена за многие дали, и там осели.
 
Чёрный от горя и гари лес оказался в безнадёжном положении. Он приготовился окончательно погибнуть, как услышал звонкий голос:

- Здравствуй лес! Сочувствую твоему горю, но всё же рада приветствовать тебя!

Рядом стояла зелёная, в венке из весёлых цветов и ожерелье из щебетания птиц молодая и счастливая пустыня. И не узнать в ней было ту высохшую жёлтую старуху с запавшими глазами, что приходила в лес когда-то за помощью.
 
- Здравствуй пустыня. Ты стала прекрасна.

- Спасибо. Теперь я и не пустыня вовсе, а лесостепь. И всё благодаря тебе, твоим жителям. Всё цветет теперь, поёт и щебечет, даже нет уголка, который напоминал бы о растрескавшейся земле.
 
- Я рад за тебя и твоих жителей. А мне, видишь, пришло время уходить. Прощай. Не поминай лихом.

- Не буду. Не буду поминать тебя лихом, и прощаться с тобой не буду. Я ведь перед тобой в долгу – помнишь, дала в своё время клятву прийти на помощь, чтобы ни случилось?

- Как не помнить, помню. Да только беда приключилась такая, что поглотит и меня, и тебя. Не справиться с этой пустотой. Спасибо тебе, но пусть лучше уж ты останешься, чем оба мы сгинем.
 
- Последнее дело – терять надежду. Принимай первых гостей!

Лесостепь махнула рукой, и налетел сильный ветер-суховей, который в миг унёс едкий пепел и сажу, принёс семена лесных трав. Запылали на месте бывшего пожарища алым цветом поляны кипрея, зажужжали над цветами пчёлы и шмели. В тени трав проросли деревья, а когда они выросли – прилетели птицы, поселились белки, прибежали другие звери. Прошло совсем немного времени, и лес стал большой богатой солидной тайгой. Так, доброта жителей, надёжность природы и порядочность соседа помогли вернуть обратно целый лес, возродить на месте пустыни цветущий оазис.
 
Цвет немного прервался, выпил глоток чая и закончил:

- Так вот, Буд-ду сказал мне тогда: если что-то пропало, вернуть его поможет доброта, надёжность и порядочность.

Наконец, он взял круглое печенье, хрустнул им, и шумно отпив глоток из чашки, задумался. Затихли и все остальные. В мыслях у всех были всего три слова:

«Доброта, надёжность и порядочность»

- Ну что ж, - прервал молчание Хрон, - История, рассказанная тобой весьма поучительна. Наверное, её можно соотнести и с нашим происшествием. Вот только что это: «Доброта, надёжность и порядочность»? Нет, я не спрашиваю о значении этих слов, всем ясно, что они значат. Но как применить их к тому, чтобы вернуть Волшебную страну? Прогнать вечную зиму? Вернуть домой девочек?

- Слышал я, - заговорил Бо, - от своего деда, что всё это должно быть там, далеко за горами, у людей. По преданию, живут они в высоких скалах, которые называют домами, и летают на железных драконах, а ездят на страшных больших змеях. Но ведь это всё сказки для внуков – кто в это поверит?

И правда, где добыть доброту, надежность и порядочность так, чтобы её можно было принести в руках, и положить куда-нибудь в заветное место в городе, чтобы сработал невидимый замок и отпустил Волшебную страну и всех замёрзших её жителей? Старые гномы задумались, а девочки и вовсе приуныли -  всё это казалось им несбыточным, а рассказ Цвета – простой сказкой. Им очень надо было домой, и от невозможности туда попасть хотелось плакать. Нунка украдкой взглянула на Фоню и поняла, что у той сейчас просто брызнут слёзы. Неожиданно для себя, чтобы не расплакаться, она громко спросила:

- А может спросить как нам быть у самого Буд-ду?   
 

16-26.11.2012
Новосибирск