Исход. Книга вторая библии

Александр Анайкин
Вторая книга библии, вторая книга Моисеева, называется Исход. В ней нет глобального уничтожения всего человечества. Но, тем не мене, крови и в ней много. Хотя я не собираюсь особо концентрировать внимание читателя на убийствах, а просто выделю те места, на которые невольно обратил внимание.

Во-первых, меня поразила еврейская каторга. Ведь новый фараон создал им буквально каторжные условия труда. Хотя, эта каторга резко отличается от нашего ГУЛАГА, потому что питание у евреев было всё же хорошее. Вот как евреи об этом сами повествуют в главе пятнадцатой. Это когда общество возроптало на Моисея за отсутствие пищи.
- И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта.

Да что там ГУЛАГ. Я вспоминаю армию, где у нас «старики» и «деды» отбирали у молодёжи, «солобонов» белый хлеб. У нас в советской армии солдаты досыта хлеб не ели в течение года, а тут каторга. Хотя и много работают, но живут не впроголодь.

Но, если уж я завёл речь о советской армии, то нелишне и ещё провести одну аналогию. Дело в том, что фараону очень не понравилось, что евреи хотят уйти из Египта и поэтому, чтобы они много не рассуждали, он приказал сделать так. Чтобы у людей не оставалось свободного времени совсем.
- Дать им больше работы, чтобы они работали и не занимались пустыми речами.
Это глава пятая.

В советской армии было тоже самое. В субботние и воскресные дни
солдат занимали любой работой, лишь бы чем занять. И вот ходили парни вокруг казармы, собирали окурки, наводили кантики на постелях и тому подобное. Эти армейские субботы и воскресения явились тем фактором, одним из многих, из-за которых я отношусь к советской армии с лёгким презрением.

Но, однако, вернёмся к Исходу, к библии.
В общем-то, хотя евреи и питались хорошо, но жизнь их была отнюдь не сахар. Фараон, например, приказал своим подданным египтянам убивать всех новорожденных мальчиков у евреев.

Вообще книга изобилует массовыми убийствами. Одиночное убийство описано лишь в главе второй, где Моисей убил египтянина за избиение еврея.

В этой же главе даётся интересная характеристика самого Бога. Здесь, как и в Бытие, мы ещё раз убеждаемся в том, что Бог не постоянно контролирует своих чад, он может и забывать события. Вот как об этом сказано:
- И услышал Бог стенания евреев, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.
А дальше уже Бог решил стать советником Моисея, чтобы спасти свой избранный народ. И стал им.

Бог в книге Исход составляет сценарии событий, так же является режиссёром этих событий. В общем, весьма активен.
И в своей активности Бог очень жесток, не менее самого фараона. Например, он несколько раз создаёт в Египте экологические бедствия.

По всей стране происходит нашествие жаб, мошкары, мух. Бог организовал эпидемию домашнего скота египтян, отчего вся скотина сдохла.

Более того, Бог организовал эпидемию и для людей, которые стали болеть тяжёлыми кожными заболеваниями.

Бог организовал геофизическую катастрофу, организовав над всей территорией страны выпадение крупного града.
- И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота; и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал.
Вот так это описано в девятой главе.

В дополнение ко всему, Бог послал на страну тучи саранчи и организовал трёхдневное затмение.
В общем, показал свой суровый характер.

Но это всё показалось Богу явно недостаточным и он, как и фараон, только в больших масштабах, умертвил в стране всех первенцев. Вот как об этом говорится в главе двенадцатой:
- В полночь Господь поразили всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота.
По-моему это явный перебор. Животные то с заключёнными при чём?

В этой же книге Господь обирает египтян, конфисковав у них в пользу евреев драгоценности.

В этой же книге мы узнаём, что не каждый иудей является евреем. Человек любой национальности может принять данную веру.

В главе четырнадцатой Господь совершает ещё одну массовую казнь, он топит в море египтян, преследующих евреев.
Вообще, Бог очень не любит египтян. А не любит потому, что те совершенно не чтут его. Моисей же постоянно восхваляет Господа. В общем, куль личности налицо. А что делать, если сам Господь называет себя ревнителем. Бог так и говорит, что «Он – Бог ревнитель».
Наверное, поэтому Бог очень не любит маловеров. В стане, в лагере Моисея было вырезано три тысячи человек именно за маловерство.

Но такая беспрекословная верность вовсе не столь легка, как может показаться. Например, в битве Израильтян с Амаликитянами Господь явно благоговеет и помогает евреям, но он требует от Моисея во всё время битвы держать руки поднятыми вверх. Так что Аарону и Ору пришлось, в конце концов, поддерживать руки Моисея.

В общем, это малая плата за свой высокий статус. Ведь Моисей первый человек в народе, он единственный, кто напрямую общается с Богом, хотя и не имеет права при этом лицезреть лица Господа.

Именно в этой книге Бог даёт людям знаменитые десять заповедей, аналог которых дала в своё время советским людям в начале шестидесятых годов партия. Только назывались эти заповеди несколько иначе – моральный кодекс строителя коммунизма. Никита Хрущёв видно хотел почувствовать себя в шкуре Моисея. Хотя мудрецом он так и не прослыл.

В этой же книге Господь делает попытку дать людям законы на все времена. Так сказать, вечные. Хотя, что может быть вечного? Жизнь не стоит на месте, всё движется, всё развивается.
Но, что меня поразила в этих законах, так это их суровость. Очень многие проступки караются смертью. Помню, когда я в институте изучал труды Ленина, то меня поразила жестокость Ильича. Тот предлагал расстреливать людей за малейшую провинность. Ленин, наверняка, начитался помимо Маркса ещё и библию. Очень жестокая книга. Да ведь и Иоська Сталин был, как мы знаем из недоучившихся семинаристов. Он то, уж точно, штудировал библию.

Хотя, Сталин был не столь суров к некоторым категориям людей. Например, Бог очень сурово относился ко всякого рода половым извращенцам. Например, он покарал всё население Содома и Гоморры. Всех жителей без исключения. Господь убил Онана за то, что тот, не желая сожительствовать с женой брата, просто спустил на землю.
В Исходе же Господь наставляет:
- Всякий скотоложник да будет предан смерти.

Сталин к извращенцам был гораздо более терпим. Об этом говорят хотя бы личные дела людей хотя и репрессированных, но в своё время всё же занимавших очень высокие посты. Многим из этих людей вменялось в вину и половое извращение: гомосексуализм, педерастия, совращение несовершеннолетних в извращённой форме. Но товарища Сталина нисколько не смущало, что на высоких постах находятся извращенцы. А сколько ещё осталось извращенцев, которые избежали репрессий и о которых мы ничего негативного так и не узнали. Они попросту остались народными вождями. Но вернёмся к библии.

Не терпел Господь и людей иной веры. Вот как об этом говорится в Исходе.
- Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблён.
Собственно коммунисты тоже так поступали. Все члены не коммунистических партий в нашем гуманном СССР были уничтожены практически полностью.

В этой книге меня поразила ещё такая фраза в главе двадцать второй:
- Ворожеи не оставляй в живых.
Скорее всего, именно это наставление сыграло решающую роль в «охоте на ведьм» в мрачные века средневековья.

В этой же главе даётся наставление отношений с начальством. Вот оно:
- Судей не злословь, и начальника в народе твоём не поноси.
В принципе, в этой книге есть и немало полезных советов. Например, такое:
- Не внимай пустому слуху.

Есть и наставление против взяток:
- Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.
В книге несколько недальновидно даются всякие технические подробности постройки культовых сооружений, ритуалов. То есть таких вещей, которые просто не могут оставаться вечными.
Хотя сама библия всё же книгой вечной останется. Это, несомненно.