Дела дорожные

Феликс Лещинский
Поистине грандиозны достижения нашей техники! А темпы ее роста просто поражают, удивляют, вызывают законную гордость за нашу социалистическую систему, которая создала все это. А люди!  Редко сейчас встретишь человека, который бы не учился, или не мечтал учиться. Просто диву даёшься. Один к сорока годам надумал среднюю школу кончать. Другой по 9 месяцев на сушу не сходит: китов бьет или крабов ловит и заочно учится в техникуме или институте.

Да! Коммунизм с каждым днем представляется все реальней. И, может быть, потому так резко бросаются в глаза некоторые «мелочи». Потому и не могут быть они терпимы.
 О «мелочах» и пойдет разговор.
 Всегда приятно встретить старых знакомых. В субботу я узнал, что в город приехали сослуживцы по первому году службы. Обрадовался. Прошусь в увольнение. Отпустили.

Итак, в воскресенье в приподнятом настроении я отправился на автобусную остановку, по дороге подсчитывая, через сколько времени попаду в город. По моим наивным подсчетам получилось, что быть мне в городе к одиннадцати часам. Хорошо! Все шло как нельзя лучше.
День, я бы сказал,  был морозный, скорее зимний, чем осенний. Но на дальнем востоке этому удивляться не приходится. До прихода автобуса оставалось еще 30 минут. На остановке пока никого нет. Это хорошо! Значит, автобусы придерживаются расписания. Хожу я взад вперед, жду.
 До автобуса 15 минут, стал народ прибывать. Все больше военные. Пять минут осталось. Народу собралось человек шестьдесят. Дела! Этак можно и не сесть. Волноваться начал.

Идет! Народ сгрудился, подался немного вперед. Короче, все происходит так, как обычно перед посадкой. Тихо стало. Жены жмутся поближе к мужьям. Собеседники, наоборот расходятся – одному как то сподручней. Группка спортсменов стоит спокойно, они то, уверены, что сядут.
 Посадка! Тут уж кто как может. Давят и слева и справа. Женщины возмущаются, жалуются на свою слабость, на то, что уважения никакого нет. А сами, между прочим, очень даже активно работают локтями, головами и прочими частями тела, а также авоськами.
 Мужчины лезут молча. Им, конечно, неудобно, но что поделаешь: автобус, то один, а в город нужно.

 А мне вдвойне неудобно. Не влезешь, смеяться будут – вот так солдат. Толкаться же со всеми очень даже неловко, не люблю этого. Однако так и остаться можно, а увольнение всего до 16 часов. Ну и ситуация. Все же влез, стал почти у двери. Стою, дышу в пол силы, больше никак нельзя. Вот бы думаю, в таком положении дождь пошел, и крыши бы не было. Тогда бы лужи стояли прямо между людьми, а до полу вода бы никак не дошла. Хорошо все же, что дело осенью было, и автобусы крытые выпускают. С другой стороны, если бы автобус вдруг вздумал перевернуться, никто бы не пострадал. Люди так и стояли бы, только в перевернутом положении.

 Хорошо это или плохо судите сами. Мне лично очень даже весело в подобных ситуациях становится. Ей богу стал бы смеяться, беда только в том, что смеяться нельзя, задохнешься. Так и поехали. Трудней всех, конечно, кондуктору. Ей как то передвигаться нужно. Но ничего ей не привыкать, приспособилась. Проехали мы, этак, километра два, остановились. Почему, зачем? Задняя дверь открылась. Подходит шофер. Все ясно, колесо спустило. Случай тяжелый. Кругом поля. До ближайшего автобуса не меньше 8 километров. Дорога проселочная, попутных машин мало. К тому же день воскресный, все в город рвутся. Тут шофер и говорит: «Выходите человек десять». Больше ничего не говорит. Решил, наверное, колесо подкачать. Вышли. Только смотрим, он спокойно в кабину полез и хочет уезжать. Сразу дошло.

- Ну и фрукт, - думаю и быстренько на свое место забрался. Остальные тоже мигом в автобусе очутились. Но шофер это дело сразу заметил.  Выходит снова. «Нужно,- говорит, - пол автобуса освободить, иначе не доедем». Известное дело, никто не выходит. Кто в сторону смотрит, кто спиной повернулся, будто бы это не к ним относится, и они будто бы вообще ничего не слышат. Все же троих он вытащил и ко мне подступился. Попробовал вытащить не выходит, начал совестить. «Ты что, мол, не понимаешь, что автобус не может идти. Выходи. Я колесо видел, ехать вполне можно. Выходит мне совсем не хочется. Это значит, в город уже не попадешь, прощай увольнение. «Нет, говорю, не выйду!» «Не надо было, - говорю, - брать столько людей, а коли уж взял, то вези до другого автобуса. Нет такого закона, чтоб посреди поля людей из автобуса выгонять».

«Мне, - говорю, -очень срочно в город надо, я не каждый день могу ездить». «Тогда, - говорит, - сиди, а автобус дальше не пойдет». Вот и стоим. А тут и кондуктор возмущаться начала. «Говорят тебе вылазь, значит вылазь. Ты командиру своему можешь не подчиняться, а здесь порядки свои, совести у тебя нет. И, вообще, чего вам солдатам в городе делать. Вон люди едут, им нужно. А вам что? Сиди там у себя, служи. Бессовестный ты. А еще солдат. Понятия у тебя никакого нет». Вот так. Да… сам себе думаю. Где уже нам темным такое понять. Мы ведь академий еще не кончали. У нас всего – то образования – десять классов, да институт, а у иных и того нет, только среднее.
Это я так думал. А вслух другое говорю: «Как вам товарищ кондуктор не стыдно такое солдатам говорить.
«Я, - говорю, - очень даже уважаю пешее передвижение и с удовольствием пошел бы лучше пешком, но идти очень далеко, а времени у меня очень мало, и в город мне очень нужно, и увольнение у меня скоро кончается, и…»
Аж устал, а она ничего. Как начала меня «аргументами» осыпать, да «функциями» присыпать. Молчу. Жду что дальше будет. И люди все молчат, не поймешь: то ли они ее поддерживают, то ли меня одобряют.

Но тут остальные солдаты  тоже протестовать начали. Очень всех возмутили такие высказывания о солдатах. И это на нее очень подействовало. Вышла она из автобуса. Подходит к шоферу, что-то ему на ушко шепчет, и он ей в ответ тоже шепчет. Потом подошел к колесу, постучал ногой по нему. Потом посмотрел на него сверху вниз, потом с боков осмотрел. Потом еще раз постучал, потом затылок почесал и полез в машину. Слышу, заводит мотор. Потом рычаг на скорость ставит, потом медленно сцепление отпускает и газ прибавляет. Это я чувствую, хотя не вижу.
Поехали. Надо сказать, что мы благополучно доехали до соседнего автобуса. Как только доехали до остановки, выскочил я и сразу попал в другой автобус. В город добрался к двенадцати часам. Вот и подсчитывай заранее после этого. Встретились мы с друзьями. Погулял я часа два и домой в часть.
Очень приятная была встреча, если не считать этого «маленького» происшествия. Может быть и не очень страшное это приключение, но все же неприятное. А с другой стороны «веселое», потому и решил я о нем написать. А рассуждения насчет солдат у кондукторши в корне не правильны. А вы как считаете?
19 ноября, 1961 года.
Гаровка – Хабаровск.