Глава 129. Малков переулок

Герман Смирнов
 Вот на этом углу Между Садовой и Малковым переулком мне , да и не только мне (кто прочтёт  эту главу и снимал, а кто как и я снимал жильё в Ленинграде, в то время - должны узнать уголок этого здания - общежития текстильного института)
               

         Этот переулок проходит между Садовой улицей и набережной реки Фонтанки. Первоначально, с 1836 года, он именовался Банным переулком, по находившимся в нем общественным баням, иногда 1-м Банным для отличения от другого Банного переулка в этой части города (ныне это Матисов переулок).
С 1849 года переулок стал именоваться Малковским, также в форме Малковская улица, а с 1865 года за ним закрепилось название Малков переулок. Названия эти происходили от фамилии домовладельца, отставного майора Василия Малкова. Дом № 4, которым он владел, не сохранился.
15 декабря 1952 года переулок переименовали в честь Героя Советского Союза старшего лейтенанта Игоря Михайловича Бойцова (1912–1944).
15 января 1944 года во время операции «Нева-2» по полному снятию блокады Ленинграда старший лейтенант 96-го гвардейского артиллерийского полка 45-й гвардейской стрелковой дивизии 42-й армии Ленинградского фронта Игорь Бойцов огнем своей батареи подавил 8 пулеметных точек врага. При освобождении деревни Рехколово вырвавшаяся вперед батарея под командованием Бойцова вызвала огонь на себя, тем самым облегчая задачу нашим пехотинцам. Подвиг Бойцова, погибшего в этом бою, позволил советским войскам освободить Рехколово и приблизить день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.  ( Из Большой Советской Энциклопедии).

     Вот с этого переулка и началась моя повседневная -  гражданская жизнь в Ленинграде. На  углу этого переулка, который выходил на  Садовую улицу, у стены  общежития Текстильного института – каждый день, со второй половины дня собиралась разноликая толпа. Толпа, с озабоченными и озадаченными лицами.
В  лицах и глазах посетителей не было радости и счастья! В них читалась печаль, вопросительность, надежда. А в диалогах было больше заискивающей и унизительной, но и высокомерной интонации, в зависимости от культуры и интеллигентности персоны. Истинных и коренных ленинградцев в толпе было значительно меньше,  чем нуждающихся хоть в  каком-то жилье или крыши над головой - студентов, которым не досталось общежития, женатым офицерам или просто лимитчиков, прописавшихся »временно», для работы, но без жилья. И я тоже оказался,  как демобилизованный, но с отсутствием жилья для совместного проживания с молодой женой. Типичная ситуация!
   « А Вы что сдаёте?» -  обращаюсь я, к понравившейся моему глазу, - «хозяйке».
Прежде чем получить ответ, выдерживаю длительный, проницательный и изучающий  взгляд.
     - «А Вы одни?» - «хозяйка» имеет в виду - женатый я или холостой.
    -  « Женатый» - отвечаю я, и уже не знаю, с гордостью или с сожалением я так ответил и тоже вглядываюсь в глаза «хозяйки»,  с надеждой получить положительный ответ. «Хозяйка» отходит, даже не удостоив меня,  ответом.
Напоминаю. Это была уже осень 1961-го да.
      В то время ещё было мало отдельных квартир и многие ленинградцы жили в коммуналках, и если была вторая комната, то даже в ущерб своего комфорта, и по бедности, вынуждены были сдавать комнату. Но были и такие арендодатели, которые сдавали в аренду « угол», и вам предоставлялась возможность жить в одной комнате с хозяйкой и или за шторкой или в её постели – кто как «приспособлялся» или приспосабливался.
    Прошло уже 9 лет как Малков переулок  переименовали в Бойцов, но на языке народа прежнее название держалось долго. Сейчас, конечно и толпа исчезла,  и переулок обрёл чёткое современное название и его пока в «банный» не переименовали.
        « Отработав» до позднего вечера, и когда вся толпа расходилась, я тоже брёл  «домой» в одиночестве, т.е. по месту моей постоянной прописки и официального  юридического проживания – к маме и отчиму.  Жену в этих заботах, я не утруждал, жалея её, а она пока  находилась у своей подруги- землячки или сводной сестры.  А я на этом Малковом  - заработал хронический вазомоторный ринит с осложнением на полипоз гайморовых пазух, с последующими и неоднократными операциями в НИИ на Броницкой   и других больницах.
      Впрочем,  время шло, я уже две недели хожу на эту гражданскую «тусовку», а результатов никаких -  для воссоединения с Надеждой.  Надо же ещё и работу искать – тоже глобальная проблема, Денежный фонд уже иссякал, занимать деньги не у кого, да и это против моих жизненных правил и устоев. За свои 75 лет никогда не занимал денег на жизнь и сделал это всего два раза  при покупке автомобилей, и выручал меня приятель, ныне уже покойный – Юра Бадаев.  Надежда продолжала ездить два раза в неделю в  военный городок и продолжала работать с хором и детишками военнослужащих, получая всё-таки какие-то  денежки.
       Совсем уже отчаявшись, что-то найти и продолжить мою семейную жизнь, я обратил внимание на худосочного мужчину, стоявшего в сторонке от нашей толпы, и подошёл к нему. Мужчина был совершенно не презентабельного вида, бедно одет, и больше был похож на бомжа чем на арендодателя.  Что-то стесняло его  -  находиться в середине «нашей толпы». Тусклый взгляд глаз и нездоровье на лице вызвало у меня больше сострадание, а не какую-то надежду для себя. Да, действительно, в нём что – то было от  тех персонажей Драйзера или Гюго, прочитанных мною романов. Но он, же не просто так сюда пришёл и,  наверное, тоже  с какой-то своей нуждой – рассуждал я про себя. Надо подойти.
      -  Простите, гражданин, Вы что-то сдаёте или снимаете? – обратился я к нему, как можно нежнее. Мужчина встрепенулся, выходя из своего задумчивого ступора, и тоже посмотрел на меня оценивающим взглядом.
    -  Да, да! Сдаю небольшую квартирку – ответил мой «персонаж».  Квартиркуууу!!!
 У меня, как у той вороны – в зобу  дыханье спёрло. Я предпочёл отвести его подальше от жаждущей толпы, чтобы не набежали конкуренты, и продолжил разговор.  После обмена ещё несколькими фразами, а его не волновало, что я женат и что  жена пока не прописана в городе, поэтому я, не мешкая, предложил проехать на «объект».
      Большая Посадская дом № 10. Центр!  Кировский проспект с великолепным мостом через  Неву был в нескольких шагах, если пройти по улице Братьев Васильевых.  А  1-й таксомоторный парк был почти рядом  и, выезжающие утром такси, из парка не раз доставляли меня к проходной, а я не скоро привык к новому режиму сна и отчаянно просыпал на работу, но с помощью таксомоторов этого парка, в  последнюю минуту,  буквально со звонком впрыгивал в турникет заводской проходной. Ну,  это было потом, а сейчас,  мы  продвигаемся к заветной квартирке!  (Продолжение следует).http://www.proza.ru/2013/01/15/1296