Новые Лапсары

Вадим Евдокимов-Золотухин
Интересно,  с какого момента   можно назвать себя писателем? После чего присваивают это лестное звание? Сначала, в принципе неважно хороший ты писатель  или никудышный. Главное, хочется назвать себя побыстрей писателем.
Спрашивают тебя при встрече старый знакомый: « Ну как дела, чем занимаешься?
Ему и ответ твой  собственно  и не нужен, скорей нужен тот, который ему приятен. Типа
- все плохо, зарплата маленькая, здоровья нет.
Пожалуй, такой ответ ему тоже не нужен
Вдруг ты денег взаймы просить начнешь или  сына твоего надо на работу пристроить.
Скорей ему  бы подошел  ответ  нейтральный, типа
-да нормально все, здоровье есть, работаем помаленьку
Все в принципе можно расходиться.
Но на всякий случай  уточняющий вопрос  от него, вдруг ты ему пригодишься,
А чем конкретно занимаешься, где в основном обитаешь?-
И  тут ты ему:
Занимаюсь нефтью, (газом или любой другой «трубой», т.к. в России все деньги приходят и уходят  в оную), живу на Кипре, денег вагон, но скучно. 
Все этот человек уже пожалел, что тебя встретил. До тебя шел он по улице счастливый, все у него было замечательно,  т.е. «Лучше всех!» И машина у него в кредит куплена новая, и тещину дачу он достраивает. Дай ей бог здоровья. И ребенок- оболтус  вроде не наркоман. И тут ты со своим Кипром.
Конец,  жизнь,  как и труба, прошли мимо. Все зазря, примите меня срочно в коммунистическую партию, чтобы этих буржуев порвать, а вагоны их, с деньгами, вернуть на родину и  поделить. Пусть попробуют поскучать на Кипре  без денег.
Ну, потом он успокоится, встретится с тем,  у кого даже тещиной дачи нет, и будет с гордостью рассказывать, что есть у него близкий друг – с детского сада, которому скучно на Кипре при вагоне денег. И уговаривает  его этот «одноясельник»  приехать  побыстрей к нему в гости на этот благодатный остров и развеселить его, за его счет.
 И вот чтобы не расстраивать своих детсадовских друзей, решил я стать писателем.
И на их уточняющий вопрос: Чем занимаешься, где работаешь?
Буду отвечать: « Да писатель  я»
Точно никто черной завистью не позавидует. На себе проверял.
Скорей подумают, наверно ударился где- то головой.
Заверяю, не ударялся, а если ударился, то не помню.
Вот пишу сейчас  второй рассказ, писатель я уже, или  еще нет? Наверное, писатель, но очень мелкий. Типа Нанописатель!
 Новое слово придумал.  Забейте за мной его!
Рассуждаем. Если  человек испек два каравая хлеба, он тут же стал пекарем? Нет. А вот если он смог продать свои два каравая, то он пекарь. Притом, если готовы еще купить, то хороший пекарь. Ну а вдруг он этот хлеб не продавал, а раздал друзьям, то он соответственно не пекарь, а хороший человек имеющий полезное хобби.
Отсюда следует, что написал ты два рассказа, и никто не рвется тебе заплатить  за них гонорар. Значит ты не писатель. И чтобы прослыть хотя бы хорошим человеком, остается одно, читай  друзьям. Но читай не больше двух!  Иначе  все-таки назовут тебя писателем, но с таким прилагательным, которое печатать нельзя. А таким писателем  я  даже на начальном этапе не хочу быть!
Вот он второй рассказ: 
Сколько себя помню, я всегда любил модничать, т. е одеваться в красивый дефицит. Еще когда мы с другом Валеркой разбирали у соседей в банях каменки, чтобы махнуть Fe на билеты в кино, я уже тогда, сидя во втором ряду и просматривая «Бременские музыканты» мечтам быть похожим на Трубадура. В принципе все задатки у меня были. Т.е. высокий рост, широкие нос и плечи, и главное – губы, точь в точь как у него. Если бы он не был нарисован, можно смело предъявлять моему папане несанкционированный поворот налево. В те годы я еще не понимал что, для того чтобы повторить судьбу моего мультяшного двойника, нужно кроме внешности, иметь как минимум музыкальный слух и голос, позволяющий ему перекатывать луну по небосводу. Тогда я был твердо уверен, мне не хватает только его роскошных, клешеных джинсов. Вот подрасту, обзаведусь этим заветным атрибутом, и все, любая принцесса в виде дочери второго секретаря райкома - моя. Не зря наш, с ним, псевдоним состоит из двух слов. Тем более в моей компании  осел уже был. Нет, это я не про Валерку.   
 Сегодня я понимаю, мне повезло, что я родился тогда когда родился. Общество дало равные возможности  каждому. И мне удалось вскоре частично осуществить свою детскую мечту. Пока мой двоюродный брат служил в армии, тетушка отдала мне его старые брюки. Клеш был для того времени идеальными – 32 см. Но они имели один небольшой недостаток, точнее два – симметричных. Этот изъян был почти не заметен, пока владелец замечательных штанов не наклонялся. Любил мой брат кататься с ледяных гор без фанерки, поэтому часть штанов на двух местах отсутствовала. И я гордо, не нагибаясь, ходил в этих штанах  на танцы. Тогда я понял, каково приходится «девушкам-чувихам» в коротких юбках. Но они при наклоне может даже выигрывали, возбуждая наши желания.  А я? Получается, рисковал. Но что не сделаешь ради красоты!? Главное быть модным. В этом возрасте внешняя атрибутика была важней.
   Дальше были кримпленовые брюки, заработанные в каникулы на укладке асфальта, затем levis от мамы, ну а потом уже партии джинсов, зимних кроссовок,  «алясок» и т.д. Так я стал спекулянтом.. ..Видимо не хотел существовать в обществе равных-рваных штанов. Даже из университета меня хотели отчислить с формулировкой: «Находился в компании продающей джинсы». Спасибо, не допустили этого мои товарищи по комсомолу. А тут наступило интересное время, вдруг поменялись приоритеты и ценности. Был спекулянт, стал уважаемый коммерсант.  Правда, у рэкета это звание интерпретировалось в уменьшитетельно - неласкательное  «комерц». Со всеми вытекающими последствиями.
Вот чтобы не пересекаться с этими романтиками с большой дороги, снарядил я секретную экспедицию в Москву. Госпредприятие  отправляло машину в столицу, а я в ней «вторым дном».  Удача такая мне подвернусь благодаря родственным связям. Одним из водителей ЗиЛа был мой шурин Костя. Парень он хороший, просто не повезло ему изначально, Сначала  сестра вместо брата в близких родственниках оказалась – ни в войнушку поиграть, не поговорить, а потом еще благодаря ней, еще и статус смешной получил - Шурин. В одном слове соединяются собиратель тостов из «Кавказкой пленницы, и  то место в брюках, где штанины молнией соединяются. Все беды от девчонок!
Вторым водителем был Саня, веселый, пробивной шоферюга. В кузове мы везли нужные Москве железяки и сноп сена с поролоновым матрасом - наше спальное место.  Тогда я узнал, что у дальнобойщиков есть традиция, при проезде мимо указателя извещающего, что малая родина закончилась, нужно подать сигнал. Вроде как прощаешься. Были пермяки, стали земляки.
 Осень была теплая и сухая, поэтому принимали пищу и спали мы под открытым небом. В тоже время грибов по дороге было уйма. Мы их жарили, варили, но особенно вкусны были шашлыки из шляпок белых грибов и молодых красноголовиков. Маленькие шляпки нанизываются вперемешку с кольцами лука на ветку, затем поливаешь их   растопленным сливочным маслом. А теперь жарим на углях, Запах просто угар, кажется, сейчас все белки и ежи за рецептом пожалуют. На выходе этот деликатес не забудьте посолить и чуть- чуть перца. Белый гриб плотный и прожаривается не до конца, поэтому похрустывает при откусывании, но в тоже время чувствуется аромат свежего гриба и  жареного на сливочном масле лука. Вкус водки во рту исчезает моментально и наступает послевкусие осеннего леса.
Добрались до Москвы без приключений. Тяжелей всех, в дороге, было, несомненно, мне, т. к каждый водитель после руля желал выпить с устатку и естественно не один. А с кем? Естественно со мной, я же не рулю. Первый тост за то чтобы по возвращению услышать второй сигнал клаксона, на границе с родиной. Второй тост популярный  в то время: «За  то чтобы все было и нам за это ничего не было» Вот и пил с ними в две смены, т. е всю дорогу. Водка имела оптимистичное название «Черня смерть».
 
Прибыли в сердце России. Люблю я здесь бывать! Но недолго. В советское время к этому городу отношение у меня было благоговейное. Если это столица то и люди там живут самые лучшие, самые выдающиеся и самые  искусные. Да, наверное, в  столице,  работают самые лучшие ученые и творят выдающиеся  маэстро. Но подозреваю, в ней присутствуют и не последние жулики, выдающиеся  алкоголики и первостатейные лентяи. Впервые я это понял, когда будучи в  армии полетел в отпуск из Киева. По родной улице хотелось пройтись в лучшем виде, поэтому вопреки устава, с большим риском, отрастил   максимально длинные волосы. Это что бы мастеру парикмахерского искусства было, где применить свой талант. И вот,  согласно плана, захожу я в МОСКОВСКУЮ парикмахерскую – на вокзале……И там похмельная тетя сделала привокзальный шедевр. Весь отпуск мама возмущалась, зачем  в армии так «оболванивают» бедных солдатиков Я же ей не стал рассказывать, что это у меня столичная стрижка. Может это перюкарщица (перюкарня - парикмахерская (укр.) совсем и не старожил столицы, но она ведь фактически лицо города. Вспоминаю сейчас,  так себе лицо оказалось. Но спасибо, помогла пересмотреть отношение к жителям этого центрального мегаполиса. И плата небольшая – бритый затылок. Вывеска часто не соответствует содержанию.
Благодаря моим водителям, быстро, без приключений сдали груз.  Опыт великая штука. Кстати вот случай из жизни этих шоферов: Была у них дальняя командировка в Ленинград. Тоже осенью, но сырой и грязной, добрались они до колыбели революции. И начали искать место разгрузки.  Но человеку, привыкшему к прямоугольному или круговому расположению улиц невозможно сразу разобраться с островами и каналами Ленинграда.  Долго блуждал грязный ЗиЛ с прицепом по улицам и проулкам города Петра. При этом водилы, чаше вспоминали не самого Петра, а его маму, Наталью Нарышкину, соответственно. И вдруг вышли на оперативный простор. Перед ними неизвестная  площадь. Ни одной машины вокруг,  много пешеходов и милиции. Шофера наши были люди культурные и почти сразу - через несколько минут, наконец, поняли, они на Дворцовой площади! Не хватало только в кузове ватаги пьяных революционных матросов.
-Не хрена себе, откуда он такой!? - подумали постовые милиционеры
-Не хрена себе, во попали -  опешили уральские ребята.
Это лишение прав пожизненно, им и всей их родне, без права передвигаться, даже на самокате. Реакция милиции была неадекватная - никакая. Они не могли поверить в такую наглость. Это как посадка Матиасом Рустом самолета на Красной площади. МВД молча, смотрело, как рыжий от грязи автомобиль развернулся вокруг стелы и тихонько, летучим голландцем ушел вглубь города.
 Мало кто, в России, может похвастаться, что катался у Зимнего дворца на авто. И ему за это ничего не было.
      Погрузили в машину бензоколонки для завода, а вглубь кузова запихали чудо японской мысли и техники-видеомагнитофоны. Просто необходимый для населения товар. Нельзя допускать, чтобы наши граждане из - за тяги к культуре, ночами не спали.  Какая культура ночью? Так « видак» посмотреть только на ночь давали. Вот и вынуждены были люди, вместо отдыха, таращить слипающиеся глаза на выкрутасы Брюса Ли и «Греческой смоковницы», врозь естественно. Даешь в каждую семью кинематограф, даешь видеомагнитофон.
Запаслись на обратный путь пищей, горючим, таким и таким, и благополучно направились в сторону Уральских гор. В кассе осталось только на бензин и на  «полосатые палочки». Едем, тихонько, правил не нарушаем, средства бережем для ГАИ татарской республики. Там, работники этой службы отличаются особой лютостью. Мне кажется, это они нам за Куликовскую битву мстят, или за Илью Муромца. Ведь это он первого гаишника (Соловей – разбойник) свистеть отучил! 
Едем весело, километры и часы на минус считаем. Каждой встречной машине, обозначенной родными номерами, радуемся. Интересно человек построен. Дома все шофера на дороге тебе чуть ли не враги. А немного оторвался от дома, он тебе как брат родной, ну или, по крайней мере, шурин.
Добрались до Чувашии. Дорога ровная, солнце светит. Голубой капот ЗиЛа не переставая, лопает серые километры дороги. Все чаще прикидываешь, сколько часов движения осталось до дома. Разговоры в кабине сводятся туда же,  домой и естественно про женщин. Тем более приходится со сменившимся водителем этанолом заправляться.
И вдруг после указателя с названием поселения, машина не пошла, начала жаловаться и скулить, издавая несвойственные ей звуки. Еще метров тридцать она уже кричала, затем вопила, после чего сбавляя ход, рыдая, встала на обочину. Секунды тишины. После чего Александр громко сказал известное слово, чаще всего это слово означает  конец.  Трезвый и пьяный водители залезли под машину, что-то громко обсудили там с применением профессиональных терминов. Вылезли, один попросил выпить, второй протрезвел.
Резюме-крякнул задний мост. Вместе с ним крякнули наши планы и расчеты. Фактически могло крякнуть все мое будущее как бизнесмена. Кто знает, какой народ живет в деревне «Новые Лапсары». Понятно чуваши, а что это за люди? До этого момента общаться с ними не приходилось. А если и пересекались наши дороги, то, как определить, что это чуваш?  Вообщем загадки и волнение. Вдруг прознают про наш секретный груз? Тем более корни у них тюркские. Это же моя финансовая кабала на три года вперед!

На остатках шестеренок, машина спятилась в канаву - так удобней под нее залазить и ремонтировать. После этих маневров проходящие, большегрузные машины начали останавливаться. Они останавливались самостоятельно, без всяких обращений. Конечно, в первую очередь это были земляки, но и из других областей добрые люди тормозили. Спрашивают чем помочь, есть ли провиант. В этот день я ощутил некоторую гордость, что временно и частично принадлежу к касте дальнобойщиков. Какое бы смутно не было, на Руси,  добрые люди  находятся всегда. Но я тогда еще не знал, что нас ждет в этом урочище!   
Сломались мы как раз в начале деревни,  рядом с остановкой. Была пятница, уже ближе к вечеру. Но деревня была пуста, и загадочна. Название «Новые Лапсары», новые русские, новые рэкетиры и т.д. Некоторая оторопь берет, кто она загадочная Чувашия? Ничего не знаем про эти земли. Были бы татары, тут все понятно. Историческая память твердит - держи ухо востро. Они единственные, кто нас  завоевал и почти три века на нас ездили. А вот с этим народом не понятно.
Надо идти в разведку.  Пошел самый проворный и говорливый - Саня.  Пересек он дорожную разметку как границу. И исчез.
Стало темнеть, машин проезжает все меньше, а в деревне свет не зажигают. Всяческие мысли лезут в голову. Я их отгоняю и сам себя уговариваю, ну нет уже разбойничьих деревень и тем более, деревень с упырями. Кто такие чуваши, да само имя говорит, что народ добрый и отзывчивый. Сразу ассоциации выпазят - чуваки, беляши, лаваши, т.е. приличные чуваки должны жить в этой республике. Вообщем надеемся и ждем. Правда, уже два с половиной часа надеемся.
И вот, пожалуйста, дождались! Слышны голоса, песня, опять голоса, громкие, пьяные голоса, переходящие в песни. И все это на фоне удалой гармони. Не выпили кровь у нашего разведчика, ну, значит, женили, и выпьют постепенно, в годы счастливой совместной жизни, с мучениями.  И я оказался почти прав. К нам приближалась свадьба!  Жениха и невесты там не было, но радостные  и подгулявшие люди к нам приближались. Если у них свадебные традиции схожи с русскими, то нам отсюда долго не уехать. Даже если машину  починим.
Помню, еду на рейсовом автобусе, в районном центре и вдруг несанкционированная остановка. Дорогу перекрыла свадебная процессия. Заходят эти местные террористы и террористки, вооруженные до зубов алкоголем и закусками и давай всех пассажиров пытать: «Не хотите, ли поздравить молодых, не желаете позолотить на будущие пеленки?» Так как я сидел на задних сиденьях, то понял. Сопротивляться бесполезно! Вернулся из магазина, без денег и выпивши!
А вот Саша наш видимо не смог откупиться. И сейчас захватят нас! Вот мы здесь, рядом, берите нас, но у нас ничего нет.
Нет, дорогу не перешли, отправили парламентера и вернули Саню. Александр наш не совсем трезв, но главное живой.
Вот мужики Николай, наш брат – местный водила, а главное отличный парень. Обещает помочь нам разобраться с проблемой.
И вот этот Николай, в свадебном наряде, т. е  выходной костюм плюс белая рубаха (наверно еще на своей свадьбе в нем гулял) не слова не говоря, ныряет с шоферами под ЗиЛ. Через некоторое время попросили домкрат, фонарь, доски кирпичи, и  пошла работа….!
 Вечер был теплый, осенний. Пахло  урожаем неизвестно чего, просто урожаем. Из деревни доносилась звуки пропиваемой молодости и свободы. И я как то успокоился. Вот только наш Коля нырнул под машину, и я сразу  успокоился. Так под машину входят только профи, те, кто там провел всю сознательную жизнь! Все будет нормально! Одна проблема, чем мы с ним расплатимся, если он нам поможет.
В связи с тем, что под автомобилем я бесполезен, а на свадьбу меня не пригласили, я стал наблюдать закат в средней полосе России. Работа трех ремонтников доносилась до меня спокойствием, а тихий вечер бабьего лета, вызвал меня на рассуждения. О чем может думать комсомолец, студент из СССР, естественно о Родине!  Вообще то, так домой хочется!
  Вот за дорогой белеет березовая роща. Вроде березы как березы, но  другие! Тут они какие - то  нарядные, блондинистые, как накрашенные, будто в гости пришли и понравиться хотят. Дома березы другие, попроще, поскромней, родней  что ли, ну. И ствол у них не такой гладкий и ровный, прыщеватый. Тятенька Урал не дает им  прихорашиваться  и наряжаться, в строгости  держит.
Местные красотки – березы, то же, естественно, наши,  т.е. российские.  Любого на Руси спроси, какое  дерево олицетворяет Родину. Скажет - береза, и мне по душе белая красавица.   Поправлюсь, для души.  Отодвинув  в сторону атеизм,  рассуждаем: если после девятого  дня душа покидает человека, тогда скажите в каком направлении? Где пристанище всех душ? Где находятся    те 21 грамм  всех грешников, святых и колеблющихся. По классике, естественно в аду и в раю. Но на основе имеющихся знаний могу предположить, ни под землей, не на небе расположить это хозяйство негде.  Мне думается, души наши переселяются в деревья. Для русских  по характеру и поведению больше всего подходит береза.  Наверное, дерево соответствует не по национальности, а как раз, по характеру. Просто на этой территории, людей с такой душой живет больше, поэтому и берез много.  Разных:  тоненьких и раскидистых, плакучих и корявых. Есть с чистой душой, а есть такие, у кого весь ствол в черных метинах.  Но объединяют их всех некоторые общие черты. Такие как плакучесть и веселые хороводы не ветру, как внутренняя твердость и несгибаемость  и странная беззащитность.
  Поэтому стараются  дерево посадить при рождении ребенка и похоронить человека необходимо на родине.  Веселей там его душе с земляками, в роще, переговариваться. Исходя из этой теории, по березам можно сейчас увидеть, каков народ живет в Чувашии. Как говорится: «Ну, дай бог!».      
Утром я узнал, что машину нашу они ночью разобрали, сходили в колхозный гараж и разобрали там местного ЗиЛа, на котором ездит наш Николай. Принесли, высвободившиеся запасные части к нам - через дорогу, а утром этот удивительный чувак пошел поспать. После того, как он зайдет и отметится на свадьбе, обещал прийти к нам.  Пока народ отдыхал, я опять же, насобирал грибов в душевной роще, и сварил  их вместе с пакетами супа «дачный». Суп нам подали вечером, проезжающие земляки. С ними же мы и передали весточку на завод.
 После завтрака на воздухе шурин Костя с Сашей залезли под машину, а я продолжил размышление, теперь уже о Коле. Для чего он это все делает и что с нас за это попросят. Самое плохое, что у нас с собой нет денег, чтобы отблагодарить товарища. Не «видак» же ему отдавать. Прикинул на себя ситуацию. Случись такое со мной, ушел бы я с праздника ради незнакомых людей? Что могло бы меня побудить бросить хорошую компанию и провести всю ночь под машиной?  Наверное, даже видеомагнитофоном меня туда не заманишь. Нет здесь что - то другое, пока непонятное мне. Да, я был тогда готов помогать людям. Но в рамках обычных пионерских подвигов. Типа бабушку через дорогу перевести, сумку помочь поднести.
  Может в чувашских семьях воспитание другое, и они все такие, как наш Николай!? Тогда почему вся страна не перенимает опыт? Почему меня так не воспитало мое общество и государство. Сейчас бы дежурил у дороги в поисках жертвы для благодеяния. Непонятно.
 Николай пришел к полудню, как раз заканчивали сборку моста. Сегодня он был не такой торжественный, но нарядный. Поздоровался, вывалил подарки и сразу туда под машину.  Представляете, он еще принес нам хлеба, колбасы, сыра и гору помидор! Может он нам с шурином родня? И это в нем говорит его кровь? Или это его приводит мой ангел хранитель? Даже если нет, я с этого момента я знаю, как зовут моего ангела - Николай!
 Нет, это не наша родня. В нашей интеллигентной семье так не матерятся. Из- под машины слышен эмоциональный русский мат! Б, Х, С, ………..ц. Вообщем, какая - то запчасть, от Колиной машины не подходит к нашей машине. У него модель посвежей оказалась. Сейчас надо все разбирать и менять задние мосты полностью.
 Они втроем вылезли, закурили. Коля достал чекушку из кармана, глотнул, передал коллегам. Допили, взяли инструмент, и пошли в деревню, добивать колхозный ЗиЛ.  Если   агрегат подойдет к нашей машине, и мы на ней уедем. Николаю потом искать запчасти, все это собирать одному обратно. Начинаю бояться, что он  нас за это в рабство возьмет.
По второму кругу все разобрали и собрали значительно быстрей. Мужики довольные вылезли на белый свет. Солнце уходило на закат. И уходило как то радостно, как бы вприпрыжку. Мы стояли и с трепетом наблюдали как Александр заводил машину наших надежд. Я внутренне молился, хотя был атеист. Коля был спокоен. Нет, не от того что ему не надо ехать, так наверно бывает спокоен и уверен настоящий мастер, после качественной работы. И наша машина пошла, весело заурчала и двинулась вперед, на модернизированном заднем мосте.
Мужчина должен сдерживать свои эмоции, поэтому я Николая не тронул. А так мне хотелось его обнять, наверное, даже расцеловать трехкратно и смачно как наш г. секретарь. Мы крепко пожали Коляну руку, сказали огромное и большое спасибо. Единственное чем мы могли отблагодарить  лучшего чуваша Росси, это только «Черной смертью».
Выпили втроем на дорожку, закусили чувашскими помидорами и начали прощаться с таким родным, но непонятным для меня человеком. Не знаю у кого какое мнение о Чувашии, но я скажу однозначно - народ  здесь живет прекрасный. Потому что есть на свете Николай из деревни «Новые Лапсары». Дай ему бог добра и здоровья!
Прощаясь, мы извинились, что не можем оплатить его работу, т.к. денег осталось только на бензин. На что он ответил: Нет проблем мужики, я же понимаю, дорога,  бывает. Если я куда поеду, мне так же кто- то поможет.
Да и да, обязательно поможет, если он есть там наверху, то он видит, что нельзя такие дела оставлять без последствий. Бумеранги должны возвращаться! И нам надо возвращаться, дома  уже потеряли. И мы ринулись на восток.  После того как радость движения улеглась, я начал искать ответ на вопрос, ради чего он это сделал. Ради чего он  провел свои выходные за ремонтом нашего аппарата, ради чего отказался от деревенской гулянки. Бескорыстно и непонятно. Не нашел я объяснения этому тогда. Осталась и останется глубокая признательность  к  этому человеку.
  Прошло много лет, каждый раз проезжая через  памятную для меня деревню, я  всегда  нажимаю на клаксон, и вспоминаю слова из сказки А.Гайдара: Плывут пароходы - привет Мальчишу, пролетают летчики - привет Николаю!
  Помня ту приключившеюся с нами поломку, я периодически задаю себе вопрос. А ты бы смог сделать так же? Только честно! Т.е. без всякой выгоды, бескорыстно, чисто по велению души, как само собой разумеющиеся. Ответ был всегда неутешительный! Только в последние годы могу сказать, да, и то, боюсь не каждый раз.  Только почувствовав вкус  свершения добра, начинаешь раскушивать удовольствие от этих действий.
 Р.S. В смутные времена перестройки   достался мне в уплату за долги сомнительный актив в виде скульптуры советского сталевара, в натуральную величину. Теперь стоит этот  железобетонный мужчина, посреди поляны, у меня на даче. Стоит, пугает ворон и гостей похмельных. Фигура отчужденная и бессмысленная – так, ради смеху. И вдруг меня осенило! Это же он - Николай!  Мне кажется, даже похож! Не смогли мы тогда отблагодарить  его.  Сейчас назову железобетонного человека его именем.  Так и сделал. Друзья и подруги интересуются, откуда Николай, почему Николай?  Прочитают и будут знать, это памятник  деревенскому парню и его благому делу.
Мне кажется, безымянный памятник заулыбался……..
А пройдут пионеры.......