Красота в произведениях

Юрий Камалетдинов
Случалось ли вам встречать в произведениях такую красоту, от которой перехватывает горло, щемит сердце и хочется немного посидеть в прострации? Из тонн и гигабайтов проглоченных мной книг со мной такое встречалось от силы при прочтении пяти-десяти книг.  Сейчас я назову наиболее отложившееся в памяти.

Во-первых, это «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. Один из героев книги, Ретт Батлер, циник, делец и контрабандист, наживает состояние на войне между Севером и Югом. Сам он южанин, но понимает, что Юг изначально обречен на поражение. Почти до самого конца войны Баттлер в военных действиях участия не принимает. Однако когда северяне уже домолачивают Юг, он оставляет Скарлетт и тоже идет на войну, чтобы разделить участь южан.

Во-вторых, это «Зима тревоги нашей» Джона Стэйнбека. В этой книге аж два красивых момента. Продавец Итен Хоули за весь период работы никогда не обманывал своего босса Марулло. А потом анонимно донес на Марулло в полицию и того выдворили из страны. Марулло же, покидая страну, подарил магазин Итену, потому что считал необходимым поддержать наиболее честного из своих знакомых. 
Другому человеку, своему другу, алкоголику Дэнни Тэйлору Итен дал большую сумму денег. Он знал, что это убьет Дэнни и надеялся, что Дэнни завещает ему очень ценный участок земли. И, в отличие от Марулло, Дэнни знал, что Итен совершает мерзкий поступок, знал по какой причине Итен дал ему деньги. Но тем не менее, перед тем, как покончить с собой, Дэнни надлежащим образом оформил завещание на Итена.

Наиболее же плодовитым писателем на красивые, запоминающиеся моменты я считаю Клиффорда Саймака. Его «Заповедник Гоблинов» в котором умирающая раса отдает кому угодно бесчисленные знания в обмен на заботу об их домашнем питомце. «Город», когда псы оставляют Землю муравьям, не желая убивать их медленной смертью. «Всякая плоть – трава», там разумная трава, объединяющая множество миров и обладающая огромными возможностями привязывается к людям. Это происходит из-за того, что люди, в отличие от других цивилизаций, видят в этой траве не только возможности, но и просто красоту ее цветов.