Урок человечности

Анжела Конн
  Учительница поднесла указательный палец к губам, призывая всех замолчать.Класс замер. Такого не было никогда! Она сама всегда провоцировала шум в классе.Нара Леонидовна по-своему
обучала армянских детей русскому языку.Метод непрерывного говорения очень нравился ученикам.
Она бросала классу вопросы и дети отвечали на них все одновременно.С одним условием- все
должны говорить по-русски, ни одного армянского слова. Это была своего рода игра, в процессе которой учащиеся с удовольствием обучались языку. Тема бесед и вопросов менялась в зависимости от возраста детей и уровня классов, она преподавала русский с первого по десятый класс.В старших классах прибавлялась литература.

Она заводилась на уроках так же,как и дети.Тонкая, гибкая, энергичная она передвигалась по
классу с неимоверной быстротой, ребята только успевали следить за ней и сыпать ответы. Уму непостижимо, как она улавливала все, что они выкрикивают и реагировала на каждое высказывание.- Так, хорошо... молодец,да, правильно... о, нет, подумай, ну, это высший пилотаж,...умничка, нет, нет не так, послушай других,думай, вспоминай, хорошо...Свои реплики
она сопровождала жестами обеих рук, словно дирижируя словами. Ее красивые длинные пальцы
двигались от слова к слову, как по клавишам фортепьяно,придавая словам, словосочетаниям, предложениям такое очарование, что забыть и эти слова и эти уроки было невозможно. У детей горели глаза, каждому из них хотелось отличиться и быть обласканным учительницей. И она не скупилась.

В старших классах уроки Нары Леонидовны отличались не меньшей оригинальностью. Она входила в класс, динамичная,интригующая, и после приветствия предлагала ученикам разделиться на две группы: одна жила в семье Ростовых, другая составляла семейство Болконских.Что тут начиналось! Каждая семья отстаивала свое уникальное право на существование в великой эпопее Толстого. Доводы, цитаты, аргументы, зарисовки быта, переживания героев..., все-все-все, что могло
уместиться в пару часов, вспоминалось, проговаривалось с настроением,соответствующим конкретному эпизоду или действию. Такие обсуждения стимулировали ребят заниматься, читать, знать как можно лучше, больше. Уроки литературы были самыми любимыми, а Нара Леонидовна самая обожаемая учительница в школе.

В то время она увлекалась разными новаторскими методиками известных педагогов. Амонашвили, Ильин, Соловейчик, Шаталов и немало других учителей, нестандартно обучающие детей, были предметом ее изучения и поклонения. Она не ленилась и не жалела ни сил, ни денег на приобретение их работ или на поездку на конференцию с целью познакомиться с кумиром.
Ее пытливость и любовь к детям делали свое дело.Класс для учительницы был сценой, где она реализовывала свои творческие способности, обучая детей грамоте и воспитывая в них человеческие качества.

Поднеся указательный палец к губам, другой рукой она показала детям на заднюю парту.
Пятиклассники повернули головки. Там спала Сона. То ли не выспалась, то ли была нездорова, но она спала. Дети молча заулыбались. Нара Леонидовна, подойдя к доске, вывела на ней крупно:
              РЕБЯТА, ДАДИМ СОНЕ ПОСПАТЬ. ЕСЛИ СОГЛАСНЫ, ПРОШУ ОТКРЫТЬ ТЕТРАДИ.
              Экспресс-сочинение: " МОЙ ДРУГ".
Дети, стараясь не шуметь, принялись писать, изредка бросая на Сону лукавые взгляды. В эту минуту они чувствовали себя соучастниками действа. Нара Леонидовна медленно обходила ряды. Несколько раз ей в глаза попалось ее имя, написанное детьми в тетрадях. Она усмехнулась, подумав, что не против быть детям другом. Справедливее детей никого нет. Они все понимают и помнят, как никто другой. Вот Кристина выводит ее имя. Однажды Нара Леонидовна застала девочку в слезах. Оказалось, на уроке математики учительница ударила
ее по голове. Кольцо на пальце математички причинило малышке боль, она расплакалась на перемене. Узнав об этом, Нара Леонидовна попросила детей не позволять кому-либо обижать их, тем более учителям. Дети ошеломленно смотрели на свою учительницу."Разве они посмеют?",-вопрошали детские глаза. -Да, да,- она подтвердила свои слова, видя удивление ребят,- так и скажите, на-ша  кла-с--с-ная  ру-ко--во-ди-тель-ни-ца  за-пре-ща-ет  нас  бить. Ясно, ребята? Сделаете?
Эта история имела продолжение. Математичка, желая в следующий раз применить свои воспитательские способности, наткнулась на сопротивление детей и, узнав от них, откуда ветер дует, возмутилась действиями Нары Леонидовны. Спор пришлось разрешить в кабинете директора. Конечно, в пользу детей.

А вот худенький Эмиль.Это он в прошлой четверти упал на уроке в голодный обморок.  Попросив завуча побыть с классом на время ее отсутствия. Нара Леонидовна, взяв Эмиля за руку, спустилась с ним в буфет.Стакан сладкого чая и сдобная аппетитная булочка
вернули мальчику и цвет лица и нормальное состояние. Нара Леонидовна, проходя между рядами,мягко коснулась ладонью его волос.- Дети,ранимые, хрупкие... Что с вами будет?

Очень часто она проводила уроки на лоне природы, выводя детей из душного класса в парк неподалеку от школы. Это были упоительные уроки с песнями, стихами, разговорами, обсуждениями. Армянские дети постигали русский язык в окружении нерукотворной красоты,
созданной природой и человеческой мыслью.- Дети, ранимые, хрупкие...Что и кто ждет вас? Как важно на своем жизненном пути встретить хороших людей!
Мысли прервались громким пронзительным звонком. Пятиклашки разом повернули головы. Сона, разбуженная перезвоном, смущенно смотрела то на учительницу, то на ребят.- Как стыдно!- читалось в ее карих глазах.
 Нара Леонидовна улыбалась, ребята от души смеялись. Через секунду Сона смеялась с ними. Через минуту в классе стоял хохот. Дети ликовали.