Созидание новой политической экономии

Владимир Лямин 3
  Товар.

  «На первый взгляд буржуазное богатство выступает как огромное скопление товаров, а отдельный товар – как его элементарное бытие. Но каждый товар представляется с двоякой точки зрения: как потребительная стоимость и как меновая стоимость»1.
1 Aristot. d. Rep. L. 1, C. 9 (ecdit. I Bekkeri, Oxonii 1837): «Пользование каждым объектом владения бывает двоякое… в одном случае объектом пользуются для присущей ему цели назначения, в другом случае – для не присущей ему цели назначения; например, обувью пользуются и для того, чтобы надевать её на ногу, и для того, чтобы менять её на что-либо другое. И в том, и в другом случае обувь является объектом пользования: ведь и тот, кто обменивается обувью с имеющим в ней надобность на деньги или на пищевые продукты, пользуется обувью как обувью, но не в присущем ей назначении, так как оно не заключается в том, чтобы служить предметом обмена. Так же обстоит дело и с остальными объектами владения». 

«Товар есть прежде всего, по выражению английских экономистов, «какая-либо вещь необходимая, полезная или приятная для жизни», предмет человеческих потребностей, средство существования в самом широком смысле слова. Это определённое бытие товара, как потребительной стоимости и его естественное осязаемое существование совпадают. Пшеница, например, есть особая потребительная стоимость, в отличие от потребительных стоимостей хлопка, стекла, бумаги и т. д. Потребительная стоимость имеет стоимость только для потребления и осуществляется только в процессе потребления. Одна и та же потребительная стоимость может быть использована различным образом. Однако сумма всех возможных её полезных применений охвачена бытием её как вещи с определёнными свойствами. Далее, потребительная стоимость определена не только качественно, но и количественно. Соответственно своему естественному своеобразию различные потребительные стоимости имеют различные меры; например, шеффель пшеницы, стопа бумаги, аршин холста и т. д.
Какова бы ни была общественная форма богатства, потребительные стоимости всегда образуют его содержание, сначала безразличное к этой форме». И далее: «Потребительные стоимости суть непосредственно средства существования. Но в свою очередь сами эти средства существования суть продукты общественной жизни, результат затраченной человеческой жизненной силы – овеществлённый труд». К. Маркс, «К критике политической экономии», стр. 11—13.
               
                ***

  Фетишизация экономической науки.

  Товарный фетишизм заставил Маркса анализировать отношения, поставленные с ног на голову. Может быть, такой подход к делу  был оправдан своим временем, но всему приходит конец, религия и та стареет, устаревает и постепенно, очень постепенно преодолевается культурным развитием. Правда, сама культура имеет свойство не только возрастать, но и опускаться ниже своего прежнего уровня, то есть подвержена колебаниям. Фетиш товара и денег живёт и господствует в современном мире, можно сказать достиг своего потолка. У экономистов-фетишистов – не все такие, к счастью,  товар живёт, рынок думает и побеждает, доллар подрастает и чувствует себя прекрасно, деньги создают свои законы бытия, и совершают не только спекуляции, но и преступления. Более того, деньги бывают плохими и хорошими (Хайек), и так далее, и тому подобная чертовщина.  И все эти одушевлённые предметы живут и умирают точь-в-точь как люди, но по своим особым законам. Экономическая наука превратилась в науку фетиша, всё запутывается и усложняется по законам фетиша и становится не менее сложным, чем система родства у ирокезов, о которой экономисты в своём большинстве имеют смутное представление. Индивидам, которые хорошо понимают, что такое реальная жизнь, а что такое реальный фетиш, вся эта чертовщина надоела, хочется простой и ясной мысли для себя и других людей. Я поставил перед собой задачу возвратить человеческим отношениям их человеческую природу, а их отношения к имуществу сделать доступными и понятными для большинства. Отношения, стоящие на голове, я пытаюсь поставить на ноги. Вряд ли возможно  одному решить эту сложную задачу, здесь по большей части нужен коллективный ум. Но даже если фетиш уменьшить наполовину, то и это будет существенным достижением. Надо что-то делать, под лежачий камень вода не подтечёт. Ругать можно всё, что ни попадёт под руку, понять гораздо важнее.  Как говорит Маркс: «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что им угодно!».
               
                ***

                Часть I.

       Деньги.
       Продавец продукта образует рынок своего товара, вокруг продавца формируются покупатели:

«С тех пор длинноволосые греки стали покупать вино:
Одни за бронзу, другие за блестящее железо,
Третьи за шкуры быков, четвёртые за самих быков,
Пятые за рабов».
                («Илиада», VII, 472—475). К.Маркс и Ф.Энгельс. Том 45, с.265.

Перед нами длинноволосые греки, можно сказать исторический факт в гомеровскую эпоху, и много различных денег, на которые покупается вино. Характерная особенность продуктов домашнего производства заключается в том, что они как деньги выполняют функцию покупательного средства. Вот в этой  первоначальной функции покупательного средства и рассмотрим продукты домашнего производства как деньги и товары.
Рассмотрим первоначально отношение со стороны покупателя. Возьмём первого попавшегося покупателя, каковым является, например, владелец бронзы. Владелец бронзы покупает вино, владелец вина его продаёт. Перед нами различное отношение между владельцами различных продуктов и их различное отношение к своему и чужому имуществу. Для владельца бронзы, поскольку он покупатель, бронза является всего лишь покупательным средством, а вино – предмет его потребности. Наоборот, для владельца вина, поскольку он продавец, вино является товаром, который имеет стоимость, а бронза лишь эквивалент стоимости вина. Покупатель требует определённое количество вина для удовлетворения своей потребности в вине, продавец назначает цену, которая выражается в определённом количестве бронзы. Если покупатель согласен с ценой, то он берёт потребное количество вина без всяких дальнейших разговоров, если не согласен, то осуществляется торг. Акт торга есть перемена ролей. Так как продавец всегда назначает цену, а покупатель всегда соизмеряет количество чужого продукта со своей потребностью, то покупателю необходимо превратиться в продавца, а продавцу – в покупателя. Таким образом, в случае торга происходит метаморфоза: покупатель превращается в продавца, продавец – в покупателя. Так как покупатель и продавец меняются местами, не сходя с места, то бронза превращается в товар, который имеет стоимость, а вино превращается в покупательное средство. Теперь владелец бронзы назначает свою цену бронзы, выраженную в определённом количестве вина. Так, попеременно продавец и покупатель во время торга меняются ролями прежде, чем произойдёт обмен продуктов. Торг продолжается до тех пор, пока стороны не придут к согласию, компромиссу. Возникает вопрос: что является тем уравнителем компромисса, тем уравнителем результата торга, к которому приводит согласие сторон? Затраты на производство, с одной стороны, вина и, с другой стороны, бронзы. А чем или как измеряются затраты производства? Временем, продолжительностью производства. В свою очередь сами эти затраты производства состоят из потребления рабочей силы и материалов, а потребление того и другого вместе составляют время производства. Затраты труда и потребление материалов как раз и составляет содержание стоимости и её имманентную меру, каковой является время производства. Так что, если вполне возможно посчитать время труда, хотя время труда не пустое время, то потребление материалов: орудий труда, сырья и тому подобное – представляется весьма затруднительным. Именно поэтому стоимость выступает как нечто неуловимое. Таким образом, стоимость товара есть не что иное, как потребление рабочей силы и средств производства.  В отношении между двумя лицами – продавцом и покупателем  решаются две задачи: продавец должен оправдать свои затраты, покупатель должен удовлетворить свою потребность в чужом продукте. Этому требованию соответствует, во-первых, эквивалентный обмен и, во-вторых, удовлетворение потребностей сторон.

Начало рыночных отношений между людьми не обходится, по-видимому, без курьёзов, практика допускает случаи проб и ошибок. Допустим, что владельцы домашних продуктов – покупатели и продавцы ошиблись один, два, три раза. Ясно, что эти ошибки довольно быстро скажутся на времени домашнего производства: ошиблись в пользу чужих владельцев продуктов – пострадали сами, ошиблись в свою пользу – пострадали чужие производители. Попытка обмануть в торговом отношении оборачивается противодействием, что уравнивает шансы продавцов и покупателей. Правильная и устойчивая торговля всегда даёт, во-первых, баланс продаж и покупок и, во-вторых, рост богатства каждого хозяина домашнего производства, поскольку кроме роста собственного производства идёт рост богатства в виде покупаемых и потребляемых предметов потребления. А как измеряется рост домашнего богатства? Нет ничего проще: больше становится скота, разнообразнее пища, одежда и так далее и, соответственно, больше становится предметов потребления для продажи, а стало быть, и для покупки. Таким образом, мерой богатства являются два фактора: время производства и количество предметов потребления. Соотношение этих факторов друг с другом даёт положительный или отрицательный результат. Вот и определяй, читатель, какое государство в этом смысле богатеет, а какое беднеет. Не надо много ума, чтобы в этом разобраться и тем более не обязательно быть экономистом. Давно известно, что искусству торговли надо учиться и многие народы обладают этим качеством. Правда, от искусства торговли до спекуляции в торговле всего лишь «один шаг».

Продавец вина выражает стоимость своего товара не только в бронзе, но и в блестящем железе, в быках, в шкурах от быков и в рабах. Если теперь посмотреть на общий результат, который включает в себя осуществившиеся торги, то можно легко увидеть, что выражение стоимости вина получают в цене продукты покупателей. Вино, таким образом, становится общей мерой стоимости качественно различных продуктов, и каждый из покупателей знает их цену. Мерой стоимости является тот товар, который покупают большинство.
Если продавец одного товара образует рынок своего продукта и формирует достаточное количество покупателей, то эти же самые покупатели, становясь продавцами, образуют множество рынков своих товаров. Таким образом, 1)торговля развивается, 2)богатство растёт, 3)орудия труда совершенствуются, 4)производительность производства увеличивается, 5)время производства каждого товара в его определённом количестве сокращается или за то же самое время производства производится больше товара. Таким образом, деньги в качестве покупательного средства существуют с самого начала возникновения торговых отношений, да и само слово «торговля», «торговать»  производное от корня «торг». Пожалуй, можно сказать, что торг является условием существования торговли. Отсюда следует, что рынок образуют не товары, а владельцы товаров; точно также думает не рынок, а владельцы товаров; цены не бывают свободными, хотя некоторые бывшие советские экономисты говорят о свободе цен;  цены суть результат торга и компромисса между продавцами и покупателями. Именно владельцы товаров становятся искусными торговцами или превращаются в банальных спекулянтов.

Итак, при простой меновой торговле, которая процветает в городах, рынок оживает, когда торг начинается между продавцами и покупателями, которые думают не только о меновой стоимости своих товаров, но и о своей потребности в чужом товаре. Удовлетворить потребность в продукте в полной мере и не прогадать при обмене достигается только путём торга, который приводит к согласию сторон. Торг между двумя владельцами делает попеременно каждого владельца продавцом и покупателем. Вполне возможно, что в условиях большого городского рынка дело могло доходить до хаоса, который таковым мог казаться со стороны зевак. Например, несколько покупателей с однородными товарами, допустим, владельцы бронзы вступают в торговое отношение с продавцом вина и устраивают с ним в шумный торг. Такой шум привлекает зевак и других владельцев товаров, которые живо интересуются результатами торга. Городской рынок – шумное место, «базар», одним словом.
Меновая торговля была повсюду в больших и малых городах до тех пор, пока она не попала под контроль правительства. Название «правительство» не имеет большого значения, потому что суть правительства в деле контроля порядка в обществе охватывает также и проблемы рынка, поэтому и в этом отношении суть у правительства одна: контроль над рынками. Разберёмся, как это исторически случилось.

Монета.

Монета произрастает из простой меновой торговли. Как это происходит? Покупатель и продавец вступают в торг попеременно, меняясь ролями. Потребность каждого в чужом продукте определяет их встречу. Допустим, покупательным средством является бык, и владелец хмельного напитка приценивается к быку, а владелец быка не прочь отведать вина в дни «крестьянских праздников». Так что прицениваются оба и у каждого работает своя голова, а не чужая. Владелец хмельного напитка, прежде чем пойти на рынок, просчитал всё, что необходимо для торговли, в своей собственной голове ещё раньше, как, впрочем, и владелец быка. Итак, идём по следу. Предположим, что известное количество вина стоило виноделу год труда – самому ли или его рабам, неважно. При этом производстве естественным образом случился износ его средств производства, так что приходится учитывать и это. Износ орудий производства и материалов составляет вместе с живым трудом стоимость его годового продукта. Делим продукт на 12 месяцев и определяем, сколько вина приходится на один день, затем делим дневную норму на каждый час «веселья». Таким способом (не шутите!) можно посчитать всё до последней капли, дорогой алкоголику. И всему этому «горький опыт» жизни его уже научил, поэтому нет никакой нужды подсчитывать всё до капли: торг всё равно исправит все его подсчёты, и он это знает. С другой стороны. Легко отличить трёхлетнего быка от годовалого: это знает винодел и это знает «быководитель». Поэтому и с этой стороны всё становится на свои места. Так что в качестве временной меры стоимости, для разового менового акта, и вино, и быки являются замечательными продуктами, которые могут быть мерой стоимости. Но вот здесь возникает противоречие в развитии торговли. Дело в том, что водить по рынку быка, а тем более таскать вино весьма и весьма затруднительно, поэтому эти продукты не удовлетворяют владельцев товаров в общей мере стоимости. А вот «бронзотаскатель» в этом отношении выгодно отличается от других: он может персонально подойти к каждому продавцу. Знать, которая представляет собой власть, не могла этим не воспользоваться: ведь раньше избирали даже в совет племени, не говоря уже о совете союза племён, людей умных, мудрых и думающих о своём народе, а не карликов из числа людей, думающих только о своей выгоде. Конечно, каждый человек по своей природе двойного стандарта: в нём присутствует и плохие свойства души и хорошие. Но когда уничтожается двойной стандарт человека, то он превращается либо в «придурака», которым руководят другие заинтересованные лица, либо в злодея, который никому не доверяет. Тираны и «придурки», говорят, в истории человеческой были, точно также как были и те и другие в одном лице. Двойной «стандарт» присущ не только отдельному человеку, но и общественному организму в целом. Получается, что товар двойственный, труд двойственный, а теперь можно сказать, что и сам человек и общество в целом также имеют двойной стандарт. И здесь решение проблемы – компромисс!

Две главные функции монеты.

Монета обладает двумя главными функциями: мера стоимости товара и покупательное средство. Но монета и сама имеет стоимость, поэтому в руках покупателя монета является покупательным средством, в руках продавца монета является всеобщим товаром, который можно продать любому простому товаровладельцу.  Продавец и покупатель, таким образом, может быть как в одном лице, так и раздираемый надвое: «ах, он имеет две души и обе не в ладу друг с другом».  Оставим пока двойственный характер личности рыночника в покое, посмотрим свежим глазом на товар - монету. Стоимость монеты определяется так же, как и стоимость любого товара: временем производства. А мы уже знаем, что время производства состоит из рабочего времени, потреблении сырья и износа орудий производства. Это и составляет как содержание стоимости, так и её имманентную меру.  Все эти факторы здесь имеют относительное значение. Нет нужды вдаваться в различие между мерой стоимости и масштабом цен, владельцам товаров важен вес металла, а всё остальное достигается опытом. Важно, что время производства материализовано в весе металла. Этого здесь достаточно, а детально анализировать фетиш, означает наделять всеобщий денежный товар умом, которого у него нет.
Поскольку потребность в мере стоимости становится главным мотивом среди товаровладельцев, то в этом смысле можно сказать, что в рамках только данного общества монета получает всеобщее признание, и получает быстрое распространение в народной среде, ещё более оживляет торговлю, устраняя недостатки прежних мер. Производство монеты – чеканка и прочее выпадает на долю правительства. Так, например, Льюис Генри Морган, говоря об учреждении греческого политического общества, утверждает: «Совет вождей оставался, но теперь рядом с ним были агора, ареопаг и девять архонтов. Без сомнения, в руках совета вождей было высшее управление финансами». К. Маркс и Ф. Энгельс, 45 том, стр. 342.
Так что вопрос заключается не в том, где впервые появилась монета и её чеканка, а в том, кто начал производить и управлять производством денег и как это управление влияет на общество.
Монета служит в качестве покупательного средства, но отсюда не следует, что во времена монеты закончились торги. Напротив, торг главная форма и условие торговли частных производителей. Так что «по рукам бьют» только тогда, когда закончен торг между покупателем и продавцом. На то она и мера, чтобы примерять продавца с покупателем. Полюбуемся на мир частных собственников. С развитием частной собственности и увеличением скорости торговых сделок присоединяется конкуренция. Конкуренция бывает трёхсторонней: 1)конкуренция между владельцами однородных товаров, каждый из которых хочет продать свой товар прежде, чем такой же товар продадут другие; конкуренция между продавцами понижает цену товара; 2) конкуренция между покупателями, каждый из которых хочет купить товар первым и оптом; конкуренция между покупателями повышает цену товара; 3)конкуренция между покупателями и продавцами, первые хотят купить товар дешевле, а вторые продать дороже. Торг уравнивает шансы всех и обмен монеты на товар является эквивалентным. Покупатель удовлетворяет свою потребность потребительной стоимостью продукта, продавец получает эквивалент стоимости своего товара.  На этом счастливом моменте можно первую часть изложения закончить.

Лямин Владимир Николаевич. 27 ноября 2012 г.