Весёлый капитан

Григорий Пономарчук
      Из серии мини-очерков «ТАМ, ЗА «КОЛЮЧКОЙ»

      …Помнится, сижу я на «губе». Один. Без ремня. Кушетка  металлическая к стене -  на цепочке. Первый раз – всё в новинку. Но, сам понимаешь, не до любования мебелью. В голове бьется одна мысль-молитва: хоть бы выжил, хоть бы выжил…  И хватило же ума  какому-то дураку придумать оперативную «дезу». Мол, всё, не волнуйся, солдат, жить будет твой дружок. И снова по кругу: дык, чё вы с ним не поделили? Никак армейские дознаватели не хотели смириться с простой, не интересной  для них версией: устал солдат, в карауле расслабился. Не отсоединив магазин от ствола, взялся чистить оружие. Прямо на посту. Сэкономил. Так многие делали. Но, как говорится, до поры.

      Это, уж, потом знающие люди объяснили: «деза» - это крючок такой. Чтобы ты начал выкручиваться. Вдруг, мол, подстреленный, уже, чего-то  рассказал про тебя.   Это - еще что! К ночи подселили ко мне солдатика, старослужащего. Ты -  говорит - чего, молодой, пригорюнился? Ну, дадут тебе лет десять, там иногда раньше выпускают. Вернёшься - еще и жениться успеешь. Моя история – смеётся - куда легче: воткнул тут одному пёрышко в бочину, чтоб знал, сука, как  дембелей не уважать... Да, позавидовал я тогда этому «старичку». У меня - хвалился он - статья всего на четыре года тянет. Ну и ну!  Совсем я загрустил. Смотрю на квадратик весеннего неба под потолком, а, к горлу тяжелый комок подбирается…

      И, думаете, кто меня от депрессии спас? Не поверите. Военный следователь. Не защитник, нет. Защитника я и не помню. Что сегодня говорят о  правоохранителях  – волосы дыбом, слушать.  А капитан этот - я его, даже, сейчас бы в лицо узнал - подошел ко мне с другого конца. Прямо, по Юлиану Семенову:  хороший следователь принял клиента от плохого дознавателя. Привёз он меня к себе домой. Пойдем, говорит, ко мне, пообедаем. С дочкой познакомлю. Ей сейчас пятнадцать, придешь из…  мм-м…  похода  - как раз, и невеста тебе…
      
      Может, он и переборщил слегка по инструкциям, но, всё же, очень он меня к себе расположил. Я уже было размечтался: всё расскажу сейчас этому доброму и весёлому капитану про свою тяжелую-претяжелую службу «через день на ремень».  С учениями, морозами, потеющими очками в противогазе, ночными разгрузками вагонов и пр., и пр. Про Кубань, про свои мечты о журналистике…  Он поймет, что ни какой я не преступник, позвонит, куда надо, и мне дадут…  условно…  Наивный юноша, где они, твои мечты? И, где, вообще, та юность?

      Капитан, может быть, и сам того не сознавая, увёл меня от серьёзного душевного расстройства. За что я к нему до сих пор испытываю благодарность. Знаешь, Георгий - говорил он мне доверительным, душевным тоном - тебе несказанно повезло. Так, неожиданно поэтично он высказался.  Допустим, получишь ты на всю катушку - три года - Изъяснялся он на сленге, о котором я тогда не имел ни малейшего представления. Ну - перевел он себя - это  самый большой срок, что твоей статьёй предписан. И что?  - спросил он меня. И что?  –  спросил я себя «про себя». А, то - продолжил капитан - что вернешься ты домой на целый год раньше своих товарищей по оружию. Понял? Нет, не понял. Я подсчитал  – у меня выходило наоборот,  на полгода  позже. А!..  -  спохватился он, хлопнул меня по плечу и добавил: конечно, если будешь вести себя пристойно в этих непристойных местах…   И, вдруг, громко, как-то по-домашнему расхохотался  - ему  понравился неожиданно вылетевший  каламбур. Мы уже стали с ним друзьями, почти родственниками.  Или мне так казалось…  Легко меня покорить, легко.

      Всё самое интересное было впереди. «Припаяли» мне эту самую «полную катушку», нисколько, даже, не отмотав.  «Отматывал» я потом от неё уже в тех непристойных местах,
о которых так легко каламбурил мой «добрый» следователь.  Но, прогноз весёлого капитана сбылся. Я вернулся к цивильной жизни, действительно, на полгода раньше дембелей моего года призыва…  Вернулся «условно-досрочно»…   
      
      пгт. Черноморский, осень 2012 г.