Реминисценции из Гоголя в романе Булгакова

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Реминисценции из Гоголя в романе Булгакова. Из цикла «Мастер и Маргарита»

     Насыщенный литературными, театральными и живописными реминисценциями роман «Мастер и Маргарита» отражает в кристалликах своего текста небольшие конструкции из прозы великого Гоголя, обаяние которой предопределило архитектонику и стилистику романа. Кристаллики припоминаний – знаки особой связи между Гоголем и Булгаковым, признаки осязаемого присутствия учителя в тексте ученика.

Конструкции и кристаллики.

Сорочинская ярмарка: Усталое солнце уходило от мира, спокойно  пропылав свой полдень и утро…
Мастер и Маргарита: Он остановил взор на верхних зтажах, ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце…

Вечер накануне Ивана Купалы: Вся хата полна дыма, и посередине только, где стоял Петрусь, куча пеплу, от которого местами подымался еще пар.
Мастер и Маргарита: В квартире в это время вспыхнул паркет под ногами пришедших, и в огне, на том месте, где валялся с притворной раной кот, показался, все более густея, труп бывшего барона Майгеля…

Пропавшая грамота: Глянул как-то себе под ноги – и пуще перепугался: пропасть! Крутизна страшная! А сатанинскому животному и нужды нет: прямо через нее.
Мастер и Маргарита: Тогда черный Воланд, не разбирая никакой дороги, кинулся в провал, и вслед за ним, шумя, обрушилась его свита.


О скрытых реминисценциях из Гоголя см. в статьях С. Фаизова: Троллейбус № 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/62292.html (тема колес); Всеволод Мейерхольд и его андеграунд http://sagitfaizov.livejournal.com/58546.html (тема клена).