Соловецкая прогулка

Владимир Колтовский
    Летом 1987 года я ездил по пятидневной путевке в Архангельск и на Соловецкие острова. В то время, когда купить путевку за границу было практически невозможно, а на популярный черноморский курорт – очень трудно и дорого, такие «пятидневки» пользовались высокой популярностью. Причем, поездки проходили обычно летом, и отдыхающие проживали в студенческих и ПТУшных общежитиях, которые летом освобождали разъехавшиеся на каникулы студенты и учащиеся ПТУ.

    Ранее я уже неоднократно ездил в подобные турпоездки, был в Киеве, Львове, Петрозаводске. По окончании института, перед началом работы, я, с «подачи» родителей, надумал для разнообразия съездить в Архангельск и на Соловецкие острова. Поездки обычно проводились на обычном поезде, в самом дешевом плацкартном вагоне, в группе было где-то по 20 человек отдыхающих плюс руководитель от турагентства.
 
    Засыпал я обычно неплохо и спал всегда хорошо, особенно по-молодости. И в поезде, в начале поездки, как только стемнело, тоже заснул довольно быстро. Однако, не прошло и нескольких часов, вскочил как ошпаренный от страшного грохота, вначале не мог понять, в чем дело, однако через несколько минут понял – это был какой-то особенный храп нашей руководительницы группы. Такого я больше никогда не слышал. Как она объяснила потом, это были последствия автомобильной аварии, и полученного в результате неё искривления носовой перегородки. Так что поездка началась довольно интересно, «услышал» что-то новое в первую же ночь.

    Ну, всю поездку, все ее события, я, конечно, сейчас не вспомню. В первый и второй день была экскурсия по Архангельску, довольно интересная, затем сели на теплоход и поплыли (на морском языке «пошли») на Соловки, по пути, так колоритно описанному Валентином Пикулем в повести «Мальчики с бантиками».

    До наступления темноты гуляли по палубе. Белое море было почти спокойно. И что меня в тот момент особенно удивило – откуда на расстоянии в несколько десятков морских миль от берега сидящая на воде утка? Но потом я понял – это была не утка, а чайка, в «сидячем» на воде положении до идентичности напоминающая утку. Просто до этого момента я видел чаек только в полете.

    Теплоход был не сильно огромным, однако, кроме уровня кают под палубой, на нем было 3 уровня палубы, а бар был расположен на самом высоком, четвертом уровне. Именно туда мы и направились с наступлением темноты.

    Высота палубы с баром была довольно приличной над уровнем моря. К тому же волнение усилилось. В начале было довольно приятное слабое покачивание, мы сидели в баре, попивая слабоалкогольные коктейли. Затем, то ли по мере усиления волнения, то ли по мере хода времени, где-то через пару часов качка начала надоедать. Еще примерно через час я почувствовал, что меня начало укачивать и пошел спать. Я думал, что уснуть мне не удастся, однако уснул довольно быстро. Но не это главное. Проснувшись через несколько часов, я не обнаружил и следа от недомогания, вызванного волнами, и понял, что значит «привыкнуть к качке» и «избавиться от морской болезни». На утро я получил подтверждение этому – «морская болезнь» пропала и больше не вернулась.

    По прибытии, после отдыха и устройства на ночлег, на следующий день была экскурсия по монастырю. Это, конечно, нечто грандиозное! Без всяких-разных подъемных кранов построить такие стены и такие строения! Да, умели строить наши предки... Кроме того, монахи даже умудрялись выращивать в почти полярных широтах помидоры и даже арбузы! Но об этом можно прочитать в любом справочнике, я хочу рассказать о другом.
На просьбу экскурсоводу рассказать о периоде СЛОНа последовал ответ, что их об этом не информировали. Тогда это было в порядке вещей, совершенно не удивляло, было только начало перестройки: «ускорение» уже было (на словах), а «гласность» еще не наступила (на деле). Удивило меня другое – на всей территории монастыря не было ни малейшего следа СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), ни намека на существование там когда-то какого-либо лагеря. Как же надо было постараться Советской власти, чтобы уничтожить все следы преступления!

    Вечером нам сказали, что на следующий день будет экскурсия по каналам, которые прорыли монахи для снабжения пресной водой монастыря и теплиц, где они выращивали овощи. Также каналы использовались и как пути сообщения. Больше никакой информации сообщено не было.

    Утром мы сели в автобус и поехали по берегу канала, попутно обогащаясь информацией от экскурсовода. Затем остановились, вышли из автобуса, настраиваясь на короткий рассказ и обратную дорогу. И тут экскурсовод выдал совершенно неожиданную фразу (привожу дословно): «Сейчас мы с вами сядем в лодки и поплывем домой, к обеду». На вопрос, а какое расстояние нам придется преодолеть, он спокойно так ответил: «19 километров, на этих вот лодках». И эта фраза, и вид лодок, в которых нам предстояло провести неизвестно сколько времени – повергли группу в «немую сцену». Самое интересное, что нас никто не предупреждал, одежда у людей была самая обычная, мягко говоря, не для спорта или приключений. И лодки – далеко не каяки, не байдарки или каноэ, а обычные тяжелые вёсельные лодки. Не думаю, чтобы кто-то из членов группы когда-либо плавал на таких лодках на такое расстояние. Но «удаль молодецкая» взяла свое, никто из мужчин не посчитал возможным признаться, что, не имея опыта, практически невозможно проплыть на таких лодках такое расстояние – перед женщинами мужчина всегда должен выглядеть как «мачо», никак не меньше.

    Так что сели и поплыли. Причем, по обыкновению, началось соревнование – кто быстрее. Мне несколько не повезло – со мной в лодке были две девушки, то есть грести все 19 километров надо было только мне одному. Я решил не тратить силы понапрасну в самом начале и не принимать участия в «соревновании». Так что вскоре остальные ушли вперед.
Мои напарницы, молодые и глупые, начали меня подначивать, мол, как-так могло произойти, что я всех пропустил вперед. На что я ответил, что медалей по прибытии все равно не дадут, а к обеду успеем. Это их не убедило, и они начали просить меня передать им штурвал, то есть весла, якобы, у них лучше получится. Ну, поначалу я пытался взывать к здравому смыслу, пытался объяснить, что у меня получится в любом случае лучше, чем у них. Но здравый смысл проиграл глупости, и мы поменялись местами. Одна взялась за одно весло, другая – за другое, причем совершенно не умея грести. В результате получасового кружения лодки вокруг своей оси, они вернули мне весла, сели на свои старые места и, слава Богу, успокоилось и умолкли.

    Примерно через четыре часа мы благополучно причалили к требуемому месту, немного позже остальных, но зато без «жертв». Ведь без опыта гребли невозможно установить по ней «мировой рекорд» и остаться при этом в добром здравии. Один товарищ из нашей группы стер себе кожу на руках до мяса, другой как-то умудрился получить вывих руки, еще что-то было, сейчас уже не помню что. Больше повезло тем, у кого в лодках было по нескольку гребцов, они, хотя бы, могли меняться.

    А с этими девушками отношения у меня как-то не сложились. В тот момент я об этом немного жалел - одна из них была довольно симпатичная, потом жалеть перестал. Потому как я увидел в них переизбыток глупости. В принципе, я не считаю и никогда не считал, что девушки непременно должны быть обязательно умнейшими из умных, но когда глупость в переизбытке – тут уж, увольте, это перебор! Ну а с их стороны, я думаю, по причине того же переизбытка, они, наверное, посчитали меня не за «мачо», а другие типы мужчин их, видимо, в тот момент не интересовали.

    После этого приключения больше ничего заслуживающего внимания не произошло. Вернулись домой без проблем. В результате путешествия я понял две вещи:
- всегда будь готов к любой неожиданности,
- можно справиться с даже на первый взгляд неосуществимым делом