Субординация

Петр Чванов
СУБОРДИНАЦИЯ

Это произошло в 1970 году. Пару месяцев назад я , старший помощник командира среднего десантного корабля,  был назначен старшим помощником командира новостроящегося большого десантного корабля БДК-104. Командиром корабля был назначен капитан 3 ранга Киреев Ю.М., командир СДК, который в это время находился на боевой службе. Командир бригады десантных кораблей капитан 1 ранга Потехин Л.Н. приказал мне временно вступить в обязаннности командира воинской части и приступить к её формированию и обучению. Для этого мне был определён срок 2 месяца.За этот период я должен был отработать всю положенную кораблю документацию, укомплектовать корабль штатным количеством матросов, старшин, мичманов и офицеров. С этой целью комбриг объявил организационный период сроком на один месяц и предоставил мне на территории береговой базы в Донузлаве два казарменных помещения и кабинет. Не буду останавливаться „на прелестях” организационного периода, но  мне удалось с ним справиться с честью. Формирование воинской части началось в конце апреля, а в начале июня на строевом смотре  экипаж БДК -104 получил хорошую оценку, хотя отсутствовал штатный командир корабля, штатный командир БЧ-5 и помощник командира по снабжению, а точнее начальник вещевой части.
Корабль уже давно был спущен со стапелей, но к заселению экипажа ещё готов не был. Командир бригады принял решение переселить экипаж новостроящегося корабля на единственный в бригаде большой десантный корабль БДК „Воронежский комсомолец”. Капитан 1 ранга Потехин Л.Н. поставил нашему экипажу новую задачу: Отработать с экипажем БДК-104 задачу ”СК-1”. 
На БДК „Воронежский комсомолец” бывший командир Махонин В Г. перешёл на должность начальника штаба бригады. Старший помощник командира БДК „Воронежский комсомолец” Звягин Е.Н. перешёл в штаб флота, а командиром был назначен капитан 2 ранга Подопригора Н.В.  Моему экипажу выделили помещения для десанта, а мне Николай Васильевич Подопригора предложил исполнять обязанности старшего помощника и занять каюту старпома. Начался напряженный процесс подготовки к сдаче задачи СК-1. Николай Васильевич очень ревниво относился к наличию второго экипажа и ещё более ревниво ко мне. Восторженная характеристика выданная командиру БДК обо мне, почему-то вызвала у него негативную реакцию, но через пару недель он изменил своё мнение. На корабль прибыл долгожданный старший помощник капитан 3 ранга Кропотов Иван Константинович. Неожиданно для меня Подопригора Н.В. издал приказ о назначении меня на должность временно-исполняющего  обязанности командира БДК „Воронежский комсомолец” и убыл в отпуск.
Новый старпом оказался человеком высокого роста, с широкой могучей грудью и грубым громовым голосом. Своё знакомство с личным составом корабля он  отметил поступком, который надолго остался в памяти экипажа,а вскоре стал и достоянием всей бригады десантных кораблей. На третий день после убытия капитана 2 ранга Подопригора Н.В. в отпуск, на корабль прибыл проверяющий  контр-адмирал Громов. Его фамилия, видимо была связана с его голосом. Этот сухонький, низкорослый адмирал с морщинистым лицом и живыми,  не по возрасту, глазами  обладал громовым, рокочущим басом. Кроме того, он славился на КЧФ своей общительностью и любовью к матросам. Какой бы корабль он ни посещал, он обязательно находил время, чтобы пообщаться с матросами и старшинами срочной службы в неофициальной обстановке. Так и на сей раз, осмотрев корабль и сделав несколько незначительных замечаний, он отпустил меня:
-Занимайся своими делами, командир, и не обращай на меня внимания, - заявил он. – Я пойду на ют, покурю и пообщаюсь с Вашим экипажем.
Я зашёл в свою каюту, подписал  текущие приказы и доверенности на получение продовольствия и вещевого имущества, заглянул в радиорубку и  решил спуститься на верхнюю палубу  посмотреть чем же занимается адмирал, прибывший для проверки корабля. В коридоре  надстройки я застал старшего помощника командира корабля Кропотова И.К.  Рядом с ним стоял матрос Нехай из моего экипажа,такой же щупленький и мелкорослый как адмирал.Из надстройки на ют можно было пройти через две двери. Одна из них с левого борта, а другая - с правого.
- Открывай дверь, выходи на ют и садись на кнехт по левому борту. Я выйду следом за тобой. Что я буду говорить и делать – тебя не касается. Ты меня понял? – громким шёпотом говорил он матросу.
-Понял, - заикаясь, ответил матрос.
-Вперёд! – приказал старпом, открывая дверь.
Матрос вышел и робко сел на кнехт по левому борту. На правом борту на кнехте с сигаретой в зубах сидел адмирал Громов. Он с увлечением рассказывал окружившим его матросам и старшинам, как он служил матросом  на корабле во время Великой Отечественной войны. Я стоял в надстройке с интересом наблюдая, что же задумал новый старпом. Вдруг Иван Константинович с грохотом распахнул дверь и, повернувшись спиной к адмиралу, закричал:
-Что же ты делаешь? Сколько же тебе можно объяснять, дубина, что сидеть на кнехте нельзя?
-Т-товарищ капитан 3 ранга, - дрожащим голосом  пытался оправдаться матрос.
-Молчать! - Благим матом заревел Кропотов. – Я тебя на гауптвахте сгною.
Адмирал Громов, слушая  раскаты голоса старпома, тихонечко встал с кнехта и боком, боком протиснулся  в дверь по правому борту, ведущую в надстройку. Я поспешил убраться подальше, но адмирал меня заметил и окликнул. Пришлось вернуться.
-Командир, - до неузнаваемости тихим голосом обратился ко мне адмирал, дружески взяв меня за рукав тужурки. – Где ты себе нашел такого зверя?
Я сделал вид, что не понял о чём идёт речь.
-Я имею в виду Вашего старпома. Он даже меня заставил подумать о последствиях. А что же должен ощущать бедный матрос? Так нельзя! Обязательно поговорите с ним!
С этими словами адмирал пошёл на выход с корабля, попрощался и сел в свою машину.