Платон мне - друг...

Лула Куни
       …Но истина – дороже.


Для каждого родная земля – синоним Родины.
Это понятие из категорий сакральных.
Что есть земля для нохчи?
Гектары пахотных угодий? Богатые недра?
Километры границ, разъединяющих сопредельные регионы? Не только...
Это земля, каждая пядь которой полита потом и кровью сонма ушедших к Богу поколений наших отцов...
Земля, горсть которой уносил на груди каждый, кого судьба уводила на чужбину, и к которой – живым или мертвым – стремился вернуться каждый из ее сынов...


Когда-то – в пору далекой юности – читала я книгу Николая Атарова «Зову – отзовись».
Поразила меня в ней одна маленькая история. Шел человек мимо высокого забора, за которым шумел ветвями на легком ветру чей-то сад.
Но вот увидел прохожий оторванную доску.
Пробрался через этот лаз в сад. Набрал плодов.
На следующий день история повторилась.
И на третий день. И на десятый…
Месяц за месяцем, год за годом человек беспрепятственно проникал в чужой сад и пользовался плодами чужого труда…
Но вот – по прошествии энного времени – подошел человек к забору – и не увидел лаза: доска была аккуратно заколочена. И начал он тогда возмущаться: «кто посмел?!»
И невдомек было ему, уже пообвыкшему к положению хозяина-«временщика», что у этого сада есть свой – настоящий – хозяин…
Как-то выветрилось из памяти…
 
«Лаз» в нашем случае – наши извечная розовоочковость и недосмотр. По причине которых «ученые» мужи (без кавычек писать это дело не получается) соседней республики тихо «увели» и переписали на г1алг1аев очень многое как в фольклоре, так и в достижениях башенной архитектуры.

Вот хотелось бы шутейно сказать, словами небезызвестного героя «Свадьбы в Малиновке»: «А! Забирай! Я себе еще нарисую!» – потому как народ наш – действительно (хвала Всевышнему!) – талантлив и мастеровит…
Но речь идет о национальной памяти, о сокровищах культуры, оставленной нам в наследство поколениями наших отцов.
И потому – мы не имеем морального права разбазаривать национальное достояние.

Как не имеем права разбазаривать землю, которая – по сути – принадлежит уже и не нам, а нашим детям… Как и все, что передано нам в хранение нашими отцами.
Мы – лишь промежуточное звено между прошлым и будущим. И именно от меры нашей ответственности зависит, сможем ли мы быть достойными памяти отцов наших. Достойными высокого имени нохчи.
Мы творим историю – здесь и сейчас.
И мы в ответе перед теми, кто придет за нами.
Не натворить бы…

Страсти по границе…
На фоне всеобщего заданного многоглоточного «одобрямс!» братьев наших – г1алг1аев – трудно расслышать глухое недоуменное молчание нохчи. Народ наш – за малым исключением – безмолвствует... За виртуальными «трибунами» интернет-простора упражняются в красноречии в основном наши братья.

Однако мы молчим не потому, что не правы, как хотят это представить некоторые «интернет»-моськи и новоиспеченные «наполеончики», срочно – по такому случаю – нахлобучившие пыльные реквизитные треуголки. Отнюдь нет.
Просто мы считаем, что для такого случая у нас имеются соответствующие госструктуры, заинтересованные в объективном и беспристрастном решении этой проблемы. И мы – вполне резонно – доверяем их компетентности в данном вопросе.
А иначе… Как у классика (помните?): «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…»
Казалось бы – чего тут судить да рядить? Всё – на поверхности: вернуть существовавшую – на момент слияния двух республик в одну – границу 1934-го года…
Не сложная задачка… даже для полуграмотных землемеров, проводивших некогда межевание хуторских участков.
И, вне всякого сомнения, разрешение данного вопроса за столом переговоров – во избежание любой конфронтации – должно только приветствоваться.
Однако читаешь комментарии некоторых, наиболее рьяных, радетелей «неделимости» нынешней благоприобретенной территории соседней республики – и понимаешь: неистребимо в человеке желание – пусть и виртуально – поучаствовать в решении глобальных проблем нашей с вами современности...

Помнится, в годы 90-е, когда так же бурно обсуждался вопрос сопредельных земель между нашими республиками и народ волновался – на каком основании «его новоиспеченное сиятельство» намеревается дарить их соседям, решили глянуть в 1-е издание БСЭ* в читалке «Чеховки».
Но... страничка с картой границ наших республик до их объединения была аккуратно вырвана. Посмотрели другой экземпляр в депозитарии – та же история.
Смешно. И грустно...
Том-то мы нашли в частной библиотеке. Но – «осадок остался»...

«Если не знаешь, как поступить, – поступи благородно»... Это глубокомысленное изречение было озвучено тогдашним президентом Ингушетии по местному телевидению в дни, когда чеченцы вынуждены были – в поисках пристанища – выехать в соседние республики из горящей в огне неправедной войны Чечни... Выходит, братья-ингуши не знали, как с нами – вчерашними соседями по чечено-ингушскому дому и исконными братьями – поступить?
Странно. Странно и непонятно...

Если бы эту фразу мы услышали из уст руководителя любой другой республики – мы бы поняли и постарались как-то объяснить «задумчивость» соседей, размышляющих – подать ли нам руку помощи или подождать «отмашки сверху»... (Хотя – справедливости ради – надо признать, что ни братья-грузины, ни братья-дагестанцы особо не раздумывали, когда приютили у себя чеченских беженцев...)
Но из уст кровного брата? Брата, знавшего нас, как никто другой, пользовавшегося – на правах младшего – множеством привилегий, никогда не ущемляемого на территории Чечено-Ингушетии ни в правах, ни в амбициях?.. (Мы ведь дружили – и дружим! – не на словах, а на деле. Сколько семей нохчи и г1алг1аев породнились… Сколько мы все – оба народа – пережили за годы почившей в бозе власти...)
Это действительно было больно слышать...

Как больно было видеть какое-то непонятное стремление вчерашних братьев и соседей по Дому нажиться на горе и неприкаянности тех, кого война вынудила покинуть родную землю…
Предвижу недовольство нохчи – «нельзя выносить сор!»
Да, даже в маленьком кругу, когда чеченцы, будучи в статусе беженцев, обсуждали проблемы жилья, разговоры о том, что с них на ингушской стороне требовали солидную мзду за проживание (причем, позже брали еще и денежную компенсацию у Красного Креста за то, что «поиздержались» в своих «гуманитарных» порывах «приютить» братьев «нохчулгов»), не приветствовались самими нохчи: «Некрасиво так о братьях…» Зато – с благодарностью и пафосом – рассказывали о небольшом проценте г1алг1аев, принявших беженцев, как должно принять братьев, не требуя от них непомерной квартплаты за жилье. (Какие деньги у людей, обездоленных долгой блокадой и бесконечной войной?) Да, мужчины-нохчи не говорят и не будут об этом говорить. И вряд ли они одобрят мои невольные «воспоминания»… Но женщины знают, что такое быт «изнутри», и каково, когда семья бедствует и ты не знаешь, чем завтра будешь кормить детей… Еще свежи в памяти долгие ряды чеченок, продающих последние остатки нажитого, чтобы прокормить семьи…
Маленькие обиды – они ведь самые обидные...
Хотя какие они маленькие, когда на кон поставлено завтра твоих детей...
Но – об этом уже и не хочется вспоминать.
Как не захочется никому из нас более – в случае любого, не дай Бог, катаклизма (природного или политического) направиться в сторону братской Ингушетии. Скорее – в Грузию. Или в тот же Дагестан. Хотя дагестанец Шамиль Б. очень постарался в свое время, чтобы обрубить наши многовековые братские узы… 
Если не знаешь, как поступить – подумай…
И поступи правильно.
Братство – это ведь обоюдное родство...

Мы не можем быть заложниками сиюминутных амбиций...
Не имеем права.


* Для справки: Большая Советская Энциклопедия. Издательство: М. Акц. Общество “Советская Энциклопедия”.
В 66 томах 1926-1947г. (1-е издание – 1926-47, 65 основных томов + дополнительный том “Союз Советских Социалистических Республик”. 65 тыс. статей, тираж 50-80 тыс. экземпляров; главный редактор О.Ю. Шмидт (до 1941). Под общей редакцией Н.И. Бухарина, В.В. Куйбышева, М.Н. Покровского, Г.И. Бройдо, Н.Л. Мещерякова, Л.Н. Крицмана, Ю. Ларина, Г.М. Кржижановского, В.П. Милютина, Н. Осинского, Е.А. Преображенского, К. Радека, И. Степанова-Скворцова, О.Ю. Шмидта.