Начало 70-х прошлого столетия. По оживлённой улице города на Волге, зажигающего свои вечерние огни, спешит, торопится стайка юных девчушек-студенток.
На повестке вечера – культпоход в цирк. Посещение островка радости и смеха планировалось ещё в начале учебного семестра, входные билеты были приобретены культоргом максимально заблаговременно, дабы иметь возможность оказаться как можно ближе к арене.
Вихрь ярких, феерических номеров закружил разновозрастную публику, вызывая массу улыбок,восхищения и бурных оваций. Помните слова известной песенки о цирке, которую пел солнечный клоун Олег Попов:
«Цирк, цирк, цирк –
Это фокусник, творящий чудеса.
Цирк, цирк, цирк –
Это детства удивленные глаза,
Это пестрые летящие мячи,
Это гнущие подковы силачи»?
В антракте, в цирковом кафе, две миловидные студентки привлекают внимание заезжей знаменитости – кинорежиссёра из Прибалтики, снимавшего в те дни фильм о новой цирковой программе, в которой участвовали лучшие артисты из разных уголков великой страны. Не премину заметить, что нынешнего, в весьма преклонных летах, деятеля киноискусства уже не интересуют цирковые арены на постсоветском пространстве, так как он давным-давно проживает на благословенной земле, над которой всходила Вифлеемская звезда.
Итак, режиссер, тогда ещё советский, с чашкой дымящегося кофе в руке, примыкает к студенческой компании, ненавязчиво знакомится, шутит, балагурит, а затем, предлагает устроить весёлый сюрприз, если его собеседницы скажут, в какой части зрительного зала сидит их группа. Юные особы, польщённые вниманием звезды такого уровня, конечно же, незамедлительно сообщают свои «координаты».
Оживлённая беседа представителей студенчества и творческой интеллигенции двух союзных республик прерывается пронзительными трелями звонка, возвещающего о том, что всем пора вернуться на свои места.
В начале второго отделения весёлый рыжий клоун идёт в народ, приветствуя тёплым рукопожатием отдельных его представителей. Те, кого он «случайно» выбрал для этой цели, не менее веселы и жизнерадостны, чем он сам. Хозяин арены воодушевлённо трясёт протянутые ладошки, сыплет шутками, прибаутками, незамысловатыми комплиментами. Последняя в череде счастливиц – яркая, пухленькая брюнеточка Танечка. Сверкая белоснежной улыбкой, она протягивает руку первой. И тут случается непредвиденное: Рыжий весельчак отрицательно качает головой, вопит:»Неее-а! Не хочу!» и ретируется в центр манежа. Танечка растерянно смотрит на свою ладошку, потом, бледнеет, а по щекам начинают катиться прозрачные горошины слёз...
У «весёлого сюрприза» будут и другие последствия: Оскорблённая до глубины души Танечка объявит на пару месяцев бойкот двум сокурсницам-щебетуньям, да и остальным участницам культпохода придётся непросто в сложившейся ситуации…
Об этой истории, почти сорокалетней давности, я поведала не просто так. Не так давно мне самой довелось оказаться на месте Танечки, правда, похожая ситуация возникла не в цирке, а в гораздо более серьёзном храме искусства. Плакать я не стала, так как возраст уже не тот, плакаться кому-то в жилетку не рискнула, единственное, что мне пришло в голову, так это поделиться пережитым с читателями.
Спросите, почему я так подробно рассказала о давнишнем случае, а о недавнем только обмолвилась, упомянув о нём вскользь? – Охотно отвечу: Юношеские обиды помнятся гораздо дольше, а если они наносятся звёздами не малой величины, то и подавно – вообще не забываются, иными словами, большое видится и на большом расстоянии.
27.11.2012
P.S.
Сегодня один из героев этой миниатюры – выдающийся советско-израильский режиссёр-кинодокументалист, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР, кавалер латвийского Ордена Трёх Звёзд, ушёл из жизни. Мир праху его!
03.03.2013