Глава 2. Монолог о смысле жизни

Владислав Крылышкин
                Глава вторая.

Монолог о смысле жизни.

Глава о поиске своего места на Земле.


      Аким ехал на своём осле с гордо поднятой головой, он с большой надеждой смотрел вперёд, представляя, насколько будет рада его жена мешку подарков от мужа. Однако, на полпути от дома, настроение мельника изменилось, он опустил голову и начал понуро гладить своё колено. Затем и вовсе остановил своего осла, слез с него, и с горечью на лице сел на камень у горной реки.
     - Если бы ты знал, мой дорогой ушастый друг, - тихо и печально заговорил Аким, обращаясь к своему ослу, - какой тяжёлый камень мне приходится носить в своей душе. И эта ноша – мой злосчастный вопрос самому себе: ,,Зачем я живу?” Каждый раз, когда мои руки преломляют новоиспечённый хлеб, я с горечью спрашиваю себя: ,,Почему я появился на этом свете? Что должен сделать такого, чтобы не было стыдно быть на Земле?”
       Не зная, откуда  пришёл и куда иду, я  потерял надежду  понять, для чего живу. Смысл моей жизни убегает от меня, как эта вода в горной реке. И когда я заявляю себе, что живу просто так, ради услады, то понимаю, что не совсем честен с самим собой, ибо моя услада  какая-то странная! Она слишком коротка по сравнению с угнетающими меня часами тоски и скуки. Когда я пытаюсь изо всех сил продлить её, то наступает ещё более жуткое похмелье, нежели тягучая, но привычная череда серых часов пустой суеты. Я вообще не знаю, мои ли это желания хотеть того, к чему привык? Может быть, это  вовсе и не моя услада? Возможно, на самом деле, это кто-то получает нечто через меня, пользуясь моей глупостью? Даже моё тело поначалу противится некоторым якобы моим усладам, но вскоре свыкается с ними потому, что и для него выделено на каждый день несколько часов приятной лени. Иногда я даже хочу украсть самого себя у своей судьбы, и уйти туда, где я найду действительно свою усладу. Но я не знаю куда бежать, где я могу найти её, и как она выглядит эта моя услада? Поэтому мне остаётся продолжать спрашивать себя: ,,Зачем я живу, зачем мне всё то, что мне не нужно?” Эх! Честно говоря, уже хочется удавиться от этой  услады без сердца!
       Ты даже представить себе не можешь, мой доверчивый друг, как много у людей глупых вещей и занятий! Видимо они самозабвенно развлекаются, когда создают всевозможную дребедень и придумывают себе страсть, в лучшем случае, к какому-нибудь искусству. Да, да в этих играх ума люди забывают себя, теряют сердце и перестают чувствовать свою природу. К чему им  истые переживания, когда они упиваются сладостью снов наяву. Даже гении искусства и философии скорее тянули горшки и раскрашивали их, нежели приближались к пониманию жизни. Они создавали великие произведения, строили великолепные храмы и дворцы, объясняли устройство мира, но все это ради чего? Неужели ради того, чтобы прыгнуть выше своей головы и прикоснуться к чему-то очень высокому? Люди уже даже не представляют свой мир без каких-нибудь шедевров, они считают разум человека венцом мироздания! Однако когда я слушаю пение птиц и гляжу на бескрайние земные просторы, наполненные многоликой жизнью, я освобождаюсь от человеческого мира и становлюсь счастливым, словно обрёл рай. Тогда я забываю, кто я такой, и чувствую, что я просто глаза и уши моей души, которая для того и пришла на Землю, чтобы не довольствоваться делами рук человеческих, но наслаждаться творением Вечности.
       Может быть, это и есть моя услада, когда я забываю в себе человеческое, и лечу на крыльях сердца, озирая мир?! Когда я растворяюсь в нём и проникаю, как вода, во все его глубины?! А затем восхожу ко всем родникам, цветам и небесам, и снова летаю над Землёй, как чистая свободная душа, пока не сяду на какую-нибудь ветку и снова не совью себе гнездо земной участи. Главное знать, что ты в любой момент можешь выпорхнуть из этого гнезда, дабы охватить в своей душе весь мир, и свободно вернуться полным сил и надежд на непоколебимость земного рая.
    Я вижу, мой дорогой ушастый друг, по твоим моргающим глазам, что тебе не понятны все эти образы, но ты чувствуешь меня, и твои опущенные уши говорят об одобрении моих размышлений. Так всё-таки, я ещё раз спрашиваю себя, в чём смысл человеческой и всякой другой жизни? Неужели в том же, что и у гусеницы – наслаждаться поеданием окружающего мира? О да, так она приобщается к бытию! Однако бабочка, в которую гусеница перерождается, становится избирательной и свободной в освоении мира. Для осуществления своих желаний ей достаточно лёгкого прикосновения. Так и человек, если в нём осталось мало  от гусеницы и больше от бабочки, может прикасаться своим разумом даже к невидимыми вещам и действам. Он может наслаждаться тем, чем не нужно наполнять свой живот, и быть там, где не надо вить гнездо и ограждаться.     Человек на Земле может обитать, как птица, живущая в многоцветных садах и глубоких лесах, покоряющая своим крылом бескрайние поля и высокие горы. Но вопреки всем райским условиям земного существования, человек из-за своей гнусной жадности и глупой ненасытности стал врагом самому себе. Люди превратились в хищников друг для друга, и в ответ каждый получил свою же  злобу и жадность. Мир, как зеркало, отразил их тайную и явную ненависть. В итоге человеку пришлось вступить в заведомо нечестный сговор, называемый государством, и оградиться шаткими правами от общества таких  же хищников. Он стал боязливым гражданином, который утерял в мелких бездушных желаниях смысл своей жизни. Его судьбу теперь направляют  хладнокровные мудрейшины железного государства, перемалывающего кости своих граждан. Это боязливое сборище трудно назвать обществом, ибо оно всё более разделяет людей, раскидывая их по рангам, нежели объединяет в чаянии земного рая. Человек думает, что не он сам, а некая сторонняя, может быть даже божественная сила, должна рано или поздно навести порядок в его измученном сердце. Он привык надеяться, что есть некто, кто всё решит и обустроит как надо. Единственное, что от него требуется, набраться терпения и усердно выполнять долг сознательного гражданина, оградившегося от себе подобных забором, дверями на замках, решётками и прочими неприступными приспособлениями. Смысл жизни такого человека растворён в потребительстве сомнительных благ цивилизации. В качестве примера, я расскажу тебе, мой ушастый полуконь, полубрат и, пожалуй, единственный верный друг, о своих первых поисках счастья и смысла жизни в городской среде обитания человеческих масс.               
    Родился я в сельской местности, недалеко от тех мест, где и сейчас доживаю свой век. У меня, как и у многих молодых людей, проживавших в сельской глуши, была мечта попытать своё счастье в каком-нибудь большом городе – в одном, из так называемых, культурных центров человеческой цивилизации.  Когда мне исполнилось восемнадцать лет, я поехал навстречу своей мечте. И что ж, в первый же день моего приезда, из-за собственного невольного ротозейства в городе полном людей, рекламы и бесконечных улиц, меня сбила машина. Я видел, как ко мне спустился ангел, но через некоторое время он, не произнеся, ни слова, покинул меня и я очнулся в городской больнице. Тамошний профессор сообщил мне, что врачи долго боролись за мою жизнь и даже думали, что я, скорее всего, умру, поэтому операция была больше экспериментом, нежели надеждой, но я почему-то выжил. Все деньги, какие были у меня с собой, пошли на оплату лекарств и услуг больницы, а вещи, с которыми я прибыл в город, исчезли бесследно. Так что из больницы меня выписали  нищим.
      Я долго искал хоть какую-нибудь работу, пока не встретил прямо на улице странного типа, который предложил мне хороший заработок на тёмных условиях. Из-за своего положения я готов был пойти на всё, и поэтому даже когда мне стало понятно, что за денежное вознаграждение я должен был заниматься жульничеством, меня это не остановило. Как в дальнейшем выяснилось, мутный встречный, нанявший меня на неблаговидную деятельность, хоть и выглядел, как нищий, но был владельцем нескольких игорных заведений, на него работала сотня-другая городских попрошаек, инвалидов и прочих охламонов, пьяниц и лентяев. Каждый из них, по мере своих способностей, вносил определённую лепту в общую жульническую банду, которая тайно контролировалась десятком его агентов. Я быстро оказался на первых ролях в хитроумной системе нашего эксцентричного хозяина, ибо легко усваивал науку введения человека в заблуждение. Мой работодатель гордился мной и считал меня своим лучшим учеником, потому как я недолго уяснял для себя его первейший постулат о том, что все люди спят и, если сразу в общении с ними уловить направление их желаний, то ты становишься хозяином их ума. А если встречались такие глупцы, которые не знали, чего хотели, то мне достаточно было живописно обрисовать момент какого-нибудь желанного удовольствия из царства человеческих страстей, чтобы таким образом быстро подвести уже нетерпеливо предвкушающего клиента к осуществлению моей лукавой цели. 
      Вынужденное жульничество со временем  превратилось для меня в увлекательное занятие. Чтобы искусно вести беседу, пришлось прочесть множество книг, и особое внимание я уделял тем, что освещали психологию и гипноз. Мне нравилось всякий раз замечать, насколько люди не внимательны, когда погружены в свои мысли и связанные с ними воспоминания, и, если удавалось в случайной беседе продолжить нить приятных им образов, то порою, человеческая доверчивость и наивность, несмотря на все автоматические опасения, доходила до смешных нелепостей. Люди входят в какое-то гипнотическое доверие к тебе, если тебе удаётся отгадывать их мысли. И сделать это было проще всего, потому как я знал, насколько слепо привязана к характерным общечеловеческим представлениям основная масса людей. Мой наставник за пять лет моего ученичества, начал называть меня виртуозом, и, по всей видимости, со временем, его расположенность ко мне сменилась на зависть. Однажды он подослал ко мне курьера, и  я, доверившись паролю, передал через него большую сумму денег, вырученную мной за месяц моих махинаций. На следующий день пришёл другой курьер, и вновь потребовал от меня месячную прибыль от моих дел, тогда я понял, что меня подставил мой же учитель. Но я не подал виду, и пообещал курьеру должное в ближайшие дни, а сам решил утереть нос своему наставнику тем, что пойду в его же казино и выужу оттуда сумму в два раза больше, чем дал первому курьеру. У меня в кармане было две монеты: одна настоящая, другая фальшивая – с орлами на двух сторонах; отсутствие готового плана меня не смущало, я любил импровизировать: эффект неожиданности – самое обезоруживающее средство.
     Когда я прибыл в упомянутое казино, меня заинтересовала там одна сцена: за картёжным столиком сидел обречённый богатый клиент, и, судя по тому, как его обхаживали служители казино, он был один из очень состоятельных людей города. На столе лежала его, по-видимому, последняя ставка, состоявшая из кучи ценных бумаг, каких-то драгоценностей и пачек крупных банкнот, но игрок был на удивление спокоен, словно сознательно шёл на собственное разорение. Вокруг него вертелись, словно вороньё, скрытые под игроков и зевак, агенты казино, а крупье жадно пожирал глазами ожидаемый куш. Во всей этой предопределённой ситуации, меня поразил задумчивый взгляд одурачиваемого игрока. В его глазах не было никакого азарта, свойственного при таких ставках, казалось, что он неторопливо о чём-то вспоминает и с чем-то прощается. Мне стало жаль его, к тому же в тот момент ко мне пришла идея возможности заработать не на обмане, а на содружестве. Пока все суетились в циничных условностях, приготовляясь к логическому завершению продуманного обкрадывания, я вытащил из кармана обречённого игрока его мобильный телефон и подменил на свой. Потом я вышел в уборную и набрал собственный номер. Он, с удивлением, достал из кармана чужой телефон и ответил на звонок. Я вкратце изложил ему ситуацию и предложил выход из устроенной западни. По интонации в его голосе я понял, что он был сильно удивлён желанием кого-то помочь ему уйти от позора окончательного проигрыша. После разговора, я выбросил  телефон в мусорное ведро, и вернулся к игровому столу.
       Мой новый компаньон сделал всё по моему плану, предложив уважаемой администрации казино беспроигрышный вариант розыгрыша его последней ставки. Игрок, вместо открытия своих карт подбрасывает монету и, если выпадет решка, его ставку забирает казино, а, если  выпадает орёл, администрация без убытка для кассы казино, даёт уйти клиенту с его деньгами. К тому же – добавил он – такое благородное решение повысит рейтинг этого казино, как честно служащего игровому случаю. Администрация после тщательного обсуждения и особого звонка хозяину заведения, всё-таки повелась на такую яркую халявную рекламу - она благосклонно согласилась на выбрасывание монеты. Тогда, оживившийся игрок, подбросил фальшивую монету с орлами на двух сторонах, переданную мной ему тайком, пока администрация колебалась в принятии столь нестандартного решения. Когда монета упала на стол, и все увидели орла, я первым схватил её и побежал к выходу. Меня, конечно же, быстро задержала охрана казино, но фальшивую монету в своей руке я успел заменить на настоящую. В моих длинных волосах, которые я отрастил для придачи себе нищенского вида, был тайник под маленьким пучком наклеенных за ухом волос, там я спрятал фальшивую монету. Мою одежду и все закаулки игрового зала тщательно обыскали, но другой монеты не нашли. Администрации пришлось согласиться с результатом жребия, они отпустили игрока с его деньгами, а меня оставили для допроса. Моя боязнь, что я буду узнан некоторыми лицами из руководства казино, растаяла, как дым, после первых же кулачных ударов по моей физиономии одного из верзил-охранников. Избитый до полусмерти, я ночью был выброшен на улицу. Ко мне тогда вновь приходил ангел, я начал было каяться ему в своих грехах и просить прощения, когда, вдруг, он сам упал на колени и, молча, склонил свою голову на мою грудь. От его прикосновения я очнулся и увидел лицо спасённого мной игрока, роняющего слёзы на мою больничную пижаму. Он тут же просиял от того, что я пришёл в сознание, и стал судорожно обнимать моё едва подвижное тело. Можно сказать, что с этого момента мы ближе познакомились друг с другом.
     Когда я оправился и был выписан из больницы, он забрал меня в свой особняк и там его личный врач долечивал мои вывихи и жуткие ссадины. После полного выздоровления и моих откровенных рассказов о своей судьбе, хозяин особняка окончательно сдружился со мной и рассказал мне так же искренно о себе. Оказывается, он был и, может сейчас, является хозяином большой сети рекламных агентств. Как и я, мой новый друг был родом из далёкой глубинки и начинал свою карьеру, а потом и дело, с уборщика в каком-то захудалом рекламном агентстве. Он быстро усвоил, пока мыл полы, науку рекламы – чем ярче врёшь, тем больше кажется правдой. И когда он уже был сотрудником рекламной конторы, ему удалось взять в свои руки брошенное хозяевами обанкроченное агентство. Заключив взаимовыгодные договора с крупными компаниями на условиях приличной оплаты за хорошо состряпанное враньё, его дела быстро пошли в гору. В дальнейшем, он уже всегда осознанно применял лживую, но действенную, со вкусом, создаваемую рекламу. Его основная мысль была такова – поскольку городская жизнь и правда мало совместимы, надо из рекламы формировать новую реальность, причём настолько впечатляющую, чтобы покупатель сам чувствовал себя виноватым, если у него пошло что-то не так в пользовании рекламируемой продукцией. Главная стратегия его искусства лжи была в том, чтобы находить новый взгляд на обыденные предрасположенности людей. Такой способ подачи рекламы вносил в умы обывателей свежесть и надежду, что их жизнь движется к лучшему, если они дополняют свой быт столь интригующе ценной вещью. А за такую иллюзию человек готов отдать не малые деньги.  Но мой новый друг, быстро разбогатев на человеческой глупости, также быстро разочаровался в счастливой жизни тонущего в роскоши элитного обывателя. Бесконечная суета, вынужденность беспрерывно делать деньги, постоянное лицемерие и ложь, даже самому себе, вконец измотали его сердце, и он решил разом со всем этим покончить, проиграв всё своё состояние в казино. Однако появился я, со своим благородством и состраданием, и у него возгорелась надежда, что всё не так уж плохо среди людей, что есть ещё некоторые в городской обители, кто не совсем погряз в своём эгоизме и пытается, несмотря на всеобщее безумие, быть человечным и осознанным. Он предложил мне, как знатоку человеческих слабостей, работать вместе с ним на благо возможности помогать самостоятельно мыслящим людям в их нелёгкой борьбе со стеной гражданской тупости и беспросветного своекорыстия. И вот, что он ещё добавил: ,,Пусть люди через нас платят тем, кто будет искоренять их глупость.” Тогда я спросил его прямо: ,,В чём ты видишь смысл жизни городского жителя?” Он совсем не ожидал такого вопроса, и, собравшись с мыслями, так ответил мне:   
     ,,Люди сообща создали эти городские муравейники, так требовала необходимость. Не нам осуждать их решение, которому уже тысячи лет. Не знаю, возможно они хотели обезопасить себя от других диких племён, или может группа наиболее умных и воинственных людей создала из инертной человеческой массы более выгодные для себя условия жизни? Неважно, что было первичным в их побуждениях, но, по всей видимости, людей устраивает городская обстановка, иначе бы они разбрелись по всей Земле-матушке. К тому же, надо учитывать, человек по своей природе слаб, и город - это то место на Земле, где он смог выгодно реализовать свою единственную силу, своё преимущество над другими живыми существами – свой разум. Здесь место игр человеческого ума, и что поделаешь, если городская жизнь человеку нравится, если здесь он  находит себе применение во всевозможной деятельности и получает всякие привилегии. Да, смысл жизни горожанина возможно и состоит единственно в том, чтобы наиболее совершенно выполнять отведённую для него роль в городском муравейнике. Она становится предметом его гордости, и он в наилучшем исполнении своего призвания находит своё счастье. Конечно, есть такие, их, наверное, большинство, кто посредственен в избранной работе и поэтому ищет счастья в семье или в каких-нибудь развлечениях, которые тоже могут давать этим неудачникам иллюзию своей значимости. Что ж, если человеческая гордыня так сильно нуждается в иллюзиях, которых в черте города, хоть пруд пруди! Можно сказать, что смысл жизни почти каждого человека только и начинается, когда он становится горожанином и, в сообществе с разумными людьми, может реализовывать даже самые смелые идеи”.
     ,,Ты хочешь сказать, что человек вне цивилизации живёт бессмысленно?” – спросил его я. ,,О, это удел немногих, – ответил он мне – находить в себе весь мир и не пытаться самовыразиться в какой-нибудь творческой деятельности. Человек хочет уподобиться Творцу, а для созидания ему необходим и материал, и зритель, поэтому город для этого самое лучшее место. Лучше спроси себя в чём смысл самой жизни, и если, дорогой мой, ты знаешь ответ, то какого лешего ты здесь теряешь своё драгоценное время жизни?” ,,Всему своё время!”- решительно ответил ему я. И на следующий день собрался уезжать в родные края. Мой друг дал мне подъёмных денег и благословил. Так я вернулся в своё горное селение, построил дом с водяной мельницей и вскоре женился, надеясь, что выбрав естественный образ жизни, смогу быстро понять, в чём этот треклятый смысл бытия?
      Теперь, можно сказать, смысл моей жизни плавает где-то посередине – я и хотел бы быть истинным сыном Земли, и в тоже время мне не чужды маленькие радости обеспеченной жизни. Так живут многие люди, и это меня временно утешает, пока не накатит новая волна тоски, и я не буду сидеть, как сейчас, в горьких раздумьях над смыслом своей жизни. И не будет мне никогда покоя от собственных дум, ибо чувствую я, что загубил свой душевный мир, заёрзал его в беспрерывной суете пустых желаний. Ведь истинные желания могут быть только у души, но кто из людей, которых я знаю, прислушивается к её тихому голосу, когда они даже не знают о её существовании?
      Вот ты, Большой Ух, я буду теперь тебя так называть, наверняка чувствуешь нечто в себе, что ведёт тебя в твоих желаниях к некой, пусть даже непонятной для тебя, но необходимой для всех живых существ цели. А эти же, бестолку тыняющиеся люди, разве могут они слышать свои достоверные побуждения, когда их голова забита сотнями хочу, а чувства заскорузли в извращённом осуществлении простых желаний?! Даже особые гурманы среди них, не более чем окончательно потерявшие природный разум люди. Они возлюбили всё искусственное и созидают его для себя и других, они возгордились своей культурой, городами, законами и, конечно же, высоким искусством. Однако, на самом деле, занятие искусствами – это компенсация утерянного цивилизованным человеком естественного земного мира. Пока человек размечтался о далёких звёздах, вытягивая из себя религиозные чувства, он забыл о Земле. Он стал безнадёжным мечтателем, его сердце зависло между небом и землёй, теперь его вера эксплуатируема хитрыми человеческими особями. Можно долго говорить о благородстве творческих порывов человека, о его выстраданной Музе, о том, что таким образом он причащается к божественному. Однако, что мешало ему раньше быть открытым для великолепного окружающего мира, без его достославной культуры, умственных трюков и всяких искусственных умений?! Да, через искусства человек приоткрывает завесу своих возможностей, так он вновь пытается наладить общение со своей душой, но кто, как ни он сам когда-то потерял связь со своей изначальной сущностью, через страсть к приукрашательству?  И теперь он страдает, борется, доказывает, воспевает высокие идеалы, огорчается, ищет вдохновения, переделывает мир, хотя на самом деле, ему нужно всего лишь проснуться.
       Надо просто открыть широко глаза и посмотреть на мир не через мнения, а прямо. О, какое чудо тогда случится с человеком! Он, как в детстве, станет доверять миру, словно своей матери, прикасаясь к нему, будто к её волосам. Человек превратится в нежно любящего сына Земли, и она ответит ему всем своим расположением и богатством, которого у неё хватит на сотни тысяч лет. Возможно, тогда он начнёт понимать, как догадываюсь сейчас я, что важен не всеобщий смысл жизни, а то, чтобы человек жил осмысленно, набирался жизненного опыта и развивал свои чувства – бесценное сокровище, данное ему Бытием. Я думаю, что весь смысл появления человека на Земле в осознании жизни, дабы погружаться и погружаться во все её  глубины с безграничным доверием к окружающему миру. А что будет в будущем, то же, что было и в прошлом – вечность! Не так ли, мой вислоухий друг?
      Осёл стоял с опущенной головой, медленно рассматривая каменистую землю в поиске съедобной травы, и едва шевелил ушами. Мельник Аким махнул рукой, сел верхом на осла и поехал домой.



                *      *      *