Будни чеченского Союза писателей...

Леча Ясаев
Впервые за последние 3-4 года Правление решило провести отчетное собрание. В отремонтированном здании СП. Это событие вызвало оживление в писательской среде. Оно и понятно: многие уже начали забывать, что есть Союз, так как никаких мероприятий  не проводилось в самом доме писателей.  Юбилейные мероприятия, которые – большей частью – организуют Министерство культуры и Министерство печати, не надо привязывать к деятельности правления СП ЧР. Даже  правозащитные организации знают о писателях больше, чем нынешнее Правление. Ничего удивительного, что Канте Ибрагимову – председателю правления – не до писателей: он один «тащит» тяжелый груз чеченской литературы. Хотя художественный уровень произведений наших писателей, в том числе и лауреата  госпремии России, оставляет желать лучшего, оставим это на суд нашего читателя. Критики пока эту тему не трогают.  Видимо, берегут наше национальное «достояние» и свои нервы.
Наиболее содержательным на собрании было выступление известного критика и литературоведа, профессора Туркаева Хасана. Он – в рамках регламента – дал оценку чеченской литературе за последние годы. Не называя имен авторов, так как на мероприятии присутствовали высокие гости: министр печати и информации Мурат Тагиев и секретарь московской писательской организации – Голубничий И.Ю., Туркаев высказал свою озабоченность в связи с наметившейся тенденцией  в их произведениях насаждать весьма не привлекательный образ чеченской женщины, что способствует созданию крайне негативного – ошибочного! – мнения о чеченском народе, его культуре и менталитете. «Я не могу понять, зачем и с какой целью это делается», – сказал в заключении Хасан Туркаев.
В очередной раз удивила Аза Газиева. Она выдала на-гора «гениальную» мысль. «Я считаю, – заявила она, – что писатель должен быть голодным». Где она видела голодных гениев?! Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Дюма, а так же ни Гянджеви Низами, ни Алишер Навои, ни Данте, ни Гете и т.д. не бедствовали. Я представил, как в поисках куска хлеба Пушкин на ходу – так как на перо и бумагу денег нет (а где их взять, когда не хватает на хлеб?), невзирая на жгучие боли в желудке, сочиняет: «Я Вас люблю, любовь еще, быть может…», и следом: «Я помню чудное мгновенье», потом «Не пой красавица, при мне»; или Лермонтов – «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу». Все их произведения – по всей видимости – результат систематического недоедания. Точку зрения Азы Газиевой почему-то не разделяет «малоизвестный» Шекспир, который говорит такие глупости, как: «Сведи к необходимости всю жизнь, и человек уподобится животному».
Таус Исаев – известный поэт и писатель – выступил с резкой критикой как в адрес председателя, так и всего правления. Он говорил о необходимости реорганизации союза. Главный вопрос – куда расходуются средства, выделенные на союз, кто и как контролирует все это? Однако и эти вопросы, и многие другие, поднятые и Таусом Исаевым, и другими выступающими, остались без ответа.
Высокое собрание не было готово к обсуждению насущных проблем чеченских писателей. Наверное, потому, что сами организаторы и не предполагали касаться этих тем. Мероприятие должно был стать очередной «галочкой» среди прочих «отчетных» на подходах к выборам – не более. 
Как и полагается, были вручены юбилейные медали, а также розданы удостоверения новым членам СП.
Все бы хорошо… Но вызывает вопросы акция с вручением писательских удостоверений новым членам СП. Странным образом в числе тех, кто получил эти удостоверения, не оказалось молодых писателей, принятых в СП еще 3-4 года назад, хотя они не на последнем счету в реестре талантливых поэтов и прозаиков. Выходит, и членские билеты тоже входят в число «бонусов» за лояльность нынешнему составу правления и работают на укрепление его «тылов»?
Что касается нынешнего председателя правления, то, судя по его выступлению, до прихода в союз его жизнь была намного лучше и обеспеченнее, чем сегодня. Находясь на посту председателя, Канта «измотался» вконец – как физически, так и морально. Напрашивается вопрос – что мешает уйти на «вольные хлеба»?  Писатели только «спасибо» скажут… Но… Слова словами, но как оставить должность с окладом в 50 000, служебную машину, возможность ездить в командировки в Москву и по странам Европы, и все это – за счет союза? Где еще так бесконтрольно можно транжирить деньги? Ни по одному рублю правление перед собравшимися писателями так и не отчиталось. Не сочли нужным… Хотя собрание и названо было «отчетным», но, как уже было сказано выше, присутствие столь известных и почетных гостей спасло правление и председателя от нежелательных объяснений.
Если состав правления союза писателей не поменять, то никаких изменений в союзе ожидать не следует. Пустое красивое здание… И ничего больше…