У каждого своя ложь!

Гадаев Алексей Вениаминович
У каждого своя ложь!
Ложь может являться прямой противоположностью правде, частичным отступлением от неё или же её сокрытием (умолчание, бездействие).
Существует Принцип "правдивой лжи". База манипуляции: "Ложь" - это не "враньё", а "другая правда"/П.Таранов. Приёмы влияния на людей.Фаир. М.2008.с.318/.
В отечественной психологии В.В Занков предлагает отличать ложь от неправды и обмана. Определяя ложь как умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности, он выделяет 3 основные её признака:
1) несоответствие утверждения истинным фактам;
2) отсутствие веры самого лжеца в истинность утверждения;
3) наличие у лжеца желания ввести в заблуждение другого человека.
При распознавания лжи в процессе межличностного общения среди поведенческих признаков выделяют:
* Фальшивую (несвоевременную, несимметричную) улыбку;
* Застывшее на длительное время выражение лица;
* Покраснение лица;
* Заикание ;
* Смех;
* Потирание носа;
* Прятанье ладоней;
* Избегание контакта ... и др.
В.В Занков различает добродетельную и эгоцентрическую ложь[c.118-120].

В Википедии о лжи записано:
Феномен лжи широко исследуется в психологии и психолингвистике.
Существует множество авторских определений лжи: Ж. Мазип предлагает сложное интегративное определение феномена. Обман (или ложь) — намеренная попытка (успешная или нет), скрыть и/или сфабриковать (манипулировать) фактическую или/и эмоциональную информацию, устными или/и невербальными средствами, чтобы создать или поддержать в другом или в других веру, которую сам коммуникатор считает ложной.
О.Фрай: Ложь — это успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным..
Д. ДеПауло доказала, что ложь очень распространенный в повсеместной жизни коммуникативный феномен, который включает в себя разнообразие ситуаций и тактик лжи. Автор предлагает трехфакторную модель лжи, в которую включены компоненты: содержание, тип и референт. Содержанием лжи может выступать эмоция, действие, оправдание, достижение и факт. По типу ложь бывает: прямая ложь (неправда в чистом виде), преувеличение и тонкая ложь (опускание важных деталей). Референт лжи — это тот о ком (или чем) говорится ложь (самоориентированная и ориентированная на других).
Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение».
П.Экман определяет ложь как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это».
Ложь как психиатрический феномен (патологическая лживость)
В общем, патологическую лживость (pseudologia fantastica) понимают как фальсификацию, очень сложной структуры, обширную во времени (от нескольких лет до целой жизни), которая не вызвана слабоумием, безумием и эпилепсией. Потребность привлекать к себе внимание и внушать в других несправедливое чувство уважения к своей личности соединяется с чрезмерно возбудимой, богатой и незрелой фантазией и моральными дефектами.
Многие исследователи рассматривают патологическую лживость как неотъемлемый атрибут тяжелых психических и «социальных» болезней. Например, Дик c коллегами к патологическим лжецам относит наркоманов и алкоголиков, людей с нарциссизмом, психопатизмом и социопатией.
Психологи из Канады Виктория Талвер (Университет Макгилла) и Канг Ли (Университет Торонто) провели эксперимент по изучению следствий авторитарного и либерального методов воспитания. Результаты ошеломили ученых. Оказалось, что строгие порядки и жесткие требования вынуждают человека учиться лгать. И чем авторитарнее методика воспитания, тем искуснее ложь. Суть исследования состоит в наблюдении за детьми младшего школьного возраста, одних из которых воспитывают авторитарной дисциплиной, а других — достаточно либерально. Психологи создавали различные игровые ситуации, проводили опросы и собеседования индивидуально с каждым ребенком. Результаты, полученные в ходе научного эксперимента, однозначно показали негативное влияние авторитарной системы на детей. Страх быть наказанными за малейшую провинность толкает детей на ложь, усовершенствует навыки притворства. В будущем такой человек может оказаться непродуктивным работником, который свои проступки покрывает искусной стратегией обмана. Ложь во многих народах жестоко наказуема, а в некоторых странах действует аналогичный закон.
Виды лжи
По Information Manipulation Theory (McCornack, Burgoon) ложь выступает как манипулирование информацией. Опираясь на Cooperative Principle (Grice), МакКорнак, по его убеждению, выявил общие типы лжи:
1. Манипулирование качеством информации (Осознанное манипулирование качеством передаваемой информации хорошо объясняет ложь или фальсификацию).
2. Манипулирование количеством информации (Осознанное манипулирование количеством передаваемой информации хорошо объясняет обман или укрывательство).
3. Передача двусмысленной, размытой информации.
4. Умолчание — сокрытие правды (минимизация — minimization).
5. Искажение — сообщение ложной информации, также — фабрикация, фальсификация (максимизация — maximization).
Имплицитные (в общественном сознании) виды лжи
Мистификация
Мистификация — это утверждение, высказываемое человеком, не уверенным в его истинности. Хотя такое утверждение и может выглядеть правдоподобным (а иногда даже и оказываться истинным), оно не основано на фактах; оно либо выдумано, либо не соответствует действительности. Пример мистификации: местный житель объясняет иногороднему, как пройти к некоему памятнику, при этом не зная, где этот памятник, собственно, находится. Особое место занимает научная мистификация — выдавание гипотез и теорий, ещё не подтверждённых опытами и фактами, за уже подтверждённые и доказанные.
Фальсификация (подделка)
Фальсификация — 1) Выдавание копии за подлинник (подделка предметов искусства); 2) Подделка документов, а также использование документов, заведомо не являющихся действительными; 3) Частным случаем фальсификации является фальшивомонетничество. Часто некоторые виды фальсификации являются уголовно наказуемыми.
 Симуляция (притворство)
Симуляция — имитация человеком физического или психического состояния, которого этот человек на самом деле в данный момент не испытывает. Так, широко распространена симуляция болезней (особенно среди учащихся, призывников и заключённых). В спорте имеет место симуляция травм. Также можно считать симуляцией притворные слёзы и тому подобные наигранные эмоции.
 Самозванство
Самозванство — выдавание себя за другое лицо, реальное или вымышленное. Если такой обман преследует корытные цели, то самозванcтво становится мошенничеством. История знает многих знаменитых самозванцев: трёх Лжедмитриев в Смутное, Емельяна Пугачева, выдававшего себя за Петра III, и т. д. Также самозванство нередко встречается в литературных произведениях, особенно в детективах, приключенческих романах и сказках. Самозванство следует отличать от диссоциативных психических расстройств (нарушения самоидентификации личности) и от тех случаев, когда человеку были предоставлены (чаще всего, в детстве) заведомо ложные сведения о его происхождении, принятые, тем не менее, этим человеком на веру.
 Плагиат
Плагиат — нарушение авторских прав, состоящее в приписывании себе открытия, изобретения либо художественного произведения (литературного, изобразительного, музыкального), заведомо сделанного другим лицом. Часто понятие «плагиат» используется в более узком смысле для обозначения нарушения авторских прав в литературе. В большинстве современных стран, в том числе в России, плагиат может повлечь за собой судебное разбирательство. Чтобы чьи-либо действия могли квалифицироваться как плагиат, необходимо прежде всего отсутствие указаний на источник информации.
; Подмена понятий
Подмена понятий — выдавание какого-либо объекта за таковой, каким он заведомо не является, либо заведомо неверное трактование понятия, имеющее целью введение в заблуждение заинтересованной стороны. Примеров подмены понятий много в сказке Джани Родари «Джельсомино в Стране лжецов»: в Стране Лжецов вместо хлеба в булочной продавали чернила, а пиратами называли порядочных людей.
Детская ложь
Детская ложь — специфический возрастной вид лжи, заключающийся в выдавании детьми своих фантазий за действительность. По мнению большинства психологов, феномен детской лжи связан с тем, что дети до определённого возраста (согласно большинству гипотез, до 5 лет) не всегда умеют отличить реальность от воображения и принимают игру за действительность. Остаётся спорным вопрос, является ли детская ложь собственно ложью в полном смысле этого слова, так как дети искренне верят в свои фантазии и не собираются никого вводить в заблуждение, тем более, последнее в этом случае маловероятно, потому что детская ложь всегда явно неправдоподобна. По мнению большинства психологов, детская ложь не должна вызывать особенного беспокойства у родителей, так как является обычным этапом в развитии воображения ребёнка. Тревожным симптомом можно считать лишь полное отсутствие детской лжи в определённом возрастном периоде (преддошкольном и дошкольном), чрезмерные проявления детской лжи в указанном возрасте, а также поздние проявления детской лжи (после 7 лет).
 Неприкрытая ложь
Неприкрытая ложь, бесстыдная ложь, наглая ложь — это утверждение, ложность которого очевидна не только тому, кто его высказывает, но и всем заинтересованным лицам. Например, отрицание ребёнком того, что он стащил со стола и съел шоколадку, в то время как его губы и ладони перемазаны шоколадом, является бесстыдной ложью.
 Недоговорка (умолчание)
Недоговорка — ситуация, в которой говорящий сообщает ряд фактов, но скрывает самый главный из них, позволяя другой стороне прийти к ошибочному выводу. Также недоговоркой считается избежание в разговоре исправления ошибочного мнения, сложившегося заранее, либо уход от прямого ответа на вопрос, равно как и предоставление заинтересованной стороне неактуальной информации. Так, например, продавец может сообщить покупателю, что автомобиль регулярно проходил техобслуживание, при этом не сообщив, что при последнем техобслуживании был обнаружен значительный износ поршневых колец. В некоторых культурах значимое умолчание (недоговорка) не считается формой лжи, но очевидно, что здесь играет главную роль значимость скрываемой информации. Укрывание значимой информации под присягой в законодательстве многих стран приравнивается к лжесвидетельству.
 Сказки для детей
Сказки для детей — вид лжи, позволяющий разговаривать с детьми о явлениях или концепциях, которые считаются «недетскими» в конкретном обществе. Общеизвестными примерами являются ответы на вопрос «откуда дети берутся» вида «в капусте находят», «аист приносит» и т. п.
 Белая ложь (деликатная ложь, ложь «хорошего тона»)
Белая ложь — ложь, которая, по мнению говорящего, предоставит слушающему значительное облегчение, а в случае раскрытия её лживости принесёт всего лишь небольшое неудобство. Белая ложь обычно произносится, чтобы не обидеть или не огорчить кого-либо; например, не слишком привлекательной девушке сообщают, что она «очень даже ничего». Большей частью белая ложь определяется местными обычаями, и редко когда может быть чётко отделена от других видов лжи. Во многих культурах белая ложь не осуждается и даже приветствуется.
Лесть
С белой ложью граничит лесть — приписывание кому-либо достоинств, которыми этот человек в действительности заведомо не обладает, или чрезмерное преувеличение реально имеющихся у него достоинств с целью создания лучшего отношения объекта. Но между белой ложью и лестью есть принципиальное различие: белая ложь не всегда осуждается и в ряде культур является нормой, тогда как лесть порицается повсеместно и всегда признаётся противоречащей нормам морали. Лесть в большинстве случаев однозначно расценивается как вид лжи (сравним поговорку: «Льстец — тот же лжец»). Классический пример лести показан в басне Крылова «Ворона и лисица»
Ложь во благо («благодарная» ложь, «святая» ложь)
Ложь во благо (благородная ложь) — ложь, которая в случае её раскрытия принесёт слушателю или третьим значительный вред, однако в то же время представляет собой значительную выгоду самому слушателю либо обществу в целом. Примерами лжи во благо является уверение умирающего человека, что с его сыном всё в полном порядке, несмотря на то, что на самом деле у последнего сломана нога; введение в заблуждение преступника, и т. п.
Ложь во спасение
Ложь во спасение — 1) Ложь с целью уйти от ответственности (например, отрицание преступником своей вины);
2) Ложь с целью избежать серьёзных проблем, которые последуют неизбежно, если не прибегнуть ко лжи, но могут быть предотвращены обманным путём (например, списывание во время контрольной как способ избежать плохой отметки); 3) Ложь как способ совершить «меньшее из двух зол» (например, ложь как способ уклониться от участия в преступлении). Отношение ко лжи во спасение неоднозначно, в определённых ситуациях она выступает одновременно и как ложь во благо.
Лжесвидетельство
Лжесвидетельство — это недостоверные высказывания человека, лично дающего показания в суде под присягой, либо предоставленные им в письменном виде после предупреждения его об ответственности за дачу ложных показаний. Лжесвидетельство является преступлением, поскольку, с одной стороны, свидетель тем самым нарушает данное им клятвенное обещание (присягу) говорить только правду, и с другой стороны, препятствует правосудию, для нормального свершения которого требуется абсолютная уверенность в правдивости всех свидетельств. Не является преступлением, если свидетель давал ложные показания, добросовестно заблуждаясь, то есть не зная о том, что эти показания являются ложными.
Клятвопреступление
Клятвопреступление — нарушение данного обещания, скреплённого торжественной клятвой, присягой (в таком случае речь идёт о лжи под присягой) либо поручительством третьего лица, призванного в качестве свидетеля клятвы. Осуждается повсеместно и рассматривается как один из наиболее постыдных видов лжи. В ряде культур всякое нарушение данного обещания, даже не скреплённого клятвой, считается клятвопреступлением. Иногда клятвопреступление считается таковым, только если давший обещание с самого начала имел намерение нарушить данное слово. В таком случае человек, нарушивший слово против своей воли, клятвопреступником не считается. Но в большинстве случаев причины, по которым было нарушена клятва, не имеют значения для квалификации действий как клятвопреступления.
 Клевета
Клевета — распространение о ком-либо заведомо ложных порочащих сведений, либо (в более узком смысле) заведомо ложный донос о преступлении. Как и лжесвидетельство, является уголовно наказуемым деянием. Считается одним из наиболее предосудительных видов лжи. Однако, если распространитель порочащих сведений не знает о том, что сведения эти являются ложными, и принимает их за правду, такие действия квалифицируются как сплетничество, а не как клевета.
Самооговор
Самооговор — форма лжи, противоположная клевете: принятие на себя человеком ответственности за поступок, заведомо совершённый другим лицом. Часто самооговор является частью лжесвидетельства. В законодательстве ряда стран, самооговор является уголовно наказуемым деянием и приравнивается к лжесвидетельству и заведомо ложному доносу о преступлении.
Блеф
Блеф — это заявление о наличии у говорящего некоего объекта или намерения, которых тот на самом деле не имеет. Блеф является тактическим приёмом, и может в то же время классифицироваться как иной вид лжи. Например, применение блефа в различных играх (обычно карточных или спортивных) считается частью игры и является приемлемым; блеф преступника, требующего денег с кассира, держа в кармане оттопыренный палец (выдаваемый преступником за пистолет), является ложью; блеф полицейского, упершего в спину преступнику палец вместо пистолета, является ложью во благо.

Введение в заблуждение
Высказывание, вводящее в заблуждение, не содержит явной лжи, но тем не менее его целью является попытка заставить слушающего поверить в истинность того, что истиной не является. Оно строится таким образом, что все факты в нём истинны, однако подобраны таким образом и в такой последовательности, что подталкивают слушающего к неверному выводу. Недоговорка и контекстная ложь являются примерами введения в заблуждение. Вообще, введение в заблуждение слишком широкое понятие, так как любая форма лжи содержит элемент введения в заблуждение.

Подтасовка фактов
Подтасовка фактов — особый случай введения в заблуждение, заключающийся в манипуляции с качественно верными фактами, которые преподносятся в таком свете, что приводят слушающего к заведомо ошибочным выводам.

Преувеличение (преуменьшение)
Преувеличение возникает в случае, если качественно высказывание является истинным, но приведённые количественные характеристики не соответствуют действительности.

Шутливая ложь
Неприкрытая ложь, являющаяся частью шутки, что обычно очевидно для всех участников общения. Примером шутливой лжи является сарказм; более сложно устроенным примером являются встречающееся в фольклоре многих народов небылицы. Во многих странах ложь в качестве шутки является традиционной во время праздника 1 апреля. В этот день люди часто говорят другим, что у них «одежда в краске», «белая спина», что им «поставили двойку» (используется среди школьников). Вопрос о том, является ли шутливая ложь «настоящей» ложью, нередко оспаривается, и многие философы имеют об этом различные мнения.

Контекстная ложь
Высказав истину вне соответствующего контекста, можно создать ложное впечатление. Например, если один спрашивает своего знакомого, видел ли тот его часы, то, скорее всего, это означает, что спрашивающий потерял свои часы и интересуется, видел ли знакомый их недавно. Если знакомый ответит «видел», хотя последний раз видел эти часы год назад, то это можно считать ложью, так как его формально истинный ответ в данной ситуации производит ложное впечатление у собеседника. Красочный пример приведён в
книге Ричарда Феймана:
…я снял с петель и другую дверь, отнёс её вниз и спрятал в подвале за цистерной с мазутом. […] Когда я спускался вниз по лестнице, они спросили: «Фейнман, ты взял двери?»
— Хм, да, — ответил я. — Я взял дверь. Видите царапины у меня на пальцах, я их заработал, спуская дверь в подвал, когда мои руки скреблись о стену.
Мой ответ их не убедил, они мне так и не поверили.
 Превознесение
Превознесение — это преувеличенное заявление, обычно встречающееся в рекламе или агитационных материалах, типа «наш порошок моет безупречно чисто», «кандидат N — единственная надежда демократии» и т. п.
Ложь из-за устаревания информации
Примером такой лжи являются бланки и визитки, на которых указан устаревший адрес или номера телефонов; всё ещё не снятый рекламный щит обанкротившейся компании и т. п. Часто не воспринимается как ложь, поскольку изначально такая информация была достоверной.
 Ложь из-за двусмысленности информации
Ложь из-за двусмысленности информации — вид введения в заблуждение, при котором информация даётся в неоднозначной форме, допускающей более, чем одно толкование, при этом лишь одно из возможных толковании является верным. Иногда не воспринимается, как ложь, поскольку в сообщённой информации содержится верный ответ. Тем не менее, чаще всего двусмысленное сообщение построено таким образом, что подталкивает слушателя к выбору ошибочного толкования. (Пример из учебника истории древнего мира: «Если царь пойдёт войной на персов, то сокрушит великое царство» — непонятно, какое именно царство: персидское или своё.)
 Ложное опровержение
Ложное опровержение — исправление верной информации на заведомо ложную, убеждение заинтересованной стороны в том, что ранее сообщённые сведения были ошибочными, хотя на самом деле они были верны. Часто сочетается с другими видами лжи, так как может преследовать разные цели.
 Патологическая ложь (беспричинная ложь)
Патологическая ложь — немотивированная ложь, ложь ради самой лжи. Хотя данный вид лжи и называется «патологическим», остаётся спорным вопрос о том, действительно ли здесь имеет место психопатология. Не установлено окончательно, насколько патологический лжец может контролировать свою ложь, и, следовательно, можно ли считать такого человека в полной мере дееспособным и может ли он выполнять некоторые социальные функции (например, привлекаться в суде в качестве свидетеля, выступать поручителем при финансовых сделках и т. п.). Существует гипотеза, согласно которой патологические лжецы верят в собственную ложь, что сближает патологическую ложь с детской ложью и позволяет предположить, что патологическая ложь — всего лишь детская ложь, сохранившаяся у человека до зрелого возраста. Однако это не доказано. Практика показывает, что в подавляющем своём большинстве патологические лжецы вполне вменяемы и способны отвечать за свои слова.
 Самообман
Самообман — специфический вид лжи, заключающийся в том, что субъект лжи является и её же объектом, иными словами — человек убеждает себя в истинности заведомо ложного суждения. Допустим, студент, плохо подготовившийся к экзамену, внушает себе, что он подготовлен хорошо (в глубине души понимая, что это не так). В основе самообмана лежит выдавание желаемого за действительное. По мнению ряда психологов, самообман представляет собой механизм психологической защиты в тех случаях, когда признание правды может душевно ранить человека или причинить моральный дискомфорт. Некоторые психиатры сближают самообман с патологической ложью по признаку веры в заведомо ложное утверждение. С точки зрения философии мнения о том, можно ли по-настоящему обманывать себя, сильно расходятся, поэтому некоторые врачи и философы избегают слова «самообман», заменяя его словом «самовнушение».
 Невольная ложь («невинная» ложь, наивная ложь, непреднамеренное введение в заблуждение)
Невольная ложь — невольное введение в заблуждение, связанное с верой говорящего в истинность ошибочного утверждения. Например, ребёнок убеждён родителями, что детей приносит аист, и рассказывает об этом своим друзьям, которые хотят узнать, откуда берутся дети. Часто такая ложь является следствием того, что говорящий сам был обманут кем-то. Поэтому такая ложь иногда называется «невинной» (потому что вина за ложь падает на того, кто сообщил говорящему ложные сведения) либо наивной (в знак наивности и доверчивости говорящего, повторяющего чужую ложь). В большинстве культур непреднамеренная ложь не считается «настоящей» ложью и не осуждается. Так, если свидетель, давший неверные показания в суде, добросовестно заблуждался, он не привлекается к ответственности за лжесвидетельство.
Качество лжи тесным образом связано с испытываемыми лжецом эмоциями (Пол Экман):
1. Чувство вины
2. Страх
3. Восторг от «надувательства» — чувство всемогущества
4. стыд
Благородная ложь
За политику «Благородной лжи» выступал ещё Платон, который в произведении Государство предполагал, что в идеальном государстве цари-философы будут распространять ложь во имя общего блага.
В современном мире подобную философию пропагандирует Лео Штраус и его последователи и другие сторонники Неоконсерватизма.

В.Б.Шапарь в книге "Новейший Психологический словарь" записал, что: "Ложь - феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов (слушателей) а заблуждение.
Обычно ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное; отсюда вытекает стремление к измышлению новых её подтверждений, а позднее - к полному замалчиванию (с.253).
А.Я.Анцупов и др. считают, что ложь является одним из видов дезинформации и используется в конфликтах всех уровней[c.228].
М.И. Еникеев считает, что ложь чаще всего выражается в содержании речевых сообщений...При ложных сообщениях индивид осознает их неустойчивость и приобретает к гиперкомпенсациям; возможны маскирующие жесты[с.205].
Е.Л. Доценко считает, что если ложь выступает как Психологическая манипуляция (лат. manipulatio - пригоршня, горсточка, ручной прием), то это вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий, предполагает известный уровень сноровки и мастерства при его проведении. Побуждение партнер представляет собой привнесение дополнительного мотива в контекст желаний адресата, навязывание манипуляционной "нагрузки", в конечном итоге изменяющее его первоначальные намерения. При психологической манипуляции манипулятор придумывает за адресата цели, которым должен следовать и стремится внедрить их в его психику [с.120].

Ложь
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/lozh
Ложь — утверждение, не соответствующее истине, намеренно неистинное утверждение (и этим отличающееся от заблуждения). Ложь является одним из способов, средств обмана.
Не всякий обман - ложь.
 Психологическая структура лжи основана на сочетании трех факторов:
утверждение лица не соответствует истине;
лицо осознает неистинность своего утверждения;
 лицо ставит цель ввести другое лицо в заблуждение.
Феномен лжи широко исследуется в психологии. Современное определение лжи: ложь - умышленное (успешное или нет) утаивание и умышленная фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине (Masip, Ekman, DePaulo).
Способы лжи:
1. Манипулирование качеством информации,
2. Манипулирование количеством информации (минимизация, утаивание - максимизация, фабрикация).
3. Передача двусмысленной, размытой информации,
4. Неуместная информация.
Распознавание лжи
Как правило, когда люди лгут, они испытывают эмоции: чувство вины, страх, стыд, восторг от надувательства и другие. На этом основана работа детектора лжи - устройства, фиксирующего физиологические индикаторы на теле человека (выделение пота, приток крови) при ответе на контрольные вопросы (вопросы касающееся сути разбирательства).
Бытовая ложь
Если муж любуется на жену и говорит ей, что она самая красивая женщина на свете - строго говоря, он ей лжет. Он знает, что наверняка есть женщины и более красивые. Но ему приятно так думать и так ей говорить, и подобная бытовая ложь, поскольку от нее никому не плохо, ложью не называется.
Ложь во спасение
В некоторых случаях считается лучшим солгать, нежели сказать человеку правду.
Детская ложь
С ложью детей когда-нибудь сталкиваются все родители. Для ребенка это один из способов приспособления к жизни в обществе, хотя и неодобряемый. Но причины того, что ребенок говорит неправду, могут быть самыми разные.

Ложь во спасение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/lozh_vo_spasenie
Ложь во спасение.
1) Ложь с целью уйти от ответственности (например, отрицание преступником своей вины);
2) Ложь с целью избежать серьёзных проблем, которые последуют неизбежно, если не прибегнуть ко лжи, но могут быть предотвращены обманным путём (например, списывание во время контрольной как способ избежать плохой отметки);
3) Ложь как способ совершить «меньшее из двух зол» (например, ложь как способ уклониться от участия в преступлении). Отношение ко лжи во спасение неоднозначно, в определённых ситуациях она выступает одновременно и как ложь во благо.

Ложь во благо
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/lozh_vo_blago
Ложь во благо (благородная ложь, святая ложь) — ложь, которая в случае её раскрытия принесёт слушателю или третьим значительный вред, однако в то же время представляет собой значительную выгоду самому слушателю либо обществу в целом. Примерами лжи во благо является уверение умирающего человека, что с его сыном всё в полном порядке, несмотря на то, что на самом деле у последнего сломана нога; введение в заблуждение преступника, и т. п.

Детская ложь
Материал ttp://www.psychologos.ru/articles/view/detskaya_lozh
С ложью детей когда-нибудь сталкиваются все родители. Для ребенка это один из способов приспособления к жизни в обществе, хотя и неодобряемый. Но причины того, что ребенок говорит неправду, могут быть самыми разными.
В детской лжи во многом виноваты... взрослые!
Иногда ложью называют детское фантазирование. Эта склонность определяется некоторыми личностными особенностями ребенка (незрелостью, инфантильностью, некритичностью).
Неблагополучие в эмоциональной жизни, отсутствие доверия к окружающему миру, негативное самоощущение, разлад отношений с родителями, учителями, сверстниками... Все это может толкать ребенка к построению в фантазиях более привлекательного мира, который становится заменой действительности.
Ложь часто возникает тогда, когда ребенку предъявляют непосильные для него требования. Или он постоянно находится под страхом наказания. Если ребенок лишен полноценного общения с вами, вы для него недосягаемы, ему приходится привлекать к себе ваше внимание любыми способами.
Чтобы изменить ситуацию, надо укрепить и улучшить взаимоотношения с ребенком. Не срывайте на нем свою усталость и нетерпение. Ребенок, замученный постоянными нравоучением и криком, начинает лгать, чтобы приукрасить себя и свое поведение. То есть ложь становится для него особым защитным механизмом.
Чаще всего это происходит, когда ребенку приходится спрашивать вашего разрешения на что-то, и при этом он думает (или уверен), что вы скажете «нет».
Например, дочь собирается пойти вечером по магазинам с подругой, которая не раз была замечена в мелких кражах. Заранее зная ответ, она спрашивает «Можно, я пойду вечером к Маше, мы вместе будем готовить реферат по истории?» Много в такой ситуации зависит от сложившегося у вас стиля отношении. Если ваши отношения с дочерью построены так, что вы постоянно разрешаете или запрещаете ей то или иное поведение, то, скорее всего, вы дадите согласие на «желаемое» действие. И она отправится по магазинам, чувствуя, что ловко одурачила своего диктатора.
Но возможно, вам несвойствен разрешающе-запрещающий стиль отношений. Тогда вы скажете примерно следующее: «Я рада, что ты сказала мне об этом. Теперь я буду знать, что тебе надо оставить ужин». Или: «Я не занимаюсь тем, чтобы что-то разрешать тебе, но спасибо за то, что ты сказала мне, где будешь».
В таком случае родитель не выискивает ложь ребенка, а оставляет его наедине с его ложью. Теперь дочь отправится по своим делам, зная, что ей вовсе не обязательно лгать вам. Для нее это менее приятно, так как ничто не оправдывает ее ложь, но в то же время предоставляет ей больше возможностей быть откровенной и сказать прямо о своих планах.
У вас также больше возможностей, чтобы выразить озабоченность, интерес и доверие, поскольку вы отказались от того, чтобы налагать запреты и давать разрешения. «Меня это тревожит, потому что я беспокоюсь, что твоя приятельница украдет что-нибудь снова и, возможно, вовлечет вас обеих в беду. И, тем не менее, я знаю, что бы ни случилось, ты сама сделаешь так, как для тебя будет лучше».
Тактика поведения взрослых
И все же, даже если вы научились передавать ребенку ответственность за события его собственной жизни, вы не раз еще можете столкнуться с его ложью по самым разным поводам. Если это так, откровенно ответьте себе:
- не провоцируете ли вы ложь, задавая ребенку определенные вопросы?
- не подкрепляете ли вы ее, концентрируя отрицательное внимание на вашем ребенке, когда он лжет?
Начните с решения не задавать ребенку каких бы то ни было вопросов в течение недели. Особенно остерегайтесь задавать вопросы, с помощью которых вы проверяете, будет ли ребенок говорить вам неправду о чем-то, что вы и так уже знаете.
Например, из школы звонили и спрашивали, почему Саша не пришел сегодня в школу. Спросить у Саши: «Ну, как сегодня в школе?» - все равно, что специально добиваться от него лжи. Эффективнее будет такое высказывание: «Сегодня звонили из школы узнать, почему ты не был на занятиях. Я очень не люблю, когда звонят по таким поводам, и была бы очень признательна, если бы меня избавили от такого рода телефонных разговоров».
Когда вы перестанете задавать вопросы, количество случаев обмана, скорее всего, резко сократится. С отдельными случаями вы еще можете столкнуться, пока ребенок окончательно не понял, что вы уже перестали бороться с его ложью.
Если ребенок, тем не менее, продолжает обманывать вас, убедитесь, что, услышав неправду, вы не концентрируете отрицательное внимание на нем, но ведете себя как-то иначе. Любая ваша реакция, выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать.
Лучше прибегнуть к одному из следующих способов:
• Произнесите просто «гм» и уйдите, чтобы заняться своим самым любимым делом.
• Ведите себя так, как будто слушаете не своего, а соседского ребенка, с которым вам нет нужды выяснять, правда это или нет, а можно просто вежливо поддерживать беседу.
• Скажите: «Я чувствую себя неловко, так как мне все время кажется, что меня обманывают, потому я хотел(а) бы прекратить этот разговор».
Попробуйте перестать задавать вопросы и реагировать на ребенка отрицательным вниманием. Возможно, он не превратится тут же в правдолюба. Но, в любом случае, вы будете испытывать меньше неприятных эмоций в общении с ним. Конечно, когда ложь прекратится, вы, возможно, поймете: беспокоила вас не столько ложь сама по себе, сколько то, о чем вам говорили неправду. Если ребенок лжет, что ходит в школу или что он не брал из дома деньги, а потом лгать перестанет, это, естественно, не решит проблему. Вы хотите, чтобы прекратились прогулы или воровство. В этом случае все же поздравьте себя с тем, что покончили с ложью. А уж потом начинайте работать непосредственно с другой, более глубокой проблемой.
Что надо знать родителям детей, которые лгут?
Прежде всего, то, что ложь - это абсолютное нормальное явление для детей. Более того, детская ложь является признаком того, что у ребенка нормально развиваются речь и воображение.
Вообще, вымыслы детей - это еще не ложь в полном смысле этого слова. Дети редко используют ложь в корыстных целях.
Как правило, причиной того, что дети говорят неправду, являются запреты со стороны родителей. Взрослые вынуждены ограничивать свободу детей, вводить ограничения, и для того, чтобы обойти их, дети начинают хитрить.
Поэтому основная рекомендация родителям может заключаться в том, что им следует предъявлять ребенку только разумные, тактичные, справедливые требования. Надо уважать своих детей, считаться с их интересами, идти на уступки, устанавливать компромиссы. Если мы хотим научить ребенка слушать нас и уважать наши требования, то должны первыми показать ему пример уважения к делам другого человека.
Кроме того, ребенок может использовать ложь в психотерапевтических целях, что иногда делают и взрослые. Например, 3-летний Дима по дороге из детского сада с гордостью заявил маме, что сегодня воспитательница поругала его за неаккуратную аппликацию, а он ей показал язык, и все дети над ней смеялись.
Надо ли говорить, что на самом деле дети смеялись над ним, а не над ней, и язык он никому не показывал. Было бы неправильным пресекать подобные детские вымыслы, помогающие малышу справиться с суровой действительностью. Но, выслушивая детскую «версию» события и морально поддерживая малыша, следует все-таки постепенно внушать ему мысль, что надо уметь признать свою вину и что честных людей всегда уважают за то, что они не боятся говорить правду.
Иногда родители сами вынуждают ребенка врать, предъявляя ему непосильные, слишком завышенные требования. Детям хочется оправдать ожидания и надежды взрослых, и они выдумывают истории о собственных успехах. Мамам и папам надо знать, что хвастливый «лгунишка» - это недохваленный ребенок. Переступите через свою суровость и найдите повод почаще восхищаться малышом, демонстрируя ему свою любовь.
С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами - не образец правдивости.
В каких случаях родителям надо задуматься и предпринять меры для предотвращения детской лжи?
Если ребенок врет без причины, фантазирует, слишком мечтателем, но при этом не делает никаких реальных действий и не прилагает усилий для того, чтобы воплотить свои мечты в жизнь. Из таких юных «сочинителей» вполне могут вырасти взрослые бездельники с большими претензиями. Поэтому поддерживать у ребенка баланс между вымыслом и реальностью все-таки нужно, и если фантазии заменяют ему все виды активности, необходимо возвращать его «на землю» и прививать вкус к настоящему делу.
И еще родителям важно научить ребенка различать «плохую» ложь и «ложь из вежливости». Например, ребенок должен понимать, что некрасиво показывать другу свое разочарование подаренным им на день рождения презентом. В этом случае ложь допустима. Но, к сожалению, даже первоклассным маленьким лгунишкам с трудом дается ложь из вежливости.

Детская ложь говорит об умственном развитии
С сайта Еженедельник 2000

Умение врать является показателем умственного развития ребенка. Особенно успешные обманщики могут в будущем стать банкирами и топ-менеджерами.
Канадские ученые установили, что если дети хорошо врут, их шансы добиться высоких результатов во взрослой жизни выше, чем у тех, кто предпочитает говорить правду или обманывает старших не столь успешно, пишет Daily Mail.
Умение лгать предполагает сложные мыслительные процессы. Чтобы скрыть обман и убедить окружающих в своей версии событий, требуются значительные умственные усилия. Когда ребенок начинает врать, это значит, что он перешел на новый этап умственного развития, передает Infox.ru.
«Дети с лучшими когнитивными способностями лгут лучше и могут хорошо скрыть следы вранья. Для этого они оперируют несколькими мозговыми процессами», — говорит доктор Канг Ли из Университета Торонто.
Согласно результатам исследования, врут почти все дети. Ученые наблюдали за ребятами в возрасте от двух до семнадцати лет. Среди самых маленьких обманывают лишь около 20%, но уже четырехлетние врут почти без исключения — 90%. Позднее этот показатель поднимается еще выше и достигает пика в возрасте 12 лет, а затем идет на спад. В 17 лет доля обманщиков снижается до 70%. Всего в эксперименте были задействованы 1200 детей.
Готовность обманывать по пустякам не означает, что дети будут делать то же самое в серьезной ситуации, например во время экзаменов. Эксперимент сводился к тому, что маленьких участников просили не смотреть на игрушку в задней части комнаты, а затем оставляли одних. Их поведение фиксировала скрытая камера. Ее данные в большинстве случаев расходились с тем, что рассказывали потом участники опыта о своих действиях.
Исследование показало, что готовность и умение лгать не зависят от условий воспитания, строгости родителей или религиозности семьи.

***
Zen/Yandex.ru
О неразоблачимости лжи
14 августа 2019
Правда
Правда
Довольно долго искренне считал, и даже был уверен, что для разоблачения лжи необходимо и достаточно указать обманутому на его заблуждения, подсказать правду и он сам радостно изменит свое мнение, тут же, как только обнаружит, что был неправ. На практике, заметил обратный эффект. Большинство заблуждающихся не только не торопятся отказываться от своего мнения, даже когда им показали и доказали его неправильность, но и пытаются опровергнуть, переубедить и увлечь за собой тех счастливчиков, кто обманут не был, случайно встретив на своем пути. Исключения - большая редкость. Размышляя над природой этого явления, а так же ведя наблюдения, в том числе и за собой, попытался здесь кратко изложить основные причины того, что мешает разоблачению лжи:

1. Эго. Большинство людей отказывают себе в праве на ошибку, они уверены, что ошибаются только дураки. Признание ошибки и/или публичное изменение мнения означает для них унизительное согласие с собственной глупостью. Потерю лица. Поэтому многие искренне считают, что если уж были однажды обмануты, то обязаны настаивать на любом идиотизме до последнего, только бы не признавать свою неправоту. Собственная непогрешимость является для них своеобразным символом веры. Особенно сильно страдают от этого эффекта всевозможные формальные и неформальные лидеры, научные авторитеты и руководители всех рангов.

2. Импринтинг. Пока у человека нет определенной позиции по какому-то вопросу и нет никакой заинтересованности, то он легко и непринужденно формирует свое мнение, но после этого уже начинает его упорно отстаивать. Причем, чем настойчивее попытки разоблачения и переубеждения, тем это мнение становится обоснованней и тверже (с учетом п.1). Возникает устойчивая положительная обратная связь. Если в его основе изначально была ложь, то такая ложь, какая бы она ни была очевидная, становится предпочтительнее правды. Это явление хорошо экспериментально изучено психологами. Даже если исходная позиция участников эксперимента была лишь условием игры, то в ее процессе, она становится настоящей, а человек превращается в убежденного последователя идей, которые изначально были ему навязаны как бы невсерьез.  Грань между игрой и действительностью слишком тонка, в большинстве житейских ситуаций многие ее вовсе не замечают. Подобным же эффектом часто пользуется официальная пропаганда, которая торопится как можно быстрее сформировать общественное мнение по любому событию, умело компилируя в своих интересах немногие факты и откровенную ложь, пока еще не стали известны неприятные подробности или реакция вражеской пропаганды. Или же, общественное мнение формируется заведомо до самого события, с помощью превентивной пропагандистской компании, соцопросов и т.д.

3. Символ веры. Если опровержение обмана затрагивает символы веры (это не обязательно религиозные идеи, но обязательно - сверхценные), то такая ложь становится неприкосновенной и отстаивается с упорством религиозного безумия, по крайней мере до тех пор, пока эта ложь в сознании жертвы не будет отделена от ее символов веры. Подобные дискуссии в интернете были обозначены мемом "религиозные войны". В основе мировоззрения современных людей лежат огромные напластования разнообразных лживых мифов, фактически являющихся символами веры, на которых ловко спекулируют профессиональные пропагандисты, широко используя этот эффект. Непосредственное опровержение ложных символов веры - другой вопрос, гораздо более сложный.

4. Жадность. Часто, люди прямо или косвенно зависят от лжи в материальном плане. Разоблачение обмана может привести их к утрате надежд на скорое обогащение, отказу от "выгодных" сделок или к необходимости списания убытков: "Пилите, Шура, пилите. Она золотая". Или же, к угрызениям совести, если ложь прикрывает соучастие в банальном грабеже и/или паразитизме. В таких случаях многие настаивают на своем мнении особенно твердо (с учетом п.1). Жадные и слабохарактерные, в подобных ситуациях, взглянуть правде в глаза принципиально неспособны, а вот нормальные люди - чаще всего доводам разума внимают. Даже если прямо и не признают неправоту, но начинают "проверяться" и подстраховываться, стараясь минимизировать потери от своей ошибки.

5. Сладость лжи. Люди вообще нередко врут сами себе, чтобы загородиться от неприятностей, которыми наполнен окружающий мир. Но, кроме того, почти все мы обмануты разнообразными государственными, и не только, структурами, которые по мере сил стараются скрыть от граждан самые неприглядные грани окружающей действительности. С такой ложью легко смириться, потому что всем очень хочется в нее верить. Особенно часто подобный самообман служит для оправдания дурных поступков, преступлений или преступного бездействия. Паразиты всегда потакают равнодушным, убедительно обосновывая необходимость, полезность и правильность их эгоизма, трусости и лени. Никто не хочет признавать себя трусливым ублюдком, гораздо приятнее казаться глубокомысленным мудрецом, поэтому в таких ситуациях никакие разоблачения лжи не принимаются.

6. Конформизм. Общепринятое мнение приобретает силу истинности, даже если это очевидный бред. Такой обман воспринимается абсолютно некритично и становится своего рода символом веры. Общепринятая ложь для конформистов в доказательствах не нуждается, а попытки ее опровержения просто игнорируются. Мало того, "опровергатели" автоматически зачисляются ими в сумасшедшие. На этом эффекте (с учетом п.5) построены "розовые очки". А совместно с п.2, это один из столпов любой государственной пропаганды.

7. Страх. Это одна из самых сильных эмоций, побуждающая нас к немедленным и энергичным действиям. Если избавиться от опасности невозможно, то возникает острое желание получить хотя бы иллюзию благополучия, чтобы не расходовать зря силы и нервы. Поэтому в плохое всегда гораздо труднее поверить, чем в хорошее, опытные обманщики этим часто пользуются. Обычно именно так лгут козлы-провокаторы и их тупые подручные, которые ведут послушные стада на убой, на радость кровожадным хозяевам. Простым обывателям гораздо труднее поверить в реальность опасности, чем в то, что ее нет. Гораздо приятнее жить счастливо веря в светлое будущее, даже если это ненадолго. Мало того, многие неглупые люди искренне убеждены, что это правильно, что именно так и должно быть.

8. Ловушка инвестора. Широко распространенный эффект, когда для человека особенно высокую ценность обретают сущности, в которые он вложил много сил, времени и/или материальных средств, но которые никакой реальной ценности и пользы для него могут не представлять. Причем, ситуация усугубляется эффектами по п.1 и 4. Таким образом, лжецу достаточно единожды убедить свою жертву приложить усилия или сделать вложения в поддержку лжи и ее лояльность будет обеспечена едва ли не навсегда. Опытный лжец отлично понимает, как именно нужно обманывать жертву так, чтобы дальше она сама врала себе и окружающим, спасая обманщика от разоблачения, только лишь затем, чтобы не разочароваться и не утратить иллюзорную надежду на успех.

9. Личные пристрастия к источникам лжи и разоблачений. При прочих равных, люди всегда предпочитают верить тем, кто им больше нравится. Поэтому, симпатичные лжецы всегда выглядят гораздо убедительнее неотесанных правдорубов. Легко заметить, что почти все публичные люди стараются выглядеть привлекательными для зрителей, а если это у них уж никак не получается, то предпочитают лишний раз в СМИ не светиться. По этой же причине для пропаганды часто используют харизматичных красавцев, писаных красавиц и популярных артистов развлекательных жанров.

10. Групповая солидарность. Когда ложь распространяется в общих интересах некого объединения граждан, то у всех его участников возникает невероятная вера в ее правдивость, даже несмотря на очевидные нестыковки, абсурдность и очевидные противоречия действительности. Чем сильнее "чувство локтя", тем радикальнее коллективное доверие. Природа групп может быть совершенно разной, от устойчивых древних  структур: религиозных организаций, всевозможных сект, национальных сообществ, профессиональных, семейных, политических и финансовых кланов, трудовых коллективов и политических партий, до мелких и сугубо временных, к примеру: классный или школьный родительский комитет, садовое или гаражное общество, очередь в больнице и т.д. В отличие от п.6, когда позиция ясно выражена и едина практически для всего населения страны, а то и мира, коллективное мнение в различных группах может существенно отличаться, вплоть до полной взаимной противоположности, и даже вступать в конфликт с общепринятым.

11. Авторитетность источников. Когда даже самая лживая информация поступает по официальным каналам, или от доверенных лиц и структур, то она невольно воспринимается, как правдивая. Причем, дальнейшее критическое осмысление такой лжи, тоже затруднено, для этого приходится перешагивать определенные психологические барьеры. Но, для многих эти барьеры настолько высоки, что их преодоление практически невозможно. Мнение наиболее авторитетных источников приобретает для их почитателей силу символов веры. Удивительно, что даже в наше время тотальной лжи можно запросто встретить людей, которые наивно и безрассудно верят всем заявлениям власти и/или своих кумиров: "Разве они могут соврать? Да, вы что!?". Кстати, для продвижения особенно важной лжи, в интересах достаточно могущественных сил, авторитеты могут заранее искусственно надуваться, за счет всевозможных скандалов с их участием, пропагандистских компаний, вручения престижных наград, премий и т.д.

12. Неочевидность и субъективность критериев оценки. На практике очень редко встречаются ситуации, когда факты трактуются совершенно однозначно и не могут быть никак перевраны. В большинстве случаев, действительные факты едва заметны в потоке лжи и подтасовок, почти всегда неполны и неоднозначны, и могут быть истолкованы по разному. При желании, при субъективном отношении, практически любую информацию можно объявить ложной или недостоверной и на этом основании ее игнорировать, а большинство критериев оценки достоверности информации легко можно счесть неубедительными. Тем более, что правда нередко выглядит гораздо менее правдоподобной, чем ложь.

13. Горечь правды. В отличие от лжи, которая придумывается в точном соответствии с потребностями жертв и отличается завидной логичностью и разумностью всех ее элементов, подлинная правда почти всегда содержит в себе следы обычных житейских несуразностей, проявлений откровенной глупости, эмоциональной несдержанности и явных ошибок. Кроме того, правда может не только не устраивать интересы всех субъектов событий, но и быть весьма неприятной даже для самих жертв обмана. В результате может оказаться так, что обманутых проще "переобмануть", заменив в их сознании одну ложь на другую, чем просто разоблачить ложь, обнажив горькую правду. Что чаще всего и делают буржуазные пропагандисты, стараясь вытеснить из сознания обывателей одну версию лжи другой, более удобной для той шайки на которую они работают.

14. Неудобность правды. Красота, стройность, строгая логическая обоснованность и безупречная доказуемость лжи всегда выгодно отличает ее на фоне неказистой, противоречивой и неубедительной правды. При попытке их сочетания правда, в стройной конструкции лжи, всегда выглядит инородным телом, "слабым звеном", которое все портит. К правде нужно привыкать и от нее нельзя отклоняться, только тогда она становится сильнее лжи и превращается в абсолютное оружие. Попытки как-то совмещать ложь с правдой, заведомо провальны, а в поединке лжецов всегда побеждает самый лживый... Поэтому, к примеру, позволить себе использовать правду в политической борьбе может только безупречно честная политическая сила, целеустремленно и последовательно, избегающая любой лжи. Т.е. на практике, кроме настоящих коммунистов, правда не по плечу больше никому. Остальные политики не только не стремятся к правде, но и вполне сознательно избегают разоблачения лжи господствующих классов, удерживая сознание народа в плену развратной буржуазной парадигмы, пытаясь лишь "переобмануть" обывателей в пользу своих хозяев.

15. Скомпрометированность правды. В рамках информационной войны нежелательную информацию можно заранее объявить ложной. Таким образом, она будет изначально исключена из рассмотрения и критического анализа жертв обмана. Таким образом можно заведомо оболгать не только отдельные факты, но и любые сведения противоречащие продвигаемой лжи. Аргументы в пользу правды будут априори считаться несерьезными и их никто не будет принимать в расчет: "Не читал, но осуждаю!"

16. Инерция мышления. Любые новые факты противоречащие прежним знаниям - решительно отрицаются, а явная новая ложь, если она не противоречит прежней лжи - охотно принимается, как правда. Чем выше такая пирамида лжи, тем она устойчивее и тем труднее ее опровергнуть.


Что бы мы ни думали об окружающем мире и о людях, наше мнение практически всегда попадает в зависимость от одного или нескольких из этих 16 пунктов. В конечном счете, главными обманщиками оказываемся мы сами. При этом, чтобы вырваться из психологической зависимости и взглянуть на факты беспристрастно, требуется определенное усилие, иногда немалое. Хорошо, если обмана удалось избежать изначально, но если заблуждение уже сформировалось, то разоблачать его никому уже хочется. Занимать твердую позицию, спрятавшись за баррикадами лжи, психологически очень комфортно, особенно вместе с верными товарищами по несчастью, но по-жизни это не только вредно, но и может оказаться смертельно опасным. Про тварей, которые занимаются обманом профессионально и сознательно, речи нет.

В целом, практически все вопросы связанные с обманом и ложью являются важнейшими элементами информационной войны, темы, которую я уже не раз затрагивал, к примеру: Про информационную войну. Ведь, сама суть информационной войны, в конечном счете, состоит именно в массовом обмане. Поэтому, несмотря на ряд заметок: О море лжи, Луна и ложь и О том, как нас оболванивают - вероятно, еще не раз буду возвращаться к этому снова и снова, пока окончательно не разложу для себя все по полочкам.
________________________________________