Мой дед. Мои воспоминания. 50-е годы

Ирина Тымчук
 1- фото 1910 года мой дедушка(слева)с товарищами.     2- Фото деда 1958 год.

       ПРЕДИСЛОВИЕ.

Мой дедушка -Шанин  Иван Матвеевич родился в 1886 году в городе Раненбурге.
 В 12 лет, после окончания церковно- приходской школы ,его отдали на  обучение в магазин города Козлова(ныне Мичуринск).

С этой поры началась его трудовая деятельность.  В 1904 году дед  переехал в Тамбов, где и прошла  его дальнейшая жизнь  вплоть  до 1975 года.
 Так и не получив больше никакого образования, кроме бухгалтерских курсов, дедушка  до  70 лет проработал в торговле- товароведом, бухгалтером , продавцом.

 У него было трое детей: Аркадий-1910г.рожд.,Капитолина-1911 г.рожд.,и моя мама Валентина-1915 г. рожд.

В 1951 году, когда я и моя сестра остались без матери, а наш отец ещё  в 1944 году погиб на войне, дед  стал нашим опекуном. Мне было 7 лет,сестре-10 лет.

Дедушка  оставил воспоминания о своей жизни ,кратко изложив их в общей тетради, которые я осмелилась опубликовать. А теперь я хочу рассказать о своем дедушке всё то, что помню, что мне дорого.



               

  *****
 Мои  первые  детские  воспоминания  о своём  дедушке. Мне лет пять или шесть.Дед  собирается на работу. Достаёт из  маленького сундучка  бритвенные  принадлежности: помазок, металлический стакан,  мыльный порошок , опасную бритву, ставит на стол зеркало и начинается  процедура.

Я сижу   напротив и  рассматриваю содержимое   сундучка. Дед мне рассказывает что-нибудь весёлое  или , намылив щеки, делает страшные гримасы. Я хохочу до слёз.Потом он надевает рубашку, жилетку ,в  её карман кладет часы на цепочке, пристёгивает запонки.
 Мне  нравилось с дедушкой  ходить по улице и наблюдать , как он ловко переставляет  трость и раскланивается со знакомыми:
  -Доброго здоровьица!-говорил он ,слегка приподнимая шляпу .
Или
  -Я Вас приветствую!
  -Моё почтение!

 И казалось, что  деда в Тамбове  все знают , так часто он приостанавливался. Если мы шли с ним в кино, то он непременно  покупал самые лучшие билеты, ну и конечно мороженое.

 Улицы дед называл по-старому. Например ул. Комсомольскую - Дубовой, ул. Робеспьеровскую –Пятницкой. Указывая на дома, мимо которых мы проходили, он пояснял:
  -Это дом купца Толмачёва.
  -А здесь был дом свиданий.
  -В этом доме - фотография Хабибулина.
 

  Иногда нам встречалась странная женщина,которая как-то церемонно раскланивалась с дедом.Это была Ольга Ивановна,-"врачиха" ,как её  называли  в Тамбове( т.е. жена врача).  После смерти горячо любимого  мужа она  стала выпивать и помутилась рассудком.  Эта, обезумевшая от горя женщина, во все времена года куталась в пальто с потрёпанной чернобуркой ,на груди у неё болталась  муфта, служившая ей  сумкой.

 Частенько Ольга Ивановна  заходила  в магазин «Ткани», где дед работал,просила у него денег, а получив их ,громко на весь магазин выражала благодарность:
  -Да здравствует, товарищ  Шанин! Да здравствует, товарищ  Сталин!
Отчего деду становилось не по себе  и он старался  не показываться своей знакомой. На дворе было начало пятидесятых, когда Сталин был ещё у руля.

 Как- то раз , зайдя к деду в магазин, я с интересом наблюдала как  он учит молодых продавцов работать за прилавком. Дедушка так виртуозно раскручивал рулон ткани, отмеряя нужные метры, не забывая при этом нахваливать её  качество . Ну ,просто артист!

  -Барышня,-обращался он  к женщинам, накидывая  им на плечо кусок материи,-
  этот цвет вам к лицу , вашему  супругу непременно понравится.
Такое обращение в советское время было непривычно  и некоторые покупательницы  смущались.

 ***
 
 К Новому году дедушка всегда приносил домой  ёлку. Однажды он  пришел с  ёлкой  и с пробитой головой.В универмаг, расположенный на рынке, где дед работал уже после «Тканей», привозили ёлки. Их продавали прямо с  грузовой машины.Здоровенные мужики ,как рассказывал дед, полезли без очереди. Дед решил навести порядок , за что и получил палкой по голове.

  -Хорошо, что на мне была меховая  шапка,- ворчал дед посмеиваясь ,меняя  примочки на огромной шишке на затылке.

На обед дед никогда не приходил, хотя магазин был недалеко от нашего дома .А тут смотрим в окно, подъезжает машина «воронок» и шофер ведет дедушку под руку.
  -Что-то плохо мне,- тихо проговорил он.

Вызвали « скорую», а  вечером пришел врач  по фамилии Виш, маленький сухонький старичок.
  -Ну что, Иван Матвеевич, надо кровь пустить,- предложил доктор , померив  давление, и мы все вышли из комнаты.

  Поликлинику дед  называл «лечебницей» ,но  туда  ходил очень редко , предпочитая обращаться к знакомым врачам, в основном еврейской национальности. Я  хорошо помню их фамилии, потому что они не  раз  с уважением  произносились в нашем доме.

  -Надо к Мордуховичу сходить,-говорил дед,- что-то зубы болят.

Или советовал зашедшей к нам знакомой, которая  жаловалась на свои болезни:
  -Варвара Михайловна, зайдите к Нарбуту, он живет на вашей улице, отличный врач.

 В Тамбове все знали  Агнию Моисеевну Писарницкую.Она на протяжении тридцати лет была главным врачом психиатрической областной больницы.Её имя обрело даже нарицательный характер.И если кто-то кого-то хотел "постращать", то говорил:"Да тебя надо к Писарницкой отправить..." Помнится дедушка про неё рассказывал,что врач она очень знающая и знаменитая, но немного странная...

А когда в 1953 году по радио разбирали «Дело врачей», дед просто негодовал :
  -Да у кого же тогда лечиться, если их всех посадят?
Но частная практика у некоторых  врачей была в Тамбове вплоть до 70-х годов.

 ***

 Зима. Вдруг среди ночи  кто-то  резко  стучит в окно .

  -Иван Матвеевич,-слышим мы хриплый мужской голос,-скорее вставайте, пожар в магазине!
 Дед  быстро оделся и ушел, а мы с сестрой прильнули к окну . Тётя Капа ,кутаясь в платок, ходит по комнате и вздыхает:
  -Теперь папу посадят.

 Мне было лет семь. И я представляла   как дедушку посадят на стул ,но не такой простой как у нас ,а на кожаный с блестящими гвоздями,  как  у нашего соседа Петра Григорьевича Шлыкова,  который работал в милиции.

 Но всё обошлось. Дед быстро вернулся и рассказал  ,что сторож вовремя заметил пожар, который начался в подсобном помещении и вызвал пожарных.

И добавил  уже  сквозь  сон, заворачиваясь в одеяло:
  -Надо  будет  Василию Петровичу (это сторож)  выдать  премию.
И вроде всё успокоилось.  Но спустя много лет, когда дед уже давно  не работал, он часто кричал во сне:

  -Пожар! Помогите!-
Или
  -Караул ! Грабят! Держите его!

 Мы потихоньку  будили  его и он, держа стакан с водой, ещё окончательно не проснувшись ,продолжал  возмущаться:
  -Вот, мерзавцы ,негодяи. А я  как назло свисток забыл.

 Милицейский свисток дед всегда носил в кармане. С работы он возвращался иногда поздно.  В начале  50-х  вечерами  по плохо освещённым улицам  ходить было не безопасно: то разденут запоздавшего прохожего, то часы снимут…

*****

 Сколько себя помню, дед постоянно выписывал журнал « Огонёк». Какой же это был интересный журнал!
 В те дни, когда умер Сталин ,в журнале печатали его портреты во всю страницу, похоронную процессию, скорбные лица трудящихся на траурной церемонии…

 Но самое интересное было на последней странице - это кроссворды.
  -Ирочка,-просит  меня дед,- ну-ка, посмотри в атласе: «Река в Сибири из шести букв на букву Е».
 И мне так хотелось ему помочь.Я тогда и не догадывалась, что это он для меня старается.
 
 Особенно запомнились фотографии знаменитых спортсменов:  конькобежцев-Лидии Скобликовой , Евгения Гришина,  гимнастов-Виктора Чукарина, Ларисы Латыниной.

 А на развороте журнала непременно печатали  репродукции картин знаменитых художников .К «Огоньку» выписывалось приложение - собрания сочинений  русских писателей и поэтов.
 
 Так дед приобрёл А.С. Пушкина,  М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.Г. Короленко. Эти книги в суперобложке  и в картонной  коробке приносил  почтальон. Пришлось деду покупать книжный шкаф со стеклянной дверью.

 Я очень любила рассматривать альбом со старыми почтовыми открытками,многие из которых были репродукциями картин  Третьяковской галереи или  Русского музея. На обратной стороне  некоторых открыток было краткое описание сюжета картины. Помню,когда мне что-то было не понятно,то  приходилось допытываться у деда:
   -А кто такой Меншиков? И почему он и его дочки сидят в шубах?
   -А почему в картине "Боярыня Морозова" нищий сидит на снегу без пальто и босиком?
 И дед  терпеливо объяснял.

 ***
 Как-то дедушка  решил научить меня играть на мандолине. Этот старенький инструмент давно пылился на гардеробе. Дед  достал  камертон, медиатор, совершенно новые для меня предметы, объяснил, что к чему и мы приступили к занятиям.

  -Я в молодости ходил в кружок художественной  самодеятельности, там и выучился играть на мандолине,-сказал дед.

Я освоила три  мелодии, а на большее  меня  не хватило. То  ли  дело  гоняться во дворе, когда тебе десять  лет ,когда тебя давно ждут  подружки.

***
 Дед  очень любил слушать по радио театральные постановки  и оперы.  А в 1955 году он купил приёмник «Рекорд» с проигрывателем и массу пластинок.

В доме зазвучала музыка. Тут и песни Л.Руслановой , К.Шульженко,  Л.Утёсова,   Ф.Шаляпина.Особенно ему нравилась песня в исполнении Л,Руслановой «Меж высоких хлебов затерялося…»

 А я просто не отходила от приёмника.

  -Только не надо музицировать  целыми днями,-просил дедушка,-у меня  уже голова болит.
 И когда его не было дома, я беспрестанно  ставила  пластинки и все песни  знала наизусть.

 Вечерами дед  крутил ручку приёмника ,искал «Голос Америки». Вырывались только отдельные фразы, глушители работали исправно.

 Когда по праздникам у нас собирались гости, дедушка  непременно ставил пластинку « Амурские волны», «Рио-Риту», «Брызги шампанского». Иногда  устраивались танцы. Так интересно было наблюдать за пожилыми танцорами, которые  неуклюже переминались по комнате.

 А если  в Новый год  кто-нибудь  из гостей оставался  ночевать , то  из стульев  устраивали лежанку   и было очень весело под ними пролезать утром на кухню, когда гость ещё спал.

 ***

  После войны государство  выпустило  облигации «На восстановление народного хозяйства». Каждого работающего гражданина  на всех предприятиях  обязывали покупать их с каждой получки .

 Я тогда была маленькая и не очень-то этим интересовалась, ну бумаги  и всё. А в начале 70-х ,когда ещё был жив мой дедушка, я  нашла их в стареньком чемодане .

  -Смотри не выбрасывай, -предупредил  дед,- их скоро  будут оплачивать.

 Когда пришло время  сдавать облигации в сберкассу ,согласно напечатанным  в газете таблицам  тиража, то  кассиры удивлялись:
 -Надо же ,как новенькие!

А сколько облигаций  народ  растерял  или оклеивал ими  стены.

 Помню в Ленинграде, в начале 60-х годов,  ходил слух, что во время визита Н.С.Хрущёва  на Кировский завод,  рабочие раскидывали   эти облигации в знак протеста  на принятое  им решение «заморозить» выплату по ним на 20 лет.

 Но вернусь в 50-е. По старой привычке торгового работника  дед вел «журнал» учета  семейных доходов и расходов.
 По вечерам, надев очки,  он доставал старенькие счёты и приступал к работе.Вычерчивал в тетрадке графы, в которых всё было расписано и учтено: расходы на питание, на коммунальные услуги, одежду и т. д.

 Деньги дед называл по-старому: 10 коп-гривенник,20коп.-двугривенный,а рубль- рубль целковый.

 На кино, мороженое, тетрадки и пёрышки дед выдавал   нам с сестрой деньги молча. Но когда мы спрашивали денег на что-нибудь не очень нужное, то он подолгу  расспрашивал и объяснял что к чему ,а  иногда и отказывал .

  -Дед, ты жадный,-сообщила я ему  как-то с досадой.
  -Нет, я не жадный,- спокойно  возражал он,-я бережливый.

 Когда лет через  десять, будучи студенткой, я приезжала  домой на каникулы, дед неизменно допытывался:
  -Ирочка, а сколько же у тебя стипендия?
  -35 рублей.
  -И долго тебе ещё учится?
  -Три года осталось,-бойко  рапортовала  я.
  -Ох,-вздыхал дед,-не доживу.
  -Что ты ,деда, доживёшь,-убеждала  я его. (Деду на то время  в 1966 г. было  80 лет.)

 Каждый месяц дедушка  посылал мне в Ленинград  30 руб.( при пенсии в 97 руб.), причём эту сумму он разбивал на две части с перерывом в две недели.
-Чтобы  сразу все не растранжирила,-пояснял он .

***

  Будучи на пенсии , дед регулярно ходил на партсобрания в родной Горпромторг .
 Не забывал и классные собрания в моей школе. Раз в неделю он  расписывался в моём  дневнике ,посмеиваясь  над замечаниями учителей :«забыла  дневник», «разговаривала на уроке истории». Училась я хорошо, без троек .Дед знал всех учителей  и директора школы.

 А мальчишки, мои одноклассники, немного побаивались моего деда, зная его строгий характер и  иногда надо мной подшучивали, когда мы шли со школьных вечеров  или с катка мимо моего дома:
  - Ира, мы тебя до дома  провожать не пойдём, там у калитки твой дед стоит с ружьём.(а всего-то с тросточкой).

В 9-ом классе накануне Нового 1960 года, я заявила деду, что мы с одноклассниками решили встретить праздник у одной из подруг и мне надо 25 рублей.

(Это было до реформы 1961 года, когда  пенсия у деда была 800руб.,билет в кино на детский сеанс стоил один руб., мороженое «Пломбир»-1 руб. 40 коп., а пирожок с ливером-40 коп.).

Что тут было!!Дед  начал мне объяснять, что ещё рано в 15 лет уходить из дома в праздник и что неизвестно ,какая там собирается  компания. 
  -Дело не в деньгах,-пояснил дед,-вы ещё маленькие.
И в конце нравоучительной беседы заявил:
  -Не пущу!

Я проплакала весь вечер. Рушились все мои мечты. Вот уже месяц я встречалась с самым красивым мальчиком в нашей  школе - Витей Октябрьским, семья которого год назад приехала в Тамбов из Ленинграда.

  -Что,  Ира, дедушка не пускает?- поинтересовался Витя, увидев меня на следующий день  перед уроками с заплаканными глазами.

 Но все закончилось неожиданно благополучно. Оказывается, на следующее утро  дед вслед за мной отправился в школу и прямо к директору  выяснять , что это мы там затеяли.Директор Инна Исаевна Гоффеншефер - мудрейшая дама, знавшая  всех учеников  в школе и их родителей, вызвала меня и  выяснила весь состав  компании , меню новогоднего стола  и  отпустила.

Немного  погодя   из кабинета  директора  вышел  дедушка, весь какой-то  растерянный.
  "Ну что делать ,внучка незаметно повзрослела ",-было написано на его лице.
   
 ***

  Зимы в Тамбове всегда были очень снежные. Дворники порой не справлялись  с расчисткой улиц. И тогда,несмотря на свои преклонные годы, дед брался за лопату. Мне он давал старинную деревянную лопату , очень лёгкую. И по вечерам ,когда дед приходил с работы, мы с ним чистили снег  возле нашего дома . Потом шли во двор сооружать горку.

   Летом во дворе  дед  колол и пилил  дрова, чинил сарай. Дедушка  всегда что-то мастерил. Все инструменты  он аккуратно складывал в  нижние ящики гардероба, в  старенькие  портфели  и чемоданчики.Он всегда сам делал ремонт в квартире, чинил электропроводку ,утюг, плитку,  а  иногда и обувь, приговаривая при этом:

  -К вещам надо относиться бережно, они  должны  служить человеку.

Каждую весну дед выставлял «зимние» оконные рамы, а осенью, прежде чем их вставить, готовил оконную замазку .Когда летом он столярничал во дворе  возле сарая, то непременно  обращался ко мне:
  -Ира, принеси мне отвёртку и молоток(или ножовку).
И если я ошибалась, он терпеливо  объяснял  что к чему и при этом  вздыхал:
  -Эх, жаль, что ты не мальчик. Я бы тебя научил кое-чему.

  "Да мне и девочкой хорошо",-удивлялась я.- "у меня сегодня такое нарядное платье и новые сандалии".

 Но дед успел передать свои нехитрые навыки  домашнего мастерства .Когда подрос мой сынок ,они с дедом  чинили  паровозики, велосипеды  или  собирали  конструктор.
И также чистили во дворе снег и сооружали горку…