Мои женщины Октябрь 1962 Карибский кризис

Александр Суворый
Мои женщины. Октябрь. 1962. Карибский кризис.

Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.

Продолжение: Мои женщины. Октябрь. 1962.  Обнажённая натура.


В начале октября 1962 года я снова простудился и заболел. Лежал в уютной тёплой постели на диване в большой комнате, усиленно потел, послушно принимал лекарства и смотрел телевизор.

Вечером после работы приходил папа, я перебирался в другой конец дивана, читал книжки и одновременно слушал новости и просил папу их пояснить.

Мама тревожно запрещала папе что-либо пояснять из политических новостей, но папе нужен был слушатель, чтобы выплеснуть накопившееся у него на душе. Поэтому постепенно у нас возникла общая игра.

Папа вполголоса, иногда задумчиво и как бы «про себя», рассказывал, пояснял и комментировал мировые новости, новости нашей страны и, очень редко, новости и события нашего города.

Так я узнал, что 1 октября 1962 года ООН приняла от Великобритании управление Западной Новой Гвинеей. Спустя полгода эта территория будет передана Индонезии, что какая-то Барбара Стрейзанд подписала свой первый контракт с фирмой грамзаписи «Columbia», что на территории СССР совершил посадку спускаемый аппарат советского спутника фоторазведки «Космос-9» («Зенит-2», сер. №7) и доставил ценные разведданные, что на Кубе уже находится много наших советских войск.

Папа сказал, что «на самом деле мы, советские люди, мало говорим, но многое делаем, и делаем это хорошо, хотя часто сами себя ругаем и корим за то, что делаем хуже, чем на Западе».

Я из этих папиных слов ничего не понял, но мне понравилось, что наши космические корабли садятся не на воду, как американские, а на землю. Значит, мы лучше и надёжнее делаем нашу технику, если не боимся твёрдой земли.

Второго октября 1962 года начались пассажирские перевозки на новом советском пассажирском самолёте для авиалиний средней протяжённости Ту-124. На Ту-124 впервые в мире для пассажирских самолётов применены турбовентиляторные двигатели. Пройдя удачную модификацию, он стал Ту-124А (Ту-134), со сниженным шумом в пассажирском салоне благодаря переносу двигателей из корня крыла на хвостовую часть фюзеляжа.

У нас был дома вентилятор, большой и толстый с тремя большими, как уши слона, мягкими резиновыми крыльями. Он мягко гудел и посылал упругую струю воздуха. При этом вентилятор мог вращаться из стороны в сторону. Мама использовала его для ингаляций, засовывая мне в ноздри ватку, смоченную каплями эвкалипта.

Интересно, какой же вентилятор стоит в двигателе Ту-124?

Потом папа по секрету сообщил мне, что американцы 2 октября 1962 года запустили в космос спутник для исследования поясов радиации, а на самом деле, для слежения за нашими ядерными испытаниями.

- Это такие поганцы, - сказал раздражённо папа. - Они оставили в Алжире громадные сплошные минные поля – «полосы смерти» вдоль алжиро-тунисской и алжиро-марокканской границ. Все страны отказались помочь африканцам разминировать эти поля или запросили миллиарды долларов за это. В наш Советский Союз направил в Алжир полномочного посла и согласился эти мины убрать. Знаешь, сколько людей подорвалось на этих минах?

Я не знал, но мне стало страшно и я поглубже зарылся под тёплое мамино одеяло, которым она всегда меня укутывала, когда я простужался.

Третьего октября 1962 года папа опять по секрету сообщил мне, что американцы запустили ещё одного космонавта в космос. Их корабль «Сигма-7» пилотировал астронавт (так они называли своих космонавтов) Вальтер Ширра. Он пробыл в космосе 9 часов 13 минут и 11 секунд и приводнился в Атлантическом океане.

Я видел на карте этот океан, он разделяет Европу и Африку от Северной и Южной Америки. Интересно, как американцы находят космический корабль в океане, он же большой… Я имею ввиду океан…

4 октября 1962 года в свой день рождения папа немного выпил, подобрел и опять по секрету жарким шёпотом сказал мне на ухо, что «американцы испытали свой ракетный самолёт «Х-15», который летал со скоростью 5620 км в час на высоте 34 с половиной километра».

- Они пытаются сделать ракетный самолёт, чтобы он мог сбивать наши спутники, - сказал мне важно папа. – Они создают военный космос, а мы им на земле «подложим свинью», как сказал Никита.

Папа приложил палец к губам, строго посмотрел на меня и качнул отрицательно головой – тише.

- Следи за Кубой, - сказал мне строго папа. – Там сейчас заварится «горячая каша».

Мы не знали (никто, кроме тех, кому надо знать), что 4 октября 1962 года на Кубу были доставлены советские ядерные боеприпасы для стратегических ракет Р-12 мощностью по 1 мегатонне, 6 авиационных атомных бомб, а также ядерные боеголовки для тактических огневых средств – ракет «Луна», ФКР и «Сопка» мощностью от 3 до 12 килотонн. Дальность пусков тактических ракет от 60 до 80 км позволяла обеспечить отражение десанта в любой точке на побережье Кубы.

Американский план вторжения на Кубу исполнялся, но также исполнялся наш ответный план защиты Кубы, а может быть и всего мира…

Вот уж чего никто не знал, даже мой папа, что в это время на пляжах острова Ямайка снимался первый фильм бондианы «Доктор Но» и Шон Коннери флиртовал с местными женщинами и отрабатывал знаменитый стиль Джеймса Бонда, агента британской разведки, в отношениях с женщинами. Через несколько месяцев этот стиль поведения станет образцом для многих поколений настоящих мужчин всего мира…

5 октября 1962 года я сам из теленовостей узнал, что Французское Народное собрание осудило план проведения референдума по вопросу о будущих выборах президента республики путём всеобщего голосования. Премьер-министр Жорж Помпиду подал в отставку, но президент де Голль просит его остаться.

Всё это я сообщил папе, когда он вернулся с работы и папа сказал, что «Де Голль – умный политик. Он в драку не полезет. В этой драке победителей не будет».

Какую драку? Каких победителей?

С этого дня папа наотрез отказался сообщать мне по секрету какие-либо сведения о положении дел в Карибском бассейне и на Кубе, но следил за новостями с удвоенным вниманием и напряжением.

Мы не знали, что в это время четыре советские подводные лодки Б-36, Б-59, Б-130 и Б-4 под флагом капитана 1-го ранга Виталия Агафонова вышли в Саргассово море. Лодки были вооружены торпедами, в том числе и с ядерной боеголовкой. На каждую лодку приходилось по одному американскому авианосцу и свыше 50 кораблей охранения…

«Во Франции на пост премьер-министра назначили Жоржа Помпиду» - сообщил я папе в надежде на то, что он как-то отреагирует на эту новость.

- Странные у них там фамилии, - ответил мне папа, покосился на дверь в кухню и добавил, - У них там была известная фаворитка мадам Помпадур – такая, знаешь, дура…

Мы с ним немного посмеялись, и папа продолжил чтение газет.

В это время, когда мы с папой занимались мировой политикой, мой старший брат вовсю тренировался в самых модных современных танцах – рок-н-ролл, твист и шейк. Он утащил в свою комнату наш большой радиоприёмник с радиолой и поминутно ставил какую-то гибкую пластинку с этой танцевальной музыкой.

Мне «под страхом лютой смерти» запрещено было не только ставить эту пластинку на диск проигрывателя, но даже прикасаться к ней.

Мама не одобряла увлечения старшего сына «западной музыкой стиляг и тунеядцев», но мой брат говорил, что «в школе и в городе вся молодёжь неистово танцует рок-н-ролл, твист и шейк и он не хочет быть среди друзей «белой вороной».

Он старательно и азартно выписывал перед мамой весёлые кренделя, активно двигал в стороны попой, приседал, подпрыгивал и снова приседал, крутился вокруг неё и заражал маму, меня и даже папу своим весёлым и простым танцем.

Я тоже, лёжа в мокрой от пота постели, двигал попой туда-сюда, туда-сюда и у меня тоже прыгало от восторга сердце и хотелось так же, как брат легко и непринуждённо, весело и азартно танцевать, танцевать, танцевать…

Брат тоже сообщил мне по секрету, что в Лондоне «вышел первый сингл группы «Биттлз» - «Love Me Do».

- Лав ми ду, - пропел мне брат и перевёл, - Люби же меня… Люби…

Я любил моего брата, но не так, как он хотел. Целоваться с его мокрыми губами, которыми он старался захватить не только мои губы, но и нос, мне страшно не хотелось.

Поэтому я нарочно достал свой огромный носовой платок и громко высморкался. Брат сморщился, вскинул высоко голову, надулся и ушёл к себе в комнату.

Но даже он, мой старший брат, который знал всё о современной модной музыке, новых кинофильмах, книгах и фантастике, не знал, что 6 октября 1962 года в Лондонском кинотеатре «London Pavilion» состоялась премьера первого фильма режиссёра Теренса Янга, продюсеров Гарри Зальтцмана и Альберто Брокколи, сценарий Теренс Янг и Ричард Мейбаум, «Доктор Но» по одноимённому роману Яна Флеминга о приключениях Джеймса Бонда – агента 007, обладающего лицензией на безнаказанное убийство и расследующего таинственные события на Ямайке, где он и встречается с доктором «Но».

Появление в мировом кино Джеймса Бонда произведёт фурор – «мир Запада получит идеального мифического героя, борца за ценности западной цивилизации».

Сюжет фильма: По заказу американского НАСА Стрэнгвейз, сотрудник английской разведки «Юниверсал Экспорт» на Ямайке, ищет причины падения американских космических ракет. В назначенное время он не выходит на связь со штабом. Задание по расследованию этого случая поручено Джеймсу Бонду, агенту с кодовым номером 007, дающему право (лицензию) на убийство. На Ямайке Джеймсу Бонду помогают сотрудник ЦРУ Феликс Лейтер и рыбак Куоррел. Внимание Джеймса Бонда привлекает частный остров Краб Ки, откуда Стрэнгвейз перед исчезновением привёз образцы камней с повышенной радиоактивностью. Остров Краб Ки принадлежит некому доктору Ноу. Джеймс Бонд вместе с рыбаком Куореллом проникают на остров, где на пляже встречают прекрасную девушку Хани Райдер. Она зарабатывает себе на жизнь, продавая собранные на острове ракушки. Рыбака Куоррела убивают охранники острова. Джеймс Бонд и Хани попадают в плен к доктору Ноу. Во время разговора за обедом выясняется, что доктор Ноу принадлежит к международной террористической организации «Спектр». На острове установлена мощная лазерная пушка, которая сбивает ракеты, стартующие с мыса Канаверал. Джеймса Бонда бросают в камеру, откуда он успешно сбегает по системе вентиляции. Костюм работника базы доктора Ноу позволяет ему проникнуть в пункт управления лазерной установкой и сорвать очередную акцию по уничтожению американских ракет. В итоге доктор Ноу убит, его оборудование уничтожено. Джеймс Бонд и Хани Райдер успешно спасаются с острова на лодке, всего за несколько секунд до взрыва базы. В море их подберёт агент ЦРУ Феликс Лейтер.

Актёр Шон Коннери навсегда останется идеальным харизматичным образом Джеймса Бонда, а актриса Урсула Андресс – первой и образцовой «девушкой Бонда», молодой, самоуверенной, беззащитной и очень-очень сексуальной.

Мы не видели этот фильм, хотя он бурей пронёсся по всему миру и всколыхнул всех парней и всех девушек. Всем теперь хотелось вести себя так, как Джеймс Бонд и его «девушка».

У нас в СССР жизнь шла своим путём. 7 октября 1962 года на Новой Земле опять были ядерные испытания.

10 ноября западногерманский журнал «Шпигель» в статье о боевой подготовке в НАТО критикует слабость западногерманской армии.

11 октября советские сапёры приступили к разминированию «полей смерти» в Алжире, а папа римский Иоанн XXIII на II католическом Ватиканском соборе заявил, что «церковь нуждается в радикальном обновлении и это вопрос жизни и смерти Церкви».

Папа сказал, что «если уж католическая церковь нуждается в радикальном обновлении, то нам и подавно нужно многое менять». Мама немедленно прибежала из кухни, хотя была далеко от нас и гремела ложками и вилками, накрывая на стол, и тут же набросилась на папу с требованием «держать язык за зубами».

Мы с папой переглянулись и надолго замолчали, многозначительно переглядываясь и кивая друг другу головами в ответ на новости по телевизору…

Мы с папой рискнули порадоваться новостям только 13 октября, когда сообщили, что в Москве открыта Калужская линия Московского метрополитена с пятью станциями: Октябрьская, Ленинский проспект, Академическая, Профсоюзная. Теперь в Москве стало 65 станций Метро.

14 октября 1962 года американцы провели ядерные испытания на полигоне в Неваде. Папа сказал мне, что «они допрыгаются» и в ответ на мой вопрос «кто?» ответил: «Оба, мы и они».

15 октября 1962 года я неожиданно стал свидетелем и слушателем первого выпуска программы радиостанции «Юность». Теперь передачи для молодёжи и музыку будут передавать с этой радиостанции. Мне передача понравилось, а моему брату – нет.

В этот день папа пришёл с работы насупленный, тревожный и со мной почти не разговаривал. Я ему рассказал о радиостанции «Юность», а он рассеянно мне отвечал, совершенно без вкуса кушал мамин суп и котлеты с жареной картошкой и только за чаем вскользь сказал, что «они зашевелились».

Мама и мой брат ничего не поняли, а я промолчал, потому что уже понимал папу с полуслова – он говорил об американцах и наших на Кубе…

Действительно, только сегодня в понедельник 15 октября 1962 года, американский самолёт-разведчик У-2 сумел сфотографировать стартовые площадки советских ракет и расположение советских войск на Кубе.

Хвалёная американская и английская разведки прозевали масштабную переброску 43 000 советских солдат, тяжёлого вооружения и ядерных ракет из Советского Союза на Кубу.

С этого дня боевые американские самолёты стали почти круглосуточно пролетать над кубинской территорией. Наши на эти провокации с пролётом самолётов на высоте 100-200 метров не реагировали, берегли до поры до времени средства ПВО.

Папа, вроде бы вспоминая войну, показывал мне руками, как самолёты в бреющем полёте снижаются почти до земли, чтобы засечь наши зенитки и пулемёты. Он только предполагал, как должны были действовать наши командиры и офицеры. Мне было очень интересно слушать и смотреть на папу, он сейчас играл «в войну» лучше, чем мы, дети...

Брату наши игры «в войну» были не интересны. Он пришёл из кино, куда ходил вместе со своими друзьями и школьными подружками и был очень расстроен. Мама была с ним в его комнате и о чём-то тихо с ним разговаривала, что-то ему рассказывала, отвечала и почему-то утешала…

Я тоже встревожился. Мне захотелось даже кого-то побить, если он посмел обидеть моего брата. Я подумал, что его могла обидеть его новая девушка Тамара, с которой он начал дружить. Я видел её издали в школе - очень весёлая, бойкая и вертлявая…

Потом уже поздно вечером выяснилось, что мой брат был под впечатлением от фильма со странным названием «Дикая собака Динго».

Мамам сказала, что этот фильм снят по повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

Я сразу же ещё более насторожился, когда услышал о первой любви, но мама мне больше ничего не
стала рассказывать, а только пообещала когда-нибудь сходить со мной в кинотеатр и посмотреть эту картину.

Потом этот фильм об удивительно светлой, чистой и пронзительно горькой «первой любви» посмотрят 21 800 000 зрителей. В этом году он получит Гран-при «Золотой Лев святого Марка» и премию «Золотая ветвь» в Венеции.

Они нам Джеймса Бонда и секс, а мы им Галину Польских и любовь…

16 октября 1962 года папа пришёл с работы позже обычного. Он почти ничего не ел, много сидел и думал за письменным столом в комнате моего брата, что-то писал, комкал листы и всё время повторял про себя: «Ничего, ничего… Мы ещё посмотрим, кто кого…».

Мама строго-настрого запретила нам с братом беспокоить отца и приказала сидеть в большой комнате тихо и смотреть телевизор. Мы смотрели телевизор, но всё время прислушивались к тому, как бормочет и скрипит пером по бумаге наш папа.

17 октября 1962 года Советский Союз запустил в космос спутник «Космос-10». Папа сказал, что «это на смену другому спутнику и теперь у нас есть глаза и уши».

В этот день американские самолёты стали безответно и безнаказанно налетать на Кубу сразу по десять-двадцать штук. Папа сказал, что это «практически воздушный массовый тренировочный налёт перед бомбометанием, только пока без бомб».

Мама зябко поёжилась плечами и сказала, что «никогда не забудет бомбёжки во время воны».

- Главное, - сказала она, - Ощущение полного бессилия и беспомощности. Лежишь возле вагона в вырытой траншее и ждёшь, что следующая бомба попадёт именно в тебя. А земля так содрогается от взрывов, что будто она тебя бьёт изнутри по всему телу.
 
Мне тоже было знакомо это ощущение, когда мы в лесу возле деревни Дальнее Русаново пережили взрыв противотанковой гранаты, брошенной Васькой Сраным в костёр.

- Мы выдержали, и они выдержат, - сказал папа, намекая на кубинцев.

18 октября 1962 года американцы взорвали на острове Джонстона в атмосфере ядерную бомбу и объявили о приведении вооружённых сил США «в повышенную боевую готовность». То же самое произошло с войсками НАТО в Западной Европе.

В ответ вооружённые силы СССР и Варшавского договора тоже приведены в боевую готовность.

Вечером мы всей семьёй сидели за круглым столом в большой комнате, кушали вкуснейший мамин гороховый суп с копчёностями, её фирменный винегрет, селёдку «под шубой», макароны с килькой в томатном соусе «по-флотски» и пили чай с ароматными лимонными конфетами-карамельками.

Мы с братом одновременно спросили родителей, «что за праздник мы отмечаем», но они только переглянулись и были в этот вечер удивительно ласковыми и дружелюбными с нами. Мы до самого отхода ко сну просидели все вместе в большой комнате, разговаривали, обсуждали телепередачи, вспоминали пережитое и приключения.

Не знаю почему, но у меня сложилось ощущение, что родители что-то от нас скрывают и стараются нас в чём-то успокоить…

20 октября 1962 года папа сказал, что «в Праге, Чехословакия, демонтировали памятник Сталину, а американцы вновь провели ядерные испытания на полигоне в Неваде и взорвали бомбу в атмосфере на острове Джонстон», а я ему сообщил, что «наши запустили новый советский спутник «Космос-11», а китайские войска зачем-то напали на индийских пограничников».

Так мы каждый день обменивались новостями, но скоро этому пришёл конец, потому что я выздоровел и пошёл в школу. Мне нужно было быстро наверстать упущенное, получить нужные оценки и готовиться к вступлению в пионеры.

У меня всё было нормально, кроме опять обострившегося хронического тонзиллита (насморка). Я опять стал ходить в школу с огромными носовыми платками, смачно сморкаться в неподходящие моменты, смешить одних и отвращать других своим сморканием.

Теперь мне, сопливому и болезнетворному «сморкачу», даже нечего было думать о том, что когда-нибудь я смогу подойти к Вале Антиповой и поцеловать её в губы «братановым поцелуем», засасывая одновременно валькин рот и нос…

В воскресенье 21 октября 1962 года по первой программе советского Центрального телевидения мы всей семьёй смотрели «Музыкальный киоск» и «Кинопанораму».

Ведущая «Музыкального киоска» - красивая и эффектная женщина с приятным, немного салонным и приторным голосом и манерами – Элеонора Беляева. Для всех советских женщин она на долгие годы станет «образцом и моделью изящности, вкуса, красоты, культуры и женского обаяния».

Так скажет нам наша мама, которая до этого и, конечно, окрылённая примером Элеоноры Беляевой, будет для нас и всех живым воплощением женственности, обаяния, скромности и «красоты материнства».

«Кинопанорама» всех покорила. Она шла в прямом эфире, «живьём».

Началась эта передача вступительным словом ведущего актёра Зиновия Герта с представления нового фильма «Молодо-зелено». Потом показали фрагменты этого фильма и интервью с постановщиком картины К.Воиновым и актёром Ю.Никулиным.

Потом Зиновий Гердт в рубрике «На съёмочных площадках страны» показал съёмки фильма «Мой младший брат» по произведению В.Аксёнова, и другого фильма «Коллеги».

Отдельно рассказали о творчестве тех людей, которые находятся «за кадром» - был показан сюжет «Пластический грим».

Потом нас познакомили с новым документальным фильмом А.Калашина «Мексика, которую мы любим».

Потом была представлена курсовая работа студента ВГИКа Элема Климова «Жених».

Потом шёл сюжет «Кинодокументы эпохи» - были показаны рабочие моменты съёмок фильмов «Броненосец «Потёмкин», «10 дней» и «Чапаев».

Новостей так было много, что даже мой брат не удержался и в понедельник 21 октября 1962 года принёс с улицы газету «Правда», в которой была напечатана новая поэма Евгения Евтушенко «Наследники Сталина».

- Вы знаете, что это стихотворение прочитал сам Никита Сергеевич Хрущёв перед колхозниками в Абхазии?! – сказал мой брат папе и маме. – Евтушенко написал это стихотворение ещё в 1961 году, когда Сталина вынесли из Мавзолея, а напечатали только сейчас! Лёд тронулся! Лёд тронулся!

Возбуждённый и неостановимый, мой брат с ходу прочитал нам:

Он был дальновиден.
                В законах борьбы умудрён,
наследников многих
                на шаре земном он оставил.
Мне чудится  будто поставлен в гробу телефон.
Кому-то опять
              сообщает свои указания Сталин.
Куда ещё тянется провод из гроба того?
Нет, Сталин не умер. Считает он смерть поправимостью.
Мы вынесли
           из мавзолея
                его.
Но как из наследников Сталина
                Сталина вынести?
Иные наследники
                розы в отставке стригут,
но втайне считают,
                что временна эта отставка.
Иные
     и Сталина даже ругают с трибун,
а сами ночами тоскуют о времени старом.
Наследников Сталина,
                видно, сегодня не зря
хватают инфаркты.
                Им, бывшим когда-то опорами,
не нравится время,
                в котором пусты лагеря,
а залы, где слушают люди стихи,
                переполнены.
Велела не быть успокоенным Родина мне.
Пусть мне говорят: «Успокойся...» -
                спокойным я быть не сумею.
Покуда наследники Сталина
                живы ещё на земле,
мне будет казаться,
                что Сталин - ещё в мавзолее.

Мама опять зябко передёрнула плечами и ушла в родительскую спальню. Папа молча проводил маму внимательным взглядом, потом взял у запыхавшегося старшего сына газету, внимательно её осмотрел, прочитал статью и стихи Е.Евтушенко и хмуро задумался.

- Во время первой Мировой войны, сынок, - сказал папа и притянул к себе упирающегося старшего сына. - Русские солдаты шли в атаку на немецкие пулемёты и кричали «За веру, царя и отечество!». Мы в атаках второй Мировой войны кричали «За Родину! За Сталина!». А за кого будете кричать вы? За рок-н-ролл, твист и Битлз?

- Все русские цари и императоры положили в землю столько русских и нерусских людей, что им нет числа, - продолжал он, и мой брат уже не пытался вырваться из папиных рук. – Ещё неизвестно, сколько будет жертв при нынешнем режиме и сколько горячих сердец и голов будет остужено и срублено в эту «оттепель»…

- Мы с мамой дали вам жизнь не для того, чтобы вы бездумно её прожили, поверив новомодным весенним веяниям, - сказал папа и отпустил моего брата. – «Зрите в корень», как говорил Кузьма Прутков, познавайте законы и закономерности, прогнозируйте ситуацию и возможные последствия, не верьте никому на слово, верьте только опыту – своему, моему и маминому.

- Этот поэт, - папа указал на газету «Правда» со стихами Е.Евтушенко. - Он ратует за то, чтобы на земле не осталось в живых «наследников Сталина». Чем он лучше Сталина и его «наследников», если указывает на необходимость физического уничтожения этих людей – «наследников Сталина»? Ничем…

- А люди, - устало закончил мой папа, - Это просто люди. Они также увлекаются, как и вы, мои сыновья, также ошибаются, также верят и надеются, также хотят счастья, благополучия, здоровья и сытости. Наследники они или не наследники Сталина, но факт остаётся фактом – Сталин был, ему верили, его боготворили. Теперь новый «Сталин», которому тоже хотят верить и боготворить. Так было, есть и будет, потому что есть законы исторического развития, законы развития человечества. Познайте эти законы, и вы не будете слепыми крикунами, прославляющими новых «сталиных» новых правящих режимов…

На этих словах из спальни вышла мама и молча воззрилась на папу. Папа немедленно стушевался и смолк, опустил голову, потом немного её приподнял, подмигнул сразу нам обоим и чуть-чуть кивнул головой на маму.

- Что я вам говорил? - сказал он нам вполголоса.

Потом папа поднялся, подошёл к маме, полуобнял её и шутливо закричал: «Слава нашей маме, самой любимой и самой дорогой маме в мире!».

Мы с братом тоже закричали «слава», подскочили к нашей маме и закружились вокруг неё и нашего мудрого папы.

22 октября 1962 года папа пришёл с работы настолько мрачным и подавленным, что мама встревожилась, уложила его в постель и стала отпаивать настойками валерьянки и других каких-то трав.

Сутки папа не разговаривал с нами. Он молча лежал на постели, не ел и не пил, не читал газет, которые мы с братом осторожно положили ему на тумбочку в изголовье, не вышел смотреть телевизор, не стал слушать радио и не реагировал на наши вопросы или покашливания.

Он не кричал и не прогонял нас. Он просто нас не замечал…

Много позже папа неохотно признался, что в тот день он узнал о том, что КГБ СССР арестовал полковника Главного разведывательного управления СССР Олега Пеньковского. Он оказался американским шпионом. Ущерб, который нанёс этот враг нашего народа, не поддаётся никакой оценке.

- Вся наша работа насмарку, - сказал тогда мне папа. – Этот гад выдал всё. Всё, что мы делали многие годы. Он раскрыл нас американцам, как горошину на ладони. Они могли нас просто-напросто прихлопнуть. Раздавить нас в пыль. Хорошо, что у нас были запасные варианты и дублирующие системы. Они сработали немедленно и погасили тот вред, который нанёс этот гад.

Тогда, 22 октября 1962 года, американский президент Джон Фицджеральд Кеннеди узнав о размещении советских ракет на Кубе, объявил морскую блокаду «острова свободы» и по радио потребовал от Советского Союза «немедленного вывода всех советских ракет», угрожая СССР вооружённым столкновением.

Начался «Карибский кризис»…

В этот же день 22 октября 1962 года с космического полигона Капустин Яр был осуществлён пуск баллистической ракеты средней дальности «Р-12» с термоядерным зарядом мощностью 300 килотонн.

Подрыв этого заряда был произведён практически на околоземной космической орбите, на высоте 290 км (операция «К-3») над территорией полигона ПВО-ПРО Сары-Шаган (Казахстан).

Цель этих испытаний - проверка влияния космических ядерных взрывов на средства радиосвязи и радиолокации, исследование физических процессов, сопровождающих космические взрывы и проверка возможности их обнаружения.

Одна из задач испытаний - получение экспериментальных данных о геофизических явлениях, сопровождающих высотные ядерные взрывы.

Мы этого, естественно, не знали. Знал ли об этом мой папа, не знаю до сих пор…

Мы не знали о реакции простых американцев на заявление их президента Кеннеди по радио о возможности ядерной войны с Советским Союзом из-за Кубы. Однако точно известно, что они все сильно испугались.

Американцы настолько сильно испугались ядерной угрозы со стороны Советского Союза, что этот страх будет довлеть над ними долгие 50 лет.

22 октября 1962 года в США, на Кубе, в Западной Европе, в странах Варшавского договора и в СССР по всем вооружённым силам объявлена «всеобщая боевая тревога». На Кубе были в одночасье мобилизованы 250 000 человек. Лозунг был один: «Родина или смерть! Мы победим!».

Пока мы тревожились о состоянии здоровья нашего папы, которому кто-то в чём-то отказал на его рапорт-просьбу, на Кубу поступил приказ «Директора» - Министра обороны СССР Р.Я.Малиновского «О приведении советских войск на Кубе в полную боевую готовность».

Это означало, что орудия и ракетные установки были расчехлены, аппаратура включена, расчёты заняли свои места, взрыватели были поставлены в нужное положение и оставалось только нажать последние кнопки.

Приказом министра обороны СССР Р.Я.Малиновского предписывалось генералу И.А.Плиеву, командующему советскими войсками на Кубе:
 
«Только в случае высадки десанта противника на остров Куба и при сосредоточении кораблей противника вблизи побережья Кубы, в её территориальных водах… и при невозможности получения приказов от Министерства обороны СССР, вам персонально разрешается, в порядке исключения, принимать решение на применение тактических ракет «Луна» как средства локального поражения неприятеля на земле и на побережье с целью полного сокрушительного разгрома войск на территории Кубы и защиты кубинской революции».

Оперативным планированием в Генеральном штабе ВС СССР руководил генерал А.Грибков.

В тот же день на Семипалатинском полигоне в СССР была испытана очередная советская ядерная бомба, а американцы вновь испытали свой экспериментальный ракетный самолёт Х-15 №3, который мог летать со скоростью 6056 км в час на высоте 41 000 метров.

23 октября 1962 года теперь мама ненадолго пришла со своей работы и сказала нам, чтобы «мы готовились к тому, чтобы самим готовить себе кушать, потому что у них в больнице объявляют карантин в связи с эпидемией гриппа и они, медсёстры, врачи и нянечки, будут жить в отделении».

На самом деле в Совете Министров СССР было принято решение:

«В связи с провокационными действиями правительства США и агрессивными намерениями американских вооружённых сил» 23 октября 1962 года в Кремле Советское правительство дало Министру обороны СССР (Р.Я.Малиновский) указания, в том числе впредь до особого распоряжения:
1. Задержать увольнение из Советской Армии старших возрастов в Ракетных войсках стратегического назначения, в Войсках противовоздушной обороны и на подводном флоте.
2. Прекратить отпуска всему личному составу.
3. Повысить боеготовность и бдительность во всех войсках.
 
Советское правительство заявило всему миру, что «США ведут безрассудную игру с огнём».

В новостях нам сказали, что «Вчера вечером премьер-министр (Фидель Кастро) как главнокомандующий вооружёнными силами Кубы отдал приказ о введении военного положения... Сотни тысяч людей были мобилизованы... Страна находится на военном положении, она готова отразить любое нападение. Родина или смерть! Мы победим!».

В среду 24 октября 1962 года в школе уроки шли кое-как, хотя учителя из всех сил старались нас успокоить и вести уроки, как обычно. Мы тоже им подыгрывали и старались учиться, даже пытались шалить на переменах, но всё было как-то не так, необычно. Например, нам вдруг стали рассказывать, как надо себя вести в случае объявления «воздушной тревоги».

Самой модной темой для разговоров был сценарий поведения при атомном взрыве. Мы спорили как нужно лучше прятаться от вспышки и взрывной волны, лёжа или сидя, головой или ногами к эпицентру взрыва, за кирпичной стеной или в канаве и т.д.

Наши девчонки были подавлены, больше молчали и только растерянно посматривали на нас, а мы, мальчишки, хорохорились, шутили и говорили: «Пусть только они сунутся. Мы им живо тут накостыляем!».

Папа и мама ещё раз тщательно пересмотрели все наши продуктовые запасы. Папа слазил в наш погреб и посмотрел состояние банок с вареньем, банок консервов, закрома с картошкой нового урожая, капустой, свёклой и морковью, тщательно закопанными в ящики с сухим песком.

Я тоже слазил с папой в наш погреб. Мне тоже было интересно посмотреть наши запасы. Пока папа двигал ящики, банки, коробки и крышки, я увидел один ящик, в котором стояли тесно прижавшись друг к другу бутылки водки и бутылки вина.

- Пап, - сказал я машинально, - А зачем нам столько водки? Разве мы столько выпьем?

- Водка, сынок, - рассудительно сказал папа, - В известное время трудных испытаний – это похлеще валюты будет. Водка – это не просто водка, это и лекарство, и примочки, и успокоение нервов и вывод радиации. Так что водка – это наш клад. Понял?

Я ничего не понял, но, по-моему, догадался, что папа не просто так шутит и водка действительно может чем-то нам помочь в трудные времена…

- Кстати, - опять с шутливой ноткой в голосе, сказал папа, - Наших ракет на Кубе, как водки в этих ящиках, много. Так что американцы могут не волноваться, на всех хватит!

Я запомнил эти слова. Они мне понравились. На следующий день в разговоре с ребятами, я ввернул их в тему и сказал: «У нас ракет, как водки, много, так что на всех американцев хватит».

Эти слова шумным ветром пронеслись по всей школе и меня вызвали к завучу…

- Это ты такую шутку сказал? – спросила меня дружелюбно завуч школы. – Сам сочинил или слышал от кого-то?

- Сам, - еле слышно ответил я и подумал, что долго я этого не выдержу.

- Молодец, если сам, - сказала завуч, погладила меня по голове и отпустила. – Иди и впредь так не шути.

В класс я вернулся героем. Редко кого завуч отпускала от себя без вызова родителей или без серьёзного внушения.

Мой друг и товарищ Славка Юницын хотел знать всё о визите к завучу, но я помнил, что сказала мне завуч, и не стал шутить со Славкой. Если «гореть», то одному, не утягивая за собой друзей.

С этой же целью я не подошёл к группе наших классных девочек во главе с Валей Антиповой. Они тоже звали меня рассказать им о встрече с завучем, но я махнул им рукой и сделал вид, что внимательно готовлюсь к уроку.

Девочек распирало любопытство. Их сердила моя неуступчивость, поэтому они во всеуслышание обозвали меня «глупым задавакой» и пообещали со мной «беспощадно не дружить».

Я с нежностью искоса посматривал на покрасневшую и похорошевшую от злости и досады Валю Антипову, но твёрдо решил не «подставлять» её общением со мной, «неблагонадёжным шутником». Так назвала меня завуч нашему классному руководителю, когда я замешкался за дверью учительской комнаты…

В это время на Кубе действительно было много советских вооружённых сил и ракет. Основу боевой мощи Группы советских войск на Кубе составляла ракетная дивизия стратегического назначения, вооружённая ракетами среднего радиуса действия Р-12 и Р-14.

Дивизия состояла из ракетных полков и ПРТБ (подвижная ракетно-технической базы). Общая численность ракетной дивизии составляла около 11 000 чел., из них 1900 офицеров.

Боевой запас (ракеты с боевой ядерной головной частью) составлял 60 ракет, из них Р-12 –  тридцать шесть ракет, Р-14 – двадцать четыре ракеты.

Мощность каждой ядерной головной части составляла одну мегатонну. По штату ракетные полки имели по восемь пусковых установок (стартов).

До установления американской военно-морской блокады на Кубу было переброшено ракетное вооружение только трёх полков с ракетами Р-12, в количестве 42 единиц, из них 6 – учебно-боевые ракеты. Однако этого американцы не знали…

24 октября 1962 года с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния 8К78», которая вывела на околоземную орбиту советскую АМС «Марс-1С» (00443 / 1962 Бета Йота 1). Попытка пуска автоматической станции в сторону Марса не получилась. АМС «Марс-1С» стала спутником Земли. На следующий день, 25 октября 1962 года с космодрома «Капустин Яр» тоже неудачно стартовала ракета-носитель «Космос 63С1» со спутником «1МС». Мы этого тоже не знали…

А в это время американцы готовились к вторжению на Кубу.

Американские силы вторжения на Кубу имеют до 85 000 человек личного состава, до 180 кораблей, 430 истребителей-бомбардировщиков и палубных штурмовиков, до 600 танков, свыше 2000 орудий и миномётов, до 12 неуправляемых ракетных систем НУРС «Онест Джон».

Для вторжения на Кубу планировалось также использовать надводные и подводные силы и средства 6-го и 7-го флотов ВМФ США, несколько парашютно-десантных, пехотных и бронетанковых дивизий.

Второй эшелон вооружённых сил США насчитывал до 250 000 человек и 460 военно-транспортных самолётов. Все эти войска находились в состоянии боевой готовности.

26 октября 1962 года что-то изменилось…

Папа пришёл с работы возбуждённый, энергичный, быстрый в движениях. Он быстро поел, быстро пробежал глазами газеты, быстро проверил мои и моего брата домашние задания, быстро погладил нас по голове и спинам, быстро уселся на своё любимое место в углу дивана и впился глазами в голубой экран телевизора. При этом он загадочно молчал...

Никто, ни одна душа в этот день, наверно, не знала, что Н.С.Хрущёв направил послание президенту США Джону Кеннеди.

Советский Союз взял на себя обязательство убрать с Кубы советские ракеты в обмен на обещание США не оккупировать Кубу и убрать из Турции аналогичные американские ракеты. Демонтаж советских ракет должен был осуществляться под контролем ООН.

27 октября 1962 года во всех газетах мира было опубликовано заявление, в котором сообщается о готовности СССР убрать с Кубы вооружение, которое США считают «наступательным» при условии, что США уберут свои ракеты из Турции. Джон Кеннеди это условие отклоняет и заявляет, что «все работы на ракетных базах на Кубе должны быть прекращены».

В ответ на это заявление американского президента и активизацию полётов боевых американских самолётов на командный пункт советской ракетной дивизии на Кубе поступил приказ: «Цели уничтожать своим решением», потом другой приказ: «ЗРД привести в 6-минутную готовность. Огонь на поражение открывать при явном нападении».

В 08:00 27 октября 1962 года Заместитель командующего по ПВО генерал С.Н.Гречко доложил командованию Группой советских войск на Кубе, что «над командным пунктом более часа кружит американский разведывательный самолёт У-2».

В 08:30 27 октября 1962 года в зоне видимости РЛС ракетной дивизии на Кубе появилась высотная цель. Высота 20-24 км. На наш запрос «Я свой» - не отвечает.

Самолёт У-2 изменил курс, долетел до Гуантанамо и повернул на север (в сторону Флориды, США).

Через несколько часов данные фоторазведки будут известны американскому командованию.
 
Стало ясно, что самолёт с данными обо всех ракетных стартах, готовых к запуску, теперь «засвечены».

Этого нельзя было допустить ни в коем случае. Генералы С.Н.Гречко и Л.С.Гарбуз дали приказ «на уничтожение цели №33 – самолёта У-2.

В 10:15 27 октября 1962 года советская зенитная ракета над Кубой сбила американский самолёт-шпион У-2, пилотируемый майором Андерсеном. Первый дивизион 507-го зенитно-ракетного полка подполковника Ивана Герченова незамедлительно выполнил приказ.
 
Американский лётчик даже успел открыть фонарь кабины, чтобы катапультироваться, но вторая ракета уничтожила его самолёт в воздухе.

В 10:19 27 октября 1962 года на КП ракетного полка ракетной дивизии поступил доклад: «Цель номер 33 уничтожена, расход – 2 ракеты, высота – 21 км, скорость – 300 м/сек».
 
Американский самолёт У-2 исчез с экранов радаров. Для его поиска в воздух поднялись кубинские и советские самолёты. В ответ с ЦКП Группы советских войск поступил приказ: «По целям огня не открывать».

Кубинское руководство и весь кубинский народ с ликованием встретил известие о поражении американского самолёта над Кубой.

Впервые безнаказанные «психические» полёты американских военных самолётов над Кубой были решительно и однозначно пресечены.
 
Особенно отрезвляющим и горьким для американских военных стал факт потери с одного залпа кубинской ПВО самого высоко летающего самолёта-шпиона У-2.

По данным агентурной кубинской разведки американская сторона в данное время решала вопрос о вторжении на Кубу. Для этого была усилена авиаразведка как высотными самолётами У-2, так и низколетящими самолётами-разведчиками Р-101.
 
К бомбометанию по всем позициям кубинских и советских войск в данное время были готовы 500 самолётов, подготовленные для 2000 боевых вылетов в период 27-29 октября 1962 г.
 
Уничтожение самолёта-шпиона У-2 вызвало неизбежное обострение Карибского кризиса, бурю негодования американской стороны и одновременно восторга кубинской стороны. Одни приняли этот случай как поражение, другие, как победу.
 
В то же время, этот первый случай боевых действий Карибского кризиса показал, что следующим будет начало ракетно-ядерной Третьей мировой войны.
 
Практически все, кто не был непосредственным участником этих событий, неизбежно задумались о последствиях этой войны.

Сбитый американский самолёт-шпион У-2 упал в деревне Вега-111 на Кубе, в 12 км от позиционного района зенитного дивизиона И.Герченова.
 
Одно крыло самолёта оказалось в центре населённого пункта, кабина с лётчиком – в стороне, хвостовое оперение затонуло в море.
 
При осмотре обнаружены фотоплёнки и магнитофонные записи команд и докладов, труп американского лётчика и его личные документы. Им оказался 35-летний майор ВВС США Рудольф Андерсон.

Кубинское командование Революционными вооружёнными силами Кубы передало тело лётчика представителям американского командования.

Остатки этого самолёта поместили в музее Гаваны для публичного осмотра и в качестве вещественного доказательства агрессивной политики США против Кубы.

Рудольф Андерсен (младший), американский лётчик ВВС США, пилот разведывательного самолёта Локхид «U-2», первым посмертно получил награду «Крест ВВС США».

После того, как советские ракеты сбили американский самолёт-шпион У-2 между руководством аппарата правительства Советского Союза и США, между Н.С.Хрущёвым и Джоном Кеннеди лично начались интенсивные телефонные переговоры.

Президент США Джон Кеннеди дал гарантию Н.С.Хрущёву не вторгаться на Кубу, если Хрущёв уберёт с острова наступательное оружие – баллистические ракеты Р-12 и бомбардировщики Ил-28.
 
Н.С.Хрущёв настаивал на ликвидации американской ракетной базы в Турции и добился своего.

В результате переговоров, в связи с необходимостью немедленной реакции на достигнутый предел в обострении «Карибского кризиса», Н.С.Хрущёв без консультаций с кубинским руководством объявил о том, что он «распорядился о вывозе всего «наступательного вооружения» с Кубы».

Опасность возникновения Третьей Мировой войны была устранена…

Кстати, в этот же день 27 октября 1962 года или вернее в ночь с 26 на 27 октября 1962 года над городом Лапта в Тульской области группа советских артистов на шоссе Москва-Тула-Харьков стала свидетелем пролёта группы НЛО (8-10 штук).

Днём 27 октября 1962 года вулкан Карымский на Камчатке произвёл 900 вулканических взрывов. Мощнейшая акустическая волна оказала существенное влияние на состояние ионосферы Земли.

Американцы в этот же день запустили новый спутник для регистрации радиации во время высотного ядерного взрыва по американской программе «Морская звезда».

На следующий день 28 октября 1962 года с космического полигона Капустин Яр был осуществлён пуск баллистической ракеты средней дальности «Р-12» с термоядерным зарядом мощностью 300 килотонн.

Подрыв этого заряда был произведён на высоте 150 км (операция «К-4») над территорией полигона ПВО-ПРО Сары-Шаган (Казахстан). За взрывом одновременно наблюдали советские наземные и спутниковые средства наблюдений.

В этот же день 28 октября 1962 года начался демонтаж на Кубе стартовых позиций советских ракет Р-12 и подготовка ракетной дивизии в полном составе к передислокации в Советский Союз.

Фидель Кастро обиделся на советское командование и руководство, но лозунг кубинских революционеров «Родина или смерть!» - это лозунг кубинцев, но не всего человечества…

Папа рассказал мне о реакции Фиделя Кастро и я ещё долго не понимал, почему Н.С.Хрущёв отступил перед американцами.

- Это потому, сынок, - сказал папа, - Что ты к счастью, ещё не страдал по настоящему, не испытал войну, боль и горечь потерь родных и близких.

- Нет ничего дороже мира, сынок, - продолжал папа. - Мира, жизни и любви. Мы же русские, а русские не хотят войны, потому что на себе испытали, что это такое. Мир, лад, соревнование лучше, чем война, ссора и противоборство. А если лучше, то чего же жалеть о том, что мы выступили за мир и не стали воевать?

- Мы этим показали не слабость, а силу своего духа, ума и разума, - заключил папа. - Мы просто умнее их, вот и всё…

То же самое я сказал в понедельник 29 октября 1962 года в 3-«А» классе, когда мы с ребятами обсуждали наш вывод ракет с Кубы и недовольство Фиделя Кастро.
 
Славка Юницын горячился и говорил, что надо было одну ракету «кинуть этим американцами  в огород, пусть знают». На это я терпеливо передал содержание папиных слов и сказал, что «кидать камни в чужой огород некрасиво». Славка на меня обиделся, но большинство ребят, особенно девчонок со мной согласились.

Мир опять зажил обычной жизнью. Уроки в школе вошли в свою колею, и мы опять окунулись в школьные дела и приключения.

От «Карибского кризиса» быстро остались только воспоминания, которые мы все постарались побыстрее забыть.

Вечером 31 октября 1962 года, ложась спать в свою прохладную, но уютную постель, я вдруг подумал о том, что «уже очень давно мне не снилась моя Фея красоты и страсти и у меня давно уже не было сыро в трусиках»…

«А хорошо бы, чтобы она приснилась мне в облике Вали Антиповой, а я – ей в облике…, например, горячего революционера и бунтаря Че Гевара! Вот было бы здорово!».

Зачем я только так подумал и загадал?!