Всплытие

Иг Зав
  Всплытие- это особая категория, созвучная рождению.
    Говорят, что люди делятся на три вида: тех, кто живы, тех, кто умерли и тех, кто в море. На самом деле, те, кто в море, следуют за теми, кто живы, а за теми, кто умерли, следуют те, кто под водой.
    В детстве я тонул в своей речушке Валечке. Хорошо помню, как выпрыгивал вертикально вверх, прямо к солнцу, а затем уходил вниз, под воду. Мать на берегу впала в оцепенение. Меня вытащила двоюродная сестра и я долго отплевывался на берегу. Еще помню, как тяжело болел чем-то вроде малярии. Все ушли в лес, дома оставалась только незрячая бабушка, любившая меня больше всего на свете. Она никогда меня не видела ( ослепла еще до моего рождения) и говорила: « не вижу, дак пощупаю, какой ты»,- и огрубевшими за жизнь ( 12 детей, и больше половины в войну сгинули) от работы пальцами нежно ощупывала мое лицо. Ни от одной женщины в жизни, даже от матери, я не имел таких ласковых прикосновений. Так вот, в бреду, ничего не помня, я слез с постели и пошел с закрытыми глазами навстречу ярко светящему солнцу, которого в доме быть не могло по определению. Слепая бабушка, расставив широко руки, словила меня в охапку, и я пришел в себя. Жар спал, и я поправился. Всплытие сродни этому возвращению.
    Всплытие после возвращения из автономного похода- это кульминация похода. Все терпеливо ждут точки всплытия, хотя и считают мили и секунды. «Продуть главную» и «открыть люк»,- волшебные слова! Люк открыт, и народ начинает без суеты и толчеи подниматься наверх. Оттянуть удовольствие- это растянуть его и продолжить.
    Первое, что ошеломляет,- воздух, чистый морской, воспетый поэтами воздух ужасно невкусен, имеет явный привкус железа, и просто противен. Другое дело- в лодке. Дышим стерильным кислородом, полученным электролизом прямо из воды. А сигареты! Как это можем мы курить эту гадость и еще получать удовольствие. Первые впечатления уходят безвозвратно после первого стакана, и все возвращается на круги своя.
    Неожиданное, незапланированное всплытие имеет характер неожиданного подарка. Помню, две недели мы уже были в походе, прошли рубеж Нордкап- Медвежий в  режиме «тишина», как ко мне на пост является командир, и хитро улыбаясь, спрашивает: «далеко сигареты упрятал?» Зная, что этого не может быть, потому что не может быть никогда, отвечаю: « где-то на дне сумки», но проверяю наличие на всякий случай. Через некоторое время следуют команды: «продуть центнальную, открыть люк, палубной команде наверх, Завиловичу подняться для осмотра забортных устройств». Вылетаю пулей наверх. Норвежское море, густой туман. Выясняется, что стучит какой-то незадраенный впопыхах лючок, капитан выбрал время, когда нет спутников и погоду, и решил лючок задраить ( без записи в вахтенный журнал). Через малое время вылезает заспанный и обиженный Коля Белугин,- не разбудили! Три сигареты, голова- кругом, 10 минут свежего воздуха, и – «все вниз, срочное погружение».
    Плановое всплытие в середине автономки тоже бывает обставлено драмкомическими сюжетами. В Средиземном море мы должны были встретиться с надводным кораблем, повзаимодействовать и всплыть ( по команде) для швартовки к плавбазе. 
    Вот как это выглядело.
    С кораблем встретились, вышли на ЗПС ( звукоподводную связь), отманеврировали. А надо сказать, что ЗПС слышит вся лодка без всякой аппаратуры. Сама лодка и является мембраной. Командир очень хочет всплыть в надводное положение, но без команды не может. Запрашивает капитана НК:
- Ты старший?
- Ну…..
- Давай команду!
- Какую?
- Ты знаешь, какую, у тебя есть в бумаге
- Давай команду!
- Какую?
- «ВОЗДУХ!!!»
- Ну, воздух.
 Командир - «Запишите в вахтенный журнал: получена команда от старшего «ВОЗДУХ», по местам стоять, к всплытию».
    После всплытия нас посетил молоденький кап.3, все еще не врубающийся, как это он поднял лодку в надводное положение.
    Подошли к плавбазе. Вдоль борта бегает маленький адмирал в белой рубашке, матерится, орет : «кто приказал всплывать раньше времени, командира- ко мне!» Расстояние до палубы метров 7, только рубка где-то на уровне палубы ( в 7 метрах). Разворачивают стрелу, выстрел опускают на уровень рубки. Командир- в замешательстве. Адмирал орет: «по выстрелу, ко мне, нормальная морская практика!» Экипаж с удовольствием наблюдает, как их командир, неуверенно цепляясь за такелаж, ползет вдоль шатающейся стрелы на борт плавбазы.
     Потом в борту плавбазы открыли лючок и положили трап. На борт плавбазы убыли: старпом- к старпому, замполит – к замполиту, помощник – к помощнику. А мы расположились на корпусе лодки загорать под весенним средиземноморским солнышком. К слову сказать, облезали потом до самого прихода домой.
     Возвращается старпом и , держась за живот от смеха, сообщает: «а я домой позвонил по спутниковой связи» ( 1981 год!).
     Звонил на самом деле он на КП флотилии дежурному, попросил набрать домашний номер. Трубку взяла жена старпома.
Д.- вам звонит муж
Ж (кокетливо)- не разыгрывайте меня, мой муж в море
Д. (раздраженно)- я вам точно говорю- муж звонит
Ж. ( в растерянности)- если это мой муж, пусть скажет, как зовут нашу собаку.
      Появился «Орион», сбросил буй. Буй поймали. При вытаскивании кабель ниже буя оборвался ( так и рассчитано ). Буй опустили вниз, начали ковырять. Вдруг боцман говорит: «а там что-то тикает». «За борт!,- заорал старпом, к той самой матери!»
      Главный тост всех подводников за столом: «ВЫПЬЕМ ЗА ТО, ЧТОБЫ ЧИСЛО ПОГРУЖЕНИЙ РАВНЯЛОСЬ ЧИСЛУ ВСПЛЫТИЙ!!!»