Батайск

Иг Зав
После окончания 2 курса практика проходила в Мурманске на учебном судне «Батайск». Туда собрали всех второкурсников- океанологов. Из ЛГМИ, ЛВИМУ, Геофака ЛГУ. И преподаватели были тоже и наши, и из университета
       Пароход почти месяц стоял в плавдоке. Мы жили на пароходе и успели обегать  все окрестности Мурманска, объездить все суда, стоявшие на рейде, так как на берег доставлялись рейдовым катером, обходившем все суда. Побывал и на «Красине» и на «Ермаке». «Ермак» стоял под слом, но был в идеальном состоянии. Обделанный изнутри деревом ценных пород, с начищенными медяшками. Готовый музей, но видимо, кому-то приглянулась обшивка. Кто-то из наших специалистов с неполным высшим стащил с Ермака рынду. 
        Мурманск весь пропах рыбой, был барачным, полупьяным городом. Но насквозь пронизанный морской романтикой. Деньги быстро кончились, и я продал свои часы в туалете вокзала за бутылку. На оставшиеся деньги послал отцу телеграмму: « поздравляю днем рождения, вышли 10 рублей». На подпись денег не хватило. Деньги я получил на почте через 3 дня.

«Исчезнет за кормою берег
Последней чайкою прощаясь
И в корабле, как в колыбели
Нас снова море закачает».

      Стихи сами вываливались из меня. И до сих пор они- лучшие из написанных мной, потому что пронзительно искренние.
      При выходе в море я выбросил в Кольский залив свой грязный свитер, чтобы вернуться. Мурманск не отпускал меня всю последующую жизнь.
      В плавании по Баренцеву морю мы проходили все виды практик, какие смогли придумать наши преподаватели: Володя Коровин, Фукс Виктор Робертович, Михаил Михайлович Ермолаев. Все были специалистами широкого профиля и носителями исчезнувшей ныне специализации естествоиспытателя ( то есть исследователями всего, на что взгляд упал ).
      Полное самообслуживание, уборка помещений. И я заметил, что со шваброй в руках качка переносится легче.
      Двугорбый профиль Медвежьих островов надолго стал моей личной внутренней эмблемой.
      Вернулись в Архангельск. Группа стала ближе и сплоченнее.