История мировой культуры 6

Ковалева Марина 2
Ковалева М.В., Макаров Д.А. Культурология: История мировой культуры. - Орел: Изд. Госуниверситет - УНПК, 2011.

Учебное пособие для ТЕХНИЧЕСКИХ специальностей среднего профессионального образования

Предлагаемое учебное пособие не претендует на изложение исчерпывающих знаний о предмете. При отборе фактов истории мировой культуры авторами делался упор на те достижения, которым суждено было стать ступенью, приближающей человечество к современному уровню знаний, и которыми мы пользуемся до сих пор.

В данном месте будут помещены лишь части пособия, написанные Ковалевой М.В.
7. КЛАССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТРАН ИСЛАМА

7.1. Зарождение ислама и его распространение
 Ислам, одна из крупнейших современных мировых религий, возник в VII в. у арабов, проживавших на Аравийском полуострове, значительную часть которого занимают пустыни и степи. Основателем его считается Му-хаммед (570 – 632), уроженец Мекки, крупного торгового центра, где располагалось большое языческое святилище – Кааба. В 610 г., получив, по преданию, откровение свыше, он выступил с проповедью новой религии, в которой утверждал существование единого бога Аллаха, а себя называл его пророком. Речи Мухаммеда вызвали гнев сторонников старых языческих верований, поэтому он вместе с горсткой единомышленников он вынужден был бежать в Ясриб. Это переселение называется «хиджра» (622 г.). С неё отсчитывается мусульманская эра. Жители Ясриба восприняли учение Мухаммеда, и переименовали город в Медину (город пророка). Они начали войну с Меккой, в результате которой пророк победоносно вернулся домой.
Кааба была очищена от идолов. Она сохранилась до наших дней. Кааба – мусульманский храм,  кубическое каменное здание, внутри которого, по преданию, хранится священный чёрный метеорит, некогда подаренный богом первочеловеку Адаму.
Священной книгой мусульман (последователей ислама) является Коран, в котором якобы записаны откровения, полученные Мухаммедом от Бога.  Сунна – мусульманское Священное Предание, книга, где содержатся высказывания о деятельности пророка его родных, сподвижников и преемников, стала причиной раскола мусульман на суннитов, признающих истинность этой книги, и шиитов, отвергающих её достоверность. В VIII в. сложился шариат – свод правил поведения и запретов, обязательных для мусульман.
Учение о сотворении мира в исламе взято, в основном, из Библии. Считается, что истина единобожия была открыта первочеловеку Адаму, но его потомки впали в язычество. Для напоминания об истине Бог посылал своих пророков: Авраама. Моисея, Иисуса Христа. Мухаммед также являлся посланником Аллаха. Из христианства было воспринято учение о бессмертии души и Страшном суде.
Главными обязанностями верующего были признаны молитва 5 раз в день, пост в течение месяца (рамадан) в году, раздача милостыни, паломничество хотя бы раз в жизни в святые места – Мекку и Медину. Ислам призывал к распространению своего вероучения, обещая рай тем, кто погибнет при выполнении этого дела.
После смерти Мухаммеда Арабским государством стали править халифы (заместители посланника божьего). Они объединили Аравию в единое государство и приступили к завоеваниям. В VII – VIII вв. арабы захватили Палестину, Сирию, Северную Африку, Сицилию, Пиренейский полуостров. Продвигаясь на восток, они подчинили Среднюю Азию, Северный Кавказ, Закавказье, Иран, Афганистан, Северо-Западную Индию. Всё это пространство оказалось в зоне воздействия исламской культуры даже после постепенного распада Арабского халифата.

7.2. Мусульманское искусство

Главными архитектурными памятниками ислама являются мечети. Первоначально они представляли собой окружённый галереей двор с бассейном для ритуальных омовений в центре. Сторона, обращённая к Каабе, отмечалась пятью и более рядами колонн, соединённых арками. В конце VII – начале VIII вв. в мечетях появилась священная ниша – михраб, направленная в сторону Мекки, стрельчатое завершение которой символизировало точку, где осуществляется связь между земной и небесной Каабой. В VIII в. мечети украсились минаретами, высокими башнями, с которых муэдзины созывали верующих на молитву. Пол в мечети устилался коврами, а стены расписывались изречениями из Корана.
До наших дней дошли великолепные дворцы мусульманских правите-лей. Снаружи дворец, как правило, окружает суровая крепость, скрывающая внутри изящные постройки, дворики с фонтанами и цветущими садами, в которых гуляли животные и редкие птицы.
Важными культовыми зданиями мусульманской архитектуры являются медресе (школы) и мавзолеи. Самым знаменитым в мире является выстроенный в Агре мавзолей Мумтаз - Махал, жены правителя Шах-Джахана (сер. XVII в.), известный как Тадж - Махал.  Мавзолей стоит на платформе. Это многоугольное здание с нишами, увенчанное куполом. К нему ведут кипарисовый парк и канал.

7.3. Наука в мусульманских странах

Значительный вклад в мировую науку внесли мусульманские ученые. В
IX в. арабы научились получать чистый спирт, который употреблялся как обеззараживающее раны средство. Мухаммед аль-Хорезми (XI в.) познакомил арабов с индийскими цифрами, которые впоследствии переняли европейцы. Насирэддин ат-Туси (XIII в.) изложил основы сферической геометрии, нашёл способ вычисления корней любой степени. Абу Али ибн Сина (Авиценна)  (973 – 1048) создал комментарии к 20 томам сочинений Аристотеля, переработал античные медицинские трактаты, соединив их с медицинскими достижениями своего времени в трактат энциклопедического характера «Канон врачебной науки», который пользовался большим авторитетом даже в Европе. Хорезмиец ал-Бируни (973 – 1050) решил задачи деления угла на три части и на удвоение куба. Он предполагал вращение Земли вокруг Солнца, открыл, что фазы Луны зависят от разной степени её освещённости Солнцем, определил радиус Земли.

7.4. Литература мусульманских стран

Своё начало средневековая арабская литература берёт в творениях кочевников-бедуинов. Одним из прославленных ранних поэтов был сын вождя киндитской коалиции племён в Неджде Имруулькайс (VI в.), изгнанный из племени отцом за своевольное поведение. Узнав о гибели родителя от рук врагов, поэт пытался организовать месть, но безуспешно. Умер Имруулькайс в изгнании, разочаровавшись в войне и связанной с ней жаждой подвигов:
Я, словно девушку и светлую весну,
Когда-то прославлял кровавую войну.
Но ужас я познал теперь её господства –
 О, ведьма старая, что держит всех в плену,
Что хочет нравиться и скрыть своё уродство,
И отвратительную прячет седину…
                (Пер. Н. Стефановича)
Война была средством для самоутверждения для другого бедуинского поэта  - Антары (VII в.), сына арабского вождя и рабыни-эфиопки. Много-численными боевыми подвигами Антара стремился заслужить право быть включённым в  отцовскую родословную, чтобы стать равным воинам чисто арабского происхождения. Он воспевал битвы и безответную любовь к двоюродной сестре Абле:
Я чёрен, как мускус, черно моё тело,
Мою б черноту кислотой не свели,
Но дух мой от всякого чёрного дела
Далёк, словно выси небес от земли.
                (Пер. А. Ревича)
Больших успехов достигла арабская любовная лирика. Символом неодолимой любви-рока стала судьба поэта Маджнуна, который потеряв надежду соединиться со своей возлюбленной Лейли, удалился в пустыню, где скитался в одиночестве. Поэт целиком принимает свою судьбу, ощущая уникальность и неповторимость своих внутренних переживаний:
Привязанности все мои разрушила любовь
С такою силой, что от них не видно и следа.
Любви я предан целиком – и телом и душой.
Кто прежде так любил? Никто и никогда!
                (Пер. С. Липкина)
Судьба Маджнуна  стала одним из любимых сюжетов мусульманской литературы.
Поэты эпохи Омейядов (661 – 750) создали жанр газели – короткого любовного стихотворения, которое пелось под музыку. В период правления династии Аббасидов (750 – 1258) начала поднимать голову аристократия завоёванных народов. Стали подвергаться критике традиционные ценности. Протест проявлялся в лирике, воспевавшей вино, традиционно запрещённое исламом.
Неустойчивость и зыбкость окружающего мира, ощущение бренности бытия, вызванные распадом халифата Аббасидов,  звучат в поэзии выдающегося поэта и философа Ибн аль-Мутазза (869 – 908). Ему кажется, что мир идёт к гибели, причиной которой будут людские грехи:
О, богатые люди, о гордая, мощная знать,
Вам дано измываться, приказывать, жечь и карать.
Вы, наверное, черти, принявшие облик людской,
Вы рабы своей похоти, полные скверны мирской.
Погодите – на небе восторжествует закон.
Мир уже подготовлен: отмщеньем беременен он.
                (Пер. В.Винокурова)
Судьба поэта сложилась трагически: он ввязался в политическую борьбу, смог захватить трон, но на следующий день был казнён.
После распада халифата культурные центры возникли при  дворах местных правителей отколовшихся земель. Многие поэты искали в лице правителей просвещённых ценителей таланта, но их мечты разбивались о невежество, чванство и пустые обещания. Поэт аль-Мутанабби (915 – 965) служил эмирам Алеппо, Египта, Шираза. Убедившись в неблагодарности очередного покровителя, он уходил, преодолевая влечение к богатству и почестям:
Жить в униженье, покорно глядеть в лицо источнику зла –
Вот пища, которая изнуряет дух и иссушает тела.
                (Пер. С. Северцева)
Своим духовным учителем считал аль-Мутанабби выдающийся сирий-ский поэт, слепец  Абу-ль-Аля аль-Маарри (979 – 1057). Придя в Багдад, поэт собрал вокруг себя кружок литераторов, но его талант вызвал зависть среди знатных поэтов-аристократов. На приеме у одного из них, услышав, как хозяин выискивает недостатки в стихах аль-Мутанабби, аль-Маарри заступился за него, за что был выброшен из дворца. Поэт вернулся в родной город, где основал филологическую школу, в которую стекались ученики из самых дальних уголков мусульманского мира. Стихи аль-Маарри полны раздумий о современности. Правителей он сравнивает с хищными ястребами, а придворных – с шайкой грабителей. Поэт печалится, что умы людей погрязли в пороках и невежестве, их пожирают алчность и зависть. В мире царят несправедливость и право силы. Простой человек становится игрушкой судьбы.
Особым направлением стала суфийская лирика. Суфизм -  это религиозно-мистическое учение, утверждавшее, что бог  является сущностью мира, а остальные вещи видимого мира – результаты его эманации. Цель человека – растворение души в боге. Отечественный исследователь И. Фельштинский писал: «Поскольку видимый мир провозглашался лишь порождением первосущности и её частью, то естественна была и животворная любовь человека ко всему вокруг него, как к части первосущности, её земному отражению».
Суфии использовали в своей лирике символический стиль, наполняя традиционные образы новым содержанием, понятным только для посвящённых.  Поэт аль-Фарид в «Винной касыде» под видом восхваления радостей пирушки описывал состояние божественного озарения. Аль-Араби в форме любовных газелей прославлял любовь к богу и истине.
Омар Хайям (1040 – 1123), всемирно известный выдающийся персид-ский поэт, философ и математик, в своих коротких четверостишиях подни-мал вопросы смысла жизни человека, воспевал красоту и любовь:
Если труженик в поте лица своего
Добывающий хлеб, не стяжал ничего –
Почему он ничтожеству кланяться должен
Или даже тому, кто не хуже его?

***
И пылинка – живою частицей была,
Чёрным локоном, длинной ресницей была.
Пыль с лица вытирай осторожно и нежно:
Пыль, возможно, Зухрой яснолицей была!
***
Милосердия, сердце моё, не ищи.
Правды в мире, где ценят враньё, – не ищи.
Нет ещё в этом мире от скорби лекарства.
Примирись – и лекарств от неё не ищи.
                (Пер. Г. Плисецкого)
В X в. персидский поэт Абулькасим Фирдоуси создал грандиозную стихотворную эпопею «Шах-наме», в которой обработал сказания героического иранского эпоса.  Главный герой произведения – богатырь Рустам, борющийся с несправедливостью. Автор призывал правителей прекратить междоусобицы, больше заботиться о процветании своих стран и справедливо  править подданными. Согласно легенде, Фирдоуси  написал поэму, чтобы заработать деньги на дамбу, строительство которой спасло бы его земляков от наводнений. Эпос Фирдоуси вдохновил на создание крупных поэтических произведений и других поэтов.
 Азербайджанский поэт Низами (1141 – 1211) создал цикл поэм «Пятерица», в которых обработал популярные в мусульманской поэзии сюжеты: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-наме». Восторг перед его произведением образованного мусульманского мира привел к тому, что всякий выдающийся поэт полагал своим долгом написать подражания на сюжеты пяти поэм Низами. Среди таких последователей – индийский поэт Амир Хосров Дехлеви (1253 – 1305), персо-таджикский поэт Джами (1414 – 1492), узбекский поэт Алишер Навои (1444 – 1501).


Вопросы для самопроверки и задания

1. Когда возник ислам? Кто стал его основателем? Что вы о нём знаете?
2. Какие обязанности возложил ислам на верующих?
3. Какова была область распространения  ислама в прошлом и какова
она сейчас?
4. В чём состояли особенности мусульманского искусства?
5. Расскажите о вкладе в науку учёных мусульманских стран.
6. Прочтите и назовите классические произведения писателей мусульманских стран. Расскажите об их особенностях, поднимаемых в них проблемах, языке изложения.

8.  КЛАССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТРАН ДАЛЬНЕВОСТОЧНО-ГО РЕГИОНА

8.1. Классическая культура Китая
В средние века Китай являлся осевой страной для Дальневосточного региона. Именно его влияние стало решающим при определении культурного облика Кореи, Японии и Вьетнама. Они переняли у Китайской империи государственное устройство, идеологию, законы и этические нормы, имели общий литературный язык - вэньянь, в котором китайские  иероглифы писались для всех одинаково, а читались на родном языке.
Образцом совершенства для соседних с Китаем стран стали его культурные достижения эпохи Тан (816 – 907). Великолепная столица Чанъань (Сиань) являлась образцом, по которому были выстроены корейская столица Кёнджу и японская столица Хэйан. Население ее приближалось к миллиону человек. Город имел вид прямоугольника и занимал площадь 8 x 10 км. Он был разделен на кварталы, имевшие поэтичные названия – «Процветания и радости», «Спокойствия и благополучия». Каждый квартал обносился стеной, ворота которой закрывались на ночь по звуку барабана. Эта мера в соединении с запретом передвигаться по ночам защищала горожан от воров. Улицы в столице были широкие и пересекались под прямым углом. Кроме Лучезарного дворца императора и административных зданий в Чанъани насчитывалось 94 буддийских монастыря, 16 даосских, два больших рынка. Западный рынок предназначался для богатых покупателей, там же находились лавки продавцов писчебумажных принадлежностей и гадателей, предсказы-вавших результаты экзаменов. Последних часто посещали студенты, которых съезжалось в столицу до 60 тыс. человек попытать счастья на государственных экзаменах. Они селились в неподалеку расположенном квартале Чунжэнь («Почитания человеколюбия»). С юга к нему примыкал квартал Пинкан, славившийся развлечениями и певичками. Восточный рынок торговал товарами для тех, кто был победнее. Там выступали циркачи, сказители и бродячие актеры.
В Великий Лучезарный дворец императора вела дорога из голубоватого камня. Он состоял из множества построек, украшенных резьбой, стенными росписями, диковинными предметами. Целыми днями одно развлечение во дворце следовало за другим.
Ко двору императора был приглашен прославленный поэт Ли Бо (701 – 762). Совсем молодым покинув семью, поэт стал учеником даосского наставника, после чего избрал долю странствующего рыцаря. Вернувшись позже к даосскому учителю, Ли Бо покинул его ради путешествий. В дороге он знакомился с разными людьми. Его охотно приглашали в гости как интересного собеседника. Ли Бо прославился как тонкий лирик. Даосская практика настроила его душу на острое восприятие всего прекрасного и чудесного в окружающем мире. Посетив даосский храм на вершине горы, он написал:
На горной вершине
Ночую в покинутом храме.
К мерцающим звездам
Могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко:
Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить покой. 
             (Пер. А. Гитовича)
Во дворце сам император ухаживал за прославленным поэтом, но не-ожиданно, не сумев угодить жене императора, поэт Ли Бо был удален от двора.

               
 Осенью 744 г. Ли Бо, находившийся в компании странствующего рыцаря-поэта Гао Ши (702 – 165), познакомился с другим будущим великим поэтом – Ду Фу (712 – 770).  Бывший странствующий рыцарь, Гао Ши мечтал прославиться военными подвигами, но никак не мог найти себе покровителя, хотя имя поэта как сочинителя стихов на военные темы уже было известно. Ду Фу, также не сдав экзамены, странствовал. В дальнейший путь они отправились втроем. Друзья любовались пейзажами, посещали приюты отшельников, беседовали за чаркой вина о поэзии, о составлении из лекарственных трав и минералов эликсира долголетия. В начале зимы Ли Бо и Ду Фу проводили Гао Ши в путешествие на юг, затем они расстались, но вновь вместе провели следующую осень. Дружба двух поэтов вошла в легенды.
Ду Фу страстно мечтал о государственной службе. В 755 г. он получил должность секретаря в правовом ведомстве наследного принца. В этом же году вспыхнул мятеж Ань Лушаня, военоначальника тюркского происхождения. Зверства и жестокости мятежников заставили китайцев встать на защиту династии, хотя многие до этого были ею недовольны, так как император, увлекшись развлечениями, давно забросил государственные дела. Ду Фу с болью откликнулся на поражение китайских войск в битве при Чэньтао:

Пошли герои
Снежною зимою
На подвиг,
Оказавшийся напрасным.
И стала кровь их
В озере  водою,
И озеро Чэньтао
Стало красным.
В далеком небе
Дымка голубая,
Уже давно
Утихло поле боя,
Но сорок тысяч
Воинов Китая
Погибли здесь,
 Пожертвовав собою.
 (Пер. А. Гитовича)
Император покинул  Чанъань и вскоре отрёкся от престола. Столица пала. Ду Фу поспешил в ставку нового императора, но по пути был схвачен мятежниками и снова оказался в столице. Повсюду шел грабеж и охота за людьми, верными прежней династии. Ду Фу удалось бежать. Он добрался до ставки императора и получил назначение на должность, однако вскоре пострадал за свою честность. Там он узнал, что Ли Бо участвовал в заговоре принца Линя и сослан в Елан. Увидев друга во сне, Ду Фу написал:
Если б смерть разлучила нас –
Я бы смирился, поверь,
Но разлука живых
Для меня нестерпима теперь,
А Цзяннань – это место
Коварных и гиблых болот,
И оттуда изгнанник
Давно уже писем не шлет.
Закадычный мой друг,
Ты мне трижды являлся во сне,
Значит, ты еще жив,
Значит, думаешь ты обо мне.
Ну, а что, если это
Покойного друга душа
Прилетела сюда,
В темноту моего шалаша?
(***)
Месяц тихим сияньем
Мое заливает крыльцо,
 А мне кажется – это
Ли Бо осветилось лицо.
Там, где волны бушуют,
Непрочные лодки губя,
Верю я, что драконы
Не смогут осилить тебя. 
      (Пер. А. Гитовича)
Вскоре и самого Ду Фу выслали из столицы и отправили в далекую область Хуачжоу в должности инспектора по делам просвещения. В 759 г. он подал в отставку и поселился в соломенной хижине. Остаток жизни  поэт провел в бедности и скитаниях. Ему так больше и не удалось повидаться с Ли Бо, который умер в 762 году. Стихи Ли Бо и Ду Фу продолжают переиздаваться и пользоваться популярностью во всем мире.
Новый этап культурных достижений Китая связан с эпохой императорской династии Сун (960-1279). Сунский Китай оставался богатой и высококультурной страной. Его столицей стал город Бяньцзин (Кайфын), не засыпавший круглые сутки. В лавках, которыми были застроены главные улицы, укрытые зеленью деревьев, торговля не прекращалась даже ночью. В них можно было найти товары из Кореи, Индонезии, Индии, Средней Азии. Возросла роль денег во внутриторговом обороте. Кроме медных, появились железные и бумажные деньги. Свободные средства способствовали росту спроса на книги и развлечения. В больших количествах печатались с досок классические книги, учебники, научные труды, художественная проза и поэзия. Среди развлечений популярными были балаганы, где выступали сказители, предсказатели, танцоры, комедианты, фокусники.
Богатство и чары Бяньцзина привлекали не только купцов и знатоков, способных оценить красоту его дворцов и арочных мостов, перекинутых через каналы, но и мошенников, воров, матерых преступников. В эпоху Сун рождается жанр  детективных историй, в том числе о преступлениях, совершенных из - за денег. Описание проделок мошенников и жестоких преступников преследовало не развлекательную, а предупредительную цель.
Рост преступности вызвал необходимость усовершенствования системы суда и розыска. В 1247 г.  был создан один из самых ранних в мире трактатов по судебной медицине -  «Записки о смытии обиды».
Небывалых высот достигла в период Сун китайская живопись. Худож-ник Су Ши первым на теоретическом уровне осмыслил единство поэзии, каллиграфии и живописи, благодаря чему возникла стихоживопись – про-щальные дары – картины со стихами, которые дарились друзьям при отъезде.
Сунские пейзажи XI – XII вв. (так называемая северосунская школа) отличаются величественностью и грандиозностью. Мастера ставили своей задачей  раскрыть через изображение конкретного мотива могущество, вечность и беспредельность природы.  В пейзажах южносунской школы природа больше не подавляет человека своей мощью, она становится ближе к нему, проще и уютнее.
Выдающимся сунским художником был Ма Юань. Начал он с подра-жания северосунским мастерам, но постепенно  открыл новые приемы по-строения композиции. В частности, он является создателем «одноугольного» стиля, когда большая часть свитка остается свободной. Самым совершенным творением Ма Юаня считается картина «Одинокий рыбак на зимнем озере».Мягкими размывами туши мастер пере-дает пронизанный  неярким светом зимнего солнца густой туман, плаваю-щий над поверхностью воды и сделавший невидимым противоположный берег. Тишину и неподвижность, охватившую природу, нарушает лишь маленькая лодочка, на корме которой сидит рыбак с удочкой. Картина проникнута ощущением покоя и вечной неизменности бытия.

             
 В монастырях в окрестностях Ханчжоу получила развитие живопись монахов секты чань. Их картины отличались зыбкостью и обобщенностью форм, что отражало представления о неуловимости и текучести каждого мгновения.


Славу китайской и мировой литературы составляют классические романы. Самым ранним считается роман-эпопея «Речные заводи» Ши Найаня (ок. 1236 – ок. 1370). Книга основана на народных преданиях и повествует о благородных разбойниках. Герои романа либо несправедливо пострадали, либо покарали злодея и вынуждены скрываться. Они заступаются за обездоленных и презирают материальные блага.
Фантастический роман У Чэнэня (1500 – 1582) «Путешествие на Запад» описывает приключения монаха Сюань - цзаня, отправившегося в Индию за священными буддийскими книгами. Его сопровождают чудесные спутники: царь обезьян Сунь Укун, изгнанный на землю с небес за скандал, учиненный во дворце Небесного императора, а  также свиноподобный Чжу Бацзе, наказанный за пороки дух песка. Оба они должны искупить вину, охраняя монаха в пути. Сунь Укун самоволен и неуправляем. Иногда  его удается удержать в повиновении только с помощью волшебного обруча, надетого ему на голову. Напротив, Чжу Бацзе всецело предан Сюань - цзаню, однако подвержен многим слабостям: он любитель поспать, выпить и погулять.
Острую сатиру на нравы современного общества содержит выдающийся роман XVI в.,  написанный неизвестным автором,  «Цветы сливы в золотой вазе, или Цзин, Пин, Мэй». Главный герой произведения, Симынь Цин, богатеет, отдавая деньги в рост. Гуляка и пьяница, он за взятку получает приличный чиновничий пост. Автор подробно описывает не только «общественную» жизнь своего героя, но и семейную. Каждую из жен Симынь Цина он наделяет своим характером, с невиданными доселе подробностями описывает жизнь на женской половине дома, показывая зависимость и беззащитность её обитательниц от воли хозяина.

Судьба автора самого знаменитого романа китайской литературы Цао Сюэциня настолько мало волновала современников, что мы не знаем  точных годов его жизни. Он родился в 1715 или 1724 г. и умер в промежутке между 1762 и 1764 гг. Благодаря проискам завистников семья Цао была полностью разорена.  Потеряв службу и всех родных, Цао Сюэцинь продавал свои стихи и рисунки, скрашивая печаль созданием романа, который вошел в литературу под названием «Сон в красном тереме». Писатель успел создать 80 глав, когда голод и тяжелая болезнь убили его. Остальные 40 глав, возможно, по его заметкам, дописал Гао Э.
Роман повествует, как, заделывая дыру в небе, небожительница Нюйва использовала для этого сплав из драгоценных камней, но один из них, яшма, остался лишним. Побывав в руках богини, он научился двигаться, изменять свои размеры, чувствовать. В волшебном небесном дворце камень влюбился в Траву Бессмертия, которую ежедневно поливал росой. В благодарность Трава обещала, став человеком, отдать ему долг слезами. Впоследствии камень рождается на земле сыном в знатной семье Цзя. Во рту младенца находят кусочек яшмы, из которой ему делают талисман. Он получает имя Баоюй – Драгоценная яшма. Юноша растет не таким, каким его хочет видеть строгий отец – чиновник: он не хочет делать карьеру, погружен в мир искусства, дружит с актером и сочувствует девушкам - служанкам. С детских лет он влюблен в свою болезненную, бедную родственницу Дайюй, живущую в доме его семьи, земное воплощение Травы Бессмертия.
Ежедневно видимые и невидимые трагедии творятся в роскошных дворцах рода Цзя: страдают обираемые им крестьяне, кончают с собой и умирают обиженные служанки. Одной из погибших девушек Баоюй сочиняет поминальную песнь, чем уравнивает ее со знатными и социально значимыми представителями китайского общества. Заснув однажды в женской комнате («красном тереме»), во сне юноша возвращается в небесный дворец, где листает книгу судеб и слушает песни, в которых раскрывается печальное будущее рода Цзя, за грехи обреченного на потерю былого могущества. Не поняв смысла песен, Баоюй просыпается и забывает о них.
Однажды подвеска – оберег юноши теряется, и он заболевает. Желая вернуть ему здоровье, родня решает женить его на подходящей по положению и богатству девушке. На свадьбе Баоюй, уверенный, что женится на любимой, оживляется, но, увидев под покрывалом другую, впадает в беспамятство и вновь попадает в небесный дворец. Там он встречает Траву Бессмертия (Дайюй, которая, узнав о свадьбе, умерла от горлового кровотечения) и души умерших девушек из своего дома. Возвращенный к жизни монахом, вернувшим подвеску, Баоюй по требованию отца сдает экзамены и исчезает по пути домой. Лишь однажды отец встречает его темной, снежной ночью в виде буддийского монаха, чтобы потерять навсегда.
Роман Цао Сюэциня пронизан буддийскими идеями воздаяния, быстротечности жизни, уподобления ее сну. Новым шагом в нем является филигранное описание психологических описаний персонажей.

7.5. Классическая культура Японии

Блестящий вклад в мировую культуру внесла Япония. Начав с подражания китайской культуре, она смогла создать на основе заимствованных элементов собственные неповторимые образцы художественного творчества.
В эпоху Хэйан в Японии возникло уникальное явление – появилось много писательниц-женщин из числа придворных дам. Писали они японской слоговой азбукой, так как письмо по-китайски считалось привилегией мужчин. Излюбленными жанрами женской прозы стали роман и дневники. Первым в мире романом стала «Повесть о блистательном принце Гэндзи» фрейлины Мурасаки (Мурасаки Сикибу). Герой романа Мурасаки – принц Гэндзи, родившийся от императора и Кирицубо, наложницы низкого ранга. Корейский прорицатель предсказывает, что младенцу опасно заниматься политикой, поэтому император исключает его из числа наследников. Однако, желая обеспечить будущее сына, он приписывает Гэндзи к знатному роду Минамото.
В начале романа Гэндзи – прекрасный и ветреный любимец всего двора, на него сыплются подарки и титулы. В 13 лет его женят на дочери Левого министра, однако, на уме у принца одни любовные приключения. Среди возлюбленных Гэндзи оказываются придворная дама Рокудзё, жена провинциального чиновника, дочь тудзё третьего ранга Югао, сначала воспитанница, потом жена Вака-Мурасаки. От наложницы отца Фудзицубо у Гэндзи рождается сын Рэйсэн, которого старый император считает своим. Все увлечения принца мимолетны, ни одной из его возлюбленных они не приносят счастья.
После смерти отца на троне воцаряется старший брат Гэндзи – Судзаку. Его мать, Кокидэн, начинает преследовать принца. В конце концов, он оказывается в ссылке на о. Сумо, откуда возвращается только после воцарения Рэйсэна. Новый император, узнав, что принц – его отец, возвеличивает Гэндзи. Принц поселяется с Вака - Мурасаки в отдельном дворце, однако его изменчивый нрав не исправился, что приносит много боли его  жене. После смерти Вака - Мурасаки Гэндзи замыкается в себе и погружается в печальные воспоминания. По одной из версий, роман заканчивался уходом Гэндзи в монастырь, но из-за выразительности этих страниц император приказал их уничтожить.
«Повесть о блистательном принце Гэндзи» рисует яркую картину повседневной жизни японского двора. Произведение проникнуто буддийскими мотивами предопределенности, неотвратимого наказания за безудержное стремление к земным благам. Книга Мурасаки Сикибу почитается национальным сокровищем Японии. Её 800-летие торжественно отмечалось всей страной. Японские кинематографисты создают всё новые и новые экранизации  романа.
К концу X – началу XI вв. относится знаменитый дневник фрейлины Сэй Сёнагон «Записки у изголовья». Дневник Сэй Сёнагон – прекрасный источник, содержащий не только многочисленные сведения о повседневном быте императорского дворца и различных случаях из жизни его обитателей, но и книга, полно раскрывающая мировоззрение хэйанской аристократии. Повествование проникнуто буддийскими мотивами быстротечности и эфемерности жизни, а также ощущениями «моно-но аварэ» - «печального очарования вещей». «Записки у изголовья» рисуют прекрасный мир людей, проводящих время в изысканных развлечениях. Однако жизнь их неустойчива: в любой момент милость может обернуться опалой.
 Эпоха Хэйан закончилась гражданской войной между кланами Мина-мото и Тайра. Последние были разгромлены 1185 году. Реальная власть стала принадлежать военным диктаторам – сёгунам. События войны отразились в грандиозном эпосе  - «Повесть о доме Тайра». Текст  произведения содержит много достоверных фактов, выписок из хроник, однако ради назидательности автор выбрасывает некоторые события, не вписывавшиеся в его теорию о неизбежном наказании тех, впадает в грех гордости и жестокости. «Повесть» начинается с рассказов  о несправедливостях, чинимых главой клана Тайра – Киёмори, которые вызывают длившуюся четыре года гражданскую войну. Наказание со стороны богов неизбежно для Тайра: их путь к гибели отмечен рядом последовательных неудач. Однако если бы достоинства повести за-ключались только в морали, о ней не следовало бы больше говорить. Страницы произведения населены множеством людей, влекомых неумолимым роком к гибели. Их горестная судьба вызывает у автора острое сострадание. Он славит человечность, героизм, прямодушие и честность, отвергает произвол и коварство.
Пестрый мир городской жизни оживает на страницах «укия – дзоси» - «повестей о нашей жизни» Ихара Сэйкаку (1642 – 1693). Героиня его повести «История любовных похождений одинокой женщины» – дочь знатного человека и женщины незнатного происхождения, находясь на службе у знатной дамы, влюбляется в самурая низкого звания. Шаг навстречу своему счастью оканчивается трагически: героиню прогоняют со службы, а ее возлюбленного казнят. Отныне ей приходится самой бороться за выживание, вооружившись красотой и сообразительностью. В рассказах героини, уже древней старухи, о прошлом, перед нами раскрываются картины жизни «веселых домов», знати, купечества, монастырей, городских низов. Однако положение женщины в средневековой Японии таково, что усилия героини побороть судьбу терпят крах. Тем не менее, автор полон симпатии к этой упорной, исполненной чувства собственного достоинства женщине, наблюдательной и ироничной.
Заслуженным вниманием пользуется японская поэзия. Умение писать стихи считалось обязательным для каждого образованного японца. Для европейского читателя японская поэзия, прежде всего – это жанры танка и хокку (хайку). Танка – стихотворение из пяти строк: в первой и третьей должно содержаться по 5 слогов, в остальных – по 7. Хокку – стихотворение всего из трёх строк: первая  и третья  - по 5 слогов, вторая – 7. Краткость японского стиха – это способность сказать многое в немногих словах. Поэт набрасывает несколькими штрихами картину, которую читатель должен достроить и внутренне пережить, опираясь на своё воображение. Переживания, вызванные поэтическим образом, духовное сотворчество читателя и создателя – вот задача японской поэзии.
В войнах XV- XVI вв. сложилась идеология самурайства – военного сословия Японии, традиции которого вызывают большой интерес в Европе и России сегодня. Основными качествами самурая были преданность сюзерену, усердие во всех поручениях или делах, почитание вышестоящих, любезность в общении, храбрость, служение долгу, хладнокровие, выносливость, искренность, следование кодексу чести воина (бусидо). Простота проявлялась в скромности жизни, отказе от роскоши, умеренности во всем.
 Главной целью жизни самурая было служение господину, за которого он в любой момент должен был без раздумий пожертвовать собой. В свою очередь, господин обязан был обеспечивать своих самураев снаряжением для похода, награждать, вовремя платить содержание. В случае смерти господина знаком высшей верности было самоубийство самурая вслед за ним – цуйфуку. Высшей ценностью для самурая был его меч. Мечи заказывались у знаменитых мастеров. Процесс создания меча обставлялся как таинство: мастер заботился о ритуальном очищении тела и души, одевался в специальные одежды, обвешивал мастерскую талисманами из рисовой соломы. Хороший клинок мог выковываться в течение десяти лет. Мечи служили как для военных действий, так и для совершения обряда сэппуку. Сэппуку делался в случае потери чести, невозможности выполнить приказ господина, как выражение протеста, кара за проступок. Чаще обряд проходил вечером или ночью. В присутствии свидетелей воин, одетый в белые одежды, вспарывал себе жи-вот. Его помощник, кэйсяку, в то же мгновение отрубал ему голову. Считалось, что кэйсяку переходит честь погибшего. Перед смертью, по традиции, самоубийца писал последние стихи.
Одной из составляющих самурайской культуры была чайная церемония. Она была доведена до совершенства мастером Сэн-но Рикю (1521 – 1592). Целью чайной церемонии было изменение состояния сознания благодаря созданию атмосферы глубоких симпатий. Для этого стали строить специальные хижины на деревянном или бамбуковом каркасе с глиняной или земляной штукатуркой. В домике были небольшие, расположенные на разной высоте окна, заклеенные полупрозрачной бумагой. Единственным украшением интерьера была ниша – токонома, где помещали картину или композицию из цветов.
Оригинальным явлением японской культуры является гравюра.  Расцвет её приходится на XVIII в. Чтобы сделать гравюру, художник  создавал рисунок на прозрачной бумаге и приклеивал на доску из дикой вишни, после чего резчик переносил на нее изображение. С доски делалось несколько отпечатков, на которых помечались места, которые должны быть одного цвета. С них вырезалось еще несколько досок с соответствующими выпуклыми местами, чтобы печатать гравюру в несколько красок. Резчики подразделялись на мастеров высшего разряда, делавших самые сложные детали, и низшего, которым доверялись вещи попроще. Цветные гравюры впервые отпечатал бывший актер и книготорговец, открывший в 1716 г. свое издательство в Эдо, Окумура Масанобу. Сначала он использовал два цвета – розовый и зеленый, а позже прибавил еще два – синий и желтый. Масанобу также первым стал печатать гравюры из нескольких частей, а также в виде длинных узких полос для наклеивания на столбы – опоры дома. Во второй половине 18 в. гравюры печатали уже с 30 – 40 досок.
Выдающимися мастерами гравюры являются Утамаро Китагава, Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ.
 Утамаро  Китагава (1753 – 1806) рано овладел мастерством живописца. Художник делал рисунки с натуры, тщательно изучал свет. В 1788 г. он издал «Книгу насекомых», «Книгу птиц» и «Книгу раковин» с использованием перламутровой пыли и выпуклой печати. Но больше всего Утамаро прославили гравюры с изображением женщин. Он создает серии «Испытание верной любви», «Десять красавиц» «Большие головы» - погрудные портреты. Главной задачей художник считал передачу чувств и настроений моделей. В 1806 г. Утамаро напечатал гравюру «Хидэёси и пять наложниц», которая была воспринята властями как сатира на правящего сёгуна. Он был брошен в тюрьму и 50 дней  провел со связанными руками. Вскоре художник  умер.
Кацусика Хокусай (1760 – 1849) получил известность благодаря пейзажным гравюрам («Тридцать шесть видов Фудзи», «Водопады», «Мосты»), зарисовкам (манга) животных, героических эпизодов и сцен из обычной жизни (рис.47). Кипением  повседневной деятельности наполнены серии гравюр Хиросигэ Андо (1793 – 1858) «Сто видов Эдо», «Сто пей-зажей различных провинций», «53 станции Токайдо». Гравюры Хокусая и Хиросигэ оказали влияние на французских импрессионистов, а через них и на европейское искусство конца XIX - начала   XX вв.
               
               
8.3. Вклад стран Дальневосточного региона в развитие технологий и техники

Дальневосточная цивилизация сделала значительный вклад в изобретение новых технологий производства и развитие техники. В IV - VI вв., в эпоху династии Тан Китай подарил миру фарфор. Стенки некоторых фарфоровых изделий были не толще листа бумаги. В Европе верили, что фарфоровая посуда имеет волшебные свойства. В частности, что она рассыпается от соприкосновения с ядом.
В области военной техники прославились китайские стенобитные орудия и метательные машины. В VII в. Сун Сымяо описал процесс изготовления пороха. Набитые порохом ракеты использовались как зажигательное средство. Уже в XIII в. китайцы знали огнестрельное ору-жие.
Книгопечатание с деревянных досок стало известно в Китае в VI в., а уже в XI в. Би Шен изобрёл печать с помощью разборного глиняного шрифта. В 1390 г. в Корее появилась печать с помощью бронзовых разборных шрифтов.
Во время Имджинской войны, которую Корея вела с Японией
корейский адмирал Ли Сун Син (1545 – 1598) создал новый тип боевого корабля – кобуксон (корабль – черепаха), верхняя палуба которого обшивалась листами железа, а на борта крепились шипы, препятствовавшие абордажу