Беседы с мудрецами Александр Кумор

Елена Пацкина
Явившийся на мысленный призыв нашего медиума польский афорист Александр Кумор бодро вступил в беседу.


М. – Уважаемый господин Кумор, предыдущий наш собеседник Габриэль Лауб высмеял мой журналистский штамп (кстати, очень распространенный) о «наших тяжелых временах». Но разве такое выражение не оправдано, если мы говорим о переходном периоде от одного строя к другому, периоде распада большой империи, криминального беспредела, бедственного положения основной части населения, отсутствия ясной цели и внятной идеологии и постоянных межэтнических конфликтов? Разве этот уникальный период в истории России мы не в праве назвать тяжелым?

А.К. – Мы живем в особые, небывалые времена. Уже тысячи лет.

М. – Что же, с этим не поспоришь. Вероятно, мы так чувствуем потому, что для каждого человека жизнь предыдущих поколений – это история, а его собственная жизнь – всегда дебют.

А.К. – Мы дебютируем до самой смерти, да и смерть – тоже дебют.

М. – Безусловно. Именно поэтому перед каждым человеком всегда встают одни и те же вопросы, которые мы называем «вечными». Например, что первично: яйцо или курица?

А.К. – В споре о том, что было раньше – курица или яйцо, я бы высказался в пользу петуха.

М. – Замечательно. Но от вечных вопросов не всегда удается отшутиться – иногда приходится отвечать всерьез.

А.К. – На вечные вопросы обычно даются временные ответы.

М. – Да, ответы все время меняются. Например, о равенстве и братстве людей. В нашем обществе при социализме считалось аксиомой, что люди рождаются равными, а теперь нас убеждают, что человеческое неравенство – закон природы. При этом имеет место смещение понятий: природа одаряет людей по-разному, но перед законом все должны быть равны. А Вы как думаете?

А.К. – Все люди рождаются равными и до самой смерти против этого борются.

М. – Увы, это так. Но достойный человек все равно должен всю жизнь отстаивать в борьбе идеалы Свободы, Равенства и Братства, не правда ли?

А.К. – В борьбе за правое дело иногда проигрывает дело, а иногда правота.

М. – Значит, у Вас нет веры в победу добра?

А.К. – Вера ожидает невероятного.

М. – А разве не вера в свою правоту придает людям силы в борьбе?

А.К. – Вера горами движет. Даже теми, которым лучше бы стоять на своем месте.

М. – Да, иногда в результате борьбы за лучшую жизнь люди получают еще худшую, чем прежде.

А.К. – За иллюзии расплачиваются действительностью.

М. – Вы думаете, что этот мир как-то исправить невозможно?

А.К. – Уже не одно столетие делаются попытки исправить мир при помощи взрывчатых веществ.

М. – К сожалению, это так. Ни войны и революции, ни многообещающие реформы, как правило, не обеспечивают  достойной жизни большинству населения.

А.К. – На свете осталось много беспорядка после тех, кто хотел привести его в порядок.

М. – Да, в нашей стране вместо свободной, безопасной  и безбедной жизни мы получили развал экономики, нищету большей части населения, полное беззаконие и разгул коррупции. А главное: у многих людей осталась одна цель в жизни – разбогатеть любыми способами. Все мы стали рабами денег.

А.К. – Большая разница: быть рабом денег, которые у тебя есть, и денег, которых у тебя нет.

М. – Да, когда их нет, это рабство особенно горько. Почему люди не могут жить в любви и взаимопомощи, по-братски, как заповедали все Учителя человечества?

А.К. – Творец, даровав человеку локти, приспособил его к жизни в обществе.

М. –  Как это грустно. Ведь в таком обществе и богатство редко делает людей счастливыми. Что надо человеку для счастья?

А.К. – Перечисляя то, что нам нужно для счастья, мы нередко забываем добавить себя.

М. – Конечно, условия для счастья человека – в нем самом. То есть в его способности находить счастье не где-то, а в себе. Как замечательно сказал Шамфор: «Счастье дается нелегко: очень трудно найти его в себе, и невозможно – в чем-либо другом». Боюсь, что такое счастье – удел философов. Обычный человек ищет его в любви. Если не в реальности, то в мечтах.

А.К. – Каждый мечтает получить такую любовь, которой он не заслуживает.

М. – Заслуги здесь не имеют значения. Ведь обычно любят не за что-то, а несмотря ни на что. На этот счет есть много поговорок. В частности, «любовь зла – полюбишь и козла». Грубовато, но по существу верно. И разум тут не при чем.

А.К. – Любовь не спрашивает мнения разума, но обычно заставляет его платить.

М. – Как? В буквальном смысле слова?

А.К. –  К числу эрогенных зон следует отнести и бумажник.

М. – Конечно, бывает и так. Но ведь иногда люди платят гораздо дороже: несчастная любовь ломает им жизнь.

А.К. – Жизненный путь многих из нас усеян волосами, вырванными из головы.

М. – Как Вы считаете, влюбленные мужчины и женщины ведут себя по-разному?

А.К. – Влюбленная женщина готова на все для мужчины. Влюбленный мужчина готов все это принять.

М. – Значит,  женщина чаще способна на жертвы? А ведь ее избранник нередко – совершенное ничтожество.

А.К. – Кто готов принести жертву, всегда найдет подходящий алтарь.

М. – Увы! Иногда такая слепая готовность к жертвам граничит с преступлением. Ведь немало зла совершалось из-за любви. Тогда возлюбленный может первый осудить ту, которая согрешила ради него.

А.К. – Грех, совершенный ради нас, не может быть тяжким.

М. – Это как сказать! К счастью, большинство женщин относятся к любви не столь истово и к сильным страстям не готово.

А.К. – Для многих женщин пережить любовь значит обсудить ее с подругой.

М. – Это происходит обычно до замужества. Потом подруга уже не нужна и даже опасна. Все-таки женщины стремятся к браку. А мужчины?

А.К. – Из двух состояний – брачного и безбрачного – мужчины предпочитают среднее.

М. – Да, многие мужчины ухитряются совместить уют домашнего очага с утехами холостой жизни. Святых среди них мало.

А.К. – Грешной жизни многих святых позавидуешь.

М. – Это верно. Зато остаток своих дней они каялись и вели аскетический образ жизни.

А.К. – Не слишком трудно быть ангелом, если ты бесполое существо.

М. – Вы хотите сказать, что в старости быть аскетом не заслуга, а печальная необходимость?

А.К. – Старость приходит слишком поздно – когда у нас уже нет сил.

М. – Когда не остается сил, это не жизнь, а прозябание.

А.К. – Старость печальна. К счастью, она проходит.

М. – Но пока человек жив, он должен не опускать руки и заниматься любимым делом. Если ушла любовь, то осталась Муза.

 А.К. – Муза – единственная женщина, способная оплодотворить мужчину.

М. – А если он утратил потенцию?

А.К. – Состояние творческой импотенции, увы, не мешает творить.

М. – Да, мы это видим на каждом шагу. Особенно читая новые произведения знаменитостей давно прошедших лет.

А.К. – Последним словом многих писателей должно было быть молчание.

М. – Довольно часто это не молчание, а мемуары. Ведь знаменитые люди прожили необыкновенную жизнь, общались с незаурядными людьми, много передумали и перечувствовали и умеют интересно об этом рассказать.

А.К. – Мемуары нередко повествуют о жизни, которую мемуарист хотел бы прожить.

М. – Это верно. Все мы хотели бы прожить лучше, чем у нас получилось. А изменить уже некогда – жизнь коротка.

А.К. – Говоря «жизнь коротка» – мы высокомерно примеряемся к вечности.

М. – Нет, на вечность мы не замахиваемся, но хотелось бы прожить жизнь, не болея. Ведь столько болезней подстерегают человека с возрастом!

А.К. – Больше всего тех болезней, которых мы больше всего боимся.

М. – Правда, наука все время предлагает нам новые лекарства, и есть надежда, что когда-нибудь люди победят многие болезни.

А.К. – Если изобретут лекарство, изобретут и болезнь.

М. – Действительно, так и происходит. Но все-таки с развитием науки и вообще цивилизации жизнь людей стала легче и комфортнее.

А.К. – Цивилизация так облегчает жизнь, что скоро жизнь станет просто невыносимой.

М. – Это потому, что сегодня мы за день получаем информации больше, чем наши предки за месяцы. Нам трудно сохранять душевное равновесие: все время поступают тревожные новости!

А.К. – Беспрестанные сигналы тревоги усыпляют.

М. – Вы хотите сказать, что ко всему можно привыкнуть?

А.К. – Ко всему можно привыкнуть, за исключением нескольких тысяч вещей.

М. – Да, есть вещи, к которым нельзя привыкнуть, с которыми нельзя смириться. Но в остальном приходится приспосабливаться к реальности. Наш великий поэт сказал, что привычка – замена счастью. А Вы как думаете?

А.К. – Легче отказаться от великих целей, чем от мелких привычек.

М. – Заурядные люди, как правило, и не ставят перед собой великих целей. А для людей высокого полета главная привычка – идти к своей цели, несмотря ни на что. Правда, и плата иногда бывает чрезмерной.

А.К. – За отход от среднего уровня надо платить. Либо платишь ты, либо платят тебе.

М. – Обычно за все платишь именно ты. Но не следует держать обиду на человеческую несправедливость. Как говорится, кто все понимает, тот все прощает. Вы с этим согласны?

А.К. – Понять – значит простить или обидеться еще больше.

М. – Да, бывает и так. Но все-таки нам приходится проявлять терпимость – иначе трудно жить. Уважаемый господин Кумор, что Вы скажете на прощание нашим читателям – какой дадите совет?

А.К. – Будь терпимей к чужим ошибкам. Может быть, ты и сам появился на свет по ошибке.

М. –  На этом призыве к терпимости разрешите поблагодарить Вас за интересный и живой разговор и пожелать счастья.