Без Коломны неполна Россия

Виктор Мельников 2
               
   Литературная жизнь древней Коломны богата и многообразна. С 1997 года здесь выходит литературно-художественное издание «Коломенский альманах». Выпущено уже шестнадцать томов журнала — строго по расписанию — один раз в год, тиражом в тысячу экземпляров. Шестнадцать тысяч томов, отправленных в вечность. Красивых, умных, содержательных книг, наполненных талантливыми произведениями.
   1997 год был трудным для первого номера альманаха. В Москве, когда шахтёры стучали касками на Горбатом мосту, требуя от властей подачки, коломенские писатели в своём уездном городе ходили с шапкой по кругу и просили деньги не на хлеб, а на книгу. И многие люди не отвернулись, помогли. Их было 28 человек, как 28 героев-панфиловцев.
   Из рецензии московского критика Капитолины Кокшенёвой на первый номер «Коломенского альманаха», опубликованной в книге «Революция низких смыслов»:
   «… Фрагмент кремлёвской стены и башни, украшающий обложку «Коломенского альманаха», можно воспринимать и как символ тверди земной, и как устремлённую в будущее историю. Альманах же день сегодняшний «остановил», отлил в литературную форму и подарил коломенскому обществу, а также и всем нам — любящим русскую провинцию за свежесть и теплоту её красок, за невысокие и добротные домики, за особую печать, налагаемую на лица неторопливой жизнью».
   «Коломенский альманах» освещает сегодняшнюю литературную Коломну такой, какая она есть. Без прикрас. И надо сказать, что, когда вживаешься в его страницы, то становится действительно интересно. Это наши современники, они такие же, как и мы, а может быть, они и есть МЫ — народ, с его духовным, нравственным и историческим содержанием — наши думы и боли в обнажённой душе писателя.
Лица. Судьбы. Произведения… Читатель знакомится со своими соотечественниками, и ему становится не так одиноко. Где-то там, раскиданные по улочкам Коломны, живут те, кто любит Россию, её культуру, и среди тысячной толпы ты уже не одинок. Горят огоньки по Коломне. Альманах собрал их тепло.
 
   «Коломенский альманах» — это меньше всего провинциальное явление. Составители сборника распахнули двери для широкого круга российских авторов, среди которых, наряду с начинающими литераторами, немало маститых, известных российской литературной общественности: Пётр Проскурин, Леонид Бородин, Виктор Боков, Вячеслав Дёгтев, Владимир Крупин… То есть, «Коломенский альманах» — это факт общероссийской культуры, и в этом его непреходящее значение.
   Альманах ценен и для историка наших и — наверняка — будущих дней: он позволяет видеть, чем жили и живут в России в наше непростое переломное время, поддались ли бесовщине «гуннов от демократии» или сохранили свои традиционные православные ценности с их нестяжанием, добролюбием и соборностью.
   Литературный термин «коломенский текст», давая оценку альманаху, ввёл профессор Александр Петрович Ауэр, подчеркнув преемственность традиций коломенских мастеров слова от Лажечникова и до наших дней. Без преувеличения можно сказать, что главной темой этого издания является любовь к малой Родине в её прошлом, настоящем и будущем. Это издание делается людьми творческими, сочетающими в своей работе всё лучшее, что отличает литераторов великой российской столицы и великой российской провинции.
   Да, духовный свет не погас. Свидетельство тому — шестнадцать номеров альманаха, без перерыва — 1997, 1998, 1999, 2000… И каждый выпуск — это культурное, общественное событие не только для города и области, но и для многих почитателей настоящей, полнокровной литературы.
   «Коломенский альманах» обладает всеми достоинствами и качествами, присущими серьёзным традиционным русским изданиям: масштабом осмысления проблем, уважения к слову, ощущением себя частью Большой культурной традиции. Достаточно сказать, что ещё в 2005 году альманах ввёл обязательное употребление буквы «ё» в тех словах, в которых она есть по зафиксированному в словарях правописанию. Сделав этот шаг, редколлегия выступила в защиту литературных норм русского языка.
Если в первом номере в альманахе присутствовали только традиционные разделы, такие, как «Проза», «Поэзия», «Переводы», «Беседы о литературе», то с каждым номером эти рубрики дополнялись новыми: «Книга в альманахе», «Писательские судьбы», «Родимая сторона», «Духовная нива», «Наше наследие», «Новейшая история», «Исторические чтения», «Восхождение к Достоевскому», «Гражданин Коломны», «Писатель о писателе». Даже из одного перечисления этих разделов видно, что творческий коллектив стремится расширить границы альманаха, вовлекая в свою орбиту новых авторов — священников, историков, литературоведов, краеведов, философов, отдавая значительные печатные площади молодым талантам. Альманах за все свои годы так и не стал коммерческим изданием. Лишь малая толика его попадает в книжные магазины. Он поступает во все городские, школьные и районные библиотеки. Его включают в презентационные комплекты для гостей города, которые, открыв и прочитав, потом шлют восторженные отзывы со всех концов России. Редакционный актив, сплотившийся за эти шестнадцать лет вокруг альманаха, ведёт большую просветительскую работу, организовывая при поддержке или совместно с администрацией города, с другими изданиями и творческими союзами выставки, презентации, встречи с интересными людьми, помогая возрождать уникальные памятники архитектуры и литературы, вырывая из забвения многие имена великих земляков. За шестнадцать лет своего существования на страницах альманаха опубликовано более 800 произведений.
   С 2005 года приложением к альманаху стала выходить серия книг «Библиотечка «Коломенского альманаха» — что-то вроде авторского бенефиса, — где печатаются произведения самых ярких представителей коломенской словесности. «Коломенский альманах» не оставляет равнодушным никого, кто берёт его в руки. Это жемчужина коломенской литературы, ставшая частицей древнего города.
   За эти годы альманах зарекомендовал себя как солидное, авторитетное и уважаемое издание, равных которому в России найдётся немного. О его уникальности писали «Литературная газета», журнал «Москва», газета «Литературная Россия». Высокую оценку дал писатель Валентин Распутин:
   «Сейчас новыми изданиями журналов и альманахов никого не удивить. Они появляются и исчезают, появляются и исчезают, блёклые, худосочные, как бы от «недоедания», то есть от читательского невнимания. И добиться серьёзного внимания действительно трудно. Оставаться наедине с книгой или журналом стало не принято, нового человека тянет в шум и гам, в развлечения и в искусство публичное, где пустота гулко отзывается в пустоте. Тем удивительнее судьба «Коломенского альманаха»: за десять лет он не только возраст и вес набрал, но и вкус, талант, притяжение к своим страницам, естественно и соразмерно соединил былое и настоящее, краеведение и художество, музейное дело, искусство и мемуаристику, поэзию и конечно, заслуга в этом, прежде всего, самой Коломны с её древностью, святостью, с перекликающимися в веках голосами и музейными богатствами, с воинской славой и гражданской доблестью. Но чтобы «Коломенский альманах» устоял, нужны были и преданные городу современники, разумная власть, неиспорченное студенчество.
   Вот такие издания, как «Коломенский альманах», и будут, похоже, иметь успех, когда делаться они станут не на обум Лазаря, неизвестно для какого читателя, который то ли подвернётся, то ли нет, а для своего близкого по духу и сердцу, духовно прибавляющего от родных сказаний и преданий. Государство у нас вельми большое и разное, на княжества ему распадаться не подобает, но при сбившихся, как сегодня, нравственных и духовных устоях, центростремительное движение от окраин таких молодцов, как «Коломенский альманах», нужно только поддерживать, общему делу будет только польза».
   «Коломенский альманах» стал летописью современной жизни Коломны. И если перелистать все его толстые книги, то можно услышать дыхание нашего времени.
Уже девять столетий живёт Коломна на страницах книг. Коломенский текст — ровесник Москвы, ровесник России: ведь начинался он с великих памятников древнерусской литературы — Лаврентьевской летописи, «Задонщины», «Сказания о Мамаевом побоище».
   «Коломенский альманах» собрал вокруг себя тех, кому дорого слово о Коломне, слово о России, кто стремится сохранить традицию коломенского текста. Прозаики, поэты, историки, искусствоведы, краеведы создают этот коломенский текст, а щедрые душой друзья и помощники альманаха помогают воплотить на его страницах Слово, без которого — истинно — не может быть у нас ни Памяти, ни Надежды.