Русская Мадонна

Просто Валерия
           Женщина идёт по облакам, похожим на землю.  А может быть, это земля похожа на облака. «Богоматерь с Младенцем» - один из эскизов росписи Владимирского Собора, не цветной, без излишней детализации. Только двое – мать и дитя. А вокруг – звёздное небо и ореол света. В Третьяковской галерее и в Доме-музее Виктора Васнецова есть более поздние варианты картины, написанные маслом. Но эта – особенная. Поразительно, как удалось художнику создать такой эффект без использования ярких красок – только разные оттенки серого и чёрного на белом фоне

           Чаще всего Мадонна, изображённая на картинах,  поглощена своим ребёнком: любуется им, кормит, играет. Иногда её одухотворённый взгляд устремлён вдаль, но при этом руки обнимают малыша, оберегая его от  земных невзгод. А ребёнок занят своим делом: рассматриванием цветка, изучением книги, созерцанием окружающего мира. И лишь на немногих полотнах Мадонна несёт своего сына навстречу нелёгкой судьбе.

              Виктор Васнецов писал «Богоматерь с младенцем» с натуры – это его жена Александра и один из сыновей. Однажды они вышли на вечернюю прогулку. И вдруг мальчик восторженно потянулся вперёд и всплеснул руками, увидев цветущий весенний сад. Этот порыв был неповторим, но художнику оказалось достаточно увидеть его даже на короткие мгновения.

           Безусловно, Виктор Васнецов находился под влиянием «Сикстинской Мадонны». Та же композиция: легко ступая по облакам, мать несёт своё дитя людям. То же ощущение внутреннего света, любви и красоты. И всё же это совсем другой образ. Если у Рафаэля Младенец доверяет свою судьбу Матери, у Васнецова он сам протягивает ручонки вперёд, навстречу людям, как бы ускоряя ход событий. Он ещё мамин ребёнок, но, в то же время, уже не принадлежит ей. Она знает, что ему предстоит, но знает также, что не имеет права помешать этому и что очень скоро придётся отпустить его с небес на землю.
 
             Такова участь любой матери. Недолго доводится  держать ребёнка около себя - сначала носить на руках, потом водить за ручку. И это справедливо: родители дают ребёнку жизнь не для того, чтобы он всегда был рядом и исполнял их желания. Едва встав на ноги, ребёнок ищет свой путь. А образ Матери навсегда остаётся для него самым светлым и святым, как на этой удивительной картине.