Коробейниковский крестный ход 2012 года

Сергей Шалинский
       Через неделю после окончания крестного хода взял благословение на написание короткого очерка, но обнаружил, что желание что-либо писать вдруг исчезло. Весьма неожиданно, но мне это понравилось. После крестного хода в 2011 году мне стало понятно, что духовные переживания относятся к области личных отношений Бога и крестоходца, и потому не надо выкладывать сокровенное на всеобщее обозрение. В подобных очерках достаточно будет короткого повествования и общих размышлений. Если кому-либо интересны исторические и географические данные, то прошу посмотреть статьи по Крестным ходам в 2009 - 2011 г.г.

       Крестный ход начинается задолго до назначенной даты. Он в душеполезных размышлениях о духовных плодах предыдущего и о целях следующего крестного хода.

       Несмотря на тщательную планировку отпуска, завершение текущих дел на работе, были искушения и лукавые помышления не принадлежащие мне: «Зачем идёшь? Тебя ожидают лишь трудности и никаких удовольствий». Что не моё, то не мое, и оно отбрасывалось возмущённым духом. Было ясно, что участие в крестном ходе возможно лишь при условии, если Господь сподобит.

       Основная цель неожиданно обозначилась одним словом. На вопрос заданный мне по телефону: «Как вы там живёте?», сказал первое пришедшее на ум,- спасаемся. Действительно, спасение есть первейшая цель жизни православного христианина. Всё остальное вторично. В крестном ходе многие обстоятельства благоприятствуют этому.

       Со времени прошлого крестного хода, продолжил размышления о целях и необходимости для христианина подобных мероприятий. В крестном ходе можно исполнить то, чего невозможно достигнуть в обычной мирской жизни. Общие размышления не случайны т.к. несмотря на опыт, всё равно пытаешься определиться с личными целями.

       Нынешний крестный ход, с 24 июня по 01 июля, проходил в весьма экстремальных условиях. В течение шести дней нас преследовала аномально жаркая погода. В полдень температура в тени достигала 38°С. На небе ни облачка. По пути движения всего лишь четыре стоянки, где можно было отдохнуть в тени, все другие на солнцепёке. В течение дня требовалось не менее пяти литров воды, и это не считая чая за трапезой. Всё остальное традиционно и обычным порядком: подъём в пять часов, утренние молитвы, «зализывание ран», умывание, завтрак, сбор палаток и вещей, молебен, окропление святой водой, построение колоны и в путь-дорогу.  За день проходили от тридцати пяти до двадцати километров. В пункте ночёвки повторное разворачивание палаток, умывание, обработка ран, ужин, вечерние молитвы, соответствующая подготовка к Святому Причастию и отбой.

       Мы, слабые духом и телом, изнеженные до невозможности, любящие вкусно и много поесть, сладко попить, подольше поспать и не где-нибудь, а в тёплой и мягкой постельке, неспособны перенести даже такие испытания. Абсолютно уверен, что без Божьей помощи и помощи Пресвятой Богородицы, нам грешным, одолеть этот путь будет трудно.
Добровольные страдания тела и озлобление его через ограничение в пище, зной, дожди, комаров, короткий сон, боли в ногах от потёртостей и значительные физические нагрузки ослабляют власть тела над духом.

       Крестный ход – это длительное богослужение: молебны, акафисты в течение дня, вечерние службы, литургии, утренние и вечерние молитвы, постоянная Иисусова молитва в пешем ходе и так на протяжении семи дней постоянное общение с Богом, Пресвятой Богородицей и святыми. Как свидетельствует опыт святых отцов,- человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем. Как воины Христовы мы бьёмся с грехом за чистоту своего сердца. Исповедуясь не щадя себя, подвергаем гордость добровольному страданию.

       Крестный ход – это, по сути, лечебный стационар для души и ежегодное профилактическое лечение. Собственно, это, так же как и лечение для хронических больных, которые ежегодно проходят необходимые курсы стационарного и амбулаторного лечения. Цель простая и понятная: улучшить состояние физического здоровья и пожить подольше. В нашем случае цель несколько иная - духовное лечение и спасение. Обычная жизнь в миру предлагает мало возможностей для этого. Конечно же, надо придерживаться определённых правил, способствующих нашему движению к спасению: ежедневно молиться и, не просто вычитывая исполнять правило, а молиться умом, погружаясь в молитву или хотя бы находиться в её русле понимая содержание. Молитва, привлекая благодать, просвещает грешный ум. И он становится способным видеть множество грехов творимых тобой. Уже само осознание совершённого греха понуждает к самоукорению и последующему сокрушению духа. И вот ты приблизился, но ещё стоишь далеко от нищеты духа, первейшей заповеди Блаженства. От крестного хода до крестного хода стремишься вести благочестивую жизнь, постоянно читать душеполезные статьи и книги, смотреть видео лекции, изучать апостольские послания и Ветхий Завет вместе с преподавателями-миссионерами, читать Евангелие и его Толкования. Всё это душеполезно и необходимо для христианина. Крестный ход же позволяет дополнительно встряхнуться и очистить себя от грязи нашей грешной жизни.

       Состав моих спутников в крестном ходе всегда был разным. В этот крестный ход мы пошли вдвоём, с дочерью Ольгой. Мне как отцу невероятно повезло, так как  подобное общение родителей с детьми, тем более в такой высоко духовной обстановке многодневного крестного хода, выпадает редко. Думаю, что и для дочери наше общение было не бесполезным.

Так незаметно мы дошли до села Коробейниково.

       Колона дружно вошла в храм Казанской иконы Божией Матери и очередь медленно потекла к Её чудотворному образу. Это была вершина всего нашего дела. Каждый молился о своём и за всех. Крестоходцев, приложившихся к образу Богородицы, стоящий рядом священник обильно кропил святой водой.

       Последний день крестного хода насыщен многочисленными делами. Если раньше можно было не спешить, всё равно успеешь, то последний день надо было прожить по чёткому расписанию.
Выйдя их храма, мы определись на стоянке, установили палатку, привели себя в порядок, сходили на исповедь, омылись в святом источнике, поужинали и пошли на вечернюю службу. К часу ночи пошли на крестоходскую Литургию. Традиционно её служили священники, шедшие с крестным ходом. После Причастия Святых Даров коротко поспали. В девять утра началась праздничная архиерейская служба, завершившаяся крестным ходом вокруг территории храма.
Вот и закончился очередной Коробейниковский крестный ход, как короткий эпизод в крестном пути православного христианина…

Спасибо Господи за всё!

Спасибо, что сподобил нас на это путь духовного делания.

Спасибо Пресвятая Богородица за возможность лицезреть Твой светлый образ! Надеюсь, что не в последний раз мы встречаемся с Тобой.


20.07 – 24.11.2012 г.