Бизнес есть бизнес

Иг Зав
 В 1993 году всё окончательно распалось. Страна СССР перестала существовать. Деньги, как таковые, перестали платить. Плановых работ не было. Министерства упразднялись и входили в состав непонятных объединений. Подразделения ведущих институтов преобразовывались в акционерные общества, а начальники отделов становились Генеральными директорами. Никто ни за что и не за кого не отвечал и каждый, от министра до уборщицы выживал сам, как может. Кто-то торговал на рынке, кто-то работал сторожем, кто-то подался в челноки. И все вместе упивались дешевым ( не по обесценившимся деньгам ) «роялем» и ждали грядущих баснословных выплат по ваучерам.
    Это время еще ждет своего летописца, а я к ним не отношусь.
    В общем, в начале 1994 года начальство сказало нам честно: « на работу можете ходить или не ходить, а денег вам платить не будем».
    За моей спиной уже был определенный ( в узких военно- морских кругах ) авторитет и востребованность. Чего стоил один фамильный вызов телеграммой министра  на сдачу очередной ПЛ. Мне директор сказал: « одного не понимаю, почему прошу командировать именно Завиловича, а не вашего представителя?» И сам полет во Владивосток с привлечением зам. Министра авиационной промышленности, который доставал лично мне билет на самолет, так как иначе улететь за тариф было невозможно. Все билеты в открытую скупали по двойному- тройному тарифу челноки, летающие за шмутками в Китай.  Я воспользовался возможность и  улетел во Владивосток через Южно-Сахалинск, благо с него уже был снят режим погранзоны, а я давно уже хотел посетить своего однокашника Колю Петрика, занимавшего высокую должность начальника сахалинского УГМС.
    В это бестолковое время мой сын, только закончивший ЛТА и не нашедший работу по специальности, сначала устроился в одну коммерческую организацию, занимавшуюся торговлей пиломатериалов заграницу, потом, после конфликта с исполняющим обязанности директора, другую коммерческую организацию, и наконец, с сокурсниками открыл свое дело.
    Все перипетии бизнеса происходили вживую на моих глазах, и я только удивлялся, насколько все просто и, порой, опасно.
   Так, во второй организации, состоящей из мамы и сына, имевших английское гражданство, но русских, мой сын получал 100- 150 долларов в месяц, непонятно за что. Фирма коммерческой деятельности практически не вела. Хотя была зарегистрирована и снимала офис в бойком месте, в центре,- на Загородном проспекте. Мать объясняла, что жить на пособие в Англии невозможно, а здесь- хватает и на жизнь, и на аренду, и еще остается. Правда, нужно хотя бы раз в год какую- либо коммерческую операцию проводить. И иметь в найме кого-либо из аборигенов. На роль аборигена мой сын подходил идеально. Правда, первая же коммерческая операция закончилась крахом. Отгруженный товар не прошел по каким-то критериям, и не был оплачен. Фирма- поставщик для выбивания долга наняла бандитов. Они ( в центре Петербурга!) ворвались в офис с автоматами, положили всех на пол, и избили сыночка бизнес-леди, пообещав более крутые санкции. Мой сын, естественно, больше на работу не вышел, а дама еще долго звонила мне домой, требуя, чтобы сыночек обеспечивал функционирование офиса.
     С открытием собственной фирмы всё обстояло тоже не так просто. Правда ( к счастью ) все подробности я узнал много позже. Зарегистрировав ( без проблем ) АОЗТ, сняв офис в задолбанном   неплатежами Мостстройтресте , договорившись о площадке, дитё поехало по леспромхозам добывать товар. Товар был, но только отпускали его за наличку. Налички не было, и тогда дитё берет кредит 20 тыс. долларов под залог моей 3- комнатной квартиры, в которой все мы живем.  Моего согласия Энергомашбанк почему- то не запрашивает. Видимо, уверен, что сумеет каким-то способом выселить меня при неуплате долга. Условия возврата долга крутые. Мало того, что 5 тыс. долларов берется просто за услугу, 2 тыс долларов каждый месяц составляет маржа, плюс по 4 тыс. долларов- возврат долга. 
   Товар отгрузили, разгружать ( иначе оплата простоя вагонов ) я мобилизовал всю деревенскую родню, а дальше, при помощи гиперинфляции (100% в месяц), всё пошло. И долг отдали, и бизнес пошел по спирали.
   Для моего сознания, конечно, все эти повороты просто невозможны. Я ,конечно, по жизни влезал в долги ( при покупке машины, квартиры, гаража ), но за пределы годового суммарного бюджета не вылезал никогда. Всё прошло помимо меня- и слава Богу!
   Побездельничав какое-то время в деревне и выпив весь припасенный рояль, я решил открыть своё дело, наивно рассудив, что на всю нашу организацию у ВМФ денег нет, но для меня-то одного найдется какая-то сумма. И в голову не приходило, что лодки не будут строиться и выходить в море! Не говоря уже о режимах допуска и лицензиях.
   Открыть ЗАО оказалось очень просто. И счет в банке, и печать. Но вот дальше… . Очень симптоматично, что мой бизнес- чемоданчик распахнулся и все учредительные документы разлетелись по проспекту Косыгина от моего дома до проспекта Наставников. Документы, с горем пополам, я собрал, но ни одной коммерческой операции так и не провел. В общем, уже осенью я вернулся на работу, а фирма еще 5 лет висела на мне головной болью ежеквартальных и годовых отчетов в налоговую инспекцию ( за мои заработанные на основной работе деньги), пока не пригодилась сыну при очередном катаклизме.
   Правда, я побывал и Генеральным, прочитал много книжек по бухучету и бизнесу, пока не понял окончательно и бесповоротно, что это- не моя стезя.