Попутчики...

Галина Софронова
Вспоминая те события,то время,и слегка ностальгируя,попробую передать эту историю не исказив и не упустив ничего из услышанного.А ведь все услышанное было в действительности так,а не иначе...
Ташкент, конец 80-годов.Я сажусь на поезд до Москвы,а моими попутчицами до самой столицы были такие же молодые ,как и я,женщины.Распрощавшись с провожающими, все вошли в свое купе,помахивая в окно и посылая воздушные поцелуи.Поезд тронулся:за окном пошли,а потом и побежали перрон с провожающими,и вот уже все это позади,охи,вздохи и вот поезд пошел ровно и уверенно,слегка покачиваясь с боку на бок.Женщины расселись не по своим местам, а так ,где пришлось и наступил момент,когда все разом замолчали,кто полез за билетом,кто упрямо смотрел в окно,кто-то переводил часы.Вскоре послышался голос проводника,призывающего приготовить билеты.Когда с формальностью было закончено,белье получено,стали по очереди стелить постель.Вот и забелели наши постели, кто-то прилег, кто-то пошел переодеться.А дальше зашуршали сумки,и на постеленную салфетку ложатся обжаренные куры, яйца,огурцы ,лаваш...Познакомившись,мы начали угощать друг друга,сначала стесняясь,но вскоре шутки и смех побороли неловкость .Всем нам знакомо чувство новизны и доверия,возникающее в поезде.Всего час назад мы были незнакомы,у каждого своя жизнь ,свои тайны и боли,свои радости и удачи!Но, попадая в поезд,да еще и в купе! под ритмичное постукивание  вагона,да под общее угощение, когда все так аппетитно, мы начинаем видеть в своих попутчиках милых, приятных людей,да что там милых - родных людей,которым можно рассказать о себе все,ну почти все!
Это общеизвестный факт,все попадают под обаяние этого наваждения...
Вот и мы , четыре женщины образца 80-х ,попали в эти мягкие гипнотизирующие лапки.
После застолья кто-то пытался читать,но плохое освещение в купе не способствовало этому,кто-то пытался смотреть в окно,стремясь различить в бегущем пейзаже хоть какую-то зацепку, но скорость поезда не позволяла любоваться окружающей местностью.Я лежала на спине, но съеденное в застолье,мешало лежать , и я села.Полка была нижняя, и ,лежавшая напротив Татьяна,улыбнувшись мне,как бы приглашая к разговору...Сверху упала газета.Татьяна подняла ее и сказала:"Что-то совсем по-стариковски у нас, тихо,скучно!Давайте хоть в карты поиграем?"
Сверху Маша и Оля согласно закивали,и компания стала рассаживаться.А за игрой да в "дурака",сами понимаете,и шутки,и смех -море эмоций!
Когда наигрались, но спать еще рано было,не помню кто предложил,если кто сейчас "дураком" останется ,то будет рассказывать интересную историю из своей или не из своей жизни.Все согласились.Накал игры еще повысился!Все хотели ,не знаю чего все хотели,но играли более продуманно и старательно.Осталась в дураках Маша.Когда ей объявили "приговор",она сначала улыбалась,потом улыбка исчезла с ее лица и она спросила:"А историю выдуманную или настоящую?"Мы почти хором:"Настоящую!!!" Маша посмотрела в окно,где как раз проезжали мост через реку,несколько секунд помолчав,выдохнула и начала свой рассказ.
"Эта история кому-то покажется неинтересной,обычной,не удивительной,но это история о моей спасенной жизни.Да!Дело было на Камчатке.Работала я в Елизово,что южнее Петропавловска-Камчатского.Это небольшой городок,я там работала,но жила я в 12 километрах от него.Каждый день ,добираясь на работу и возвращаясь с нее,совершала некий подвиг: транспорт в те годы был редким,особенно зимой,когда все заметет метровым снегом,ждешь-пождешь ,а идет автобус набитый под завязку, даже не остановится...Спасали попутки.Едет грузовик или еще какая бортовая машина - проголосуешь и ,как правило, нас всех брали,и никогда денег за это не просили!!!Не верите?Но это правда!Вот в один из таких зимних дней(около 16 часов,но зимой рано темнеет)я стояла на остановке автобуса,что бы ехать домой.На рейсовый не сесть,я голосовала...А что голосовать,если в кабинах проходящих грузовых машин сидят по2, то и по 3 человека.Сумерки сгущаются,я с двумя сумками и с зарплатой!,а народу на остановке становится все меньше...Не помню голосовала ли я в тот момент,но слышу из открытой остановившейся машины кричат:"Идите сюда!"Я увидела, кричат вроде бы мне,еще не веря в свою удачу,как только можно с сумками, бегу к грузовику,залезаю по ступенькам в кабину.Там молодой(лет 35)мужчина,улыбнувшись попросил захлопнуть дверцу кабины.И поехали.В те годы, садясь в попутку, люди разговаривали.Вот и он спросил меня -как зовут,где работаю.Я все рассказала о себе, а когда я задала ему такой же вопрос,он сбавил скорость и, повернувшись ко мне спросил:"А что, не видно кто я?"Я же не веря своим глазам,сильно струхнув,промямлила:"Нет".Тогда он сказал,что является осужденным,но ,отсидев основной срок,стал разконвоированным,даже машину ему доверили.Потом глянул на меня и в упор спросил:"Скажи,испугалась?:"Я очень испугалась,но "играла" неиспуг.Сама себе удивлялась:рядом заключенный,хоть и расконвоированный,а я молодая женщина еду с ним по дороге ,через лес,в почти полной темноте.Вокруг ни души,если что ,то и моя зарплата не поможет...Так я с перепугу взяла и спросила,сколько был срок,не озлобился ли он на жизнь?Он на это засмеялся,невесело и сказал,что сам во всем виноват,а срок был 8 лет!!!Мне стало совсем нехорошо,хотя ,как мне казалось,вида я не подавала.А он чувствуя мое состояние сказал:"Какая ты доверчивая!Разве можно к чужому мужику да еще в спецробе садиться?!Я ведь за убийство сидел..."У меня уже и во рту пересохло,и руки онемели...Он интуитивно чувствуя мое состояние,включил свой транзистор:"И о погоде,завтра -3,снег,метель..."
Впереди замаячил мой пункт прибытия.Одинокий фонарь, качаясь от ветра,пытался о чем-то меня предупредить,снега выше колена,народу никого...
Когда он затормозил,я открыв дверцу,на всякий случай предложила деньги,он резко отказался.Я поблагодарив его,зашагала на одеревеневших ногах,ступая в чьи-то следы.






Рассказывать об этом никому не стала.Возможно и забыла бы об этой истории,если бы не произошло со мной вот что...
Как-то летом пошла я с детьми на болота,а идти туда через лес.Места знакомые ,время около11 утра,дочке 7 лет, сыну 3 года...Набрали жимолости ,а ближе к болотам пошли грибы...
Это надо было видеть изобилие грибов!Устали , сели перекусить,но азарт берет свое,даже сын собирал грибы и каждый белый гриб аккуратно срезал маленьким ножичком.Время шло,и вдруг заметили,что перестали узнавать места.Я детей оставила на полянке ,велела ни шагу с места и пошла разыскивать обратный путь...Дорогу я не нашла,вернувшись к детям,как могла успокоила.Решили еще отдохнуть,перекусить.Младший заснул,дочка плакала,я же сказала,что поднимусь на небольшой холм(что недалеко от нашей стоянки).Начало смеркаться,иду я ,а дочка за мной увязалась,говорю,что бы шла к брату я скоро вернусь.Нет ,не идет!И потом вдруг:"Мама,смотри,огонек!!!"Посмотрела я в том направлении,и вправду огонек.Бегом за сыном,за сумками и пошли на этот огонек через кустарники,где через канавки,где вниз,где вверх .
Когда подошли поближе, я увидела грузовую машину и "моего"знакомого...Сердце мое выскакивает из груди,от страха за детей, я готова была вернуться назад...Вечереет,глушь,узкая проселочная дорога и я с детьми.Когда он повернулся,то не сразу меня узнал,а потом улыбнулся и сказал:"Мир тесен!" Я заплакала,за мной и дети в рев.Он спросил:"Заблудились? А я сломался.Если не будете реветь,довезу вас до дома."
Я решила покормить детей,ему предложила поесть,но он отказался.Часа два мы терпеливо ждали.Тем временем совсем стемнело.Дети,успокоенные,уснули.Я боялась смотреть на него...Вдруг слышу:"Идите садитесь,можно ехать". Осторожно разбудив детей,посадила их в кабину,погрузила и грибы-ягода,а сама в последнюю очередь .Поехали.Я тихо ему говорю,где я живу,а он сказал,что помнит!Ехали совсем недолго.Выходя из машины, я уже смело посмотрела ему в глаза и сказала:"Большое вам спасибо!До свидания!" Он засмеялся:"Я через неделю отсюда уезжаю,все сроки кончились!Поэтому скорее всего -прощай!"Я с детьми поплелась домой ,не совсем еще осознавая это счастье !

Мы, притихшие,слушали и ждали продолжения, но Маша сказала,что это вся история:"Не знаю жив ли этот человек,но часто вспоминаю его с тихой благодарностью!Ведь он спас меня и моих детей!"

Все молчали,видимо эта история тронула слушателей,заставила вспомнить что-то свое,сокровенное...
Показалась какая-то станция ,поезд замедлил ход,объявили:"Стоянка поезда 5 минут".Мы решили выйти купить местной рыбы.Еще Арал был судоходный и рыба водилась.Все купили рыбы, вернувшись в купе,уложили гостинцы и довольные едем дальше.

Следующей начала рассказывать историю  Татьяна,она волновалась и голос ее ослабел,хотя еще совсем недавно она и говорила и смеялась громче всех.:
"Сама я детдомовская.Но воспоминания о том времени у меня светлые!Хорошие педагоги,прекрасные воспитатели,нянечки тоже добрые были.Тогда еще ,кроме педагогических изысков,в ходу были сострадание и сочувствие,понимание и помощь...После 8 класса поступила я в педучилище на дошкольное отделение,уж очень я любила детей,особенно дошколят.Такие они послушные и доверчивые, что-то рассказываешь им , а они сидят на стульчиках и слушают и смотрят на тебя, и невозможно их ни обмануть ,ни разочаровать.Старалась всегда хорошо подготовиться к занятию,в конце всегда просила задавать мне вопросы.И вот я уже не на практике, а получила диплом и устроилась в детсад от механического завода.Работу любила,дети меня обожали.Года через два дали мне комнату в новом доме.Счастье было выше крыши!!!Когда дали ордер, я плясала от переполнявшей меня радости.Вскоре и новоселье справила.Соседи по квартире были молодожены.Вселялись мы в один день.И вот первая ночь на новом месте, в своем гнездышке долгожданном!Уснула я с трудом.И снится мне сон,будто пришел ко мне  на новоселье старик , седой ,маленького роста.Удивилась я , спросила где он работает,а он в ответ сказал, что давно не работает, а пришел ко мне с единственной целью ,что бы я обязательно поехала по адресу, который он мне даст ,ведь там живет моя сестра...Проснувшись, первым делом иду в ванную, а навстречу моя новая соседка :"Что снилось, соседушка?" Я ничего не помнила.Тогда она говорит:"Вспомни обязательно,сегодняшний сон -вещий  будет". Позавтракала, и только уже собираясь на работу ,вдруг этот сон прокрутился как видение, но я и имя "своей"сестры вспомнила и адрес ее!Все это записала в блокнот, а вскоре написала письмо по этому адресу.Не особо надеялась я на ответ,но ждала...Проходит месяц,я перестала считать дни,пошел второй...
Но все же ответ пришел!Действительно эта Мила оказалась моей сестрой...
Наша мать ,будучи совсем молодой девчонкой,нагуляла нас.Парень от нее сразу же отказался.Родителей ее  в то время уже не было.Умерли они.Осталась наша мама со старшей сестрой,которая в то время была уже замужем.
Когда пришел срок рожать, наша мать не могла придумать ничего лучше,как поехать к подруге на дачу.Там мы с сестрой и родились!Когда приехала мамина сестра,то взяла одну из новорожденных(больше мне не поднять!)А другую,это меня,подкинули к детдому.Мать наша не долго жила,не сложилась ее жизнь,умерла молодой..."
Тихо стало после этой исповеди,мы старались не смотреть друг на друга,кто-то стал сморкаться.
Татьяна чуть осипшим голосом спросила:"Девочки,скажите мне ,что же это за сон такой,кто мне его послал?...... Может быть мама?"

Никто не ответил,только стали громче стучать колеса по рельсам,а на глазах у всех были слезы...

Было совсем поздно, и мы потихоньку стали укладываться спать.А сон в поезде,сами понимаете- чуткий .Но,проснувшись,пусть и не выспавшись, мы стали рассказывать какие снились в эту ночь сны, потом опять застолье,смех и шутки,маленькие остановочки,потом карты,потом ,уже после обеда,незаметно явился вечер,и я почувствовала, что наступила моя очередь рассказывать.
Начала я так:" Дело было вскоре  после смерти моей мамы...Отец хоть и убивался по маме,но один долго не выдержал, привел женщину,классическую мачеху с элементами мистики и черной магии.Но я не об этом.Тяжело мне было,19 лет, остро почувствовала свою незащищенность и уязвимость, а тут и проблемы со здоровьем и нету сна и все такое...Промучавшись с пол-года,все же решила поехать подлечиться(благо,что были в профкоме сердобольные люди- дали путевку ).Путевка была в Самарский Серноводск,недалеко ехать,всего час на автобусе.Вот я и приехала.Первый день ,все знакомятся,рассказывают о себе,как и на сколько приехали... Я в комнате с девушкой Ларисой,ей 27 лет,очень милая,но грустная.
После ужина решили погулять по главной аллее.Гуляем , болтаем о пустяках,ни о чем серьезном не говорим.А потом вдруг нас как прорвало.Все порассказывали о себе,ничего не утаив и не приукрасив.Конечно, всплакнули,но Лариса ,успокоившись,стала так тактично меня уговаривать  не грустить  , ведь это ,грех,надо дальше жить!Слушала я ее,но не слышала...Стемнело.Видя, что уговоры ее не имеют силы,Лариса сказала,что пойдем уже спать, но я решила посидеть на лавочке около нашего корпуса .Сумерки сгустились,появились комары,но слезы мои лились не переставая...Вдруг слышу шаги совсем рядом, я вытерла слезы,напряглась,а приятный мужской голос спросил:"Кто огорчил прекрасную незнакомку?" .
Я ,наивная и неискушенная,от таких слов еще больше расплакалась,а когда увидела ,что подошедший старичок,то от этого еще и разрыдалась.Мне он показался каким-то родным и безоговорочно располагающим к себе человеком.
Галантно спросив разрешения присесть рядом,он продолжил беседу ,но прежде предложил мне свой чистый носовой платок,(у меня платка не было)я же от предложения воспользоваться его платком отказалась.
Он спросил,может обидел кто,но замотав головой,я сказала :"Нет ,никто меня не обижал... умерла моя мама,а мне без нее просто невыносимо,жить не хочется..."
Когда он узнал,что мама моя умерла всего 3 месяца назад,он сказал, что такое горе надолго будет в сердце,но жизнь продолжается,а про мою жизнь сказал - что  у меня впереди долгая, но трудная жизнь...И так на меня странно глянул,что я невольно задала вопрос:"Это вы мне предсказываете?"
Он не ответил,но через секунду, совсем по-отечески,добавил:"Сейчас поздно,иди к себе в номер,а завтра ,если ты не против общения со стариком,увидимся."
В номере было тихо,Лариса читала,видимо,ждала меня.Я ей вкрадце рассказала, что было после ее ухода.Немного поговорив в темноте,мы стали устраиваться поудобнее(ведь новое место!)и вскоре сон овладел нами...
Утро было яркое,жаркое и шумное.Шумели под окнами отдыхающие, уже позавтракавшие и полные сил идти на процедуры,шумели и те кто спешил к столу,громко разговаривал приемник у соседей, а в коридоре(прямо у наших дверей!)кто-то советовал как лучше всего пройти на пляж.Мы опаздывали.Поэтому кое-как умывшись ,помчались на завтрак.Не помню,что было на завтрак,но мы его просто смели.Процедуры у нас были чуть позже,и мы решили заесть завтрак мороженым.
Сели на лавочку, а тут и "мой" вчерашний знакомый.Познакомился с Ларисой,поговорили ни о чем и вдруг он предлагает:"Девчонки,хотите узнать будущее?Я вам погадаю?"
Лариса отказалась,а я ,ни о чем плохо не думая,согласилась.Начал он с того,что рассказал немного о себе.Родился в 1897 году,детей в семье было 7 человек,все "вышли в люди".Ему же посчастливилось отучиться на ветеринара и служить  в Первой Конной .Работы у него было сполна,но если случалась минутка,он занимался красноармейцами ,нет  не лечением,а предсказанием по глазам(чем вам не иридодиагностика?)Придет солдат,пожалуется на коня(к примеру,захромал),а его просят посмотреть в глаза ,ну а далее вся правда-матка о его состоянии на сегодняшний день и на будущее...Дошло и до командиров,по-тихому все ходили,всем хотелось узнать выживет ли , вернется ли домой,ждут ли его  там?
О смерти он старался не говорить,хотя видел ее в глазах тех,кому суждено было вскоре погибнуть...

При советской власти не пришлось работать с животными,много профессий сменил,но не потерял свою особенность,а ,главное,желание  - предсказывать по состоянию радужной оболочке глаза настоящее и даже далекое будущее.
Когда он начал свой сеанс со мной,я не скрывала иронии,но потом он стал говорить не совсем разборчиво и очень быстро...Я пыталась не потерять нить его откровения.
Основной его посыл был направлен на моего будущего мужа и предполагаемых детей,назвал имя будущего мужа и пол детей, потом и вовсе замолчал,будто испугался своих видений.Я спрашиваю,что же все плохо будет?Он немного помолчал, а потом довольно громко и четко сказал:"Будешь счастлива во второй половине жизни."
Поверите ли ,но он нагадал все точно: имя мужа,пол и последовательность рождения детей,мои болезни ...А главное, я действительно стала счастливой после 50 лет!  Конечно,это не то счастье,в каноническом понимании,но для меня в моем возрасте и после пережитого -все это настоящее счастье!!!Поражаюсь такому явлению среди людей- провидение или ясновидение...Поверите ли?

Мои попутчицы почему-то все молчали,и я спросила:"Простите,история без изюминки?"
Но молчание это было другого плана.Все смотрели на Олю,которая после моей истории впала будто-бы в гипноз,хотя при этом их глаз ее лились слезы.
Все стали ее расспрашивать что да почему,но ей потребовалось время , чтобы окончательно успокоиться.
Когда она заговорила,все придвинулись ближе к ней, боясь пропустить слово.
"Эта история случилась 7 лет назад,переболела я ,старалась ее забыть, но предыдущая история вернула меня в прошлое.
Как-то на святки(это начало января) мы с подругами решили погадать на женихов,кто когда выйдет замуж,ну все такое,что интересно молодым да незамужним.Нас было четверо,все комсомолки и студентки, погадать решили твердо,хотя от всех знакомых скрывали это.
Выбрали дачный домик родителей одной их нас(зная,что многие их соседи, отметив Новый год на даче ,остаются на денек-другой, был наш расчет)До полуночи мы все готовились,волновались,конечно,но как только полночь пришла сразу же приступили.А гадали мы на зеркалах.Для этого их ставили на стол под таким углом,чтобы видеть себя и пространство вокруг себя ,все выходили,оставляя гадающую наедине с зеркалами...

Первая посидела,всматриваясь в туман зеркал, -ничего не увидела,за ней вторая - тоже ничего,третья сидела дольше всех,но результат тот же...

Настала моя очередь.Я даже выразила нежелание гадать(ведь у них не получилось!?)
Но подружки наперебой стали меня убеждать попробовать и я пошла...

Села я к зеркалам,пламя свечи вырывает из темноты мои глаза,я посмотрела в зеркало,что позади,посмотрела так,как бы случайно, но вот что-то промелькнуло там,я напряглась ,но мой взгляд был направлен на зеркало прямо против меня- ведь там вместо моего отражения я увидела четко мужское лицо...!!!Это было ,наверное,мгновение,но я запомнила выражение его лица,это была мольбы о помощи....

Когда все это исчезло,я ,борясь с оцепенением от увиденного,вышла к подружкам,но они все уже спали.Я хоть и была шокирована гаданием,но, увидев спящих подруг,была еще больше поражена...На дворе послышался недовольное тявканье собаки,я выглянула в окно и увидела, что хозяйский Мухтар как-то странно(беззлобно)лает ,а что-то лежащее у крыльца его тревожит.Решила разбудить девчонок,но не получается,все в крепком сне.Боюсь, но Мухтар все громче лает... Выхожу на крыльцо, а рядом с ним лежит человек,мужчина...Страшно!Отцепила Мухтара,говорю ему:"Мухтар,охраняй меня!" Он будто понял меня ,лаять перестал, а первым подошел к незнакомцу и носом его вначале обнюхал, а потом и стал переворачивать.Я тряслась от страха,но ,видя,что незнакомец не оказывает никакого сопротивления,и не подает признаков жизни, я стала помогать Мухтару,и вскоре человек лежал уже на спине...Дальше,дальше я увидела его лицо...

лицо ,лежащего мужчины,было тем лицом,что показало мне зеркало....

Какие чувства у меня возникли?

,не знаю,но я ,изо всех сил старалась,втащить его на крыльцо.Он был без сознания,внешне не видно никаких повреждений.
Снова пытаюсь разбудить девчонок, удалось! Одна побежала в телефон-автомат звонить в скорую, а мы втроем занесли незнакомца в дом.Все были в шоке,никто ни о чем не спрашивал,лишь появление скорой внесло "оживление",но после фразы"кто поедет с пострадавшим?",повисла недолгая тишина, которую прервала я своим пересохшим от волнения голосом.В приемном покое к нам отнеслись с пониманием: сразу же  пришел доктор, осмотрел,санитары положили Анатолия(так звали незнакомца)на каталку и в отделение.Мне сказали позвонить завтра...

А назавтра ,позвонив в отделение,я смогла поговорить с лечащим врачом.По его словам выходит, что я спасла этого человека, а так как Анатолий из другого города ,то его никто и не сможет проведывать,кроме меня...Около месяца я проведывала его,много наслушалась всего и от подруг и от родных,но вскоре поняла, что он мне нравится.Сотрясение его подлечили,перелом тоже,а перед выпиской он мне открыл свое сердце...


Прощались не надолго, через 2 месяца он приехал за мной,повез знакомить с родителями.Простые люди,сразу меня приняли , как родную.
А дальше все ,как и мечтали: свадьба,дети.Скоро дочка в школу пойдет,сыну 3 года.

Вот уж много лет прошло,да разве это забудешь?
Поэтому ,веря в гадание, всем говорю, а вы готовы к тому ,что загаданное сбудется???




В купе наступила томящая тишина,никто не хотел ее нарушить...
Лишь бесстрастный голос объявил :" Мы прибываем в столицу нашей Родины -Москва!"