Дополнение к реальности

Йовил
   Лешка был гений.
Без дураков. Его еще в десятом классе «ВиртуОз» законтрактовал. Потом лабу, то есть, лабораторию выделил. Фонды. Оборудование.
   А меня с Русей он к себе выцепил, потому что мы еще со школы как-то сдружились, и ему, видимо, не доставало нашей компании. Воображение у всех троих у нас было буйное, мы часами могли бродить по городу и фонтанировать идеями, какими-то никогда не снятыми фильмами, безумным будущим, продолжениями прочитанных книг. Я, в основном, отвечал за боевку, Руся за сюжетные тонкости, а Лешка — за техническую поддержку.
   Кто-нибудь начинал: «А представьте, люди потеряли контроль над своими телами... Ну, что-то они периодически делают, но не помнят, что...»
   Другой подхватывал: «Не, их, типа, вырубает, и они бессознательно...»
«Ага, а один очнулся и видит — идет куда-то на автомате, а из всех возможностей — только плюнуть...»
   «...в кого-нибудь!»
В общем, Русю, так как он тоже был головастый, Лешка к себе в штат разработчиков взял, они даже сидели — монитор к монитору в отдельном боксе. Я же стал тестером или, как выразился Лешка, полевым агентом.
   Полевой агент, понятно, солидней звучит.
Лаба работала над виртуальными тренажерами, автоматами с виртуальной клавиатурой, технологиями оцифровки и моделирования, но Лешка попутно занимался еще одним проектом, о котором мне было сказано: «Миха, это бомба!».
   Ну а что? Нормально.
Но с «бомбой» я начал работать позже, а пока меня нагрузили видеокамерами и отправили снимать город. Связь была дистанционная, и Лешка иногда говорил мне: «Замри» или «Здесь помедленнее», или «Запускай мушку».
   Мушкой называлась миниатюрная камера, которую выстреливаешь пневмопистолетом в небо, а она сверху дает панорамное видео. Ну и опускается потом. У нее пропеллерчик небольшой, чтобы медленно.
   Вот я мушку и запускал.
Прохожие, конечно, шарахались. Ну, как бы странный парень, увешанный «глазками», стебельками да клипсами мини-камер, шизик не шизик, но с пистолетом — поди знай, что у такого на уме. Может, это я только по первости в воздух стреляю, предупредительными.
   Прикольно было.
Полицейским-то я разрешение на видеосъемку показывал.
   Наверное, где-то две недели снимал. Городок у нас небольшой, но старинный, торговый, купеческий, в центре дома крепкие, стены из царского еще кирпича, в полметра, если не больше, два-три этажа, фасады где с колоннами, где с атлантами-кариатидами, где с портиком цельным или колоколенкой наверху. Красиво, на самом деле. Кое-где даже государством охраняется. То есть, эти, таблички висят. А в стороны от центра — кварталы попроще, бывшие ремесленные слободки и дачи, старье все, правда, уже снесено и застроено советского образца домами, но улочки узкие и иногда даже заплутать можно.
   На юге — промзона, а на северо-западе — новый район и намытые пустыри под застройку. Ну и садоводство на востоке.
   Сколько я нового о своем городе узнал!
Одних улиц у нас — тридцать восемь. Есть, оказывается, дом с одним-единственным окном, Застенок называется, есть «еврейский» домик, есть улицы декабриста Муравьева, Второй гильдии и Желтобинская, есть переулок Крючок, есть очистные, есть четыре ТЭС, три автобазы, два пожарных депо и одно вагонное.
   Парки, аллеи, дома, дома, дома.
Все я обошел, все снял, а Лешка все принял и перекодировал.
   Дня три потом я еще доснимал неполучившиеся участки, как назло, в разных концах города. Один закоулок аж четыре раза — Лешка говорил то «темно», то «угол не получился», то «картинка битая».
   Я, конечно, скрипел зубами, но — полевой же агент, работа такая.
А еще где-то через неделю Лешка позвал меня к себе в бокс на демонстрацию «бомбы». Только т-с-с-с, пока прототип.
   Стеклянная дверь, приложите вашу смарт-карту, спасибо, входите, короткий коридор, еще одна дверь, скрип пластика под ногами, а у бокса уже Руся — стоит, лыбится в свете круглых потолочных светодиодов.
   Мы поручкались, он похлопал меня по плечу:
-Ну, Миха, держи челюсть!
-Что, нужно?
-Ага!
   В боксе я уже бывал, так что ничего нового не увидел. Кремовые стены, аккуратные пакеты проводов, уходящие прямо в пол, в серверную, кофемашина, несколько круглых стульев, два шкафчика, вешалка и четыре стола: два с мониторами и клавиатурой, один проекционный и один заваленный дисками и полуразобранными гаджетами.
   Лешка встретил меня, пряча за спиной левую руку.
-Ну, Мишка, в общем, так...
   Я увидел, что его распирает от торжественности момента, от гордости за себя и за Русю, от радостного ожидания, что и у меня сейчас — бум-трям-бамс! — от восторга крышу снесет, поэтому сразу предупредил:
-Только без лекций!
-Ну хотя бы маленькую, - показал пальцами Лешка.
-Предысторию, ага? - сказал Руся, сел на стул и крутнулся.   
   Я вздохнул.
-Изверги. У меня ж мозг маленький...
-Как у котенка! - хохотнул Руся и толкнулся ногами в другую сторону.
   Лешка почесал бровь.
-Помнишь, мы как-то обсуждали городскую ролевку? Типа знаки, письма с указаниями, секретные места?
-Не-а, - сказал я и попытался заглянуть Лешке за спину.
-Эй-эй, - Лешка отступил. - Так вот, я еще тогда подумал, что на дома можно виртуальные маркеры нанести, точки сбора, пунктир марштрута...
   Я фыркнул. 
-Не ново.
-Ха! - прокомментировал Руся.
   Темная макушка Руси самозабвенно вращалась по часовой. Лицо тоже проскальзывало, сменяясь ухом, затылком, вторым ухом.
-Конечно, не ново, - сказал Лешка. - Но дальше я подумал: к черту маркеры! В наших силах надстроить реальность.
-Чего?   
-Того.
-Тупите, полевой агент, - остановил стул Руся. - Кодовое название девайса — Апрель. То есть,  «Up» энд «Real».
-Вы посмотреть-то дайте, умники.   
   Я протянул ладонь, и Лешка, качнув головой Русе («Посмотреть ему»), вложил в нее...
Оказалось, очки. Тяжелые, под двести грамм, с резиновой лентой вместо дужек, с большой скругленной оправой и чуть выступающим из нее прозрачным пластиком.
-Опять не ново, - сказал я, поворачивая очки и изучая плывущие по пластику искривленные отражения: свое, столов и Руси.
-Ты надень, - сказал Лешка.
-Да пожалуйста.   
   Я забросил ленту на затылок, приладил оправу к переносице. Руся помог, зафиксировал ленту, спросил:
-Не жмет?
-Нормально.
   Через пластик видно было удивительно хорошо, четко. Вот мониторы, вот Лешка. Вот стена и потолок. Я подвигал очки. Дышится нормально, не пережимают. Ни искажений, ни увеличения нет.
-И что?
-Голову наклони вниз, - сказал Лешка, - подбородок упри в грудь и подержи три секунды.
-Издеваетесь?
-Ага, - Руся встал рядом с Лешкой, глядя на меня насмешливыми глазами. - Ты голову опустишь, а мы тебе пендаля!
-Да идите вы! - Я наставил на них палец. - Я запомню все.
-Благодарит, - сказал Руся Лешке тоном переводчика с тарабарского.   
-Придурки...
   Наклонив голову, я увидел складки рубашки, ремень, джинсы и носки любимых своих мокасин. Ну, еще пол в бежевую и желтую плитку.
   Раз, два...
Обводы виртуальной клавиатуры повисли в воздухе на уровне живота. Бледно-зеленые, с подсветкой кнопок.
-Вижу «клаву», - сказал я.
-Алилуйя! - воскликнул Руся.
-Набери «готика», - пихнув Русю, сказал Лешка.
-Пальцами?
-Ну.
   Я примерился.
-Он держит руки как тиранозавр, - шепнул Руся.
-Блин, можно без подначек?
   Клавиши вспыхивали под пальцами. «Готик...». Где «а»? Вот «а»!      
Потолочный свет моргнул и вдруг сделался зыбким, мерцающим. Как от живого огня.
   Я поднял голову и увидел чаши на цепях, горящие маслом, увидел неровную каменную кладку, деревянные верстаки вместо столов, квадраты зеркал вместо мониторов, гобелен на стене, распятие в углу.   
   Только Лешка и Руся остались прежними.
-Это как это?
   Я повернулся и вместо стеклянной двери обнаружил арку, забранную решеткой.
-Ребята...
   Я не сразу справился с голосом.
-Мне кажется или я слышал звук отвалившейся челюсти? - спросил Руся.
-Ребята, это... Блин! Это грандиозно! - завопил я. - Это супер! Это же, блин, все другое!
-Наложение текстур, синхронизация, моделирование света, теней, параллакс, шейдеры, - скучно пояснил Лешка. - Все дело в очках.
-Да?
   Я потянул очки вверх, но опустил их снова, едва мертвое электрическое освещение прыгнуло в глаза. В «готике» все же было поинтересней.
-То есть, все как бы то же самое?
-Только приукрашенное, подстроенное под эпоху, - сказал Руся. - Похоже, ты проникся.
   Я кивнул.
-А это по всей лабе?
-Мишка, - улыбнулся Лешка, - ты зачем город-то снимал?
-Город?
    Я присвистнул и сел на колченогий табурет, который на самом деле был круглым стулом.
-Будет несколько типовых надстроек, - жарко заговорил Лешка. - Готика, футуристика, Руся пост-апокалиптику жаждет заделать (Руся важно кивнул), у ребят есть мысль кварталы под лубок расписать, а мне хочется с помпезным советским стилем поэкспериментировать...
   Голова у меня поплыла куда-то вдаль.
-А что-нибудь еще сейчас есть? - спросил я.
   Лешка кивнул.
-Набирай «футуристика».
   Я с готовностью прижал подбородок, но клавиатура почему-то вылепилась лишь до половины.
-Тут что-то... - я легонько постучал по оправе.
   Мерзко пискнуло у виска, видимый сквозь пластик мир подернулся рябью, и клавиатура исчезла.
-Все, - сказал, подходя, Руся. - Кина не будет.
   Он снял с меня очки, в которых через кладку уже неотвратимо проступала бежевая стена.
-Все? - растеряно спросил я, моргая.
   Бокс вдруг показался мне ненастоящим.
-Аккумулятор слабенький, - сказал Лешка. - Минут на двадцать работы. Но мы присобачим более емкий, правда, он, скорее всего, будет носимый.
   Я посмотрел на него.
-Лешка, это же у каждого будет своя реальность! Надел очки — и вперед. Хочешь — Ракун-сити, хочешь — Вавилон с башней вдалеке, хочешь — Космополис какой-нибудь...
-Ну, можно, конечно, - усмехнулся Лешка. - Только дополнять мы будем очень аккуратно.
-А то сиганешь с реальной крыши на виртуальную — и ага, - добавил Руся.
-Что ага? - не понял я.
-Ну, на реальную мостовую реальным трупом.
   Меня продернуло холодком.
Я представил, как казавшаяся надежной металлочерепица проламывается под ногами, и неожиданная пустота увлекает тело вниз.
    Детский кошмар, и только.
-Вы тогда что ли подсветку сделайте!
-Подумаем, - Лешка поймал подкинутые Русей очки, - может, подсветку, может, полупрозрачность.
    Он выцепил из ленты волосок с разъемом на конце.
На столе с железяками под звяканье плат нашелся адаптер. Лешка воткнул его в сеть, приладил проводок.
   Я поймал себя на том, что с нетерпением жду зарядки.
Черт, это ж можно такие виртуальные экскурсии устраивать! А если еще каких-нибудь NPC запустить...
-Ребята, а моделей всяких тоже ведь можно?
-На фиг, - скривился Руся. - Ресурсов жрут много. Потом наложение, синхронизация. Вся статика — она статика и есть, а с динамическими объектами мороки столько...
-Мы тут попытались автомобиль в карету переделать, - сказал Лешка, вернувшись к своему монитору. - То есть, привязать модель кареты... к «пежо», да?
   Он посмотрел на Русю.
-К «сузуки», кажется, - сказал Руся. - А вышло — да, «пежо», только буквы переставить.
-Жалко, - сказал я.
-Да ладно, - Лешка уставился в монитор. Защелкал клавишами. - Возрастут мощности, напишем алгоритм, тогда уж... 
   Я потоптался.
Лешка с Русей вовсю терзали клавиатуры, по экранам бежали строчки программного кода, крутились трехмерные колонны и башенки.
   Было им уже не до меня.
-Завтра приходить? - спросил я, косясь на очки, венчающие собой кучу хлама.
-Блин, да! - обернулся Лешка. - Город же будем тестить.
-А может я здесь?..
-Знаем мы таких, - сказал Руся, не отрывая глаз от монитора. - Спать не будут, очки, любопытствуя, замацают, а то еще и сломают.
-Откуда знаете? - надулся я.
-Сами такие.
   Я фыркнул.
-Ну и счастливо оставаться.
   Жил я на Партизанской.
Улица вполне оправдывала свое название — двухэтажные дома маскировались за высаженными в два ряда липами и с вертикальным прищуром (окна узкие) глядели на соседей сквозь ветки.
   Трамвайчик довез меня до Партизанской-четыре и готов был везти и дальше, к Партизанской-восемнадцать, остановка «Мебельный магазин», но я сошел к ларьку за хлебом и вообще решил проветрить голову.
   А то как-то сильно смешалось все в мозгу.
Было уже темно, зыбкая синева стояла между домами, пакет с круглым ржаным обмахивал голень, и мне думалось: а вот надеть бы очки, а там — Партизанская уже не Партизанская, хотя та же самая Партизанская, но с джунглями, или в воронках, или вся в снегу, а еще небо...
   Да, спохватился я, надо Лешке сказать, чтобы небо сделали разное, звездное, чужое, с четырьмя лунами, или пасмурное. Такое, ну, темное, с редким просверком месяца.
   Зловещее тоже мо...
Что-то льдисто-серое, обдав скоростью и золотым светом, с протяжным визгом прокатилось от меня в сторону. Встало. Хлопнуло дверцей.
-...м-мать! - услышал я.
   Рассерженная тень, пахнущая кожаной курткой, коричневая и синяя, с неровным овалом лица, рванула ко мне.
-...дак! Что тебя под колеса-то понесло?
    Меня встряхнули.
Я хлопнул глазами, зрение прояснилось - в меня, безумно кривя рот, смотрел небритый остроносый мужчина.
-Извините.
-Наркоман что ли?
-Нет, задумался, - сказал я, осторожно выводя плечо из-под чужих пальцев.
-Убить бы тебя! - зло сказал мужчина.
   Он сплюнул, покачал головой, сел в свое льдисто-серое и, светя габаритами, пропал где-то в конце Партизанской.
    Я вернулся на тротуар.
Да уж, полевой агент, подумалось мне. Куда тебе в виртуальность, тебе от реальности подальше держаться надо. Размечтался-то, размечтался...
    Правильно Лешка сказал, аккуратнее надо.
Однокомнатная квартира, доставшаяся мне после разъезда с родителями, встретила меня обоями с привычным бамбуковым частоколом и плывущим от сквозняка тюлем.
   Я включил свет, закрыл форточку на кухне, поставил чайник греться, сползал в холодильник за бутербродом.
   Тикали часы, прилепленные под вентиляционной отдушиной. Кварц на батарейке. А мне всегда хотелось старинных, напольных, с маятником.
   Из кухни, наверное, можно было бы сделать грот, с переливами отсветов по потолку, из плиты — костер, и самоцветы чтоб во всю стену, водопровод — ручьем, чайник...
    Ай, блин, чайник!
Я схватился за него, и он, пышущий паром, почти выкипевший, благодарно обжег мне руку. Вот жестянка!
    Нет, что-то я сегодня не торт.
А кто был бы торт? Кого другого бы, не меня, так идеей по темечку обстучали! Ведь все вокруг можно поменять! Пусть понарошку, пусть только в очках, но хочешь оказаться в пустыне — пожалуйста, ты почти в пустыне. Или в храме. Или в спальне Людовика Четырнадцатого. Знай шаблоны подгружай. Тык-тык - «Людовик Четы...», и все!
    О! - думал я уже в постели.
Ну, Леха! Ну, Руся! Я же буду первоиспытатель! Этот, блин, первонах!
   Утром я рванул в лабу, даже не позавтракав.
По пути я мысленно прилаживал текстурки ко всему, что попадалось на глаза: к домам, деревьям, киоскам, заборам. Как-то будет?
   Выходило так, что дух захватывало и грудь спирало.
Руся стоял на входе с секундомером, сонный Лешка его подпирал. При моем появлении Руся щелкнул кнопкой, фиксируя время.
-Бинго, агент. Лаба официально еще закрыта.
-А вы? - спросил я.
-А мы, - Руся прихватил Лешкино плечо в районе подмышки, притянул к себе, - мы, собственно,  живем здесь. Вполне сложившейся рабочей парой.
-Ты больше слушай его, - Лешка, зевнув, дернул плечом, - он тебе еще не такое...
    Лаборатория обреталась на границе промышленной зоны, заполненной телом давным-давно почившего оборонного завода и как грибы выросшими складами, автомобильными разборками и ремонтными мастерскими. Небольшой домик, огороженный щитами, бывшая то ли приказчицкая, то ли иная какая контора.
   С одной стороны — оргтехника, канцтовары и агенство недвижимости, с другой — через отдельные въезд и вход — филиал «ВиртуОза».
   Охранник, будто в пластик упакованный, настолько тесным был его закуток, кивнул нам, Лешка сунул карточку, открывая дверь. 
-Небо! - вспомнил я. - Ребята, небо еще!
-Уже, - сказал Лешка.
   В узком коридоре светильники горели через один.
-И птиц! - сказал я.
-Остапа понесло, - хмыкнул Руся.
-А чего понесло? Вовсе не понесло. Я, например, рассуждаю как потребитель. А чтобы мне было интересно, не на первых порах, а так, достаточно долгое время, необходима если не жизнь вокруг, то хотя бы ее иллюзия.
-А люди вокруг тебя не устраивают? - спросил Руся.
-Не, ну это и так...
   Мы уперлись в двери бокса.
Снова карточка, Лешка пропустил меня вперед.
-Честно, - сказал он, - я не представляю пока, зачем это, Мишка. Пока делал, вроде казалось, нужно, а сейчас... Если только для ролевок.
-Но ты же говорил — бомба! - сказал я. - И я вижу, что бомба. Классная штука. Ее, знаешь, куда хочешь можно.
-Куда?
-В квартиру. Надел очки — и ремонта не надо. Один день — Версаль, другой — Кремль, Грановитая Палата...
   Я присел на угол стола. 
Один за другим при Русином участии выдали заставки мониторы. Невидимый, зашелестел кондиционер. Лешка полез в шкафчик.
-Потом, - сказал я, - те же ролевки, или вот для концертов, постановок всяких... Экономия на декорациях бешеная!
-И все в театре — в очках? - кисло спросил Лешка, вытягивая из шкафчика какую-то самодельную разгрузку.
-А три-дэ? - не сдавался я.
-Резонно, - произнес Руся.
   Они зависли над разгрузкой вдвоем, затеребили прошитые по ремням провода и серебристые пластинки аккумуляторов.
-А еще можно сообщения писать! - крикнул я им в спины.
-Эс-эм-эс проще, - не поворачиваясь, сказал Лешка.
   Что-то у них щелкнуло, что-то звякнуло, от огонька светодиода на мгновение вызеленились Русины щека и ухо, Лешка что-то пробормотал, Руся метнулся к одному из мониторов, обронил там: «Работает, сигнал ловит, канал - нормально», и они опять вместе, в четыре руки, распялили разгрузку на весу.
-Блин, ребята, а я? - сполз я со стола.
-Стой, - сказал Руся.
   Я застыл.
-Руки, - сказал Руся.
   Я вытянул руки.
-Ну и что ты глаза закрыл? - прыснул Лешка, продевая разгрузку в мои руки.
-Да фиг его знает...
   Я разожмурился.
Пластиковые замки клацнули на груди и на поясе. Ремень через плечо справа, ремень слева, тепло в боку. Проводки и кармашки.
-Рэмба, - сказал Руся, отстраняясь и любуясь.   
-Здесь, - Лешка постучал ногтем в коробочку на спине, - аккум, трехсекционный, часа на три хватит, может прилично нагреться. Здесь модем, - показал он, - здесь сопроцессор и ssd-память для подгрузки. Желательно ничего не трогать, не дергать и не крутить.
-А очки? - спросил я.   
-Айн момент, - щелкнул пальцами Руся.
   Очки прижались к моему лицу, лента стиснула голову, какая-то железная блямба надавила на затылок. Я поднял руку пощупать.
-Не шевелись, - сказал Руся. - Подсоединяю.
-Мы тут поколдовали, - возник передо мной Лешка, озабоченно вглядываясь в оправу очков, - но я не совсем уверен... В общем, из-за больших массовов информации есть сложности с передачей, будет два видеоканала, но наш — обычный реал с мини-камеры, а твой, с очков, - совмещенный. Заметишь фризы, глюки, артефакты, сообщаешь, мы тут пробуем исправить...
-То есть, вы не увидите, что я увижу?
-Увидим, - сказал Руся, - но в записи.
-В сущности, - сказал Лешка, - мы на связи и отреагируем оперативно, но картинки с очков у нас вживую не будет.
-Вы меня как в космос посылаете!
-Виртуальный, исключительно виртуальный, - Руся подвигал блямбу на затылке. - Так, здесь разъемы, головой особо не верти.
   Они вместе отошли от меня на шаг. Викторы, блин, Франкенштейны.
-Пора выпускать? - спросил Лешка Русю.
-Да, - ответил Руся и растопырил на меня пальцы. - Иди, Буратино!
   Пауза.
Минут пять затем мы ржали как сумасшедшие. Мне еще ржать приходилось осторожно, чтобы ничего случайно не открутилось. А Руся вообще зарылся в хлам на столе и икал оттуда.
-Го... - пытался сказать Лешка, но его перегибало смехом, и он терял продолжение.
-Го... - начинал он снова. - Готику забивай, Бу!..
-Хо... рошо...
   Я выполз из бокса на подламывающихся ногах, подышал, слушая постанывания Руси сквозь звякание железяк и Лешкино: «Ты в сле... в следующий раз пре... дупреждай...».
   Ладно, подбородок вниз.
«Готика» на клавиатуре вся уже в буквочках была подсвечена.
   Я подырявил воздух пальцами.
Перед глазами выскочила строчка: «Загрузка текстур» и тут же пропала.
-Мишка, - прямо в ухо сказал мне Лешкин голос, - слышишь меня? Команда прошла, сейчас выходишь и топаешь от промзоны к Строительной, потом по ней до Князева и возвращаешься. Это пробный заход. Понял?
-Да.
  Коридор был полутемен.
Дымный свет редкими гусеницами дрожал над головой. Кое-где по стенам сочилась вода, в щелях между камнями, там, где вымыло раствор, ершился мох. Склизкий, мокрый даже на глаз. Я, конечно, на всякий случай рукой потрогал — панели пластиковые, обычные.   
   Сухие.
-Мишка, что ты там дышишь? - прорезался в ухе Руся.
-Выбираюсь из застенков.
-И как?
-Здорово. Никакого желания лезть обратно.
-Ха.
   Охранник сидел в низкой башенке. В пиджаке и сорочке он выглядел дико. Ему бы больше подошли шлем и кираса. И арбалет в окошко. Махнул мне рукой: проходи.
   Я прошел.
Щиты ограждения превратились в мощную крепостную стену, ворота — в резные высокие створки. Пока я приближался, они несколько раз мигнули.
-Лешка, - сказал я, - текстуры ворот мерцают.
-Принял.
   Затем я шагнул мимо колеи наружу и встал.
Чужой мир, чужой город раскинулся передо мной. Смутно знакомый, теребящий память, но все-таки совершенно чужой.
   Меня даже оторопь взяла.
Я почувствовал себя контактером, спущенным из космоса к аборигенам. Свет и радость несу я вам, троглодиты, прячущиеся в своих...
   Вместо панельных малоэтажек — дома из крепкого, серого, белого и желтого камня; вместо корпуса завода кафедральный собор летел ввысь, со всеми своими витражами и арками, шпилями, башенками и прочими финтифлюшками; вместо автомастерской смотрел на меня узкими бойницами приземистый форт.
   И небо...
В небо было густо добавлено сепии, оно было тревожно-коричневым и мрачным.
   Охренеть! Город, мой город, который я знал двадцать с небольшим лет, пропал. Растворился!И вырос новый! А если это по-настоящему?
   От этой мысли мне стало настолько не по себе, что я торопливо сбил очки вверх.
И выдохнул. Ф-фу-у! «У» долгое. Свет, дома, вагончик-бытовка, увязший в грязи неподалеку — все здесь. Не пропало, не изменилось. Не, но ведь как сделали! Чужак в чужом краю, блин!
   Несколько секунд я был в состоянии выдавать только междометия и какую-то совершенно дикую нецензурщину. Меня перло.
   Контактер, в общем, проникся и уподобился.
-Мишка, Миша, - обеспокоенно звал Лешка, - что у тебя там? 
-Уменя!.. и …! и еще!.. - восторженно орал я. - И вы!.. И зашибись! ...это работает, я чуть не обделался сейчас! …!   
-Это хорошо?
-Не знаю! Но я поверил!
-Во что?
-В город, …! В готику.
-Настолько похоже?
-...! Вы не поверите!
-Все! - констатировал присоединившийся к беседе Руся. - Пропал человек. А был так молод! Так самостоятелен! Так доверчив! Но злая текстура поглотила его в один момент.
   Он скорбно дохнул мне в ухо.
-Понял, понял, все, - успокаиваясь, я снова опустил очки на нос. - Выдвигаюсь к Строительной. Но вид, ребята, потрясный!
-Верим! - хором выдали Лешка и Руся.
   По тротуарной плитке я дошел до рекламного щита, который стал  куском стены с остатками колонн, подождал проезда гремящей бортами грузовой «газели» (диссонирует транспорт, но что поделаешь) и перебежал улицу.
   Средневековье узило проходы и пугало тенями. Вторые фантомные этажи выдавались вперед, и даже солнечный день казался мрачным.
   Плюс сепия эта еще! 
Как-то исподволь возникло тревожное чувство. Шел я, шел, а метров через тридцать сообразил, что вполне себе крадусь.
   Это прохожим хорошо, им реальность не надстроили, они могут пялиться на меня как на сумасшедшего. А тут почему-то ждешь, что из темного угла выступит то ли мертвец, то ли крысолов, то ли гость каменный. В крайнем случае, что помоями обольют.
   Я с трудом выпрямился.
-Мишка, как ты там? - произнес Лешка.
-Иду, - сказал я. - Вы, кстати, все таблички замазали. Где какой дом, где какая улица...
-Ну, да, слажали. Текстуры четко отображаются?   
-Кажется, на угловом доме не до конца в стык сведены.
-Ясно, а крыши?
-Их еще увидь.
-Увидь.
-Ага, налепили этажей.
-А на крышах — горгульи, - сказал Лешка.
   Он сказал, и мне сразу захотелось посмотреть. Горгульи... каменные, наверное, по десятку на карниз.
   Я нашел место, где улица расширялась за счет въезда во двор, и встал у дерева, которое наверняка было молоденьким живым топольком, но казалось чахлым и унылым. Ненастоящая остроконечная крыша втыкала в небо закопченный шпиль, черепица зияла прорехами, а с торца  расползались строительные леса, серые как плесень.
   Горгулий было две.
Они сидели в углах у водостоков, одна слева, одна справа. Ничего такие зверюшки, массивные, крыльями в скат уперлись и головы змеиные свесили.
-И что? - спросил я.
   Проходящая мимо долговязая девчонка фыркнула, смерив меня презрительным взглядом. Наверное, подумала, что мои слова относятся к ней.
    Я даже знаю, какими характеристиками она меня мысленно наградила. «Придурок» и «очкарик», конечно же.
-Смотришь? - поинтересовался Лешка.
-Смотрю.
-А теперь?
   Глаза горгулий зажглись красным.
Нет, они, конечно, не ожили, но мне показалось, что левая слегка подтянула кожистое крыло, а у правой затрепетал язык.
   И вообще...
Деревце толкнуло меня в спину. Вернее, это я, отступая, наткнулся на деревце.
-Вы бы хоть предупреждали, - сказал я, пробираясь от горгулий подальше.
-А, представь, ночью! - хохотнул Руся.
-Вы же не хотели NPC.
-Так это модельки и свет. Они не двигаются.
-Уверены? - с опаской произнес я. 
-Гони прочь паранойю, она, зараза, прилипчивая.
-Ладно...
   По свежему кривоватому маркеру с надписью внутри «Княз.» я свернул в переулок Князева. Здесь дома были крыты соломой и обмазаны глиной. Средневековье бедное, готика... хм, сельская. И да, кладбища к ней не хватает.
   И часовни. Ветхой, полуразвалившейся.
Длинное здание техникума изображало постоялый двор - коновязи вместо решетчатой оградки, кривые ставни и масляная лампа на гвозде, вбитом в столб крыльца.
   Огонек горел фальшиво-ровно.
Дальше я прошел между кузницей со вздувшейся горбом крышей (на самом деле, старинным доходным домом) и конюшней (пожарным депо) и нагляделся на мрачный особняк в глубине темного двора, притворяющийся в реальности административным строением с арбитражным судом, отделениями статистики и городских служб. 
   Поворот.
-Впечатления? - деловито спросил Лешка.
-Внушает. Но уже меньше.
-Плохо?
-Нет, - сказал я. - Но в начале атмосфернее было. А тут деревня какая-то.
-Разнообразить старались.
-А-а. И машины у тротуаров вообще...
-Может, задекорируем, не знаю. Покрути-ка головой.
   Я покрутил.
-Изображение не плывет, не смазывается?
-Надстроенное чуть тормозит, кажется. И... забавно...
   Я поморщился.
-Что? - забеспокоился Лешка. 
-Да тут...
   Мне почудилось, что край дома, на который я смотрел, на мгновение изогнулся, затем будто вздрогнул, вызвав беззвучную волну, спустившуюся по глиняной стене сверху, и позеленел.
-Что-то с изображением... - я слегка обмахнул очки ладонью.
-Артефакты графические?
-Не знаю.
   Я подошел к дому ближе — зелень пропала, стена медленно расправилась, вновь став ровной. Еще шаг — и дом как ни в чем не бывало спрямил угол. Трещины, мутного стекла окно, серая  нашлепка дымохода. 
   Пластик, что ли, запотел?
Я приподнял очки, неловко протер под глазами.
-Мишка, ну что?
-Вроде нормально.
   В окно на первом этаже меня внимательно изучал крупный кот, пушистый, палевый, вполне настоящий. Я подмигнул ему. Кот, обтирая горшок с пожеванным растением, развернулся и, махнув хвостом, пропал в глубине квартиры. Дрогнул тюль занавески.
-Возвращаешься? - спросил Лешка.
-Да, - помедлив, сказал я.
   В реальности было светло и солнечно, в надстройке — серо-коричнево и зябко. Оправа очков обрезала яркие краски.
   Депрессивные у меня друзья. Готика, готика... Налепили грязных домов, темных дворов, горгулий и торжественно-мрачных соборов с витражами. Пешеходы у них - как путешественники из другого мира. Я и сам, наверное...
   Пройдя мимо зева арки, существующей и там, и там, я замер. Затем отступил обратно.
-Лешка, Руся, - позвал я. - Вы кроме горгулий что, еще и рыцарей наделали?
-Каких рыцарей? - не понял Лешка.
-В броне. В полном рыцарском доспехе.
-Мих, - вздохнул в ухо уже Руся, - мы участок всей лабой еле-еле слепили, подогнали уровни детализации, структуры поверхностей, отражения, маску неба, бамп-мэппинг, параллакс-мэппинг, фильтрование, динамический свет. Какие, к чертям, рыцари?
-А горгульи? - спросил я.
-Это так, расставили модельки одинаковые, старые по крышам...
-Блин, - сказал я, - а я вижу рыцаря.
   Рыцарь стоял в тени за коротким арочным пролетом - меч на плече, двухцветный щит у ноги, забрало шлема-бацинета опущено. Кираса, наплечники, наручи, кольчужные рубашка и юбка, набедренники и поножи - все тускло отливало металлом.   
   Позади рыцаря покачивались кусты, темнела глухая стена, одна нога в стальном сапоге попирала крышку канализационного люка.
   Хорошо, даже замечательно прорисованная модель.
Ремешки креплений, полоса кожаной подкладки, пояс, на кирасе — круглые вмятины от арбалетных болтов.
-Ты уверен? - подозрительно севшим голосом спросил Лешка.
-А на какого я смотрю? - удивился я.
-Может, он реальный? - выдвинул версию Руся. - Ну, ролевик-крестоносец, грааль, последний крестовый и все такое...
   Я оттянул ленту очков.
В мире, свободном от сепии и наложенных текстур, было все также светло. Арка желтела и шелушилась, перед кустами была вытоптана обходная тропка.
   И никакого сапога на люке.
Ни резинового, ни мехового, ни железного. Никакого. А уж выше...
-Мимо, - сказал я Русе.
-То есть, рыцарь, - констатировал Лешка. - А ближе подойти можешь?
-Ребята, он вообще-то с мечом.
-Ну и что?
-Вы бы видео посмотрели, а?
-Да смотрим, - сказал Руся. - Постой пока, ага?
   Я присел у арки на бетонный столбик неясного назначения. Рыцарь стоял неподвижно, но все время казалось, что он покачивается.
   Пофыркивали автомобили, добавляя выхлопной сизости в готичную атмосферу. Позвякивал колокольчик на двери магазина, украшенного остроконечным куполом.
-Так, - Лешкин голос в ухе был категоричен, - никакого рыцаря у нас на видео нет.
-То есть, совсем? - сказал я.
-Есть затемнение небольшое, как раз за аркой, но там ты, наверное, просто пятно посадил на очки. Или тень наложилась.
-Ни фига себе тень!
-Так он что, все еще стоит?
-В пяти метрах.
-Это не наш.
   Меня разобрал смех.
-А чей?
-Мишка, ты постой еще, - сказал Лешка. - Я сейчас буду у тебя. У меня вторые очки.
-Я на контроле, - сказал Руся.
-Если что, - услышал я, - вырубишь...
   Дальше Лешка проговорил неразборчиво, но начало фразы тревожило. Я передернул плечами. Рыцарь не пропадал.
   Мимо меня прошла старушка в сером пальто и берете, покосилась, вернулась, наставила дрожащий палец:
-Довели страну и расселись! Никакого уважения! Сорок лет на госприемке и никогда такого не видела!
-Чего? - спросил я.
   Старушка уставилась на меня бесцветными глазками. В них плавало странное, недоверчивое беспокойство. Из-под берета волнисто торчал клок синеватых волос.
-Крысы, тараканы и жужелицы! И несть им числа! Всюду, где видятся, давить их и давить. Но они иногда высоко...
   Я вслед за старушкой поднял голову.
-Вон, - показала она прямо на магазинный купол, - грызут и грызут. А сгрызут все — тут и конец. Конец всего!
   Она подвыла, палец ее снова нашел меня.
-А ты сиди! Помни!
-Хорошо, - сказал я, опасаясь спорить с сумасшедшей.
   Старушка махнула рукой — бестолочь! - и засеменила под арку. Рыцарь, как мне показалось, наклонился ей навстречу, но она, не останавливаясь, насквозь таранила его сухоньким плечом и скрылась за углом.
   Проехал автобус.
У меня затекла спина, я пошевелился, пощупал на спине аккумулятор, отдернул руку — нагрелся, зараза.
-Ты — графический артефакт, - сказал я рыцарю.   
   Рыцарь промолчал.
Лешке понадобилось около десяти минут, чтобы добраться до места. В очках на пол-лица его было трудно узнать. Губы и подбородок казались чужими, не Лешкиными.
-Да, - сказал он, увидев рыцаря, - это странно.
   Я поймал его за рукав джинсовой куртки.
-Осторожнее.
-Это просто кусок кода, - улыбнулся мне Лешка. - Видимо, проскочил при сборке. Какие-нибудь древние наработки, вроде горгулий.
   Он шагнул к рыцарю.
Меня окатило холодом, мне вдруг представилось, как «кусок кода», ожив, рубит Лешку с плеча, брызги, кровь на лезвии... 
   Сердце сжалось.
Но нет, Лешка спокойно приблизился, склонил голову, изучая.
-Хорошо сделано, - сказал он.
-То есть, вы оба теперь видите рыцаря? - прорезался Руся.
-А ты? - спросил Лешка.
-А мне пора в дурку, - загробным голосом сказал Руся, - потому как я меньшинство и, вдобавок, слепое. У меня ничего нет.
-Не знаю. Может, аппаратно не обрабатывается?
   Лешка присел, разглядывая двухцветный щит, затем вновь выпрямился, попытался, встав на носки, разобрать, есть ли глаза за смотровыми щелями забрала. Или пустота?
-Странно, конечно, - повернулся он ко мне, - я не помню, чтоб кто-то у нас...
   Он шагнул от рыцаря.
Я ничего не успел. Я не успел даже крикнуть: «Лешка!», потому что горло мое стиснуло ужасом. Лешка еще замедленно опускал ногу, а меч, скользнувший с металлического плеча, уже косо плыл к его шее. Длинный, хищный, поймавший светлый солнечный блик. Р-раз!
   Я зажмурился. Потом разожмурился.
Потом по инерции упал со столбика своего локтем больно в асфальт.
-Мишка, ты чего?
   Лешка навис надо мной, подавая руку.
Голова на месте. Ни ран, ни крови. Живой. Рыцарь тоже стоял как ни в чем не бывало. Но мне же не почудилось?
   Взмах меча, серебристое движение. Я же не сошел с ума!
Я поймал теплую Лешкину ладонь, поднялся и стянул очки на шею. Все, не хочу готики, не хочу текстур, рыцари к черту.
-Возвращаемся? - спросил Лешка.
-Да, - кивнул я. 
-Но, рыцарь, конечно...
-Он ударил тебя мечом.
-Меня?
   Лешка оглянулся, я оглянулся вслед за ним. Моя арка была пуста, а его...
-Да нет, стоит, - хмыкнул Лешка.
-Он - урод, - сказал я.
   Страх накачал меня адреналином, мне хотелось вернуться к болвану металлическому с какой-нибудь железкой, хотелось кричать, хотелось шлепнуть кулаком в стену.
   Попалась пластиковая бутылка — ух она полетела!
Лешка вертел головой, похожий на воздухоплавателя на заре авиации.   
-Я думал, хуже будет, а так даже ничего, в стиле лучших образцов...
   Я на всякий случай, приотстав, посмотрел его шею. Целая, чуть скрытая воротом куртки.
-А вообще, - сказал Лешка, - переборщили мы с сепией, темновато.
   Асфальт, песок, лужа, чахлая трава у обочин.
У самых ворот в «ВиртуОз» Лешка прихватил меня за плечо:
-Мишка...
-Что?
   Из-за долбаных очков я не мог разглядеть его глаза.
-Что-то плохо мне, Мишка.
   Лешка навалился на меня, ноги у него поехали в сторону, разгрузка с проводами треснула под его пальцами.
-Блин!
   Я поймал его подмышки и потащил, едва перебирающего кроссовками, внутрь.
Обеспокоенно высунулся охранник из будки, мелькнула дверь. Круги светильников, топленое молоко панелей.
-Кажется, потерял голову, - пробормотал Лешка, и я не понял, в бреду, в беспамятстве он это произнес или всерьез.
   Я убью этого рыцаря, подумал я.
-Руся!
   Руся уже видел нас через стекло двери. Лицо у него сделалось бледное, вытянутое из-за раскрытого рта. В глазах блестел испуг.
-Что с ним?
   Он помог мне затащить Лешку в бокс.
Я скинул весь хлам со стола. Ступая подошвами по хрусткому пластику как по попкорну, мы подвели Лешку, он сам лег на столешницу, обнял ее.
-Что с ним? - снова спросил Руся.
-Рыцарь его... - сказал я.
-Которого нет?
-Который есть! - крикнул я. С хрустом через голову снял очки. - Который вот здесь!
-Это же невозможно, - беспомощно хлопнул ресницами Руся. - Это код, это рисунки, модели...
-Я не знаю! - проорал я ему в лицо.
-Ребята, - пробормотал Лешка, - подберите мою голову, пожалуйста. Потерял...
   Он перевернулся на спину, задышал хрипло и часто. Под веками быстро двигались глазные яблоки.
   Я кинулся в угол комнаты.
Несколько секунд — и легкая пластиковая швабра лишилась щетки. В руке у меня осталась полутораметровой длины ручка.
-Руся, - сказал я, - сделай мне меч.
   В глазах у Руси мелькнуло: не чокнулся ли я?
-Что?
-Меч. Привяжи текстуры меча к швабре.
-Ты хо... ты хочешь меч?
   Я кивнул.
-Да, Руся, да. Я вернусь с оружием и убью эту тварь. Пока она еще там. Потому что ее там быть не должно. Понимаешь?