Афоризмы часть 4 401-500

Сергей Станиловский
* * *
№ 401
Ничто не вызывает такой ненависти, как заносчивость. Давая  почувствовать свое превосходство над другими, лишь наживаем себе все новых врагов.
* * *
№ 402
Если мы не можем добиться любви, приложим хотя бы усилия к тому, чтобы сохранить уважение друг к другу.
* * *
№ 403
Отличие умных от дураков в том, что первые, в отличие от вторых, умеют признавать свои ошибки.
* * *
№ 404
Страх есть боязнь того, что только может случиться, он есть необъяснимое свойство души, трепещущей при мысли о событиях, которые могут никогда и не произойти.
* * *
№ 405
Честность, как показывает опыт, есть самое выгодное помещение капитала.
* * *
№ 406
Наверное, истинное богатство измеряется не количеством денег, но числом людей, которым ты смог помочь, вовремя отведя от них несчастье.

* * *
№ 407
Упорство в старых заблуждениях порождает бесчисленное множество новых, много худших.
* * *
№ 408
          Упрямство – дитя двух пороков, постоянно перетекающих один в другой: самодовольства и невежества.
* * *
№ 409
Народ, в котором нет осознания себя, как единой общности, передает свою свободу первому встречному.
* * *
№ 410
Народ, способный многое терпеть, но не стремящийся к свободе, никогда ее и не добьется. Он может лишь тянуть на своих плечах чужую лямку, накладываемую на него теми или иными проходимцами.
* * *
№ 411
Не всегда взваливать на себя заведомо ложную вину – лучший способ оказаться вне подозрений.
* * *
№ 412
Любовь вне брака чревата неспособностью к созданию брака, когда бы то ни было.
* * *
№ 413
 Обсуждая одни лишь недостатки других, теряем со временем саму способность видеть в них что-то хорошее.
* * *
№ 414
Достигнув победы над своими врагами, сразись за главную победу – обуздай собственную гордость.
* * *
№ 415
           Лентяй устает от праздности, и эта усталость мешает ему начать любое новое дело.
* * *
№ 416
         Прежде, чем начать гневаться на других, вспомни, часто ли гневаешься, когда заслуживаешь этого, на самого себя?..
* * *
№ 417
Видящему главную пользу в еде грозит ожирение; к считающему, что он живет ради удовольствий, придет пресыщение; фанатика же, живущего ради безумной идеи, ждет столь же безумная и бессмысленная смерть, причем, раньше смерти самой идеи, призывающей идти по его стопам все новые толпы безумцев.

* * *
№ 418
            Не видя в жизни ничего, кроме удовольствий, рискуем, как и всякие расточители, окончить дни в одиночестве и нищете.
* * *
№ 419
            Во всяком положении есть свои плюсы и минусы, каждый сам решает, что ему в своей жизни считать таковыми.
* * *
№ 420
          Беден не тот, кто имеет мало, но тот, кто испытывает нужду в том, без чего может обойтись.
* * *
№ 421
            Говорят: «Меньше знаешь, лучше спишь», - а я скажу: «Больше спишь, меньше знаешь».
* * *
№ 422
              Три правила, помогающие прожить долго и, по возможности, счастливо: занимайся тем, к чему лежит душа, отвращай сердце от низких утех и людей, с ними связанных, не стремись к тому, от чего после тошнит. 
* * *
№ 423
Страсть – почти то же, что и смерть, ибо первая ведет к гибели души, влекущей непосредственно за собой и вторую.
* * *
№ 424
              Если похвалы исходят лишь от друзей или близких родственников, есть повод задуматься, заслуженны ли они?
* * *
№ 425
             Терпеливость – отличное свойство, но, в отсутствие других качеств, она не может привести к осуществлению жизненных целей.
* * *
№ 426
         Мы, конечно, переживаем из-за потерянных денег, но что с того, если все свободное время все равно тратится нами на развлечения и удовольствия?
* * *
№ 427
            Люди часто употребляют слова, вкладывая в них смысл, им вовсе не свойственный, и при этом даже не догадываются, что, говоря одно, подразумевают совершенно другое.
* * *
№ 428
            У детей свои игры, у взрослых – свои, подчас гораздо более безрассудные и опасные. Разница лишь в том, что взрослые могут наказывать детей за их игры, а дети – лишь страдать от игр взрослых.
* * *
№ 429
Время, потраченное впустую, проходит для нас не совсем бесследно: оно делает нас еще немного равнодушнее, ленивее, еще более зависимыми от своих дурных склонностей.
* * *
№ 430
Когда человек не слышит слов, до него не доходят и резоны говорящего, а кто слышит ближнего, тот в словах и не нуждается.
* * *
№ 431
Сердечное слово, ложащееся на душу, во-стократ действеннее многословных речей, идущих от головы.
* * *
№ 432
Случайно сделанное доброе дело тяготит злое сердце, оно всегда найдет способ взыскать с обласканного им по счету.
* * *
№ 433
Робость одного из противников ставит каждого в неравное положение, страх – это внутренний враг, всегда играющий на чужой стороне.
* * *
№ 434
В хоре славословий всякая похвала теряет смысл.
* * *
№ 435
В продажных сообществах личная порядочность не может служить гарантией безопасности, клевета – испытанный способ погубить даже самого честного человека.
* * *
№ 436
Как ум без знания, так и знание без ума мало, чего стоят.

* * *
№ 437
Поэту достаточно поймать лишь мимолетный женский взгляд, подобие улыбки в толпе, и вот он уже – в гуще любовных событий, воображение живо дорисует ему все богатство подробностей и ситуаций, могущих иметь место в его будущей пьесе или поэме. 
* * *
№ 438
Амбиции подчас настолько захватывают естество, что человеку бывает легче умереть, нежели расстаться хоть с одной из них.
* * *
№ 439
Для исследователя важна не столько Истина, сколько путь к ней, в пользу этого свидетельствует то, что он никогда не останавливается на достигнутом.
* * *
№ 440
Если одна жизненная ценность противоречит другой, значит, одна из них ложна, если они исповедуются одним и тем же человеком, значит, у него нет собственных принципов.
* * *
№ 441
Толпу никогда не интересует, какую цену заплатил тот, кого она носит сегодня на руках, за свой триумф.
* * *

№ 442
Дела, на которые мы подвизаемся из любви к ближнему, не могут быть в тягость.
* * *
№ 443
Все, действительно необходимое человеку, должно быть согласно природе, и не может требовать сверхъестественных усилий, потому что их подразумевают только вещи излишние, т.е. не необходимые, но лишь -  желанные его тщеславием, корыстью и прочими не всегда понятными другим чувствами, имя которым – легион.
* * *
№ 444
Любовь отличается от тирании тем, что первая дает все, довольствуясь немногим, тогда как вторая, давая минимум, претендует на все.
* * *
№ 445
Чем больше человек хвалит себя, тем более иллюзорны его таланты становятся для окружающих.
* * *
№ 446
Рассуждения о любви не для умных людей.
* * *
№ 447
К плохому приучаются быстро, вернуться к хорошему гораздо трудней.
* * *
№ 448
Сделать вовремя, значит, сделать, а с опозданием, - значит, обречь себя на многократные переделки.
* * *
№ 449
Как у бамбука всегда пустой звук, так и никчемный человек говорит все время одно и то же.
* * *
№ 450
Можно быть богатым умом, но нельзя быть богатым глупостью, дурак не набивает себе шишек разве что во сне.
* * *
№ 451
Еще не испытанные удовольствия притягивают нас не сами по себе, но нашими представлениями о них. Они манят нас теми неведомыми ощущениями, которые якобы сулят, оказываясь часто на поверку источником не радостей, но страданий.

* * *
№ 452
Умение нравиться другим есть, единственно, навык притворяться, искусно скрывая свои недостатки. 
* * *
№ 453
Любое знание покоится на доверии к авторитету тех, кто несет его, поэтому, когда человек требует доказательств всем известных истин, это значит, что он просто не желает видеть очевидного.
* * *
№ 454
Творить великие дела – свойство созидателей, строить неосуществимые планы – удел людей праздных.
* * *
№ 455
Многие потому так любят давать советы, что, демонстрируя свою мудрость, предоставляют проверять ее на практике другим.
* * *
№ 456
В России с одной стороны не ведется никаких реформ, которые давно назрели, с другой, с великими трудностями проталкиваются те, в которых нет абсолютно никакой надобности.
* * *
№ 457
Нельзя оставаться свободной личностью, будучи связанным необходимостью действовать из-под палки.
* * *
№ 458

           Безыскусная, но правдивая речь всегда убедительней витиеватых перлов лжецов и обманщиков.
* * *
№ 459
Отчаянье, как и тоска по прошлому, всегда обманчивы, ибо как в прошлом, так и в настоящем, радость и печаль перемешаны примерно в одинаковых пропорциях.
* * *
№ 460
Нельзя, притесняя других, одновременно и любить их, точнее, любовь эта низкого свойства, ведущая к деспотии, что никак не может являться для ее предмета благом.
* * *
№ 461
Истинная любовь желает для своего объекта блага, низкая же, желая блага для себя, использует его, во исполнение своих прихотей.
* * *
№ 462
Ощущение радости бытия – мерило полноты жизни.
* * *
№ 463
Глубокая мысль не может быть высказана туманно, в противном случае, это противоречивые инсинуации незрелого ума.
* * *
№ 464
Человек, считающий, что все знает, вряд ли вообще может претендовать на звание знающего что-либо хоть сколько-нибудь основательно.
* * *
№ 465
Большинство сообщаемых нам сведений бесполезно. Но они частично оседают в мозгу, предавая нам при случае вид разносторонних людей.
* * *
№ 466
Человек, познавая этот мир, не может иметь объектом познания только самого себя. Он, созерцая объекты внешнего мира, мысленно перемещает их внутрь себя, в свое сознание, преобразуя их путем размышления в открытия, опыт, произведения искусства. Мореплаватель познает окружающую действительность через морские стихии, оратор – через аудиторию, перед которой выступает, ученый, - ставя эксперимент, художник – через произведения живописи. Даже отшельник, живущий в пещере, и не видящий никого из смертных, преображается, беседуя с Богом.
* * *
№ 467
Чужие пороки передаются, как зараза, и больше, чем на кого бы то ни было, это распространяется на близких родственников.
* * *
№ 468
Если человек, имея даже очень большой ум, вместе с тем отрицает добродетель, значит, ум его с изъяном, другими словами, и ум, и дела его порочны.
* * *
№ 469
Холодный ум часто не ведает путей сердца, хотя оно одно способно подсказать ему подчас единственно верное решение.
* * *
№ 470
Мы часто не прощаем чужой жалости, т.к. она есть публичное признание нашего несовершенства.

* * *
№ 471
Точное знание всегда предпочтительней споров на пустом месте.
* * *
№ 472
Делая что-то сами, получаем знания и опыт, приобретая же лишь готовое, теряем их. Общество потребления есть, таким образом,  в большинстве своем общество никчемных, потерянных людей.
* * *
№ 473
Не горечь утраты, но необходимость соблюдения приличий часто заставляет одних изображать безутешное горе, других же - притворно соболезновать.
* * *
№ 474
Когда праздные люди собираются вместе, кто-то один из них придумывает какое-нибудь ненужное занятие, к которому охотно присоединяются остальные, таким образом, создается иллюзия, что все при деле.
* * *
№ 475
Мысль, за которой нельзя следовать напрямую без оговорок, является ложной и должна быть отброшена без всяких сожалений.
* * *
№ 476
Глубокая мысль, плод долгих размышлений, высказанная ясно, звучит столь предельно очевидной, что со стороны порой кажется, что она родилась сама собой!
* * *
№ 477
Гнев – плохой советчик, так же, как тщеславие – никудышный дипломат.
* * *
№ 478
Раб не тот, кто на цепи, но тот, кто привык к ней и успел почти полюбить, считая ее неотъемлемым атрибутом своего существования.
* * *
№ 479
Нельзя сказать, что подлецы не знакомы с добродетелью, которая повелевает творить благо ближнему, поскольку последние неизменно вершат свои делишки, скрываясь под личиной порядочных людей.
* * *
№ 480
Наши дарования – это единственное, что не может быть отнято у нас никем, кроме нас самих.
* * *
№ 481
Талант человека лишь тогда заиграет всеми гранями, если в его основе не амбиция, но добродетель.
* * *
№ 482
Мало быть умным, нужно еще иметь мужество пользоваться своим умом.
* * *
№ 483
Сила Истины такова, что любые нападки на нее служат к посрамлению не ее, но - нападающих.
* * *
№ 484
Жажда наживы толкает бесноватых заражать своим безумием всех вокруг, тогда как подлинная философия не ищет для себя ничего. Философия наживы, таким образом, есть философия безумия, учащая людей жизни, противной законам разума и морали, и, следовательно, - природы, т.е. гармонии, лежащей в основе всего действительно разумного.
* * *
№ 485
Боязнь обрести злую жену не должна, тем не менее, отвращать нас от мысли о браке вовсе.


* * *
№ 486
Ум пытливый всю жизнь ищет Истину, в то время как тупой -  не ищет ничего, т.к. однажды уже усвоил для себя какую-то одну из них раз и навсегда.
* * *
№ 487
Человек, не могущий остаться наедине с собой, несчастнейший из людей.
* * *
№ 488
Всегда сохранять верность себе – вот главное достоинство, из которого после произрастают остальные блага.
* * *
№ 489
Жить воспоминаниями – значит, не видеть для себя счастья в будущем.
* * *
№ 490
Медлительность в решении сегодняшних проблем – гарантия их повторения в будущем.
* * *
№ 491
Счастье эгоистично: пока человек на пике судьбы, он редко замечает несчастья других; только собственные невзгоды позволяют ощутить чужую беду, как свою собственную.
* * *
№ 492
Счастье дураков скоротечно, ибо неумеренность в радости закономерно перетекает для них в скудость в несчастье.
* * *
№ 493
Когда дьявол хочет погубить человека, он исполняет все его желания.
* * *
№ 494
          Наслажденья не могут не иметь своей оборотной стороны – страдания, и, следовательно, чем больше мы стремимся к первому, тем более преумножаем второе.
* * *
№ 495
Не стоит в ответ на участие со стороны жаловаться всем на свои проблемы, потому что проблемы останутся, а доброе отношение уйдет.
* * *
№ 496
Беспокойство отравляет жизнь сожалениями не о реальных потерянных благах, а об упущенных возможностях, расставшись с представлениями о которых, мы начинаем чувствовать себя значительно лучше.
* * *
№ 497
Удача часто благоволит к тем, кто верит в свою правоту.
* * *
№ 498
Только глупец стремится к наслаждениям, философ, напротив, стремится, сделать жизнь как можно менее обременительной.
* * *
№ 499
Все люди хотят одного и того же - счастья. Беда в том, что многие видят его в вещах, не только не дарующих радости, но напротив, несущих лишь новые несчастья.

* * *
 № 500
      Богатство дается человеку судьбой, в расчёте на его великодушие, но, в отсутствие такового, переходит к другим, не зависимо от его воли.