История сорок девятая Про благородное самодурство

Виктор Румянцев
История сорок девятая
Про благородное самодурство капитана

Те, кто проявил интерес к моим морским байкам, наверняка помнят четырнадцатую историю, в которой я рассказал, как мне пришлось расстаться с усами. Будем считать эту историю продолжением или даже предисторией опуса под номером четырнадцать. Потому что в ней я уже рассказал о полуфинале, а сейчас я расскажу о матче отборочного цикла, в котором встречались СССР и Венгрия.
Наш капитан старался, насколько это возможно, держать танкер «Румбула» в районе уверенного телеприёма, когда шла трансляция футбольных матчей. Иногда это не удавалось по объективным причинам – море есть море, но тем более велика была наша радость, когда можно было, хоть и с трудом, но видеть футбол сквозь эфирные помехи. А уж если приём сигнала был относительно качественным, то счастью болельщиков не было предела!
«Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР» определял безусловное несение вахты старшим помощником с 0400 до 0800 и с 1600 до 2000.  И этот ход событий никто и ничто не мог изменить. Ну, разве что стихийное бедствие. Впрочем, и оно тоже было бессильно перед «Уставом». Вот я и попал под каток всемогущего нормативного документа именно в день игры СССР-Венгрия! Беда заключалась в двух моментах: во-первых, приём телетрансляции был почти идеальным. А во-вторых... Во-вторых, матч начался ровно в 1600, ровно в ту горькую минуту, когда я сделал запись в судовом журнале «вахту принял старпом Румянцев», а второй штурман, злорадно хихикая, спешно покинул мостик.
Итак, я заступил на ходовую вахту, в стотысячный раз принимая на себя ответственность за безопасность людей и корабля. Дело, конечно, привычное – нормальные штурмана только тем и занимаются, что ежесуточно по восемь часов спасают жизнь экипажа, борясь со сном, голодом (если не в ладах с камбузным персоналом) и опять со сном, вызванным перееданием, (если в ладах с тем же камбузным персоналом). Но ведь всему есть предел! В «Уставе» ничего про футбол не сказано, а в нашей, и без того насыщенной лишениями, морской жизни, это полнейший перебор!
Минут через пять раздался звонок и я снял трубку:
- Мостик. Вахтенный помощник на связи.
- Виктор! Наши забили! Не гол, а шедевр! – голос капитана срывался от восторга. Я тоже подпрыгнул выше клотика и проорал положенные пару минут.
Через несколько минут опять зазвонил телефон.
- Мостик. Вахтенный помощник на связи.
- Виктор!!! Два – ноль!
У меня в душе зашевелился червь сомнения. Мысль, посетившая меня, вовсе не показалась мне кощунственной – капитан хочет меня разыграть! И делает это подло, по иезуитски изощрённо и по морскому просто непорядочно. Поэтому я не стал прыгать до клотика, а просто сухо поблагодарил командира за информацию и положил трубку.
Не прошло и десяти минут, как опять:
- Виктор! Три – ноль!!!
Мне стало очень нехорошо. Так нехорошо, что захотелось высказаться по полной программе и так, чтобы все пункты этой программы были услышаны капитаном. Но я вдруг вспомнил, что обидеть капитана, значит обидеть весь мир и, собрав в кулак всю свою волю я произнёс:
- Николай Иванович, прошу больше не отвлекать меня по пустякам! Любой шутке есть своё время и место, поэтому прошу мне больше не звонить! – и положил трубку. Вернее сказать, бросил...
Через мгновение на мостике появился капитан. Его лицо было красным-прекрасным. Ну, не прекрасным в смысле «красивым», а очень красным. Можно даже сказать, что багровым. Не глядя на меня, он схватил микрофон внутрисудовой трансляции и приказал третьему помощнику срочно прибыть на мостик. Тот появился тут же, прямо как чёрт из табакерки. А капитан громовым голосом отдал приказ:
- Я отстраняю старпома от несения ходовой вахты! Третий штурман, вы немедленно принимаете вахту, в вашем табеле будет отмечена переработка. А вы, старпом, вон с мостика!!!
Я стоял, ничего не понимая. Я даже не старался что-либо понимать. Просто ушёл в штурманскую рубку, сделал в черновом журнале запись «по неизвестной причине отстранён капитаном от ходовой вахты» и спустился к себе в каюту.
В каюте включил чайник (вопреки строжайшему запрету иметь нагревательные приборы в каютах) и стал ждать, когда он закипит. Зазвонил телефон и я снял трубку из которой раздался капитанский голос:
- Зайдите ко мне!
Делать нечего, и я побрёл на свою Голгофу, даже не утруждая себя догадками о  причине происходящего  беспредела.
В капитанской каюте на журнальном столике были нарезаны бутерброды, стоял шкалик «Проклятой» и пара рюмок...
- Присаживайся, Витя! Очень уж мне нравится смотреть, как ты болеешь!
Я был огорошен даже больше, чем три минуты назад  на мостике:
- Николай Иванович! А нельзя было как-нибудь по-другому, а?
- Да как по-другому? Ты же нашего третьего знаешь, он для себя не почешется без приказа, а футбол он всё-равно не  любит!
Мы выиграли у венгров 6:0! После пятого гола их вратарь, огромный парень с чёрной бородой, заплакал возле штанги.


21.11.2012
Северное море
Переход Рига – Соммарой (Норвегия)