Глава 4. Иммиграция

Дмитрий Щербаков 2
        (на фото часть порта моего любимого города Лаппеэнранта. Сделано с холма крепости, основанной А.Суворовым)
               
*****
    
        Почему моя любовь к Родине должна распространяться на всякое её правительство?..
               
                Александр Герцен

*****
   
     Так сложилось, что повстречав в инет-пространстве своего давнишнего друга, я не смог не приехать к нему на его новую родину – в Финляндию. Сказать что я испытал шок, не сказать ничего… Понравилось каждое мгновение пребывания там, понравилось всё! До этого я был в Европе, Европе туристической – музеи, бары-рестораны, соборы, замки… Чтоб прояснилась картинка европейского бытия не хватало только одного – взгляда изнутри, взгляда постоянного жителя Европы. Так получилось, что я на пару-тройку недель стал как бы членом семьи моего друга, мог пожить жизнью простого европейского гражданина и не мог не задуматься и не мог не сделать выводов…

        С самого начала вопросы посыпались как из рога изобилия!!!

        Почему у них в европейские города слетать на самолете 20 евро туда/обратно – это распродажа, а у нас распродажа 250 евро, т.е. по стоимости обычного там билета, ну цена без всяких распродаж?

        Почему пуховик высшего качества с интервалом в неделю на распродаже падает в цене с 385 евро до 45 евро - это распродажа, а у нас от заоблачных, но неизвестных никому ранее цен, на 50% - это тоже распродажа?

        Почему там к чиновнику любого ранга областного уровня предприниматель входит, грубо говоря, ударом ноги со словами:

- Я тебе налоги плачу, чтоб ТЫ получал зарплату и делал дело, а ТЫ не шевелишься! Почему не сделано до сих пор то и то…

         И чиновник ведь потеет, но упирается и делает! Потом, правда, в кругу близких людей жалуется на свою бесправность… 
   
        Почему ипотечный кредит любому работающему в банке дадут под 2,5-3% годовых, и даже неработающему под залог старой недвижимости, со ставкой 0%?

        Почему безработным дают социальные квартиры, которые оплачивает само государство? И квартиры меблированные, обеспеченные всем необходимым. А социальные работники постоянно приходят и интересуются:

- Всё ли хорошо? Ничем не помочь?

        Почему получив статус безработного БАНК приостанавливает ВСЕ платежи по кредиту и перестаёт начислять проценты до момента трудоустройства и получения заработной платы?

        Почему КАЖДЫЙ гражданин (и даже имеющий статус ВНЖ) имеет право один раз в жизни на бесплатное погашение ВСЕХ долгов за счёт государства, и без всяких дальнейших обременений?

        Почему алкоголикам выдают ежемесячно спиртное и социальное пособие «на жизнь»? Ну чтоб не создавали асоциальную обстановку вокруг себя… не воровали, не хулиганили, не попрошайничали…

        Почему ежемесячно социальные работники ходят по квартирам граждан, и имеющим даже статус на получение гражданства раздают по 200 евро на каждого ребёнка?

        Почему праздношатающихся полицейских никогда и нигде не видно? Ни поодиночке, ни в составе групп! Но если вдруг что произойдет, то будут от 1 минуты до 10 минут на месте происшествия. У меня сработала сигнализация на авто перед ТЦ (не ту кнопку нажал и дёрнул дверь). Я справился с сигнализацией, сел в машину, а её выезд с парковочного места уже полицейский микроавтобус перегородил. Университетский друг сказал:

- Хорошо, что ты сел в авто… А то б сейчас объяснительную писал у них в фургончике…

        Почему в полицейском участке областного центра работают всего три женщины в гражданском и столько же на приёме спокойных и законопослушных граждан?

        Почему граждане и предприятия оплачивают по факту потребления электроэнергии, а не дополнительно также за возможность подключения и перерасход лимита потребления, или, полнейший бред, за недорасход заявленного потребления?

        Почему в Финляндию не входит ни одна газовая труба и есть только пара угольных котельных, а все остальные на отходах деревопереработки, сучках, хвое, траве и листьях, ну и на торфе, конечно? И никто еще не замёрз!!!

        Почему там строят дороги, но никогда,  не ремонтируют, срезая фрезой квадратные километры очень хорошего покрытия? Не делают ямочный ремонт… не ставят заплаток… не удаляют колейность…

        Почему каждый дорожный знак не вызывает раздражение у сидящих за рулём, а объективно обоснованно стоит на своём месте, помогая водителю?

        Почему Финляндия производит почти всё высочайшего качества от канцелярских товаров до огромных океанских суперлайнеров?

        Почему на прилавках магазинов есть все продукты финского производства, ну за исключением бананов, ананасов, киви и т.д., ну того что у них просто  расти не может?

        Почему в аквапарки дети-школьники ходят бесплатно, а семейный абонемент на месяц стоит чуть больше одной порции мороженного, абонемент на всю семью?

        Почему шикарная общественная сауна (более 15 человек одновременно не видел) на берегу озера, хоть на весь день, стоит 4 евро?

        Почему финские приоритеты: родина, семья, собственное здоровье, уважение на работе и ответственность за сделанное, а у нас должность, модель автомобиля, этажность коттеджа и престижность напяленной шмотки?

        И ещё десятки и сотни вопросов…
       
        Потом пришла фаза анализа и размышлений… Ну почему у них всё от государства для человека и его процветания, а у нас чтоб довести до слёз, до кровавых соплей, до истерики или инсульта-инфаркта?

        А вывод я сделал только один:

        Уничтожают нас простых россиян, очень грамотно, целенаправленно и системно, создавая немыслимо-необъяснимые, с точки зрения здравого смысла трудности, от самого рождения и до самой смерти… И любое решение власти, в целях экономии нервов, надо рассматривать только через эту призму...

       А примеры вот тут, на виду, в одном ряду: слив миллиардов долларов на проведение АТЭС, Олимпиады-2014, ЧМ-2018 по футболу, списание долгов бывшим братьям соцлагеря и всем прочим "кто попросил", строительство Сколково, расширение Москвы... Эффективность отдачи? Ни-ка-кой... Слив в трубу... безвозвратно... без малейшей прибыли и пользы россиянам... Но с дальнейшим сливом сотен миллионов долларов дополнительно на содержание, исправление, ремонт и т.д., но уже без помпы. 

       Ладно, это так к слову… А вообще я смотрел на Финляндию как на сохранившийся осколок Великой Российской Империи. Я смотрел на неё, как на самую отсталую часть этой Империи в начале 20 века и ставшую Великой державой с 6-ти миллионным населением, с самой низкой плотностью населения в Европе, с почти полным отсутствием ископаемых природных ресурсов в которой люди своим трудом сделали чудесную страну, воплотили сказку в жизнь…

       Итак, в конце 2010 года созрела ситуация когда столичные дела особо не привлекали, чтоб остаться при них, и появилась реальная возможность переехать жить и работать в областной центр провинции Северная Карелия – Йоэнсуу…

       Ради такой перспективы я отказался от должности начальника юридического управления одной из крупнейших строительных компаний Москвы… А история сама по себе очень интересна…

*****

        Компания моего друга была субподрядчиком у этого строительного «монстра», ВХОДЯЩЕГО В 10-КУ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ МОСКВЫ, и, для разрешения некоторых вопросов, друг, как хозяин и гендиректор, был приглашен на совещание, я поехал для поддержки и оперативных консультаций… Честно говоря, его поведение на совещании было, мягко говоря, несоответствующее - конфликтным, и я, как мог, пытался сгладить острые углы. Через пару дней мне позвонил финансовый директор и попросил передать гендиректору чтоб Я приезжал на совещания, а не ОН. Я в тот же день согласовал с другом - и он с радостью согласился избавиться от этой обременительной для него обязанности - и стал ездить я…

     На первом совещании, директор «монстра» устроил форменную истерику и в ультимативной форме мне попытался что-то там приказать… я смолчал, отведя взгляд в сторону, а он выскочил из комнаты дл совещаний чуть не взорвавшись за столом, и покрикивая что-то выскочил из помещения… Остались только его высшие подчиненные… и я не задумываясь произнес:

- Мы тут собрались рабочие проблемы решать или ультиматумы выдвигать? Вообще я считаю, что мы появились на этот свет не для того чтоб мотать нервы друг другу…

     Финансовый директор, долгожитель предприятия, задумался и произнес:

- Да, многие это знают, но не смогут так жить…

    И наше совещание закончилось крайне спокойно, с плодотворными результатами.   

        Прошло короткое время, контракт был расторгнут и дело плавно перешло в сферу судебных разбирательств. Итог: наши исковые требования на 1,6 млн.р. признали частично, встречный иск «монстра» на 1,3 млн.р.  отклонили полностью. Прошло еще время, мне звонит главный инженер и говорит:

- Дмитрий Юрьевич, подъедь, переговорить надо.

       Согласовали время и я подъехал… При встрече обменялись рукопожатием и он сказал, что он теперь не главный инженер, а генеральный директор, угостил кофе и конфетами в своем кабинете… и неожиданно сделал мне предложение возглавить юридическое управление, показал будущий преотличнейший кабинет на 18 (или 19 этаже) собственного особняка на пересечении Третьего транспортного кольца и Ленинградского проспекта, рассказал о социальном пакете и иных средствах материального стимулирования… Скажу напрямую – Таких условий быть просто не может! Слишком шикарно! Но я вынужден был отказаться и сказал об этом сразу и прямо:

- Андрей Владимирович, спасибо огромнейшее за доверие! Не могу по двум причинам: я ещё с вами в состоянии судебной войны и в ближайшем будущем я собираюсь уехать на ПМЖ в Финляндию.

     Он улыбнулся и мудро ответил:

- Дмитрий Юрьевич, спасибо, понимаю тебя… Во-первых, я никого не вижу на этом месте кроме тебя. Во-вторых, я буду ждать тебя ещё три месяца, а к этому времени наши боевые действия уже закончатся. В-третьих, она тебе нужна чужая страна? По-моему мнению лучше жить и развиваться дома, а там ты всегда будешь человеком третьего сорта… Думай! Я буду ждать три месяца…

*****

        Но судьба распорядилась по иному, - ни к Андрею Владимировичу, ни в Финляндию…

        Вскоре после разговора с Андреем Владимировичем мне позвонил мой стародавний друг, ставший федеральным чиновником, и сказал:

- Дим, я знаю, ты собираешься уезжать в Финляндию, но тормознись, интересное предложение есть для тебя. Давай встретимся и я тебе расскажу.

     Предложение его было следующее: «Ушли» Ю.М.Л. и назначили С.С.С., он набирает себе команду в Правительство Москвы, а министры соответственно команду себе. Я тебя порекомендовал своему другу, министру Правительства Москвы. Надо возглавить ГУП и наладить его работу, чтоб он работал как «швейцарские часы». Возьмёшься? Иных требований никаких. Всё по-чистому и по-честному…"

      Я в душе обрадовался ибо дело представилось интересным и общественно полезным, задал полсотни вопросов, но своего окончательного ответа не дал до встречи и подтверждения всего сказанного другом от самого министра.

      Встреча состоялась на удивление быстро и вечером, в ресторане, в неформальной обстановке за рюмкой чая мы договорились о сотрудничестве. Контракт со мной был подписан быстро, и я возглавил ГУП. Взял его с нулевым балансом (дебет/кредит по 3 млн.р.), и с полным отсутствием работников: в день подписания акта приема-передачи ушёл, соответственно, бывший директор, и, чего я не ожидал, и главный бухгалтер… Что ж, что Бог не даёт всё к лучшему! Начался мой 9-ти месячный период директорства. Я неисправимый романтик!!! Поверить в такую сказку!!! Конечно ничего путнего не могло получиться, только я это понял на 7-й месяц. Ни одного обещания министр не выполнил, больше того, не оказал никакой помощи чтоб начать подъём и «раскрутку» предприятия – ни контрактов, ни связей, ни  функционала – ни-че-го! Семь месяцев предприятие прожило на полулегальном положении на одном моём энтузиазме и на энтузиазме моего толкового и грамотного заместителя. На пятом месяце министр стал избегать меня, стал не отвечать на мои телефонные звонки, не отвечать на электронные письма, вместо прямого общения стал подставлять своего первого заместителя. Пришлось МНЕ первому заместителю высказать свое видение развития ГУПа и поставить вопрос ребром: "Или поднимаем ГУП вместе или я ухожу! Здоровья вкалывать без выходных по 12- 14 часов, и без ваших малейших движений по выполнению данных вами обещаний, у меня уж нет!"

       Закончилось хождение в команду С.С.С.  банально и по-чиновничьи просто – меня через пару-тройку дней уволили «по инициативе администрации». Со многими нарушениями, прямо скажем по-беспределу, но уволили. В момент подписания уведомления, я попросил заместителя министра, начальника службы безопасности, генерала ФСБ в отставке:

- Владимир Ильич, я буду очень благодарен, если Вы передадите А.В.К. мои слова лично, - он поступил подло!..

        На следующий день Владимир Ильич мне перезвонил и сказал:

- Дмитрий Юрьевич, Вы просили, я ему передал.

        Спасибо Владимиру Ильичу, даже министр Правительства Москвы должен знать: и он может быть... ну, может поступить подло!   

       С увольнением появилась вторая возможность уехать в Финляндию, но видно не судьба… или "бог хранит меня".

       В своей жизни я потерял двоих друзей и многих товарищей ибо имел с ними общие дела… Не буду рассказывать и раскладывать по крупицам все ситуации, факт остается фактом – Знали друга друга, дружили десятилетия и расстались, раз и навсегда!

       Поэтому, я рад, что не уехал на ПМЖ в Финляндию к другу, не стал иметь с ним дел ибо уже произошёл срыв одного совместно делаемого дела. Я сгладил удар, и не стал раздувать кадило, помятуя о прошлых потерях. Для себя решил: "Пусть останется друг с которым можно попутешествовать по Европе и по миру, посидеть в пабе, отгрести регату и вообще просто встретиться и пообщаться обо всём, чем потерять и не общаться!"

       Оставлю переезд из этой страны на более поздние времена, когда будет хороший материальный базис чтоб не бегать там и не искать работу, а просто жить, путешествовать, наблюдать и анализировать происходящее вокруг! Оставить и немного дел в России, а жить в полнейшей безопасности там… в Финляндии или ином месте за пределами России.

       Это ж надо было так потрудиться нынешним "руководителям государства российского" - даже последних, думаю, 3-х десятилетий хватит, - чтоб создать невыносимые условия для жизни и деятельности простого русского человека...

24.11.2012