Из записных книжек - 2

Владимир Микин
1. Чем интересны рассказы о Мегре? Сименон сделал его удивительно привлекательным: Мегре любит людей со всеми их слабостями и готов воевать за них, не жалея себя. А вместе с тем он – живой,  сам со многими слабостями. Очень интересный у него – взрывной –темперамент. Ленив внешне, но до поры. Поскольку это цикл рассказов, то автору нет нужды в каждом разобъяснять, какой Мегре хороший, и потому главной задачей становится развитие сюжета.

2. Недавно Говорухин, или еще кто-то умный, сказал,
что "Войну и мир" надо каждый год перечитывать.

Я перечитывал примерно раз в 5 лет, и опять взялся. Это что-то поразительное, - каждый раз открываешь заново.  Ну, понятно, что по-другому, чем в школе, - но ведь и по-другому, куда проникновеннее, чем 4 или 5 лет назад! И понимаешь, что и Пьер, и князь Андрей, и Кутузов, и многие другие герои - все это Толстой в разные периоды его жизни, со всеми его вопросами, ответы на которые не все найдены. Вот истинное искусство - поднять читателя на эти высоты, и пусть тоже размышляет
обо всем, -  о добре и зле, о смысле жизни, в том числе, если не в первую
очередь - о своей жизни. Читаю с наслаждением, не спеша. Интересно, какой процент нынешней молодежи прочтет "Войну и мир" от начала до конца? Думаю, процента три.
Камо грядеши, человечество?

3. Молитва перед выездом на автомобиле в дальнюю дорогу: «Господь, прими в свое нас лоно, не дай чертям проткнуть баллоны!»


4.  Фазиль Искандер пишет: "Без Бога нельзя объяснить появление нашего мира. И это абсолютно логично. Но с Богом трудно, необыкновенно трудно объяснить его терпимость к подлостям нашего мира. Отсюда можно заключить: "Я знаю, откуда взялся Бог, но я не знаю, куда он потом делся».
Татьяна, моя дочь, когда я переслал ей эту цитату, резонно заметила:
"Я прочла эссе про Бога от Фазиля. Тема совсем не легкомысленная. Дело в том, что о таких философских категориях нельзя рассуждать с точки зрения житейской мудрости. Это примитивизирует и вопрос и ответ.
На такой вопрос: куда пропал Бог, если все идет вниз по кривой - нельзя ответить, не расставшись с чисто человеческим убеждением, что все во вселенной, включая Бога, вертится только вокруг человека. Что по меньшей степени нелогично. Мы не венец творения. Эволюция должна продолжаться, и она наверняка продолжается, возможно - это за пределами нашего ограниченного видения".

5. На Пицунде трое немцев – пожилая чета и молодой парень, - все одетые как на званый вечер, - стояли у буфетика, где командовала наша простая советская буфетчица.
 –Три коньяк.
–Три бутылки?
– Найн, найн, - немец показал пальцами – чуть-чуть.
– По сто грамм?
 – Найн, найн 100 грамм, -  и снова показал чуть-чуть.
 Буфетчица налила по 50. Когда выпили, немка сказала:
- Гут, абер цу филь. (Хорошо, но слишком много). 
        Для русского человека почти непостижимо!