Импрессионист Гюстав Кайботт. Великий незнакомец

Койфман Валерий
Гюстав Кайботт. Дождливый день в Батиньольском квартале (1877. Институт искусств, Чикаго)

Когда мы говорим об импрессионизме, в памяти возникает «великолепная пятерка» французских художников: К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей. Благодаря Эрмитажу и ГМИИ им. Пушкина, для нас это главные художники-импрессионисты. Когда же стали доступными музеи Европы, этот список пополнился именами Э. Мане, Э. Будена, Б. Моризо, М. Кассат,  Ф. Базиля. Теперь появился повод рассказать еще об одном выдающемся импрессионисте, о Гюставе Кайботте (1848 – 1894). Остается загадкой, почему творчество этого большого мастера на долгие годы было забыто. В то время, как во Франции, Англии и США его имя широко известно уже почти 50 лет, в Германии настоящее знакомство с Кайботтом лишь начиналось. Важный шаг в этом направлении сделан в знаменитой франкфуртской галерее Schirn Kunsthalle, где с 18 октября 2012 по 20 января 2013 проходила первая в Германии ретроспективная выставка «Кайботт. Импрессионист и фотография». Выставка показывает, как его творчество открывает новые подходы к пониманию импрессионизма, и как радикальный, очень современный, острый, фотографический стиль художника устанавливает связь между живописью и развивавшимся в те годы фотоискусством.
Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte) родился в 1848 году в Париже в буржуазной семье. Его отец, Марсиаль Кайботт, унаследовал текстильное производство и был судьей коммерческого суда Департамента Сены. Он дважды овдовел, прежде чем женился на Селесте Дофрень. У них было три сына - Рене, Гюстав и Марсиаль. В 1866 году отец построил для семьи великолепный дом на улице Миромениль (теперь здесь адвокатский офис Николя Саркози). Позднее он купил большую усадьбу в городке Йерр у реки (тоже Йерр) в 20 км от Парижа, где семья проводила лето. Почти 5 лет Гюстав обучался в интернате престижного лицея Луи Великого, затем изучал право в Сорбонне и в 1869 году получил лицензию на юридическую практику. Кайботт серьезно задумывался о том, чтобы посвятить себя живописи, интерес к которой он проявлял еще в 12 лет. Отец не возражал и оборудовал сыну мастерскую в Йерре. Именно здесь в дальнейшем им было создано множество великолепных импрессионистических пейзажей.
Во время войны с Пруссией Гюстав почти год отслужил в Национальной гвардии. Вернувшись в Париж, он путешествует с братьями  по Скандинавии. Находясь с отцом в Италии, в 1872 году он создает под руководством художника Дж. Де Ниттиса свои первые картины. В том же году Кайботт поступил в студию известного академиста Леона Бонна, где настойчиво постигал секреты  живописи и добился поразительных результатов. Его ранние портреты, пейзажи и «ню» в духе академизма отличались мастерством и  виртуозной манерой исполнения. Затем Гюстав поступил в Школу изящных искусств, но оставался в ней недолго, так как его привлекли импрессионисты, с которыми он близко сошелся после выставки 1874 года.
После смерти родителей сыновья стали наследниками огромного состояния. Гюстав продолжает карьеру художника, и становится главным спонсором импрессионистов. Благотворительность его не знала границ: он оказывал им неоценимую помощь в организации выставок и аукционов; покупал по завышенным ценам их полотна, оплачивал аренду мастерских; материально поддерживал Моне, Ренуара, Писсарро и других, причем, в своем завещании он освободил их от возврата денег. На Кайботта не действовала разгромная критика, преследовавшая импрессионистов, и когда у многих опускались руки, он не унывал. Несколько выставок импрессионистов состоялось только благодаря его энтузиазму и за его счет.
Поскольку Гюстав редко продавал свои картины, то, как художник, он был в тени, и длительное время его репутация мецената была выше, чем репутация художника. Кайботт охотно изображал буржуазный Париж и его обитателей, летний отдых на природе, а также эпизоды из жизни членов семьи. Был период, когда его творчество носило в себе черты работ друзей  «по цеху» (портреты напоминали Э.Дега, а пейзажи – Ф.Базиля).
Настоящий дебют Кайботта-художника состоялся на 2-й выставке импрессионистов (1876), где были показаны его восемь работ, включая знаменитых -  «Паркетчиков» (1875, д‘Орсэ)  и «Мост Европы» (1876, Пти-Пале, Женева). Золя был поражен необычными ракурсами картин, их реалистической точностью, но критиковал за чрезмерную фотографичность и преувеличенно углублённую перспективу. Хотя ранее Салон отклонил картину «Паркетчики»,  признав ее «вульгарной», ныне она заслуженно считается шедевром французской живописи конца XIX века: идеально выверенная композиция, необычная, математически точно построенная перспектива, великолепно переданные анатомия мужских тел и ритм движений паркетчиков. Ясно, что Кайботт изобразил не изнуренных тяжелым трудом рабочих, а натурщиков, которых автор эффектно представил в «трудовых позах».
Гюстава поражало стремительное развитие Парижа, и в его лице город нашел своего преданного исследователя. Кайботт любил писать улицы и площади под высоким углом зрения (влияние японской графики), а иногда виды сверху откровенно перерезались перилами балконов, или вовсе представляли собой «портрет» балконной решетки, через которую лишь угадывалась уличная суета. Во всем сказывался его азарт экспериментатора. Характер построения изображения выявил интерес Гюстава к фотографии, и был, возможно, «подсмотрен» у брата Марсиаля, талантливого фотографа и пианиста. Самым знаменитым полотном Кайботта является «Улица в Париже в дождливый день» (1877). Вот, что писал о нем известный американский искусствовед Кирк Варндоу: «Интересных и значительных картин у Кайботта много, но среди них нет ни одной такой монументальной (2,1 х 2,8 м), такой сложной, такой завораживающей, как этот перекресток в дождливый день. Это одна из его самых красивых и утонченных работ. Каменные здания окутаны серовато-голубой атмосферой. Серые тона, отраженные омываемыми дождем поверхностями, придают картине холодную оловянную тональность. Она подчеркнута синевато-серым и каштановым цветом костюмов прохожих, медно-ржавыми фасадами зданий справа, густо зеленой патиной бронзовых фонарных столбов...».
В 1881 году Кайботт приобрёл в собственность поместье в Пти-Женевилье на Сене близ Аржантея, и вскоре был избран городским советником. Жители еще не видели такого чиновника, который «все оплачивал из собственного кармана: освещение, уличные мостовые, мундиры стражи». В этом излюбленном месте импрессионистов Кайботт писал все, что видел: поля, железнодорожный мост, цветы, дам в садах, людей на берегу Сены, гребцов, лодки, байдарки и яхты на воде.
Живопись, конечно, была главным делом жизни художника, но у него было множество и других увлечений. Так он активно занимался филателией (его коллекция марок сейчас в Британской библиотеке), спортом на воде, строительством гоночных яхт, разведением орхидей, садоводством. С 1888 года Кайботт постоянно проживал в Пти-Женевилье. Он любил проводить здесь время с братом Матриалем  и с Ренуаром. Гюстав никогда не был женат, но у него были серьезные отношения с актрисой Шарлоттой Бертье, которая родила ему сына, и которой он завещал значительную ренту. Гюстав Кайботт скоропостижно скончался 21 февраля 1894 г в 45 лет во время работы в саду, вероятно, от инсульта и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. За свою недолгую жизнь он создал не менее 500 картин, две трети из них разошлись по частным коллекциям (в Музее д‘Орсэ хранится 40 работ Кайботта). Его личная богатая коллекция картин импрессионистов была завещана Франции, но лишь после смерти Кайботта, усилиями Ренуара, часть ее дошла до Лувра, а позднее попала в д‘Орсе. Когда наследники художника в 1960-х годах распродавали семейную коллекцию, искусствоведы и любители искусства смогли увидеть главные работы Кайботта и оценить его вклад в «копилку» импрессионизма. В 1964 г. чикагский Художественный институт выставил приобретенное на аукционе полотно «Улица в Париже в дождливый день», чем вызвал огромный интерес американцев к Кайботту. В 1970 году во Франции прошла ретроспективная выставка художника. Слава художника была уже так велика, что в 2000 году его полотно «Человек на балконе, бульвар Осман» (1880), было продано с аукциона за 14,3 млн. долларов.
На проходящей во  Франкфурте выставке «Кайботт. Импрессионист и фотография» посетители могут увидеть несколько десятков работ художника, отражающих все периоды его творчества. Это  и уже упомянутые «Паркетчики» и «Мост Европы», а так же «Гребцы» (1877), «Каноэ на реке Йерр» (1877), «Читающая женщина в интерьере» (1880), «Бульвар Оссман» (1880), «Фазаны и вальдшнепы на мраморном столе» (1883), «Ришар Галло на прогулке в Пти-Женевилье» (1888), «Сохнущее белье» (1888), «Автопортрет  (1892), «Четыре вазы с хризантемами» (1893) и другие.
Выставка сопровождается  демонстрацией более 100 редчайших и интереснейших фотографий, глядя на которые понимаешь, как  фотоискусство повлияло на художника Кайботта, и как художник Кайботт повлиял на искусство вообще и на фотоискусство
в частности.
Картины художника можно посмотреть на сайте
https://gallerix.ru/album/Gustave-Caillebotte