Я и Чехов

Олег Яненагорский
Воспоминания о дне рождения 11 сентября 2018 года
(отрывок из ненаписанных мемуаров)

После третьего бокала калифорнийского игристого все шумно заговорили о творчестве юбиляра.
- Вот Вы, успешно изменяли Реальность в своих произведениях. Но зачем, какой в этом был прок? – спросила меня молодящаяся дама.
- А что Вы вкладываете в понятие Реальности? - уточнил я.
- Да всем же понятно, что такое Реальность, - громко сказал кто-то из русских…

- Расскажу Вам  историю, которая произошла ровно 120 лет тому назад, тоже 11 сентября, но только 1898 года, в Московском художественном театре. Антон Павлович Чехов в тот день второй раз пришел на репетицию «Чайки». Один из актеров рассказывал ему, что во время действия за сценой будут квакать лягушки, трещать стрекозы, лаять собаки.
- Зачем это? – недовольным голосом спрашивал Антон Павлович.
- Реально, - отвечал актер.
- Реально, - усмехнувшись повторил Чехов, и, помолчав добавил - Сцена – это искусство. У Крамского есть жанровая картина, на которой великолепно изображены лица.  Что если на одном из лиц вырезать нарисованный нос и вставить живой? Нос – «реальный». А картина будет испорчена. Сцена требует известной условности … Сцена отражает квинтэссенцию жизни, не надо выводить на сцену ничего лишнего…

… Пауза после моего рассказа о Чехове длилась недолго. Кто-то из американцев, хорошо понимавший русский язык, уточнил:
- Мастер, а какое отношение изложенное имеет к Вашей реальности?
- Самое прямое...
- И Вы хорошо помните эту историю? - уточнила молодящаяся дама.
- Все помню хорошо, - с улыбкой ответил я и допил вино…