Оксана 98-99-100

Виктор Шель
98.
Гришина идея, которую он продумал в тюрьме, оказалась плодотворной. Он не успел с осуществлением её на том правительственном задании, которое послужило основанием для приёма его на работу. Там сроки были сжатые, и решение задачи измерения подачи не ставилось. То задание было выполнено в срок. Все, принимавшие участие в работе, получили небольшую премию в дополнение к зарплате. Но за первым заданием последовали другие задания, и отдел без работы не оставался. Гриша, работая в лаборатории, постепенно собрал макет своего устройства, испытал его и убедился, что оно даёт точные результаты. Он показал макет Ступину. Ступин внимательно познакомился с макетом, с результатами эксперимента и сказал:
- Я вижу два направления, в которых тебе следует работать. Сначала нам следует продумать в какой станок это можно встроить. Я вижу, что в те базы, которые были разработаны в Германии ещё в начале тридцатых годов, и которые наш завод выпускает поныне, твоё устройство подходит как седло автомобилю. Нам давно надо начать разрабатывать новую гамму станков, современные базовые станки для будущих спецзаданий. Без этого наш завод отстанет от мирового уровня на много лет. Твоё предложение может быть использовано для создания новой базы. Но сначала нам следует подать заявку на авторское свидетельство. Это ведь чистой воды изобретение. Потом ты должен дополнить результаты теоретическими выкладками. Из этого может полечиться хорошая диссертация. Но прежде надо оформить заявку на авторское свидетельство.
- Я не знаю, как подавать заявку.
- Это я беру на себя. Нужно будет включить в состав авторов директора завода и начальника главка нашего министерства.
- Как это включить в состав авторов?
- Не будь наивным мальчиком, Гриша. Мы затеваем большую игру: создание новых станков. В этой игре нам с тобой нужны союзники. Не просто союзники, а те, от которых зависит судьба наших станков. Так пусть они будут соавторы. Тогда они не будут препятствовать нам в создании новых станков, а будут помогать. Директор по своей должности кровно заинтересован, чтобы не было новых станков. Новое всегда приносит хлопоты и неприятности. Ещё вставят в план, и тогда он должен отвечать за выполнение плана. Если он будет в авторах, он будет препятствовать, но меньше, чем он бы хотел. От начальника главка напрямую зависит, чтобы новые станки попали в план. Его обязательно надо сделать соавтором.
- Вы мне это так интересно и убедительно объяснили, что я не возражаю.
- Ну, вот и замечательно.
- А Виталий Маркович? Его тоже надо включить?
- Его не обязательно. Будницкий уже стар. Его держат только для сохранения связей с министерством. Если бы не это, он давно был бы на пенсии.

Грише не понравилось, что Сергей обходит главного конструктора. Если честно признаться, то и идея и подтверждающие её эксперименты – всё это исключительно Гриша придумал. Заявка фактически имеет одного автора. Если добавляются ещё три, нужные для дела, то почему бы не добавить ещё и четвёртого? Сергей хитрит, ведёт какую-то игру против Будницкого. Это было ясно. Вмешиваться в интриги Сергея Гриша не намеривался, но и стать пешкой в его игре тоже не хотел. Если Виталий Маркович узнает, что Ступин ведёт игру, используя изобретение Гриши, он может изменить отношение к Грише. А это совсем не было нужно ни Грише, ни его изобретению. Гриша решил вписать в заявку Виталия Марковича. Но как это сделать? Нужно, чтобы Будницкий узнал о заявке до того, как она будет написана. Гриша решил посоветоваться с Лёней.
Сначала Лёня выслушал идею Гриши. Он уже слышал отрывки раньше, до того как Сергей Ступин предложил оформить идею как изобретение. Гриша подробно рассказал Лёне техническое решение и сказал, что Сергей рекомендует оформить заявку. Потом он сказал о необходимости добавить авторов, которые и слухом не слыхивали о проблеме и путях её разрешения, но могут понадобиться для разрешения чисто административных вопросов. После всего Гриша сказал, что Будницкого включать Ступин не хочет. Как сделать, чтобы он включил Будницкого?
- Тут брат, - сказал Лёня, - не всё просто. Сергей давно задумал сделать новую базу для наших станков. Он считает, что точность обработки на наших станках так зависит от квалификации рабочего, что на большинстве предприятий их просто не используют из-за отсутствия высококвалифицированных людей. База должна обеспечивать точность перемещений, чтобы станки были полезны, даже если на них работают не очень опытные шлифовщики. Я полностью согласен с этой точкой зрения. Но на заводе не хотят менять налаженное производство. Будницкий как инженер понимает, что станки надо менять, но как старый администратор знает, что легче выполнять план, не меняя ничего. А выполнение плана – это премии, почёт. Виталий Маркович, пользуясь своими связями, борется уже пять лет против новой базы. В ЭНИМСе давно настаивают на усовершенствовании наших станков, но в министерстве знают, что завод выполняет план, и Будницкий успешно распределяет станки в индустрии, нет необходимости затевать, что-то новое. Вот они и отодвигают разработку новой базы из года в год.
- Что же заставит изменить эту практику и ввести новые базовые модели в план?
- Сергей считает, что надо за это бороться. В этой борьбе он использует всё, что может. Вот твоё изобретение он тоже хочет использовать.
- Твоё объяснение не имеет логики. Я согласен, нужно привлекать всех, кто принесёт пользу, но разве Виталий Маркович не может вставить палки в колёса, если его мы будем игнорировать? Нет, его не хочет вставить Сергей по какой-то другой причине.
- Я думаю, что он хочет выжить старика. Сергею не нужен начальник для разработки новой базы. Он хочет сам быть начальником.
- Я бы не хотел оказаться между ними. Паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Не хочется мне в этой ситуации быть холопом.
- Ты прав. Ты запросто можешь оказаться между ними.
- Поэтому я бы хотел, чтобы ты как бы случайно рассказал Виталию Марковичу о моей идее.
- Почему я?
- А ты здесь со стороны. К идее отношения не имеешь.
- Мне не хотелось бы вмешиваться. С другой стороны, я бы хотел снять угрозу с твоей головы. Я что-нибудь придумаю.

99.
Когда Андрей пришёл в школу на следующий день, машины уже стояли вдоль Успенской улицы, ожидая ребят. Каждому классу была отведена отдельная машина. Для перевозки детей были выделены бортовые грузовики с установленными на них скамейками. Мальчишки легко забрались на грузовик. У девочек произошла заминка. Дело в том, что для того, чтобы залезть, нужно было поставить одну ногу на колесо, подтянуться и перекинуть вторую ногу через борт машины. Колесо оказалось слишком высоким для нескольких девочек. Лиля, стоя на тротуаре, подталкивала подруг снизу, а мальчики тянули их за руки. Когда очередная девочка общими усилиями оказывалась в кузове, мальчишки во всё горло  кричали: «Ура». С этого начиналось весёлое настроение всего класса. Лиля влезла последней, легко перевалив через борт машины. Место в кабине заняла молодая учительница английского языка Надежда Ефимовна.
Машины тронулись. Вся колонна направилась на север. Ребята затянули весёлые песни. Поездку большинство ребят воспринимали как весёлый пикник. Андрей сидел на последней скамейке рядом с Лилей. Он специально уселся на последней скамейке, зная, что большинство ребят предпочитают места поближе к кабине. Он знал, что Лиля будет последней, и ей останется место на этой скамейке.
Машина вышла на шоссе. Вдоль шоссе растянулись жидкие лесопосадки, наследство сталинского периода. Лесопосадки закрывали степной пейзаж, и своим однообразием действовали усыпляюще. Ребята уже больше часа сидели на жёстких скамейках грузовика. Кончились песни, надоели разговоры, наступила унылая часть пути. Наконец машина свернула на просёлочную дорогу, проложенную вдоль огромного поля, на котором росли подсолнухи. Следующее поле было засеяно кукурузой. Кукурузные стебли поднялись на метр от земли, зелённым морем разливаясь вокруг медленно продвигающейся машины. Вдали показались первые строения деревни. Машины остановились около одноэтажного кирпичного строения с большими окнами. Всем велели сидеть на своих местах. Учительница, ехавшая в головной машине, поднялась на крыльцо и скрылась за дверью здания.
Ребятам двух передних машин велели сойти и собраться в кучку. Какой-то колхозник средних лет залез на подножку той машины, где ехал класс Андрея. Машина тронулась и повезла ребят в соседнюю деревню. Их выгрузили около здания похожего на длинный сарай. Оказалось, что это сельский клуб, в котором им предстояло жить. Для жилья им отвели зрительный зал, в котором обычно показывали кинофильмы. Зал был разделён на три неравные части импровизированными стенами. В качестве перегородок использовали белые простыни, подвешенные на верёвках. На сцене, загороженной от зала такой же простыней, установили кровать для учительницы. В отсеке рядом со сценой поселили девочек. Мальчишкам отвели отсек у выходной двери. В отсеки занесли солому и  тюфяки. Солома была раскидана по всему земляному полу зала.
Ребята были шокированы убогими условиями жилья. Но делать было нечего, надо было устраиваться. Ребята побросали свои котомки на тюфяки и собрались у выхода. Пожилая колхозница повела ребят кормить. Каждому налили по полной тарелке жирного борща. В борще плавали куски свиного сала, которое слегка отдавало гнилью. Некоторые дети отвернули носы. Андрей тоже поморщился, но голод требовал своего, и Андрей съел весь борщ, оставив в тарелке куски сала. Некоторые ребята не смогли преодолеть отвращение к запаху и не дотронулись до борща. На второе подали отварную картошку. Ребята набросились на картошку, как будто они в жизни ничего более вкусного не ели.
После еды подали телеги и повезли на поле. Ребятам роздали сапки и велели выстроиться в длинный ряд вдоль дороги. Потом колхозница показала как надо полоть сахарную свёклу. Ребята с энтузиазмом взялись за дело. Сосредоточенно работали примерно час. Под действием палящего солнца энтузиазм кончился, и ребята начали собираться в кучки и откровенно баловаться. Никого не интересовала работа. Учительница ходила от группы к группе, уговаривая продолжить работу. К трём часам дня жара установилась такая, что ребята постепенно по одному шли к дороге, где можно было укрыться от солнца в тени лесопосадки. Лежали до шести часов вечера. Потом медленно пошли по направлению к селу. Все ужасно хотели пить и есть. Навстречу ребятам пришли телеги. Ребят повезли в село на ужин. На ужин подали кукурузную кашу, заправленную всё тем же протухшим салом. Каша называлась мамалыга. Ребята были так голодны, что поели мамалыгу вместе с кусочками сала.
Вечером ребята прошлись по селу. Село было большим и грязным. Все дома старые и неухоженные. Большинство жителей села были пожилыми людьми. Ничего интересного ребята не увидели. Вернулись к своему клубу и уселись на грязной пыльной траве у входа. Вдали собралось несколько деревенских ребят поглядеть на приехавших из города. К клубу они не подходили.
Наутро после скромного завтрака повезли ребят на поле. Первые два часа ребята работали с удовольствием. Дул лёгкий ветерок. Работать было приятно. Женщина бригадир подъехала на двуколке проверить, как ребята работают. Она сделала замечание, что ребята пропускают много сорняков. Учительница Надежда Ефимовна велела ребятам быть внимательнее. После отъезда бригадира работа пошла медленнее. Сказывалась усталость и жара. Солнце, поднявшееся высоко в небе, палило нещадно, а ветерок постепенно угас. Ребята по одному потянулись к спасительной тени лесопосадки. Елена Ефимовна старалась вернуть ребят на поле, но они её не слушали.
В поле туалетов не было. Ребята по нужде углублялись в лесопосадку подальше от людей и там справляли естественную нужду. Почувствовав необходимость опорожниться, Лиля тихонько оторвалась от группы и углубилась в гущу лесопосадки. Деревья не были густыми, но высокие кусты надёжно закрывали от людских глаз. Убедившись, что она надёжно оторвалась от группы, Лиля присела под кустик. Не успела она начать опорожняться, как чьи-то руки, захватив её плечи сзади, начали валить её на спину. Лиля закричала и стала отбиваться от нападавшего сзади человека. Перед ней появился ещё один человек. Он сильным ударом в грудь повалил девушку на траву. Продолжая звать на помощь, Лиля сильным ударом обоих ног отбросила нападавшего на неё спереди мужчину и, изогнув тело, встала во весь рост. Мужик, стоявший сзади, стукнул её по спине.  В этот момент показался Андрей с сапкой в руках. За ним тоже с сапкой прорывался Саша. Андрей черенком сапки наотмашь стукнул одного из мужиков по голове. Мужик повалился как куль. Второй, увидев ребят, бросился наутёк. Подбежавшие ребята окружили нападавшего на Лилю мужика, который успел подняться и  пытался  кулаком достичь Андрея. Ребята выставили сапки, как алебарды, вынудив мужика к бегству. Подошедшая  Надежда Ефимовна застала такую сцену: мальчишки с сапками в руках улюлюкали убегавшему мужику, а остолбеневшая бледная Лиля стояла, держась обеими руками о тонкую ветку акации. Трусы Лили болтались где-то у щиколоток. Она так и не успела их подтянуть. Надежда Ефимовна отогнала мальчишек, которые, возбуждённо обсуждая стычку, направились к полю. Учительница предоставила девушке возможность привести себя в порядок и строго настрого запретила углубляться в лесопосадку по одному.
Надежда Ефимовна пожаловалась бригадиру на то, что кто-то из деревенских пытался изнасиловать девочку. Она потребовала, чтобы руководство колхоза приняло меры к безопасности городских школьников.
- Я буду вынуждена обратиться в милицию, чтобы они провели расследование и привлекли к ответственности виновных - сказала учительница.
- Это нэ трэбо. Мы усих  знаемо. Я докладу кому трэбо.
- Я не могу это оставить без последствий. Я отвечаю за детей.
- Вы нэ бойтэся. Цэ бильше нэ повторытся. – попыталась успокоить учительницу бригадир. – Нэ бойтеся вучителка. Мы йим накажемо дитэй не забижаты.
Ребята обсуждали нападение деревенских мужиков на Лилю. Лиле, пережившей страх и унижение, было неприятно слышать эти обсуждения. Андрей почувствовал это и сказал:
- Хватит обсуждать. Ничего хорошего я в этом происшествии не вижу.
- Не скромничай, - сказал Саша. – Ты как трахнул мужика по голове, он повалился как убитый. Небось, шишка на голове у него не скоро пройдёт.
- Перестань. Мне это неприятно. Вроде бы мы живём в одной стране, а они такие дикари, как будто из Африки.
- До них просто культура не успела дойти.
В этот вечер деревенские ребята не подходили к клубу. Видно деревенское начальство запретило им беспокоить городских школьников.

100.
Виталий Маркович Будницкий вернулся из Москвы в плохом настроении. Приятели сказали ему, что в Москве проходит компания по направлению опытных инженеров в совхозы для руководства механизацией в деревне. Компания проводится очень странно: в основном стараются направить на работу в село инженеров еврейской национальности. Вызывают в партком и предлагают ехать на село, угрожая лишением партийного билета. Виталий Маркович, понимал, что пользы от евреев не будет никакой. Какая может быть польза от людей, не имеющих никакого понятия в сельском хозяйстве? Виталий Маркович видел компанию, развёрнутую в стране, как очередное наступление на евреев. Со смертью Сталина не закончилось давление на евреев. Пришедший к власти Хрущёв, не смотря на разоблачение Сталина, продолжает его дела. В лету канули двадцатые годы, когда евреев можно было увидеть на любых постах. Весь аппарат власти давно очищен от евреев. К власти пришли люди, у которых антисемитизм впитан с молоком матери. 

Будницкий в свои шестьдесят пять лет повидал всё. Он помнил знаменитый Одесский погром. Памятник жертвам погрома в виде стены с написанными на ней фамилиями стоит на старом еврейском кладбище на Водопроводной улице. Он помнил разгул гайдамаков, деливших город с интервентами во время гражданской войны. Помнил и оттепель первых лет советской власти, когда евреи были полностью уравнены в правах с остальным населением. Он тогда помогал в привлечении молодёжи еврейских местечек к жизни страны. Тогда в помещении, где сейчас расположен завод им. С.М.Кирова был организован знаменитый Еврмол, специальное учебное заведение для обучения молодёжи из еврейских местечек. Будницкий преподавал в этом заведении русский язык и металловедение. Из стен Еврмола вышли многие специалисты, занимающие сейчас различные посты в советском станкостроении. Потом уже в конце тридцатых годов было дело Левинсона. Левинсон был директором завода им. Ленина. Очень грамотный энергичный директор был арестован по обвинению во вредительстве. В заводской многотиражке в статье «Охвостье Левинсона» Будницкого чуть не записали в пособники Левинсона. Переживаний было много, пока не выпустили самого Левинсона. Он работает в ЭНИМСе, заведует технологическим отделом. И вот совсем недавно это дело врачей! Было о чём думать старому инженеру.
В дверь кабинета постучали. Будницкий крикнул «Войдите». Вошёл Шпильман с какими-то бумагами.
- Ну, как дела молодой человек? – спросил Будницкий.
- У меня всё в порядке. Вот нужна ваша подпись на чертежах.
- Слушай Шпильман, мне сказали, что твоя жена доктор Коваленко.
- Это правда.
- Говорят она отличный хирург. Можешь ли ты помочь мне с тем, чтобы она приняла мою жену. Врачи говорят, что ей нужна срочная операция, и рекомендуют твою супругу.
- Виталий Маркович! Какие могут быть проблемы. Конечно, Оксана примет вашу жену. У меня к Вам вопрос. Вот Сергей Ильич рекомендовал Рашевскому оформить заявку на авторское свидетельство на его устройство измерения подачи. Я имею несколько разработок, которые мне так кажется, тоже могут быть признаны изобретениями. Я хотел бы понять какова позиция нашего отдела: оформлять ли заявки, или нет?
- Конечно, оформляй. А что за прибор у Рашевского?
Лёня подробно рассказал Будницкому об устройстве для измерения подачи. Виталию Марковичу понравилась идея.
- Сергей Романович, наверное, хочет использовать эту идею для обоснования разработки новой базы, - сказал Будницкий. - Я знаю, что новая база нужна, но наш завод совершенно не подготовлен к её освоению. Для новой базы то устаревшее оборудование, которое Сергей привёз из Германии, совершенно не годится. Нужны новые высокоточные расточные станки, кругло шлифовальные и другие точные станки. Я бы сказал, нужны импортные станки – у нас требуемой точности не найдёшь. Нужно оборудовать измерительную лабораторию. Без этого  нет возможности освоить новую базу. На станки нужны средства. Нужна валюта. У министерства денег нет. Надо пробивать через Госплан. Уже третий год я этим занимаюсь, но пока не могу проблему решить. Вот в чём вопрос. Впрочем, Сергей Романович всё это знает. Он просто пользуется необходимостью разработки новой базы для борьбы за место главного конструктора. А мне это место не к чему. Готов отдать ему. Я устал бороться с ветряными мельницами. Меня больше волнует судьба завода. Ну, спроектируем новую точную базу, а как её выпускать? Так и будет она на бумаге, пока не дадут средств.
- А как же пробить деньги на оборудование?
- Один только ход. Нужно пробить через оборонную промышленность. Им новая база позарез, пусть выделят часть валюты из своего бюджета, пусть раскошелятся. Но я не имею допуск к секретной переписке, и в оборонные министерства не ходок.
- Так может быть надо кому-то поехать, кто имеет допуск.
- Если ты намекаешь на Сергея Романовича, то ты прав. Если он хочет разрабатывать новую базу, он должен пробить средства на новое оборудование. Это большая и противная работа. Ему легче плести интриги, чем бегать и пробивать средства на оборудование. У тебя всё? – спросил уставший Будницкий.
- Да, всё.