МОИ Карпаты. Крестины

Спекулянтка Ру
Был это отличный субботний день. Ослепительно яркая карпатская осень.
Иду по длинной улице Яремчи без какой-то особой цели. Иду к водопаду на ПрУте. Это здесь главная достопримечательность.

Мой путь, куда бы я ни пошла, лежит мимо небольшой церкви, в которой я уже несколько раз была.
Сейчас заходить не собиралась, служба уже кончилась, там пусто, а, может, уже и закрыто.
Я просто приостановилась, чтобы полюбоваться на этот совсем небольшой католический  Храм с часовенкой, что стоят на пригорке уже больше 100 лет. Вокруг - погост.
Нет, по не понятной мне самой причине, поднимаюсь. Вижу, на лавочке сидит явно служитель церкви в белом расшитом золотом одеянии. Не зная церковной субординации, не решаюсь назвать его сан. Он не один, рядом стоят двое молодых мужчин в вышиванках. Все трое хохочут над чем-то, просто покатываются со смеху.
Точно не о боге говорят.
Меня заметили только, когда я подошла совсем близко и поздоровалась.
Смех оборвался, а я прошла внутрь церкви.

Первый раз я здесь, когда никого. Обычное очень скромное убранство карпатского храма, никакой роскоши. О художественной ценности иконостаса не мне судить. Так удобно сейчас поснимать, но без хозяев не могу, а их нет.
Выхожу, спрашиваю: - Извините, а можно мне в храме сделать несколько снимков? - Тааа! Будь ласка! - Отвечает тот, что в торжественно белом.
Как звучит этот распевный мягкий ответ с такой своеобразной местной интонацией да еще в исполнении мужчины, я не могу передать, это надо слышать.

Я отвела душу с камерой в руках, везде заглянула, все сняла. Такой случай я не могла упустить.
Вышла. Ласковое  осеннее солнце освещает старое ухоженное кладбище. Тишина. Спускаюсь к дороге.
Вдруг к воротам подъезжают две машины, из них выходят совсем молодые женщины и мужчины, один из них держит сверток с младенцем.
Тут и мне понятно - крестины...

Нас в храме всего 11человек вместе со священником. Я из посторонних одна. Здесь родня собралась.
Должна сказать, что о своих крестинах мне абсолютно нечего рассказать, не потому, что все уже подзабылось, а потому, что их просто не было. Год моего рождения пришелся на самый пик живодерской активности отца всех времен и народов. Как досталось служителям богу, известно.
Я вообще никаких крестин никогда не видела нигде. Так сложилось.
Мне абсолютно все интересно, знаю, второго такого случая у меня не будет.

В сумке камера, но мне и в голову не приходит ее достать. Не раз приходилось бывать в храмах самых разных конфессий, где на видном месте висит табличка: "Фотографировать запрещено".
Я знаю это правило и никогда его не нарушаю.
Но вижу, когда все встали вокруг священника, а он, взяв микрофон, начал что-то читать по небольшому молитвеннику, который держал в другой руке, в этот момент на него были наведены объективы трёх (трёх!) видеокамер. Я не могу передать своей радости - значит, и мне можно?!
И так всю процедуру крещения все мы запечатлели в цифре.
Осмелевшие папарацци совали свою технику буквально в лицо священнику.
Отчетливо было видно, что внимание это ему очень  приятно.

Вся церемония длилась около полутора часов, мама двухнедельной девочи вошла только во второй части.
Я ничего не понимала во всей этой процедуре, просто наблюдала и снимала.
В какой-то момент все дружно встали на колени, машинально и я опустилась.
Это произошло со мной впервые в жизни. Как заметил один мой читатель, какие-то подвижки в моей душе(скорее, поведении) происходят помимо моей воли.

Стоя на коленях, я вспомнила себя много лет назад в другой стране, в другой жизни. В огромном кафедральном католическом соборе Львова, плотно забитом в основном молодым народом. А я, придя заблаговременно, оказалась в середине и протиснуться к выходу уже не могла. Вот точно так же все как один опустились на колени, склонили головы почти к полу. Только я осталась стоять посреди храма.
Далеко, у алтаря,стоял священник. Я готова была разрыдаться в обиде на себя, что не могу поступиться своими атеистическими идеалами.

А сегодня вот стою на коленях, как будто всю жизнь так поступала. Смеюсь над собой, вспоминаю.
Я так увлеклась воспоминаниями, как не заметила, что на коленях стою я одна, все уже поднялись...
Я чуть вслух не рассмеялась над собой.

Когда новоиспеченную Анну-Марию пришлось развернуть, чтобы чем-то помазать, она расплакалась на весь храм.
В конце всего - фотография на память, она и у меня теперь есть.
Я с интересом наблюдала за незнакомой мне церемонией. Но, пожалуй, наибольший интерес для меня представляла личность священника. Молодой розовощекий видно очень добрый и веселый от природы человек, он все делал  непринужденно и буднично, когда в его кармане зазвонил мобильник, он спокойно передал микрофон своему помощнику и выключил телефон.
 
Ни у кого не было никакого чувства скованности, которое я всегда испытываю в храмах. Ни платочков, ни согбенных спин, ни унылых лиц. Никакого фэйсконтроля, никакого дресскода. Всё по-домашнему, по-семейному.

...Я пожелала молодым родителям всего хорошего.
Вышла на крыльцо. Смотрю на оранжевые Карпаты, тесно обнявшие длинную узкую очень красивую улицу Яремчи. Настроение почти праздничное.

Насчет подвижек в сторону веры ничего  определенного не могу о себе сказать. Но  уверена - если институт религии существует тысячи лет, значит, это кому-нибудь нужно и  всё происходящее в ней должно меняться вместе со временем, это неизбежно.
Ничто не может нормально жить в окостенелом состоянии...
                *****

Подробности обряда в моих ФОТКАХ здесь:

П.С. На предпоследнем снимке не я.

П.С.,П.С. - Ссылка здесь не открывается, приходится вставлять ее копию в адресную строку.