Вячеслав и Татьяна История любви 1

Вячеслав Кудяков
Смысл брака в том, чтобы приносить радость.
Подразумевается, что супружеская жизнь –
это жизнь самая счастливая, полная, чистая,
богатая.
Это установление Всевышнего  о совершенстве
отношений мужчины и женщины.



Мы учились в Институте связи, и каждый вечер мы сидели на лекциях, в одной аудитории  на четвертом этаже Ростовского политехникума связи.
Учебно - консультативный пункт, арендовал аудитории у политехникума.
Так уж сложилось, что в этом здании прошли  все остальные дни и годы нашей жизни.
Первый курс, мы не замечали друг друга. Даже  сидели  в разных рядах  аудитории.
У Татьяны были свои знакомые и друзья, у меня  свои.
Первый раз я обратил внимание на нее в октябре 1972 года. Она пришла на первое занятие после летнего перерыва, в розовом платьи из кримплена. Внешне  она  как то изменилась, повзрослела. Но  общение  у нас было  эпизодическим. Я был старостой  группы телефонистов, а она училась в группе радиосвязи.
 Мои друзья, бывшие выпускники политехникума, учились в ее группе. Один из них Владимир Жуков - был старостой ее  группы.
Третья группа - были экономисты. Там старостой была Надежда Мирошникова.
Она  то же была среди моих друзей. Даже дни рождения у нас были  в июле 14 числа.
Наша компания,  была очень дружная. Все праздники мы проводили вместе. Летом на катерах, по пятницам, выезжали  в станицу Старочеркасскую. Это была обычная дружба. В компании собрались  люди,  которые не имели ни каких корыстных или иных видов, на  других. Только одна пара  вышла из этого круга, Савченко Людмила и Алексей.  Все остальные  нашли свои половинки  в других местах. Владимир Жуков -  на междугородной станции во время летнего отпуска на черном море. Там же, Виталий Федосов - отыскал  выпускницу группы АЭС  Валентину Мамину. Виктор Жуков - нашел свою Татьяну  через  знакомых отца. А Владимир Крайсветный, женился на дочери друга своего отца, они  служили в одной эскадрилии.
Один я, ни как не мог выбрать . Было множество претенденток, Даже одна замужняя. Но видно это были не те,  женщины, которых предназначил мне всевышний. С одной из них Натальей Нормовой, у меня почти даже дошло до свадьбы. Наталья закончила немецкую школу и училась в мединституте. Но ее бабушка, сказала нам, ничего у вас не получится. Вы снова встретитесь только через много лет, когда у Вячеслава  умрет жена и дети. Вот тогда  вы будете вместе. Но пока – этого не произошло. Эти слова врезались мне в память.
Была еще  Лилия Денисова из Таганрога, ее мама постоянно передавала мне пироги с селедкой, это чисто Таганрогский рецепт. Но и там что - то пошло не так.
Возможно, это было связано с моим характером и темпераментом врожденного южанина. Возможно, давали  знать о себе  корни дворянского происхождения, и то интеллектуальное наследие, которое  мне досталось от моих предков. Дамы из  рабочих и крестьян, мне как то не  вписывались в судьбу. Так мы и  жили в середине 70-х прошлого века. Учились, сдавали экзамены. Решали возложенные на нас  обязанности старост и членов групп. У каждого была своя личная жизнь и свои проблемы. После службы в армии, у меня появились проблемы с ногами и слухом, причина была в контузии. Одно время  обе мои ноги пытались ампутировать. А  в госпитале для инвалидов войны, за малым  не отправили на тот свет. Но мой Ангел Хранитель пресек эту попытку. Я остался жив, в очередной раз, и на своих ногах.

ОНА была красивой, действительно красивой, только не все это видели, вернее не хотели этого видеть. Она любила…. Любила сильно, на сколько было способно любить её бедное, измученное сердце, дарила тепло своей прекраснейшей души, не жалела жизни, впоследствии разбитой и растоптанной. Она была чуткой и нежной, любящей и понимающей. Её бросали, но она не давала этому болоту горя затянуть себя и оставить в своих объятиях навеки. Она была сильна, но в то же время хрупка и беззащитна…
ОН восхищался ею, хотя не отдавал себе в этом отчёта. Она была нужна ему, хотя он не хотел в этом признаваться, ни себе, ни ей. После пережитой неудачи, он боялся любить и поэтому сторонился её. Но сердце было сильнее разума и самозащиты: он то приближал её, то отдалял.

Впервые Вячеслав и Татьяна, увидели  друг друга в Москве, куда  летом приехали сдавать задолженности по предметам. Встретились случайно в метро. Жили в одном общежитии. Но и тогда  ни какой яркой вспышки не произошло. Все  как обычно. Знакомые с курса. Осенью, в нашей компании, Татьяна  гуляла по Москве. Но и тогда ничего не произошло.
Вячеслав, успешный студент Института связи и отпрыск благородной семьи, приходит в библиотеку ВЗЭИС, чтобы подготовиться к экзамену по истории и философии. Там он случайно знакомится со студенткой по имени  Татьяна. Девушка не отличается высоким происхождением и, по её собственным словам, полный «социальный ноль». Вопреки всему, Татьяна и Вячеслав влюбляются друг в друга. 
Что сказать о девушке?
Осенью на последнем курсе института я повадился ходить в библиотеку министерства связи в Москве.    Организационно эта библиотека  связан с нашим институтом связи, заочным ВЗЭИС и очным МТУСИ. Не только чтобы поглазеть на студенток с разных курсов, хотя и за этим тоже. Читальня была тихая, никаких знакомых, и спрос на ходовые книги меньше.  Кроме технических книг, в библиотеке, было много типовых проектов, а именно это  мне и было нужно. Дело в том, что в те годы на дипломе  мы проектировали один и тот же тип АТС, это  АТСК У. Проект  содержал учебные расчеты, и эти расчеты, точнее результаты, сводились в  сводные таблицы. Из таблиц  по определенным методикам, нужно было  построить  схемы кроссировок, в маркерах и регистрах, а так же  сделать соединение пучков линий, в различных направлениях. Для этого служили промежуточные щиты.  Это было  в самом начале совершенно непонятно, но со временем, я разработал  технологию, которая позволяла выполнить схему соединений за  пять, десять минут.
Когда однокурсники  узнали  о моем  изобретении, каждый вечер, в комнате  было не протолкнуться. Из Ростова, привез плакаты, которых в моей лаборатории было  более чем достаточно, и  часами  отвечал на вопросы однокурсников. В те годы проекты мы писали  более трех месяцев. Консультировали нас  из ЦНИИС, (Центрального Научно Исследовательского Института Связи), практики инженеры. Татьяна  писала диплом у  профессора Ефимова, с кафедры приемо-передающих устройств. Она и несколько моих хороших знакомых, среди которых были трое близких друзей, решились на явную авантюру. Не зная  самой сути создания  лабораторных стендов для проведения лабораторных исследований, они согласились смоделировать  приемо-передатчик, и вывести контрольные точки для выполнения измерений. Я этим занимался еще во время срочной службы в школе младших авиационных специалистов. Но там были примитивные стенды для снятия характеристик  радиоламп и  первых транзисторов .Все мои  отговоры
Были  безрезультатны.  Сосед из моего двора, из этой группы авантюристов, работал на военном заводе и  обещал обеспечить всех и всем. Часть  стенда, предполагалось  выполнить и вынести именно с завода. И опять они меня не послушали.
Дни  дипломного проектирования - это не только  нудные поиски информации и выполнения различных расчетов. Утром все хотят кушать, в обед и вечером, как это ни странно, то же. Поэтому мы  составили график  дежурства. Дежурили по двое. Утром  бежали в магазин за углом, покупали мясо. Потом в овощной,  за остальными ингредиентами. Хлеб и прочее  покупали  в рядом стоящих магазинах или на рынке. Москва в те времена была коммунистическим городом. Все, что было нужно, покупали рядом с домом. Цены  по сравнению с нынешними были просто смешными. А для нас студентов живущих месяц, на 100 рублей, это был подарок. Но не хлебом единым жил тогда студент. По дороге в общежитие, в метро продавали билеты в различные театры, в кино мы могли ходить и в Ростове не Дону. А посмотреть живыми артистов, это было  очень интересно. Билет стоил  меньше рубля. Конечно на балконе, а не в партере. Но минимум раз в неделю, мы вечера проводили в театрах.
В один из таких  рабочих дней, Татьяна купила билеты в Малый театр. И мучилась . как  пригласить меня в  театр. Девченки из ее комнаты,  помогли в этом сложном деле. Самая бойкая Елена, перестряла меня в коридоре и задала вопрос. Ты в театр любишь ходить,  естественно  я ответил, что  часто бываю и в Ростове и тут в Москве. Вот и прекрасно воскликнула Елена, значит,  билет не пропадет. А то Татьяна купила  и мучается, как его тебе предложить. В общем,  вопрос был решен.  Походы в театры  стали  у меня и Татьяны регулярными.

В общении я убедился ,что она была не только красивая, но и  умная.            
Что любила читать разные книги. И слушать меня.
Оказалось, что она то - же готовится к такому же экзамену. Но  многое в  философии ей непонятно. Да и с историей у нее   натянутые отношения. А уж  о современной политике, и говорить не стоит.  В то время  консультантов по этим  направлениям просто не существовало, и я оказался  для нее очень кстати. Каждый вечер мы выходили из студенческого общежития , где жили на разных этажах и отправлялись  по улицам Москвы. Москву, того времени я хорошо знал, и читал  о истории многих улиц и старых районов города. Каждый вечер я начинал свой рассказ с истории  той улицы, по которой мы  шли, потом когда улица заканчивалась, переходил на вопросы философии. Конечно,  с раннего утра мы оба  сидели в читальном зале и штудировали одни и те же книги.  По старой привычке, которая появилась у меня еще на службе в армии. Никаких заметок я не писал. Но что бы запомнить смысл  статьи, придумывал  опорные слова, для  вызова из памяти  прочитанного  массива книги. Конечно с художественной литературой. Было гораздо проще. А вот  с материалами съездов КПСС и речами Брежнева, немного сложнее. Но во всех источниках  суть изложения была  связана с реальной жизнью, в которой мы все жили.

 Увидели мы друг друга на 23 февраля в общежитии на Авиамоторной 8. Как сказал один из моих друзей, Татьяна повисла у меня на шее. С этого момента все и началось. Искра пролетела между нами, и оба мы загорелись интересом друг к другу. Наша дружба, всего лишь, началась с того, что в один из дней, после института, вся наша компания решила пойти  каждый по своим личным делам. Мы остались вдвоем, и я предложил прогуляться по Москве.
Первая наша прогулка по Москве, началась от ГУМА. По Красной площади мы пошли на старый Арбат и просидели в кафе, несколько часов, беспрерывно о чем - то разговаривая.

Однажды, когда  мы , после целого дня в читалке  отправились в общежитие, она предложила зайти в кафе, и немного перекусить. Это было на старом Арбате. Зайдя в кафе, мы  расположились за столиком в углу зала, и стали рассматривать меню. Честно признаюсь здесь я был полный профан. Предложив выбрать  из меню Татяне,  я вздохнул облегченно.
Во первых она уже бывала в этом кафе, а во вторых правила приличия  подсказывали мне  что я сделал все правильно не нарушив этикет. Она  заказала салаты  и белое вино. Когда официант ушел за заказом. Она улыбнулась. Я тогда тоже улыбнулся.

 Потом мы до  темноты бродили по городу, и я рассказывал истории, произошедшие на  этих улицах в разное время. Эта традиция  продолжалась до самого окончания нами института, но каждый вечер, были  прогулки и многочасовые мои рассказы об истории Москвы и России. Когда  готовились к государственному экзамену по Научному Коммунизму,  я по памяти  рассказывал ей  статьи классиков и газетные  публикации, так что бы она могла это понять. Результат был налицо, оба мы получили отлично на экзамене. Здесь сработала моя подготовка в рядах Советской Армии, там я был инструктором в школе младших авиационных специалистов, комсоргом части и помощником начальника первого отдела ШМАС.
Надень  мундир офицера  и сразу почувствуешь на себе не только тяжесть и блеск золотых погон. Вместе с ними на плечи ляжет, непосильный груз забот и обязанностей, неукоснительное соблюдение требований Кодекса чести офицера. Неофициального, но сложившегося веками с учётом традиций русской армии. Как просто, и в тоже время точно сказано: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому»!

Что можно сказать  о любви и верности в наше время, когда с экранов телевизоров  потоком идет развращающая и отупляющая лавина различных шоу и фильмов.
Почти всем нам крайне сложно поверить в то, что такое чувство существует. Перед глазами масса примеров, подтверждающих обратное — разведенные семейные пары, мужчины и женщины, страдающие от предательства любимых и отказывающиеся отныне верить в любовь как таковую. Не самая оптимистичная картина. О каком чувстве длиною в жизнь может идти речь? Но я уверен , что может. Конечно не всегда. Но бывает. Конечно, гораздо реже, чем хотелось бы. Но стоит лишь оглянуться и чуть внимательнее взглянуть на мир, как среди множества историй о расставаниях и разочарованиях вы увидите примеры счастливых семей, живущих вместе 20, 30, а то и 50 лет. Помните, истории пожилых пар из фильма: «Как Гарри встретил Салли»?  Пар, прошедших через расставания, ссоры, непонимание, но оставшихся вместе. Почему?   Потому что любят.

Татьяна и Вячеслав, 45 лет вместе. До самой последней минуты 13 февраля 2022 года, когда Татьяны не стало.
Когда  я - их коллега  по колледжу связи - впервые увидела, как Вячеслав поддерживает свою жену под руку на улице, заботливо открывает ей двери и не разрешает поднимать ничего тяжелее дамской сумочки, а Татьяна называет мужа не иначе как «Кудяков»,Так  было принято в далеких теперь 70 –х, с неподдельным интересом спрашивает о его работе и покупает в магазине то, что «любит Слава», я было подумала, что эти, в общем, немолодые люди ( на сегодня - Татьяне 70, а Вячеславу 71) совсем недавно поженились и сейчас находятся на романтической стадии отношений.
Каково было мое удивление, когда Татьяна, загадочно улыбаясь, сообщила: «Ой, нет! Что вы! Мы с Вячеславом  уже 43 года как женаты. Нашему сыну недавно исполнилось 42». На мой вопрос о том, как же им удалось сохранить такие теплые и нежные отношения, Татьяна произнесла слова, которые мне захотелось запомнить: «Любовь — это совсем не просто. Это труд. Она переживает множество стадий, которые, как кажется, вовсе от нас не зависят. Но дело в том, что человеку подвластно все. Хочешь нежности и ласки даже спустя 40 лет брака? Не будь черствой! Хочешь, чтобы тебя «носили на руках» и не позволяли таскать из магазина авоськи с продуктами, сними с себя маску «я все могу, я все сама». Будь слабой, будь женщиной. Мужчине еще один мужик рядом не нужен».
Мне нравится общаться с этой парой, нравится смотреть на то, как люди, знающие друг друга вдоль и поперек, сумели сохранить трепет первой любви.
Кстати, я спросила Татьяну, неужели за все время совместной жизни у нее ни разу не возникла мысль о возможном расставании? «В человеческой голове, какие только мысли не возникают! Но от самых опрометчивых поступков нас спасают «стоп-сигналы».
В каждой ситуации свои. Когда мы сильно ссорились с Вячеславом, и я хотела хлопнуть дверью, то сразу срабатывал нужный «стоп-сигнал» — моя к нему любовь.
Еще раз повторю: отношения — это труд. Тут перед сложностями пасовать нельзя. Любишь — работай. А иначе ради чего все это?»
Они всегда были яркой парой.
 Вячеслав  - успешный преподаватель колледжа, умелый инженер электросвязи.
Татьяна  - одна из самых красивых женщин  города Ростова.
В годы своей молодости она была настоящей красавицей из простой семьи. Татьяна  всегда смотрела на мир радостными ласковыми глазами. Он же был огромного роста, и такой же силы,  как и любой мужчина  он не был красавцем, но что то  притягательное было в его манерах держаться , смотреть с улыбкой, при этом в уголках глаз собирались морщинки, почти как у Сталина. К двадцати четырем годам, он вдруг заболел , врачи предлагали ампутацию правой ноги. Все это  конечно  сильно отразилось и на внешности и на характере Вячеслава.  Переживший столько кошмаров и унижений, сколько хватило бы на несколько жизней, Вячеслав не стал  озлобленным и желчным. Тем не менее, ноги удалось сохранить. Вячеслав,  превозмогая боль, что бы не видели  люди, бегал на школьном стадионе, в темные часы. Потом, почти ползком добирался до своей квартиры и падал замертво, привыкший никому на свете не доверять. Не зря говорят, что противоположности притягиваются. Теперь думаю можно с уверенностью сказать, эта была и есть  любовь на всю жизнь. Возможно, они бы разочаровались друг в друге и развелись, как большинство современных пар. Но они  жили и продолжают жить    счастливо, потому что дети   скрепили их брак: они оба хотели и любили своих  детей.
Впервые  они увидели друг друга в 1971 году  в аудитории политехникума связи, в котором квартировал учебно-консультативный пункт Всесоюзного Заочного института связи ВЗЭИС. Он  был старостой группы АМЭС, она скромной студенткой радио отделения.  Годы учебы пролетели  как то слишком быстро, наверно  потому, что они оба серьезно относились к процессу учебы. Конечно,  это не было  эдакой маразматической склонностью к обучению, были  друзья, подруги, у каждого из них была своя интересная и насыщенная  событиями жизнь. Но видно там, на «крыше», все предрешено заранее.

Татьяна и Вячеслав  , 45 лет вместе.
Татьяна и Вячеслав  не всегда были рядом. История их отношений всегда меня удивляла. Они  были такие разные. Она училась и выросла в Ростове, а он – оказался  по иронии судьбы в казачьей станице Мелиховской, а позже  в  строящемся совхозе  в 200 километрах от станицы. Только в 1965 году  его родители Вячеслава,  перебрались в Ростов-на -Дону.   Вячеслав  поступил в Ростовский политехникум связи.  Татьяна в тот же год закончила  Ростовскую школу и поступила учиться в Ростовский радиотехнический техникум. Этот промежуток времени они даже не догадывались о том что  совсем рядом  живет он , а он  не ведал о ней.
У каждого как часто говорят, была своя жизнь и свои переживания.  Были друзья. Подруги и множество знакомых. После окончания техникумов -  Вячеслав  работал в СМУ-202, а Татьяна на Часовом заводе. У Вячеслава работа не продлилась и года, он был призван в Советскую Армию. Встретились они  уже в 1971 году осенью.
Оба поступили во Всесоюзный Заочный Институт Связи.  Она на радио отделение, а он  на отделение Электросвязи. Занятия  в филиале  проходили в здании политехникума связи , что на Тургеневской 10. Обе группы и радисты, и телефонисты занимались в одной большой аудитории. Вячеслав  сидел справа в крайнем ряду он был старостой группы, а радисты  разместились слева.  Так прошли пять лет совместной учебы. Но  ни о каких ухаживаниях речи не было. Просто  были сокурсниками.
Ну - а скажите  Вячеслав- у вас было  чувство что рядом  находится ваша половинка?
Да подспудно что- то было, сидя на лекциях, я иногда посматривал в ее сторону. Я даже не помню, почему она мне в то время  не нравилась. Вредная, наверное, просто была. Да и не было   у меня потребности в общении. Слишком много и друзей и подруг, в том числе из моей группы было рядом. Со всеми  одинаково ровно общался, а у Татьяны была другая компания.
 Тем не менее,  помню, как в 2-м курсе осенью у меня внутри словно что-то перевернулось! Она так похорошела за лето! Тут-то я и начал замечать  Татьяну.
 А Татьяна никак не принимала общение Вячеслава. Лишь на 5-м курсе когда  уже ездили на сессию в Москву  они  несколько дней пообщались .
Уже на последнем курсе, будучи на последней сессии в Москве, они вдруг увидели друг друга, и это оказалось навсегда.
Перед дипломом, в те времена, обязательным был  экзамен по научному коммунизму. Татьяне - это ни как не удавалось выучить, да и выучить –это  было просто невозможно обычному человеку. А вот Вячеслав, имея опыт работы в армии, запросто запоминал целые тома классиков социализма и коммунизма. Каждый вечер, Вячеслав и Татьяна  примерно около пяти часов гуляли по столице.  Вячеслав рассказывал про улицы Москвы, ее историю, ведь его дед  работал в кремле водителем во времена Сталина. Потом переходил на  классиков. Так они и подготовились к научному коммунизму. Оба получили – ОТЛИЧНО. Потом был диплом. А после получения диплома- свадьба в родном городе Ростове на Дону.
Так они и прожили вместе душа в душу.
Правда, и без ложки дегтя не обошлось: один раз чуть не дошло до развода. Татьяна собрала вещи и уехала к маме. «Это все по молодости. Тогда все проще казалось — и рубить сплеча, и уходить «навсегда». А что  дети уже были, да  даже двое.  Хотя, если разобраться, то сама в нашей размолвке виновата была». Тогда Вячеслав   долго упорствовать жене не дал - поехал за ней и привез домой. Больше не расставались.

Татьяна  скончалась 13 февраля 2022. Пережив сына всего на месяц. Дочь на 12 лет.
Нет, таких людей, как она, тяжело найти, их единицы. Как жаль, что эти единицы уходят в небытие, так же, как ушла она.