Кладбище глазами машиниста сцены

Александр Ясень-Горелов
   Места вечного(ой-ли?)упокоения.
   Человека. Судьбы. Таланта.
   Надежд.
   А у некоторых приходящих сюда -
   надежд не сбывшихся.
   А порою - мятущейся совести...

   Повторяюсь.
   Читайте у меня в "Вахтанговских детях Абрикосовых.,
   То, что возможный мой Читатель здесь узнает из написанных
мною строк, к "биографиям" тех, чьи Имена я упомяну здесь -
никакого отношения не имеет.
   Всё мною написанное - исключительно моя, личная
(если так можно сказать)"точка зрения" на Людей,
а не "Биографический материал" об Их Жизни и Судьбах
(лишь изредка - "гладких", но гораздо чаще -
"синусоидальных").

   Сюда приходят в любую погоду,
или только в погожие дни.
   Приходят просто из любопытства, или и-за того,
не не могли не придти к тем, Кого любили, с Кем
были близко(или не особенно) знакомы, а может знали
только по работам на сцене(в кино), с кем мельком
встречались в Театре, а может быть в дешёвой
"забегаловке" Арбата или Ордынки.
   Кого любили до умопомрачения, или же скрыто
(а порою и явно) ненавидели так, что злорадствовали
окончанию не Вашей "полосы удач", но без Кого -
Ваше бренное существование стало "пресным" и Вам одиноко
в вечно мятущейся многомиллионной толпе и Вы буквально
"на коленях" приползаете сюда за тщетно
вымаливаем прощения пред Ними.

   Приходя сюда, я зачастую вспоминаю
некоторые из "Ясс" Тимутчина Чингиз-хана,
которые мне 6-летнему, читала моя Тётушка -
Валентина Захаровна Корнеева, в годы Великой Бойни преподававшая
в "Институте Военных Переводчиков" разговорный язык Гёте и Шиллера,
на котором по историческому парадоксу говорили многие и многие
Их недостойные потомки
   На допросах некоторых из них тётя Валя была переводчиком,
когда её радисткой в начале Великой Бойни забрасывали в германский
тыл с разведгруппами к партизанам.
   Тётя Валя "читала с листа"  и я до сих пор жалею,
что не умел тогда оценить и записать услышанное.

   И одна из "Ясс"(не помню, какая из многих) гласила :
   
   "Только тогда Ты можешь попытаться найти своё маленькое счастье,
   когда рядом с собою не увидишь ни одного несчастливого лица!".

   В чём совесть моя абсолютно чиста, так это в том, что к Тем,
к Кому я прихожу на Ваганьково, или на Девичку - никогда у меня не было
ни йоты зависти, ни даже мелочных обид, ни тени сомнения, что Они были
для меня важной частичкой моей довольно сумбурной, но и интересной
(и достаточно долгой, в сравнении с большинством моих ровесников)жизни.
   Я прихожу к Ним не как к своеобразным "экспонатам", а как к некогда
близким мне(нравственно, а порою - лично)Людям, без которых мне действительно
стало пустовато в Москве.

   Вахтанговцы.

   Семья Абрикосовых - Народный Артист СССР Андрей Львович,
его супруга - Александра Тихоновна, сын - Григорий Андреевич
(Народный Артист РСФСР), невестка - Марина Михайловна
(Заслуженная Артистка РСФСР).
   Я знал их всех.Старших - очень мало,
а Григория Андреевича и Марину Михайловну - близко.
Знал и как прекрасных Мастеров советской Сцены и Кинематографа,
и как дружелюбнейших людей - всегда готовых прийти на помощь
в любое время дня и ночи.

   Елена Борисовна Добронравова.
   Её нежная, озарённая нежнейшим внутренним светом
красота, не мешала её быть одной из самых мужественных
женщин из тех неподдельных красавиц советской Сцены,
с кем мне посчастливилось видеться "без маски" -
вне роли или того, "уличного образа", который они
вынужденно избрали для самозащиты.


   Юрий Васильевич Яковлев.
   15-ть лет тому назад - Он издал "Альбом моей судьбы".
Я, в любой день, мог-бы подойти к Нему и подписать
эту превосходную книгу-автобиографию, но, как обычно, -
стеснялся отвлекать Его таким мелким "пустячком".
   Но когда 25-го апреля Ему исполнилось 85-ть -
не удержался, и по Его приезде на "Пристань"(поставленную
к 90-летию Театра), предварительно созвонившись, -
всё-же подписал.
   Что меня подтолкнуло? Не знаю!
За те сорок лет, что я "вхож" в Театр имени Вахтангова,
этот автограф - ПЕРВЫЙ, что я взял для себя.
   Бог знает сколько программок и фотографий я подписал
для практически всех моих знакомых, родственников, друзей,
но себе - ВПЕРВЫЕ.
   Совесть Театра Вахтангова, "Идиот", лучший
Антон Павлович Чехов на сценах Европы в последние 60 лет,
невероятно человечный - лишённый пыльцы тщеславия, величайший
в истории российской Сцены "надамплуарвый" Артист -
Юрий Васильевич Яковлев.



   ...Любовь Орлова смотрит в противоположную
от своего бывшего супруга - Григория Александрова.
Николай Крючков - не может видеть памятника Аллы Петровны Парфаньяк.
Георгий Жженов, всегда любивший балетное искусство(и недолюбливавший
эстраду) - глядит туда, где захоронены Бессмертнова и Семёнова...
   ...Из под бардового мрамора Лазарь Моисеевич Каганович
смотрит на "аллею славы" особо привилегированного первого участка
"старого кладбища", где под его неусыпным надзором абсолютно ВСЕ -
от Владимира Маяковского до Надежды Алиллуевой...
   Очень скромно, как и при жизни, лежит "аристократ дух"
великолепнейший Андрей Файт - поближе к монастырской стене,
у которой ему - немного покойнее...

   "Мятежный адмирал" - Николай Герасимович Кузнецов.
Вроде-бы и захоронен "как все" высшие офицеры СССР, нашедшие
своё упокоение на первом участке, но - "не хочет" на них смотреть,
и его могила развёрнута в сторону дальней кладбищенской стены, - отгораживающей почётные могилы от весьма скромных остатков некогда
протоки Москва-реки - Большого Новодевичьего пруда...

   Изабелла Ахатовна и Ия Сергеевна - подруги.
Поэт и актриса - Ахматова и Савина - в трёх шагах одна от другой.
Каких-то полгода прошло с того дня, как я нёс по аллее "старого"
кладбища прощальную фотографию Изабеллы, и вот - с печалью смотрю,
как Ию Сергеевну, чьею прекрасной игрой на сцене Театра им. Моссовета
наслаждался не раз, заселяют в Её последнюю "квартиру", и -
бросаю прощальную горсть песка на её простенький гроб...

   Быль-легенда Девички - камень на могиле
очень не любимого советским литературным чиновничеством,
но захороненного именно на "главном" участке "Девички"
Михаила Афанасьевича Булгакова.
   А в 30-е - 40-е годы здесь хоронили исключительно
только после получения личной "резолюции" товарища Сталина.
   Прежде лежал на могиле Николая Васильевича Гоголя.
Был "свергнут", но - "воскрес" на захоронении второго
величайшего мистика России, а тела их покоятся -
в каких-то 15-ти метрах один от другого.

   Доронины.
   Блистательный Виталий Дмитриевич
и его прекрасная супруга - несравненная "Элизабетт Дулиттл"
Малого Театра - Констанция Францевна Роек....


  Невольно возникает вопрос:
Кто из них - захороненных в разные годы, или авторов
их памятников знал - в какой исторической последовательности
они все будут захоронены? Любившие друг-друга - рядом.
   Предвидение - на разных аллеях, и - в разных "анти-ракурсах"?
Ведь многие памятники погостов были изготовлены заранее -
по "спецзаказу", и стояли под накинутыми на низ покрывалами
в мастерских скульпторов...
(Эссе - в работе)