Эх, друг, гитара

Сергей Шишков
2. Эх, друг, гитара.

В начале шестидесятых годов у него появилась одна, но пламенная страсть: любовь к гитаре.   Он так ею увлёкся, что решил отказаться от работы, чтобы поберечь свои руки для игры.
Скорее всего, это было большее, чем просто желание научиться играть. В нём начинало бурлить то творческое начало, которое мы назовём музыкальным вдохновением.
О его первой гитаре рассказала его сестра Ольга:
-«Дома у нас висела семиструнка. На ней мама аккомпанировала и неплохо пела романсы и популярные песни. Юра переделал её на шестиструнную. Гитара была очень простая, маленькая. Мама играть на шестиструнке не умела, поэтому очень ругала брата. А потом, когда Юру посадили, ещё подростком, он попросил меня, чтобы я ему выслала ноты самоучителя и купила новый инструмент. Я ему купила шестиструнную гитару, простенькую и недорогую, и всё это передала на общем свидании, так что он там был при деле. И затем после этого я неоднократно по его просьбе высылала ему бандеролями на зону сборники гитарных пьес».
Благодаря гитаре, он уже в юношестве стал среди сверстников  необычайно популярным.
Серьезное увлечение гитарой возникло у него, благодаря знакомству с Ковалевым Александром Ивановичем, в прошлом, до войны, лауреатом конкурса гитарных исполнителей.
В начале шестидесятых годов Юрий услышал его игру на концерте в одном из клубов Ленинграда.
Завороженный виртуозностью и красотой извлекаемых звуков, молодой человек подошёл к музыканту и попросил разрешения дать ему несколько уроков игры на гитаре.
Александр Иванович согласился, но после нескольких  занятий, данных им, увидев с каким усердием его ученик занимается и осваивает предложенный им гитарный материал, перестал брать с него плату.   
 Юрий трудился упорно, занимаясь освоением техники игры по шесть - семь часов в день.
  В эти же годы он старался не пропускать ни одного концерта знаменитых гитаристов, приезжавших в город на гастроли.
Ему захотелось учиться дальше, для чего и поступил на заочное отделение композиции института культуры, которое, к сожалению, не окончил.
К тому же периоду середины шестидесятых годов относится и его преподавательская работа в кружках при домах культуры, на платных курсах для взрослых в Ленинградском доме художественной самодеятельности и Театре народного творчества, где он обучал молодых ленинградцев игре на классической шестиструнной гитаре. Одновременно он и сам ещё больше совершенствовался в игре.
Эта работа приносила небольшие доходы, но зато оставляла много свободного времени для занятия любимым делом.
Тогда же Юрий с обострением болезни печени попал в больницу, где познакомился с другим больным, оказавшимся музыкантом ленинградского государственного театра оперы и балета имени С.М. Кирова Дмитрием Тосенко.
Через Дмитрия он познакомился с Валерием Агафоновым,  ставший ему лучшим другом и соавтором его произведений на много лет вперёд.  Как оказалось потом, они вместе даже учились в одном ремесленном училище, хотя друг друга не знали.
Их сдружила молодость и эта вольная неустроенная творческая жизнь, стремление к познанию искусства,  где их общей любовью стала гитара, над овладением которой они часами просиживали в коммунальной квартире на Малой Посадской улице.
Юра, прекрасно освоивший технику игры на гитаре, стал учить этому и Валеру, ставя ему руки.
  Однажды, Дима Тасенко принёс на квартиру  Юры тяжёлый чемодан, в котором были старинные дореволюционные ноты певицы Екатерины Вяльцевой, ставшие для гитаристов настоящим музыкальным кладом.
Юра с Валерой долго разбирали их, знакомясь с произведениями великих композиторов и гитарной музыкальной классикой.
 Юрий по ним потом делал многочисленные переложения для гитары. Ему особенно хорошо давались классические произведения выдающихся испанских композиторов гитариста Франсиско Тарреги и пианиста Исаака Альбениса.
Перекладывал он для гитары и произведения выдающегося бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса, а также великого немца Людвига ван Бетховена и других, тем самым, значительно расширив свой гитарный репертуар, глубоко познакомившись с гитарной классикой.
Появились первые гитарные пьесы и собственного сочинения, одна из которых называлась "Зеленый кипарис».
Игра Юрия на гитаре стала почти профессиональной, пальцы рук моментально схватывали сложные аккорды и легко, словно играя,   пробегали по всему грифу гитары.
Чёткие и тонко извлекаемые звуки были сочными, переходящими в томительное ожидание развития музыкальной мысли.
Его игра восхищала собеседников, и каждый из друзей стремился научиться играть на гитаре так же, как и он.
И у некоторых это действительно получалось, особенно у Валерия Агафонова.
Тогда же жители всей коммуналки услышали необыкновенный голос Валерия и аккомпанемент, ставший неразрывной частью его выдающегося певческого исполнительского мастерства.
В квартире на Малой Посадской часто видели и студента Высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной   Виталия Климова, который собственноручно при участии Юры и Валеры изготовил четыре гитары.
Так как Испания является родиной классической гитары и самые лучшие в мире гитары сошли с верстаков испанских мастеров, о чём знал Виталий, он сфотографировал всю конструкцию и мелкие детали гитары известнейшего испанского мастера из Барселоны Игнацио Флета.
Потом практически узнавал, как делать ровную деку и другие детали, фактически мало зная, в какой последовательности и  какими инструментами их соединять.
 Мастерскую сделали прямо в квартире, где выполнялись все операции по изготовлению конструкции вплоть до готового инструмента.
Борисов и Агафонов с большим любопытством наблюдали за его работой и всячески способствовали успеху.
Материал для гитар  требовался дорогой в виде палисандра, ореха, ели, черного или красного дерева, для чего Юрий устроился на фабрику струнных щипковых инструментов имени Луначарского. Когда достать нужное дерево не удавалось, они вместе ходили по расселённым домам, где искали оставленные старые шкафы и музыкальные инструменты, состоявшие из ценных пород деревьев.
У друзей было огромное желание совершить чудо рождения новой гитары. И результат был достигнут. Был создан их первенец - классическая гитара, на которой Юрий Борисов, лучший гитарист среди них, сыграл первым.
Надо сказать, что эта гитара была показана преподавателю по классу гитары музыкального училища им. М. П. Мусоргского Ядвиге Ричардовне Ковалевской, которая, проиграв на ней несколько музыкальных произведений, оценила её, как «вполне пригодную».
Потом Виталий Климов решил сделать трапецевидную гитару с лютневым звуком.  Юрий Борисов был духовным вдохновителем этого действа.
О создании этой гитары интересно позже вспоминал её автор, а я лишь перескажу суть его рассказа.
Мастер  с его слов «вникал в неё так, что буквально сам делался гитарой, чтоб понять её конструкцию».  Почти три года затратил он за её изготовление.
Началось всё с открытия ящика кухонного стола. Однажды прибывший к нему домой Дмитрий Тосенко пошёл на кухню за вилкой и на его глазах открыл этот  ящик. Сколько раз Виталий открывал его, но только сейчас мельком увидел его трапециевидную конструкцию. Сразу мелькнула мысль, как надо было делать новую гитару. 
  Целое лето он практически вытачивал, клеил, собирая её. Внешние части гитары он полировал в лесу где-то под Лугой и привёз в Ленинград, чтобы вручить её Юрию Борисову. И музыкант по достоинству оценил её качество звучания.
   Позже гитара досталась Агафонову, который увёз её в Вильнюс, чтобы играть на ней в зале Малого драмтеатра, куда он был принят в качестве артиста. Необычное звучание гитары сопровождалось у него и необычным ритуалом: перед выходом артиста на сцену гитара уже стояла на подставке, возле которой по обеим сторонам горели свечи. Валерий Агафонов выходил, брал гитару и при горевших свечах начинал петь.
Это видел Юрий Борисов, будучи у него в гостях в Вильнюсе.
Играл он на ней до тех пор, пока не попал в автомобильную аварию. Трапециевидная гитара Виталия Климова спасла Валерию Агафонову жизнь, но в результате аварии «от неё одни щепки остались».
Каждая гитара, сконструированная Виталием Климовым, имела свою особую судьбу, потому что все они побывали в руках талантливейших людей и доставили музыкальную радость не одной тысяче поклонников музыки. 
Третью гитару, созданную Виталием Климовым, Юрий Борисов представил Марии Луизе Анидо, замечательной аргентинской гитаристке, «гитарной леди», как её называли во всём мире.
В 1965 году она с огромным успехом выступала в Ленинграде в концертном зале у Финляндского вокзала. Возможно, тогда и молодые люди и рискнули показать ей свои гитары, получив от неё высокие отзывы о  качестве звучании гитары и исполнительском мастерстве Борисова. 
На последней четвёртой гитаре с романтическим именем "Джульетта", изготовленной Климовым, долгое время играл Валерий Агафонов, после смерти которого дальнейшая её история канула в неизвестность.