Крупицы гениальности

Кузнецов Сергей Григ
Принято считать, что гениальный автор гений в каждой фразе, в каждой составляющей произведения, начиная с замысла. По любой одной составляющей можно узнать автора, узнать его стиль, понять, что это творение гения. Ведь не должна же исчезать гениальность при более пристальном её рассмотрении, при попытке разобрать её на отдельные составляющие.

«Не будут ли напитаны кровью их пашни?

Могучая волна всеобщего воодушевления поглотила
случайный краткий разговор.

Он берет перо и почти бессознательно записывает первые две строки; это лишь отзвук, эхо, повторение слышанных им воззваний:
Вперед, сыны отчизны милой!
Мгновенье славы настает!

Не надо ему сочинять и мелодию, сквозь закрытые ставни в комнату проникает ритм улицы, ритм этой тревожной ночи, гневный и вызывающий; его отбивают шаги марширующих солдат, грохот пушечных лафетов.

Еще несколько строк - и бессмертная песня, рожденная единым порывом вдохновения, в совершенстве сочетающая слова и мелодию, закончена до рассвета.
»

«Подкараулил этого кота гражданин в тот момент, когда животное с вороватым видом
(что же поделаешь, что у котов такой вид? Это не оттого, что они порочны, а оттого, что они боятся, чтобы кто-либо из существ более сильных, чем они, - собаки и люди, - не причинили им какой-нибудь вред или обиду. И то и другое очень нетрудно, но чести в этом, уверяю, нет никакой. Да, нет никакой!), да, так с вороватым видом кот собирался устремиться зачем-то в лопухи.

Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами.

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.
Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.
»
Гениально, узнаваемо.
Возьмём для сравнения строки современного автора, практически случайно привлёкшего внимание своим стилем.
Рой Занзарра:
«Вот, говорят: «Хрен Редьки не слаще!». Так думает недалекий досужий обыватель, не дающий себе труда заглянуть во внутрь предмета обсуждения, не говоря уже о раскрытии сокровенных свойств его натуры. Но мы-то не такие, правда!? Мы разрушим устоявшиеся стереотипы, взбаламутим затхлые болота общественного мнения, сдерем пыльные покровы с таинственных прелестей глубоко запрятанного существа вопроса, вонзимся в жирную трепещущую мякоть мелкобуржуазного мировоззрения, раздвинем створки частных закромов и владений что бы, упиваясь содеянным, ликовать под бравурный марш победы из оперы Верди «Аида». Мы дадим свою трактовку этому феномену!

Мужикам, конечно же, Хрен ближе, роднее что ли.
Но форма! Согласитесь, имея такую форму трудно оставаться заурядным огородным растением.

Им, конечно же, ближе Редька. Серенькая, невзрачная на вид, кругленькая пупырчатая с нелепым крысиным хвостиком. Этакая Золушка от огородного витаминного Сообщества.

А, как здорово плеснуть себе в стакан на два пальца Огненной водицы, морщась зажевать Зеленого Змия соленым огурцом, закурить сигарету, откинуться в мягком кресле, закрыть глаза и размышлять о разнообразии и причудливости форм человеческого бытия, все глубже и глубже погружаясь в блаженное счастливое забытье. И не зачем Вам разрушать устоявшиеся стереотипы, баламутить затхлые болота общественного мнения, сдирать пыльные покровы с таинственных прелестей глубоко запрятанного естества, вонзаться в жирную трепещущую мякоть мелкобуржуазного мировоззрения, раздвигать створки частных закромов и владений чтобы, упиваясь содеянным, ликовать под бравурный марш победы из оперы Верди «Аида».
»
Талантливо? Да. Я бы сказал, есть признаки гениальности. Во всяком случае, я не заметил пропасти между тремя этими произведениями. Но тут, конечно, любители посмертных эпитафий возразят: талантливость определяют люди, гениальность – время. Так было, но времена меняются. Бывало и время удивляет своей необъективностью, и ждать не хочется, и ускоренная многократно технология обработки информации позволяет выявить зерно гениальности значительно быстрее. Вопрос скорее мер измерения этой загадочной гениальности.
Вот следующий пример. Удивительна судьба сотворения Марсельезы.  Её автор Руже де Лиль – “гений одной ночи”. Ни до, ни после он не написал ничего сравнимого по масштабам. Он гений и не гений. Если присмотреться повнимательней, вооружившись более коротким масштабом гениальности, наберётся немало примеров гениев одного часа, одной роли, одной мелодии, одного технического шедевра, одного кулинарного блюда. И окажется, что сотворение Марсельезы  пример не исключительности, не странного стечения обстоятельств, а вполне себе пример закономерности, по частоте сравнимой с праздниками и потрясениями.

С другой стороны, если хладнокровно исследовать гениальное произведение, то окажется, что гениальность распределена крайне неравномерно и местами может вовсе отсутствовать. Значит разница между гением и его антиподом не так велика? Ведь порой бесхитростная житейская история звучит пронзительно и правдиво. Для создания песни достаточно пары фраз. Их и запомнят и будут ждать, терпеливо попуская сопутствующий туман, полупрозрачную пустоту. Из этого ожидания и вырастает, долгожданный всплеск эмоций. Как и в реальной жизни. И чем длиннее произведение, тем скупее автор на эмоциональные взрывы.

Формально любой критик, разнесёт в пух и прах слабые стороны отдельно взятого автора, не придав значения признакам гениальности, посчитав выявленные слабости недостойными даже тени гения.

Число авторов и степень качества их работ растёт. Вполне возможно, что и число крупиц гениальности на душу населения тоже растёт. Сейчас нельзя отказывать ни одному человеку в праве на миг гениальности. И каждый на изломе судьбы вполне может сказать нечто вроде: «Я автор гениальной фразы!» Тому подтверждение безымянные крылатые фразы, пронзающие века. У них ведь был автор.

Возможно, скоро появятся и такая профессия - собиратель крупиц гениальности. И какой-нибудь автор малоизвестного литературного сайта получит сообщение:
- Здравствуйте уважаемый Автор, в Вашем произведении «Опус такой-то» обнаружена крупица гениальности: «Преследуемый тенями гениев графоман Иванов попытался укрыться в "бокалоналейном" отделе гипермаркета, где долго бродил между разноликими, разновеликими,  пьянящими и манящими обещаниями долгого послевкусия».  Указанная крупица занесена в реестр достижений нашего десятилетия за номером таким-то. Желаем дальнейших успехов!

И в этом есть смысл: если научиться замечать крупицы гениальности, значит можно научиться и создавать их, и накапливать. И есть смысл творить, в надежде реализовать своё право на крупицу гениальности. Любое произведение, имеющее признаки гениальности, хотя бы одну её крупицу, имеет право на существование.