Письма другу об Америке. Письмо 5-е. Ниагара. Доро

Татьяна Осипцова
ПИСЬМА ДРУГУ ОБ АМЕРИКЕ. ПИСЬМО 5-Е. НИАГАРА. ДОРОГИ

Вам еще не наскучили мои заметки об Америке, дорогой друг? Тогда продолжаю.

В ближайшую пятницу после приезда друзья повезли нас на Ниагару. В радостном предвкушении рано поутру мы отправились в путь на автомобиле Люды. Погода и пейзаж за окном способны были только улучшить наше и без того чудесное  настроение – впереди уик-энд с друзьями! День выдался ясный, теплый, напиханные в багажник свитера и куртки казались лишними (правда, потом они все же пригодились, ведь мы ехали на север).

По обочинам дороги буйствовала золотая осень. Нет, не так. Разноцветная, яркая, радужная - просто пиршество красок! В симфонии зелени выделялись желтые, багряные, алые и даже фиолетовые ноты, а то и целые аккорды. Уж не знаю, какая в тех местах преобладает растительность, я в этом не сильна, но во время нашего путешествия обратила внимание, что в Америке много видов кленов  с разным размером и рисунком листьев, а палитра их цвета варьируется от лимонного до пурпурного. Дубы тоже  разные, многие на наши совсем не похожие, и листьями и желудями. Что говорить – другой конец света, другой континент.

Итак, за окном автомобиля мелькали леса, описать красоту которых мне не хватит слов – это поэтом надо родиться! Скажу лишь, что, несмотря на хронический недосып, не задремала ни разу – жаль было что-то пропустить. Впереди нас ожидало около 400 миль (640 км) пути.
Вот, кстати, о чем стоит рассказать особо.

ДОРОГИ

Всем известно, что США покрыты сетью высококачественных автомагистралей, и что спасибо за это надо сказать Великой Депрессии и Франклину Делано Рузвельту. Но понять, прочувствовать, насколько эти дороги хороши, можно только по ним поездив. У нас была такая возможность. В общей сложности – по побережьям, равнинам и горам – мы отмахали по дорогам США около 3000 миль (4800 км).

Еще когда дома разрабатывали маршруты, мой муж, водитель с огромным стажем, ворчал: «Нечего на карты Google ориентироваться. 400 миль за семь часов! Можно подумать, прямо так и будем везде ехать со скоростью 90 километров!» Однако оказалось, что в отличие от России, в Америке навигатор не врет – сколько времени предполагаешь пробыть в пути, столько и будешь. Плюс-минус незначительные минуты.

О фривеях я уже говорила, они проложены через все американские города и серьезно разгружают обстановку на их улицах. В Лос-Анджелесе на фривее я насчитывала до семи полос для движения в каждую сторону. Развязки – съезды с трассы на улицы города и въезды на нее – устроены часто и грамотно, с отдельной полосы, которую без необходимости никто не занимает, поэтому и движение не замедляется. (Невольно приходит в голову сравнение с «бутылочным горлом» в Осиновой Роще по Выборгской трассе – машины стекаются на нее с четырех направлений подряд и никаких тебе развязок).

А хайвеи – это междугородные трассы, автомагистрали по-нашему. Тоже многополосные, и для грузовиков (траков) на них предназначена отдельная полоса. Ограничение скорости разное для легковых автомобилей и траков. Максимум для легковых – 85 миль (137 км). На ровной, практически прямой дороге с отличным покрытием такая скорость и не ощущается. Муж, дорвавшийся до идеальной трассы, временами разгонялся до сотни, забыв, что спидометр показывает мили. По его мнению, ездить по американским дорогам – одно удовольствие. Машин много, но толкучки нет. Даже в «трафике», когда движение замедляется, никто не приклеивается к твоему заднему бамперу, никто не пытается втиснуться впереди. Водители дисциплинированные, не в пример нашим, как заняли полосу, так и едут по ней. По сравнению со спокойной ездой в Америке то, что творится на наших дорогах иначе как беспределом не назовешь.
Знаки и разметка там тоже устроены внятно, правильно, и только в первый день за рулем муж немного нервничал (рядом не было наших «американцев»), а потом катил непринужденно, и, вспоминая, каких нервов стали в последние годы стоить 160 км до нашей дачи, ворчал: «Вот бы и у нас так ездить!»

Путешествовать по американским хайвеям спокойно, комфортно и безопасно. Думаю, аварий "со встречкой" не случается - она отделена, фары встречных машин не слепят. Разметка разделительных полос заметно выпуклая, и с насечкой, наехав на которую сразу ощущается вибрация – это тоже дисциплинирует, не возникает желания ерзать из ряда в ряд. К тому же, предполагаю, она действенна и в том случае, когда убаюканный спокойствием ровного прямого шоссе водитель задремлет.
 
Аренду машины в Лос-Анджелесе мы оформили еще из России. По правде, немного волновались: как все это получится? И стоимость аренды казалась слишком маленькой – 124 доллара за четверо суток. У нас примерно столько же стоит подобного класса машину на сутки взять. По российской привычке ожидали какого-нибудь подвоха. Написано, что налоги включены – а вдруг не включены? Вдруг еще чего-нибудь сверху накрутят? В действительности все оказалось даже лучше. Нам предоставили автомобиль чуть более высокого класса, и доплачивать за это не пришлось. Дело это – прокат автомобилей – поставлено в США на широкую ногу, парк машин огромный. Вблизи каждого аэропорта находится несколько фирм, и к ним организован бесплатный проезд от аэропорта. Думается, процветает этот бизнес потому, что американцы не представляют себе жизни без колес, за руль садятся, еще школу не окончив. И еще потому, что таким образом добраться из пункта А в пункт В подчас проще и дешевле, чем общественным транспортом.

Что еще необычного для нашего русского глаза я заметила? В Калифорнии на обочинах трассы установлены специальные телефоны для связи с полицией в экстренных случаях. Они попадались примерно каждые пять миль, и еще я видела таблички-объявления: «Если заметите пьяного водителя, сообщите в полицию». Думаю, американцы сообщают. А вот наши, стали бы?.. Кстати, просто так, ни с того ни с сего полиция автомобили не останавливает. Не видела, чтобы полицейские "загорали" на трассе в ожидании нарушителя. Ведь взяток они не берут - то есть никогда! Нарушителю выписывают "тикет" - квитанцию о нарушении - и ожидайте суда. Присудить могут посещение автошколы, или штраф, или общественные работы. Еще одна деталь: в Калифорнии штраф за выброс мусора на дороге – 1000 долларов. Существенно? Зато на обочинах чистота. Во многих местах они устроены так, чтобы трава не росла, например, возле Лос-Анджелеса обочину трассы засыпают мелкой деревянной щепой.  А там, где трава или кусты,  их своевременно подстригают. Поэтому обочины, даже в отдаленных, пустынных районах не выглядят так безнадежно-неряшливо, как у нас на некоторых дорогах.

США – огромная страна, и пространства в ней нешуточные. Иной раз на сотню миль ни одного населенного пункта, ни одной бензоколонки. Только серое полотно дороги раскатывается до горизонта, и за окошком горы сменяются виноградной долиной, которая до поры до времени кажется бескрайней. Вдруг виноградники кончаются и уступают место помидорным плантациям, или клубничным, или апельсиновым и персиковым рощам, или бесконечным тыквенным бахчам – опять поражающим своими масштабами… Сомневаюсь, что это поля фермеров-одиночек, скорее – крупных сельхозкорпораций. Наша поездка выпала на время подготовки к Хэллоуину, композициями из тыкв были украшены пороги многих домов, магазины, площади. А уж сколько тыкв мы видели на придорожных фермерских рынках! Они бывают огромные, как ярмарки – это в придорожных городках. Но попадаются и крошечные: прилавок на обочине, где фермер продает плоды рук своих – тыквы, овощи, фрукты, ягоды. А грядки – вот они, рядышком.

Размах ведения сельского хозяйства в США вызывает уважение. Это чувство возникало и в Калифорнии – благословенном для  растениеводства краю, и в Юте, где процветает скотоводство. На ровных как стол альпийских лугах, не украшенных ни кустиком, ни оврагом, вольготно пасутся тучные стада крупнорогатых, или лошади – тоже в больших количествах. Уж не думаю, что их разводят, чтобы в телегу запрягать, или плуг тащить – скорее, в спортивных целях.

Но я забежала вперед, вернемся на трассу, ведущую к Ниагаре. Мы преодолели путь, сделав всего одну остановку, и прибыли в пункт назначения часа в четыре пополудни, предполагая потратить на знакомство с одним из самых известных чудес природы нынешний вечер и весь следующий день.

НИАГАРА

Мы были в курсе, что Ниагара – не самый большой по объему воды водопад в мире, и не самый высокий и не самый широкий. Зато он самый знаменитый и самый посещаемый – 20 млн. туристов приезжают ежегодно в Niagara Falls, и в городе есть все, чтобы принять такое количество гостей. Он стал местом паломничества любителей природных красот еще в XIX веке. Марк Твен писал: «Ниагара – великое чудо природы, чьи покорные слуги – радуги, чей голос – гром небесный, чей устрашающий лик скрывается в облаках». Его слова передают и наши ощущения: день был пасмурным, небо затянуто облаками, но солнце вовремя выглянуло, подарив нам случай увидеть радугу на Ниагаре.

Американцы не только вовсю эксплуатируют популярность этого места, но берегут и совершенствуют его. К 60-м годам из-за оползней основание водопада оказалось так забито камнями, что еще немного и водопад перестал бы быть водопадом. Последовала серьезная операция по временному отведению воды и восстановлению силуэта водопада в прежнем виде. Еще интерес к водопаду подогревается удобствами, призванными обеспечить любознательным путешественникам знакомство с чудом природы, так сказать, со всех сторон. 
Смотровые площадки расположены в разных местах, в том числе вплотную к пучине, свергающейся с 50-метровой высоты – на островке, который разделяет водопад на две части. Ниагарский водопад состоит из двух отрезков: короткого, прямого, 300-метрового – на американской стороне; и более впечатляющего 800-метрового, подковообразного – на канадской.

И американская и канадская территории находятся на высоте водопада, а бурливая река Ниагара плещется внизу, разделяя две страны. С высоты туристы, которые приобрели билеты для доступа ко всем «опциям» (просто так на набережной американской стороны можно и без билета погулять) могут прокатиться на стилизованном под старину автобусе от одной смотровой площадки к другой. Можно, получив одноразовый желтый полиэтиленовый плащ и тапочки своего размера с эмблемой Ниагары и застежками на липучке (вполне приличные тапки, можно и не выбрасывать, на память взять),  напялив их и засучив брюки отправиться по деревянным мосткам и лестницам, проложенным над бурлящими среди камней потоками под самую стремнину американской Ниагары. Ступеньки мокрые от стоящей в воздухе водяной пыли, на верхнюю площадку время от времени сносит потоки воды. Водопад грохочет, немного страшно, но обзор открывается великолепный – и на сам водопад и на реку, которая кипит под ним. Пооглядывавшись, нафотографировавшись, посмеявшись над табличкой «no smoking» - тут и захочешь закурить, так не получится, и физиономии и руки мокрые, и объективы у фотокамер забрызганы, – мы отправились в обратный путь, чтобы,  поменяв наверху желтые плащи на голубые, вновь, уже на лифте, спуститься к пристани на реке.

Голубые плащи выдают для путешествия на пароходике к самому сердцу водопада – под «подкову». Кораблик подплывает к ней почти вплотную, насколько позволяет мощь мотора, чтобы удержаться, не сорваться. Дух захватывает от вида, который на время  окружает пароходик с трех сторон. Верхний край грохочущего жемчужного потока теряется в вышине, почти неразличимый под сероватыми облаками. Упав и вновь превратившись в реку, вода еще долго бурлит, кипит, будто сердится, что не дали ей пути по равнине, заставили падать с высоты – пока не находит себе удобное место в каменистом русле и немного не успокаивается. Глядя на массу воды, и сознавая, что водопад был таким же и вчера, и тысячи лет назад и ничего не изменится завтра, невольно возникает сомнение в том, что пресной воды на Земле маловато – вон ее сколько! Бери, используй! И американцы используют.  Еще с конца XIX века на Ниагаре действуют электростанции, в разработке первой из них принимал участие Тесла, которому здесь поставлен памятник.

Пока корабль делал разворот под подковой, на пару минут выглянуло солнце, и мы успели заснять радугу над Ниагарой. Вероятно, на этом месте радуга обычное явление, ведь воздух насквозь пропитан водяной пылью.

Мы провели на Ниагаре полтора дня: любовались разноцветьем прибрежным рощ, посетили небольшой Аквариум, где показывают шоу морских котиков. Лицезрели впечатляющую ночную подсветку и красочный салют с канадской стороны.

На обратном пути к Нью-Йорку мы сделали крюк и посетили еще один водопад, кажется, местечко называлось Water Leak. Там водопад совсем непохожий на Ниагару, но по-своему очень живописный. Неширокий, несильный по осеннему времени (а весной, должно быть бурный) поток пробил себе в слоистой горной породе путь, на финише превращая узкий проход в обширное и глубокое ущелье. Следуя за плавными поворотами русла ручья, наблюдая, как он срывается с уступов и вновь некоторое время течет плавно,  мы проследовали вверх по ущелью по специально проложенной для туристов тропе почти к истоку. А, поднявшись на высоту, вернулись обратно по лесу, который очень похож на наш, и даже парочку грибов вроде сыроежек нашли.

Таким было наше первое, «водопадное» путешествие. О втором автомобильном вояже – большом, пятидневном, – о горах, долинах, каньонах и секвойях, я поведаю Вам, дорогой друг, в следующем письме.


Продолжение на
http://www.proza.ru/2012/11/28/480