Жаждущие жить

Борис Артемов
На фото: автор с Виктором, Ирой, Гошей и Настей.

Сегодня, во времена всеобщего безденежья, апатии и социальной усталости удивительно увидеть горящие неравнодушные глаза. В уютной хортицкой «Пекторали» на одном из семинаров проекта «Место встречи - Диалог», этих ребят невозможно было не заметить. Две молодые и красивые семейные пары, слишком яркие и необычные, чтобы затеряться среди множества шумящих деток, студентов-волонтёров, беспокойных пенсионеров и бойких бабушек самодеятельного хора «Червона Калина» Жовтневого терцентра

ИРА
Родилась я в России, в Березняках. Потом вся семья переехала в Керчь, на Украину. Там прошло детство. Играла с куклами, училась в школе, в техникуме, занималась бальными танцами. А работать поехала по распределению на шахту в Торез. Жила в общежитии. Встретила человека. Расписались. Родились Владик и Марийка. Со временем переехали на родину мужа, в Черкасскую область. Вот только семейная жизнь не сложилась. Может быть, если бы не случилось то, что случилось, или дети были совсем маленькими, я бы пыталась сохранить отношения, но быть обузой для человека, который этим тяготится…

Я и сегодня обожаю конный спорт. Любоваться этими благородными животными – настоящее счастье. Я всегда крепко держалась в стременах и никогда не думала, что есть сила, способная выбросить меня из седла. Но в тот раз мой Орлик напуганный чем-то неожиданно понес. Сбросил меня прямо на камни…Тяжёлая травма позвоночника… неудачная операция, ещё одна…

Муж в тот период заботился обо мне, ухаживал, но я читала в его глазах, что делает он это скорее по обязанности, чтобы родственники, соседи и знакомые чего не сказали. Дети, к счастью, тогда уже жили самостоятельно, учились в университете. Конечно, они нуждались в материальной помощи. И тогда и теперь муж, да и мои родители тоже, помогают им по мере возможности. А я решила освободить всех от заботы о себе. И родителей, и детей, и мужа. Может, решила неправильно, но несправедливо, когда люди живут в путах навязанных им извне обстоятельств.

У нас, к сожалению, многое не приспособлено для совместного проживания инвалидов и здоровых. Преодоление повседневных бытовых проблем превращается в настоящий героизм. А героем быть ежедневно может далеко не каждый. Таково наше общество. Об этом горько говорить, но многие не понимают и не хотят понять наших потребностей. Если что и меняется, то со страшным скрипом и инерцией. Приходится просить, а порой и требовать даже то, что гарантировано законами.

Всё очень непросто, впору отчаяться. А я – счастлива. Прошлое – прошло. Теперь у меня новая жизнь. В коляске. И я рада, что есть Виктор, жизнерадостный человек, с которым я иду, вернее, еду по жизни вместе. И что вокруг, несмотря ни на что, много замечательных хороших людей.

ВИКТОР
Я родился в Запорожье, на третьем Шевченковском. Учился в многопрофильном лицее. До седьмого класса был отличником. Математика, иностранные языки, право… А ещё, как у многих пацанов, футбол, легкая атлетика – даже стал чемпионом области по бегу, ритмика, танцы.

Собирался в университет или в академию, но, видать, не судьба. Нелепо: среди документов затерялись фотографии. Место ушло другому. Так что на полтора года вместо университетской скамьи оказался в армии. Не жалею. Стал сержантом, замкомвзвода зенитно-ракетного полка. После армии работал на мебельном производстве. Вначале клеил кромку, но за два с половиной года стал квалифицированным мастером...

 А потом – авария. Помню слепящие дальние огни встречной фуры ночью на подъеме к Гарбузовскому мосту, выбоину на дороге и наш «жигуль» летящий под откос. Кузов повело в восьми местах. Счастье, что не рванул бак и три запасных канистры. Водитель отделался ушибами и лёгким испугом. А у меня пятьдесят два перелома только на ногах.

 Спасибо ребятам на крутом «БМВ» ехавшим навстречу из Днепропетровска – вызвали скорую. Вот только в Запорожье, в операционную я попал лишь через восемнадцать часов. Врач так и сказал: «гонимся за уходящим поездом». Что-то сшивали, собирали из костно-мясного крошева, но началась гангрена. Через три дня пришлось ампутировать правую ногу, а через две недели левую. Спасибо руку сохранили. Так я оказался в коляске.

Сперва думал – жизнь закончилась, а потом понял: раз выжил – значит надо жить. Получить новую профессию. Найти работу, чтобы не зависеть от мизерной пенсии. Не всё из задуманного получилось. Но мне повезло – друзья остались друзьями. А самое главное – три года назад я встретил её, Ирину. Теперь мне есть, для кого жить.

 Мы с Ирой везде вместе. Учимся, работу ищем, бытовые проблемы преодолеваем. Спортом всерьёз занимаемся. Марафоны, фехтование. Мечтаем попасть в параолимпийскую сборную. Замыкаться ведь в скорлупе в нашем положении никак нельзя. Если жить – то полной жизнью.

Ира очень красивая. Даже победила в конкурсе красоты в Святогорске. Не шутка – сто пятьдесят девочек состязались! А корона ей досталась. Девчонки танцевали, представляли себя, пели, декламировали. Красота – это ведь не только смазливое личико.
Тогда городской голова поспособствовал платье для участия приобрести, и билеты для поездки купить. И спонсор от области, депутат, сын генерального прокурора, на подарок для победительницы не поскупился. Разное о них говорят, но что было – то было.

ГОША
У меня, пожалуй, нет особого опыта жизни «до травмы», разве что – материнская утроба и первые мгновения существования. Это называется – родовая травма. Инвалид с рождения. Так случилось. Но мне повезло с близкими, соседями и друзьями.

Да, как это принято говорить – у меня особые потребности, но я никогда при этом не ощущал себя неполноценным. Хотя и редко видел сверстников: числился в 61-й школе, но учился дома.

Лишь в шестом классе ко мне пришли сразу четыре одноклассницы. Не просто передали у порога очередные контрольные. Принесли что-то сладкое, остались пить чай. Мы смеялись, разговаривали. Лёд растаял. В тот год у меня дома перебывали все одноклассники. Оказалось что между нами не так уж и много преград. Мне нравится общаться с людьми, а им легко со мной. Можно ныть и жаловаться, а можно улыбаться и радоваться каждому новому дню.

 Если бы у меня спросили, зачем ты живёшь, я ответил бы – для того, что бы убедить многих потерявших себя: настоящие травмы не в ногах – в головах, в собственной слабости, лени и страхе. Только захотите, поверьте в свои силы, и жизнь станет для вас яркой и интересной. Вы найдёте себя. И может, как и я, встретите настоящую любовь.

НАСТЯ
Мы познакомились в христианском лагере на Великом Лугу. Гоша проводил мастер-класс по ремонту телефонов. А попросту – просто так, шутя, как бы походя, совершенно бесплатно, чинил любые, даже самые сложные поломки у мобильников ребят. При этом что-то потрясающе интересно рассказывал. Мы разговорились и никак не могли наговориться. А потом начали созваниваться, встречаться.

 Не скрою, родители были в шоке, пытались отговаривать меня от необдуманных шагов, но они хорошо знают меня. Я тихая и молчаливая, но уж если решу – не отступлюсь. И всегда сделаю так, как считаю правильным.

 Мы уже три года вместе и я помню и дорожу каждым прожитым днём. Гоша говорит, что каждый в жизни достоин и заслуживает того, что имеет. Моя заслуга и достижение– говорит он – это ты. Я улыбаюсь и не спорю.

Это правда – все мы сами создаем себя и свою жизнь. И здоровые, и люди с особыми потребностями. И какой она получится, зависит только от нас. Безо всяких скидок и снисхождения.