Последствия чернобыля - 10

Малин -1
                ЭТО  ТОЛЬКО  КУКЛА,  А  ДЕТИ  ЧЕРНОБЫЛЯ,  ОСОБЕННО  РОЖДЁННЫЕ
ПОСЛЕ  ТРАГЕДИИ,  ВЫГЛЯДЯТ  ПОРОЙ ЕЩЁ  УЖАСНЕЙ  И  УЧАСТЬ  ИХ  ОЧЕНЬ  ПЕЧАЛЬНА  И  СТРАШНА... ГОСПОДИ,  СКОЛЬКО  УРОДОВ  И  НЕСЧАСТНЫХ  ДЕТЕЙ  РОДИЛОСЬ  ПОСЛЕ  КАТАСТРОФЫ НА  СВОЁ  ГОРЕ...  КТО  ВИДЕЛ  ИХ  ЖИЗНЬ  И  УВИДЕЛ  ИХ  ЖУТКУЮ  ВНЕШНОСТЬ ???

                -------------------------------

                ИЗ  ИНТЕРНЕТА


Чернобыльская катастрофа: последствия и пути преодоления
 

Сегодня, спустя два десятилетия после аварии на ЧАЭС, нельзя думать о ней, как о событии, ушедшем в прошлое. Эта катастрофа продолжает оказывать негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности, и нельзя быть уверенным в том, что самые негативные последствия для здоровья людей уже позади. Относительные последствия катастрофы для Республики Беларусь оказались значительно тяжелее, чем для соседних Украины и России.

Экологические и медицинские последствия
 

26 апреля 1986 года на 4-м блоке Чернобыльской атомной станции, расположенной в небольшом украинском городке Припяти в нескольких километрах от белорусской границы, произошла самая крупная в мировой истории техногенная катастрофа. В первые недели после нее высокие уровни радиации наблюдались на всей территории Беларуси.

В последующий период, включая настоящее время и обозримое будущее, радиоэкологическая обстановка в республике определяется долгоживущими изотопами. В их числе и цезий-137, которым непосредственно после аварии было загрязнено 23 % территории республики, где проживало около 2 миллионов человек. По данным международной экспертизы, около 35 процентов всех выпадений этого радионуклида на европейском континенте приходится на Беларусь. С учетом тяжести последствий катастрофы государством был предпринят ряд широкомасштабных мер, в том числе отселение с наиболее загрязненных территорий.

Оценка состояния здоровья пострадавшего населения Беларуси проводится путем анализа результатов организованной Минздравом Республики Беларусь специальной диспансеризации более полутора млн. человек, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Карты выпадений йода-131 и географическое распределение случаев рака щитовидной железы свидетельствуют, что "йодному удару" подверглось практически все население Беларуси.

Для всех категорий пострадавших от катастрофы на ЧАЭС наблюдается рост заболеваемости, прежде всего аутоиммунным тиреоидитом (болезнь щитовидной железы), болезнями системы кровообращения, психоневрологическими расстройствами, которые по существующим представлениям не относятся к радиационно-обусловленным.

Особый контроль осуществляется за состоянием здоровья участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которых сейчас в Беларуси более 115 тысяч человек. Сравнение показателей общей заболеваемости показывает, что относительный риск быть больным у них более чем в 2 раза выше, чем у взрослого населения Беларуси почти по всем видам заболеваний.

Социально-экономический ущерб
 

Чернобыльская катастрофа оказала воздействие на все сферы жизнедеятельности человека - производство, культуру, науку, экономику и др. Из сельскохозяйственного оборота выведено 2,64 тыс. кв. км сельхозугодий. За послеаварийные годы удалось возвратить в сельскохозяйственный оборот лишь 0,15 тыс. кв. км земель.

Сократились посевные площади и валовой сбор сельскохозяйственных культур, существенно уменьшилось поголовье скота. Значительно уменьшены размеры пользования минерально-сырьевыми ресурсами. Большой урон нанесен лесному хозяйству. Ежегодные потери древесных ресурсов превышают в настоящее время 2 млн. кубических метров. В зоне загрязнения и сейчас находится около 340 промышленных предприятий, условия функционирования которых существенно ухудшились. "Чернобыльские" районы Беларуси характеризуются искаженной демографической ситуаций. Более 137 тысяч человек было переселено. Суммарный ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период преодоления ее последствий, оценивается в 235 млрд. долларов США, что равно 32 бюджетам республики 1985 года.

Основные направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
 

Постановлением Верховного Совета в 1990 году был образован Государственный комитет Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ныне - Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь (www.chernobyl.by).

В 1992 году Президиум Совета Министров одобрил Программу по преодолению в Беларуси последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1993-1995 гг. Аналогичная программа выполнялась в 1996-2000 гг. В настоящее время завершена Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 гг. и начинается реализация очередной программы, рассчитанной на 2006-2010 гг. Это свидетельствует о том, что значимость чернобыльских проблем для Беларуси остается на общегосударственном уровне.

Выработка и реализация государственной политики в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы осуществляется при непосредственном участии Президента Республики Беларусь. В деятельности Президента и его Администрации установилась система контроля над реализацией чернобыльского законодательства и Госпрограммы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Она включает периодические (не менее двух раз в год) рабочие поездки Президента в загрязненные радионуклидами регионы страны и рассмотрение на месте наболевших проблем пострадавшего населения.

Верховным Советом Республики Беларусь в 1991 году были приняты основополагающие чернобыльские законы - "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" и "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствии с этими законами затраты на чернобыльские программы в республиканском бюджете составляли до 21 % в год. Значительная часть этих средств направляется на социальную защиту пострадавшего населения. На преодоление ущерба, оцененного в 32 среднегодовых бюджета, за все постчернобыльские годы направлено около 17 млрд. долларов США. За счет этих средств, а также благодаря усилиям органов государственного управления, законодателей, ученых и специалистов, ряд важнейших проблем удалось решить. В республике создана нормативная правовая база практически по всем направлениям преодоления последствий аварии. В рамках первоочередных мер радиационной защиты практически завершено переселение граждан с наиболее загрязненных территорий. Защитные меры в агропромышленном комплексе позволяют держать под контролем производство сельскохозяйственной продукции. Создана и надежно функционирует система радиационного контроля и мониторинга. Действует система социальной защиты всех категорий пострадавшего населения. В районах загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания.

Международное сотрудничество
 

С 1989 года нашей страной прилагаются значительные усилия по привлечению международных организаций, зарубежных правительств, фирм, компаний, неправительственных структур, а также политиков, деятелей науки и культуры, простых граждан к национальным мероприятиям по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

Наиболее весомыми и значимыми международными документами по международному чернобыльскому сотрудничеству являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН).

Впервые чернобыльский вопрос был поднят в сентябре 1989 года, когда глава делегации БССР информировал 44-ю сессию Генеральной Ассамблеи о последствиях чернобыльской катастрофы и официально обратился к мировому сообществу за содействием и помощью. Резолюция следующей сессии 45/190 явилась первым документом, заложившим основы международного сотрудничества по чернобыльской проблематике. Впоследствии "чернобыльские" резолюции принимались на пленарных заседаниях 46, 47, 48, 50, 52, 54, 56, 58 и 60-ой сессий ГА ООН.

Признанием актуальности поднимаемых проблем стало соавторство по проекту резолюции 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН со стороны 69 государств - это самое большое число соавторов резолюций Генеральной Ассамблеи по Чернобылю за последние тринадцать лет.

С целью преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС помощь нашей стране была оказана со стороны организаций системы ООН, по линии программы ТАСИС Европейского Союза, по линии Гуманитарного офиса ЕС. Чернобыльская тематика включена в программу технического сотрудничества МАГАТЭ и страновую программу ПРООН для Беларуси.

Весьма активно развивается сотрудничество с неправительственными организациями зарубежных стран. По линии общественных структур ежегодно в Республику Беларусь поступало и продолжает поступать иностранной безвозмездной помощи в виде товаров на сумму порядка 50 млн. долл. США (в основном из Германии, Канады, Италии, КНР, Японии и ряда других стран).

Необходимо отметить, что международное чернобыльское сотрудничество в 90-х гг. не принимало системного характера.

В феврале 2002 года миссией ООН был представлен доклад "Гуманитарные последствия аварии на ЧАЭС. Стратегия реабилитации", одной из главных составляющих которого стали рекомендации об изменении приоритетов международного чернобыльского сотрудничества.

Стратегия, рассчитанная на десять лет, предусматривает переход от чрезвычайной гуманитарной помощи к оказанию содействия устойчивому развитию пострадавших территорий. В настоящее время стратегические предложения миссии ООН находят свою практическую реализацию в инициативах ВОЗ, ПРООН, МАГАТЭ, других учреждений ООН, программы ТАСИС Европейского Союза.

Реагируя на призывы ООН, экспертами Всемирного банка был подготовлен документ "Беларусь: Обзор последствий аварии на Чернобыльской АЭС и программ по их преодолению", в котором предложен комплекс рекомендаций Правительству Беларуси. Осуществление указанных мероприятий планируется за счет кредитных средства Всемирного банка. В настоящее время закончена подготовка 1-го этапа совместного кредитного проекта Республики Беларусь и Всемирного банка по социально-экономической реабилитации районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, касающегося проведения мероприятий по повышению энергоэффективности энергосбережения и газификации (50 млн. долл. США). На втором этапе планируется проведение мероприятий по оптимизации водоснабжения в пострадавших районах.

Несколько лет назад начали свою работу новые чернобыльские инициативы - Международная научно-исследовательская и информационная сеть по Чернобылю под эгидой ООН и Международный форум по Чернобылю под эгидой МАГАТЭ.

Осуществляет свою деятельность международная программа нового поколения "Сотрудничество для реабилитации в регионах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС", которая направлена на устойчивое повышение уровня жизни населения и создание условий его безопасного проживания в четырех районах (Славгородском, Чечерском, Брагинском и Столинском), пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Реализация Программы CORE основана на принципах сотрудничества, межотраслевой интеграции, повышения социальной и экономической активности населения. Со времени начала реализации Программы CORE было одобрено 105 проектов. Вклад национальных и международных партнеров составил более 3,5 миллиона евро.

Удалось добиться инициирования рядом депутатов Европарламента письменной декларации о необходимости принятия Евросоюзом действий по оказанию помощи пострадавшим от чернобыльской катастрофы регионам, в частности по медицинской помощи.

Чернобыльское направление сотрудничества стало одним из приоритетных в деятельности Еврокомиссии, что отражается закреплением этой тематики в Национальной программе действий для Беларуси и проекте Стратегии партнерства с Беларусью в рамках программы ТАСИС. В качестве ключевых элементов сотрудничества названы участие в программе "Сотрудничество для реабилитации", а также изучение медицинских последствий аварии для определения реальной ситуации и потребности в помощи.

Значительный импульс международному сотрудничеству в этой области придала Международная конференция "Чернобыль 20 лет спустя. Стратегия восстановления и устойчивого развития пострадавших регионов", которая проходила 19-21 апреля 2006 г. в Минске и Гомеле.

На конференции обобщен опыт преодоления последствий чернобыльской катастрофы, обсуждены результаты научных исследований, эффективность предпринятых и предпринимаемых мер, выработаны рекомендации, определяющие стратегию действий по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС на последующее десятилетие.

 
                ВЗЯТО  ИЗ ИНТИЕРНЕТА


Все права защищены © 2003-2012 Министерство иностранных дел Республики Беларусь.