О социальной ответственности

Дениска Иванов
   Недавно со мной приключился один интересный случай. Это был день независимости Латвии, когда после романтической прогулки по старой Риге мы с женой возвращались домой. Вечер был просто волшебным, и после вина и тёплого ужина, казалось, ничто не в силах его испортить. В прошлом году мы пропустили праздничный салют, поэтому в этот раз мы спешили на набережную, чтобы успеть наверняка. Мы вышли из троллейбуса и пошли в сторону набережной. На улице было 18 ноября, и, несмотря на то, что снега не было, меня через шарф и плотно укутанное пальто пробивал мороз. Пройдя буквально пол квартала, я обратил внимание на человека, который лежал и спал прямо на земле! Что поразило меня больше, так это то, что все спокойно проходили мимо. Я незамедлительно подошёл к нему и начал его будить. От него слегка пахло алкоголем. После моих недолгих разъяснений о том, что на морозе спать нельзя он промычал что-то невнятное и начал рассказывать о том, как его уволили с работы. Одежда на нём была приличная. Видя, что он еле стоит на ногах – я тут же позвонил и вызвал скорую помощь. За все эти минут 5 – остановился поинтересоваться всё ли в порядке лишь один человек, да и то, как мне показалось - из вежливости. Пока мы стояли с женой и ждали карету скорой помощи, которая приехала через 12 минут – начался фейерверк… Мы снова его пропустили. В этот раз из-за какого-то напившегося идиота. Сперва меня взяла злость, но потом, уже дома, я начал анализировать ситуацию.
   Сразу хочу заметить, что это далеко не первый случай, когда я помогаю человеку, которому нужна помощь. Люди проходят мимо и не обращают внимания на других. А ведь такое может случиться с нами, с нашими родителями, друзьями, детьми. Люди думают что-то вроде „Ой, ещё один напился” или „Зачем мне это?”. Никто и на секунду не задумывается о том, что, может, человеку стало плохо. Или о том, что это – чей-либо отец, сын, муж... Да даже если он несчастный, никому не нужный бомж – что это меняет? В первую очередь – это человек в беде, которому нужна ваша помощь. Даже если он мертвецки напился, с кем не бывает? Я думаю, если бы вы оказались на его месте - то вы бы точно хотели, чтобы вам помогли. Многие скажут – я бы не оказался на его месте… Не зарекайтесь! Никто не застрахован от форс мажора и тяжёлых жизненных неурядиц!
   Анализируя ситуацию дальше, я пришёл к выводу, что раз этот человек напился настолько, что в силу этого решил поспать на морозе – он повёл себя до ужаса безответственно. Конкретно в данной ситуации – он не подумал о последствиях и не был к ним готов – классический вариант. В результате своего безответственного поведения – его жизнь оказалась под угрозой, в то время как он – ничего был не в силах с этим поделать. Он был просто физически не способен защитить себя от этой угрозы (дойти до дома, вызвать скорую и.т.д.). Значит, выходит – я взял ответственность за его безопасность на себя, вместо него!?
   Сперва, подобный вывод вызвал кратковременный ступор мыслей в моей голове, но после небольшого размышления, я повторно пришёл к такому же заключению. Это заставило меня посмотреть на произошедшее с другой стороны. Что-то вынудило меня взять на себя ответственность за безопасность другого человека, при этом пожертвовав своими интересами. То есть, выбирая между своим интересом – посмотреть салют, и чужим интересом – помочь/спасти человека, я выбрал последнее, что, теперь кажется вполне логичным и очевидным выбором. Салют, который происходит каждый год, кажется ничем по сравнению с безопасностью другого человека, пусть даже незнакомого и безответственного. На данном этапе размышлений у меня оставалось лишь два вопроса: 1) что заставило меня сделать именно такой выбор и пожертвовать своими интересами, ради незнакомца, и 2) Чего не хватает обществу, почему я был единственный, кто был готов оказать человеку помощь в данной ситуации?
   К моему изумлению, ответ на оба вопроса был одинаковым! Первое, что мне пришло в голову – это совесть. Но, немного поразмыслив, я решил, что это не совсем то. Совесть – понятие до нельзя абстрактное, субъективное и философское. Совесть – это лишь форма явления, лишённая какого-либо конкретного содержания. В нашем случае, это было вполне конкретное социальное явление. Немного порывшись в интернете, я не нашёл обозначения тому, что  было необходимо выразить, поэтому я дал этому явлению своё название. Если вы посмотрите в словарях, то это словосочетание будет иметь совершенно другое значение, и всё же ничего более точного придумать я не смог. Социальная (общественная) ответственность. В случае нашего общества – скорее социальная безответственность.
   Это социальное явление, которое, на мой взгляд, должно быть качеством характера людей, я наделил следующим содержанием: в определённых ситуациях, когда отдельный член общества по каким-либо соображениям, в силу своей беспомощности не способен взять ответственность за себя и свою безопасность, за него несёт ответственность всё общество или же – каждый отдельный член общества. Это очень тесно граничит с таким понятием как „гражданский долг”. Иначе говоря, подобно круговой поруке – есть ситуации, когда каждый член общества отвечает за каждого другого. Конечно, в первую очередь, речь идёт о ситуациях, когда в силу своего беспомощного состояния человек не может отвечать за свою безопасность. В этом случае долг каждого, отдельно взятого члена общества – взять ответственность на себя и позаботиться о его безопасности. Многие из вас скажут – „А зачем мне это нужно?”. На сей вопрос я дам сугубо субъективный ответ: наше общество, подобно пирамиде, состоящей из кирпичиков. Пирамида стоит плотно, когда все кирпичики на своих местах. Поэтому, если есть шанс помочь другому человеку – грех этого не сделать, особенно, если при этом вы знаете, что в случае чего – помогут и вам! Если все люди в мире будут социально ответственны (что конечно же утопично, но это не значит, что к этому не следует стремиться), то наше общество избавится от множества проблем, и шагнёт на новую ступень общественного и нравственного развития. После такого ответа, многие скажут, что от таких мыслей и до коммунизма недалеко – отвечу, что я не предлагаю применять эту идею в качестве экономического или политического устройства. Просто нужно относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Нам необходимо работать над собой и стремиться сделать это чертой нашего характера, ведь, чтобы изменить мир - необходимо начать с себя!
   Да, это факт – к сожалению, нашему обществу не хватает социальной ответственности. Именно поэтому, каждую зиму на улицах умирают и замерзают люди, а мы просто проходим мимо. И это не изменит ни одна финансовая реформа, ни одна ратификация международных договоров, и даже ни одна экономическая модель! До тех пор, пока мы будем безразличны к жизни и безопасности других людей, только потому, что мы их не знаем лично или у них дешёвая одежда – до тех пор, каждый из нас не застрахован от несчастных случаев! Лишь изменив себя и своё отношение – мы можем помочь и себе, и окружающим.
   Однако, из всего вышесказанного выплывает ещё один, вполне справедливый вопрос: жертвуя своими интересами, ради интересов другого человека, как далеко стоит нам заходить? Правильнее даже будет – как далеко мы способны зайти? Где та грань, когда мы обязаны помочь человеку, а когда нет? К сожалению, этот вопрос остаётся открытым, ибо я не способен дать читателю конкретный, однозначный ответ. Я как всегда могу лишь поделиться своим мнением на этот счёт.
   Конечно, это до неприличия субъективно, но я помогу человеку всегда, когда он в моей помощи нуждается. Для этого достаточно задать себе вопрос – если бы я был на его месте, хотел бы я, чтобы мне помогли? Даже если бездомный просит у меня денег – я дам ему больше, чем пару копеек. Потому, что для меня этот лат или два – пустяки. Я их отработаю за пару часов на работе. В свою очередь для этого человека – это средства к существованию, быть может, на неделю. Мне не сложно оценить свои интересы и сопоставить их с интересами другого человека. Гораздо сложнее мне (как и любому другому) бы пришлось в ситуации, если, чтобы помочь – необходимо поставить под угрозу собственную жизнь. Опять, это моё личное отношение, но я спокойно готов войти в горящее здание или прыгнуть в воду, чтобы попытаться спасти человека. Возможно в этой ситуации – именно я поведу себя безответственно, ибо не подумаю о себе и о своих близких. Но я более чем уверен, что если бы я оказался в горящем здании или в воде – именно мои близкие были бы первыми, кто хотел бы, чтобы нашёлся человек, готовый рискнуть собой и помочь мне. Конечно, я не утверждаю, что все обязаны геройствовать и бросаться в пожар или на вооружённых преступников, чтобы спасти другого человека. Каждый должен здраво оценивать ситуацию и максимально прилагать ту помощь, которая посильна для него. Во многих ситуациях, если вы – слабая девушка, гораздо продуктивнее будет попытаться привлечь внимание или позвать на помощь, чем совершать опрометчивый поступок. Здесь решающий фактор – то, как вы сами оцениваете свои силы и ситуацию. И если разбудить спящего на морозе человека обязан каждый, то спасение заложников – лучше доверить профессионалам и своевременно донести до них эту  информацию (если это зависит от вас). Кстати говоря – лучший способ формировать в людях чувство социальной ответственности – это давать им пример, своими собственными поступками!
   Кроме всего этого, что делать в ситуациях, когда человек злонамеренно пытается воспользоваться вашим доверием и чувством ответственности? Перед этим вопросом я, увы, снова оказываюсь бессилен. Глупо отказывать человеку в помощи из-за призрачных доводов и догадок. Но в тоже время мы не можем поощрять подобное поведение, ибо именно оно является одним из основных факторов, который лишает людей чувства социальной ответственности и расшатывает пирамиду общественного доверия. Эта проблема также остаётся нерешённой. Всё, что я могу сказать – нам необходимо стараться понимать людей, ставить себя на их место. Человека, которому очевидно нужна помощь, нельзя осуждать – нужно принять его таким, какой он есть, и помочь ему. Прежде, чем делать выводы – подумайте, как бы вы вели себя на его месте? И помните, что не поступки определяют человека, а их мотив.
   Нехватка социальной ответственности - результат взаимодействия многих факторов: занятость, спешка, эгоизм, брезгливость, безразличие, страх, недоверие… Я не говорю, что все обязаны быть смелыми, чувственными альтруистами, но и проходить мимо человека в беде нельзя независимо от вызываемых у вас чувств. Возможно, не имеет смысла вступление в ЕС, подписание многочисленных конвенций по защите прав человека, система социального страхования, борьба с коррупцией… Возможно, всё чего нам не хватает – это капли человечности, понимания и сострадания. Возможно, лишь когда мы поймём, что все мы – люди, и поменяем свой взгляд на некоторые вещи – только тогда наше общество изменится, а мы наконец станем жить лучше. Поэтому если вы видите, что на улице лежит человек, кого-то грабят, бьют или кому-то просто нужна ваша помощь – не проходите мимо. Поставьте себя на его место и спросите: „А хотел бы я, чтобы мне помогли?”.