Белой акации гроздья душистые

Павлова Вера Калиновна
Иллюстрация из интернета. Коллаж Владимира ПАСТУХОВА

Романс можно послушать в исполнении камерно-вокального ансамбля педагогов на странице в списке концертных номеров, расположенного после списка "избранных".

               
           Белой акации гроздья душистые

     Вокруг истории создания этого романса до сих пор не утихают споры. Михаила Матусовского ли стихи, автор музыки Вениамин Баснер или кто-то другой? Воспетая в романсе акация чья: Одесская, Московская, Киевская? Существует много версий, но ни одна не выдерживает критики.

     Приступая к съёмкам телефильма "Дни Турбиных", Владимир Басов обратился к своему любимому поэту – песеннику Михаилу Матусовскому с просьбой написать запоминающиеся слова  романса специально к этому фильму. Да еще такие, чтобы подчеркивали лейтмотив настроения героев пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» и местами его же романа «Белая гвардия», чтобы зритель сразу же мысленно перенесся в события гражданской войны и в терзаемый бесконечной сменой властей многострадальный Киев-город…
 
     Матусовский предложил Басову один из самых любимых ими романсов «Белой акации гроздья душистые», который, родившись в далеком 1902 году, с успехом пережив несколько переделок текста, дожил до Октябрьской революции.  Слова первоисточника,  скорее всего, написаны поэтом А. А. Пугачевым и положены на музыку композитором А. Зориным (настоящая фамилия — А. М. Цимбал).
 
     Впервые слова этого романса были опубликованы в 1902 году в сборнике «Цыганские ночи» без указания имен авторов слов и музыки, а поэтому до сих пор не прекращаются споры об авторстве этого произведения. Летом 1903 года петербургская «Нотопечатня В. Бесселя и Ко» в серии «Цыганские песни Н. П. Люценко» издала уже клавир романса «с вокальными партиями для тенора и сопрано» в сопровождении фортепиано.

     Романс становился все более популярным. Его текст и ноты публиковались с подзаголовком «известный цыганский романс в редакции Вари Паниной и музыкальной обработке Зорина», но при этом, по-прежнему, оставался безымянным.
 
     В годы Первой мировой войны мелодию известного романса использовал народ, создав и полностью заменив текст, солдатскую патриотическую песню, которая начиналась такими словами:
 
Слышали, деды, — война
началася,
Бросай свое дело, в поход
собирайся.
Мы смело в бой пойдем за
Русь Святую
И как один прольем кровь
молодую

     Добровольцы армии царского генерала А. И. Деникина, переделав и дополнив куплеты этой песни, сделали ее гимном своей Добровольческой армии, который в 1919 году распевали и в захваченном ими Киеве.
 
     Текст ее с разными словами пели по разные стороны баррикад, и белые, и красные. Причем, естественно, каждый на свой лад.
 
Слышали деды — война началася,
Бросай свое дело, в поход
собирайся.
Мы смело в бой пойдем
за власть Советов
И как один умрём
В борьбе за это.

     Много времени прошло… минула Великая Отечественная Война. И только в середине 70 годов власти разрешили экранизацию этого «идеологически вредного» произведения. Владимир Басов внимательно прочёл и произведение Булгакова «Белая гвардия». Режиссёр проникся его настроением, неповторимой атмосферой Города. Тогда и обратился он к поэту М. Матусовскому.

     Приступая к съёмкам, В. Басов вспомнил, что во времена, когда происходит действие в фильме;  был популярным романс «Белой акации гроздья душистые». Мелодия  за  все эти годы изменилась до неузнаваемости.  Стал маршевым и ритм романса, который лёг в основу  революционной песни «Смело мы в бой пойдём».

     Режиссер захотел, чтобы темы этих двух песен прозвучали в картине как отзыв, эхо,  как отдаленное воспоминание тех лет. Следующее рождение нового-старого романса началось сразу после премьеры телефильма.
 
     Однажды Людмила Сенчина приехала на дачу Вениамина Баснера с просьбой написать для нее мелодии нескольких новых песен. Композитор предложил ей новую полную версию «Белой акации». Здесь первый и четвёртый куплеты романса.

Целую ночь соловей нам
насвистывал,
Город молчал и молчали дома.
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума.
 
В час, когда ветер бушует
неистово,
С новою силою чувствую я:
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя.

     С тех пор триумфальное шествие романса «Белой акации гроздья душистые» началось по всей стране. В любом уголке тогдашнего отечества нашего можно было услышать грустные и проникновенные строки романса о юности и любви, о цветущей акации и великом Городе... Романс этот уже пережил всех своих создателей и стал поистине народным.

     Романс изложен в благоприятной для пения тональности ми-минор. Мелодия его очень удобно поётся на два голоса: может исполняться дуэтом женских голосов - сопрано, альт, а также красиво звучит он и в исполнении сопрано и тенора. Особую гармоническую красоту мелодии придают почти интуитивно подстраиваемые во время пения терции во втором голосе в запеве и широко и красиво звучащие сексты в припеве.
 
   21 ноября 2012 г.

Благодарю автора Владимира Пастухова за музыкальный коллаж. Мелодия романса в нём словно летит в безбрежную даль морскую... 

          По этой ссылке романс можно послушать:

http://www.youtube.com/watch?v=nQKLMx2ULgE&feature=youtu.be